Просмотр содержимого документа
«Занятие на тему "Воздушный океан"»
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Северобайкальский Центр Развития Ребенка детский сад «Золотой ключик».
Занятие в подготовительной группе.
«Воздушный океан»
Воспитатель: Кудла Светлана
Алексеевна.
Цель: уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятиях по защите его от загрязнения, формировать интерес к экспериментальной работе, моделированию.
Познакомить с природным явлением «ветер», причинами его возникновения, влиянием на жизнь живых организмов человека. Развивать речь, логическое мышление, интерес к природным явлениям, воспитывать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Предварительная работа: игра «мыльные пузыри, загадывание загадок о воздухе, ветре. Слушание фрагментов из сказки А.С. Пушкина «О царе Салтане». Чтение рассказов «Воздух», «Смерч», Ю. Ефремова. «Ветер» М. Исаковского. Энциклопедии Т. Нуждиной «Чудо повсюду», изготовление вертушек и игры с ними.
Материал: карточки с изображением ветра, бури и т.д.; источниками загрязнения воздуха. Картина «Лес». Воздушный шарик, кубик, парашютик, стаканы, губки, тазик с водой, полоски бумаги.
Загадать детям загадку: «Такой большой, что занимает весь мир.
Такой маленький, что в любую щель пролезет» (воздух).
-Посмотрите, у меня есть пакет, а в нем…(кубики).
-Как вы догадались? (увидели)
- А теперь освободим пакет (вынимаем кубики, а сверху скручиваем пакет)
-Почему теперь пакет выпуклый? Что в нем есть? (воздух)
-Да, ребята, это воздух, и он находится везде, он окружает нашу Землю.
-Для чего нам нужен воздух? (воздухом дышат люди, животные и растения).
-АА интересно, можно ли увидеть воздух, услышать или осязать? Для этого мы проведем опыты.
II часть. Опыты «Свойства воздуха».
1 опыт. Берем камушек и опускаем в воду, мы видим, что вокруг него появляются пузырьки воздуха. Так мы смогли увидеть воздух.
А еще воздух можно увидеть в морозную погоду. Выдыхая теплый воздух ртом, мы видим пар – это воздух теплый в окружении холодного.
2 опыт. Чтобы услышать воздух, надуем шарик, и медленно будем выпускать из него воздух.
А если подставить под струю выходящего воздуха, можно его и почувствовать.
Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер.
3 опыт. Вы сказали, что воздух нам необходим, чтобы дышать. Значит, мы вдыхаем и выдыхаем воздух.
Берем стакан с водой, опускаем в него соломинку и дуем в нее – в стакане появляются пузырьки воздуха.
4 опыт. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Проверим это: Дети закрывают глаза, а воспитатель в это время брызгает духами, апельсином. Дети чувствуют и угадывают запахи, распространяющиеся в помещении.
5 опыт. Воздух имеет вес. Положим на чашки весов надутый и не надутый шарики. Чашка с надутым шариком перевесит.
6 опыт. А еще воздух умеет сжиматься, что произойдет с салфеткой, брошенной в таз с водой? (проделываем опыт)
- Намокнет ли салфетка, опущенная в воду в перевернутом стакане?
Проводим эксперимент: ко дну стакана кусочком липучки прикрепить сложенную вчетверо салфетку, опустить стакан в воду.
-Намокла ли бумага? Почему? (воздух остался).
III часть.
Мы узнали с вами свойства воздуха, а теперь отгадайте еще одну загадку.
«Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать
Кто я? Можешь отгадать?» (ветер)
Давайте поговорим о силе ветра, и о его влиянии на жизнь человека и живых организмов.
В начале поговорим: воздух, какой он? (перечислить свойства воздуха).
-Ветер нам вред или пользу приносит? (парусник с надутыми парусами, разрушенный дом после урагана, сломанное дерево, ветряная мельница).
-Как человек использует ветер? (пылесос, вентилятор, веер, надувной круг)
-Как ветер помогает растениям? (распространяет семена).
-А как вредит? (ломаются деревья, во время лесного пожара происходит все больший и больший охват огнем).
-Как звери учитывают ветер во время охоты?
-Что было бы, если бы не стало воздуха и ветра?
А теперь подведем итог нашей беседы: воздух необходим всему живому на земле. Как же сделать, чтобы воздух оставался чистым, ведь каждый год он загрязняется трубами заводов, выхлопами автомашин (проблемная ситуация) – озеленять Землю растениями.