Просмотр содержимого документа
«Закаливание малышей в детском саду»
Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие: физиологическая сущность закаливания, принципы закаливания. Виды закаливания, влияние на организм ребенка каждого вида. Методика организации и проведения закаливающих процедур в ДОУ.
Закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит от простудных заболеваний и тем самым значительно продлевает срок активной творческой жизни человека. Начинать закаливание лучше с раннего возраста. Основными природными факторами закаливания являются воздух, солнце и вода. Достаточное пребывание ребенка на воздухе; регулярное проветривание помещения; одежда, позволяющая свободно двигаться без перегревания – все эти факторы постоянно и естественно оказывают закаливающее влияние на организм.
Средства повышения сопротивляемости организма:
1)Утренняя физзарядка с элементами дыхательной гимнастики. Утренняя гигиеническая гимнастика в ДОУ вводится в качестве обязательного элемента режима дня у детей дошкольного возраста с 3 лет. В теплый период года и при хорошей погоде в переходные периоды прием детей и проведение с ними утренней гигиенической гимнастики должны осуществляться непосредственно на игровых площадках.
2)Утренние гигиенические мероприятия и закаливающие процедуры: чистка зубов и умывание, с проведением при этом закаливающих процедур.
Чистка зубов должна быть организована на базе ДОУ, это дает возможность обучить и проследить за правильностью выполнения этой гигиенической процедуры и, во-вторых, зараженные примером друг друга, дети с охотой ее выполняют, чего не делают дома. При чистке зубов полоскание рта проводится холодной водопроводной (или кипяченой водой комнатной температуры, если есть санитарные ограничения на употребление водопроводной воды) 2-3 раза, с последующим точечным массажем миндалин. Он проводится самим ребенком путем наложения большого и среднего пальцев правой руки на шею в области проекции миндалин и проведения интенсивного кругового массажа их (5-6 раз в одну и другую сторону).
После чистки зубов идет умывание холодной водой в следующей последовательности: руки с мылом - лицо - уши - шея. После умывания производится вытирание, но не насухо, а только нужно снять свободную воду (капли) с вымытых частей тела, с последующим их окончательным обсыханием. Обсыхание - это мощная закаливающая процедура.
После мытья рук с мылом, в предэпидемический и эпидемический по гриппу и ОРЗ период, желательно ежедневно утром и после дневного сна проводить мыльные аппликации носовых ходов. Для мыльных аппликаций может использоваться только туалетное мыло «Детское». Ребенок намыливает указательный пальчик и обрабатывает им на достижимую глубину оба носовых хода.
3)Физкультминутки – проводятся в дошкольных группах с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить наступающее утомление, при проведении развивающих занятий, а затем снова переключить их на продолжение занятия. Физкультминутки вводятся во второй половине занятия, в младшем дошкольном возрасте - через 10, а в старшем - через 15 мин от начала занятия и далее каждые 10 мин по 1,5-2 мин (время проведения физкультминуток в чистое время занятия не включается). Упражнения должны быть знакомы детям и просты по исполнению; они в основном должны охватывать крупные мышечные группы, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника, ходьбой на месте, подскоками, приседанием в быстром темпе. Иногда это могут быть и упражнения для более мелких групп мышц: кистей рук, шеи, лица, глаз и т.д.
4)Точечный профилактический самомассаж 2-3 биологически активных точек лица по схеме – обязательный элемент каждой физкультминутки у детей после 5 лет, направлен на повышение сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Проводить его надо на последней физкультминутке каждого занятия и после дневного сна в ДОУ, и один раз дома перед сном. Причем в утренние часы и днем надо оказывать на кожу более сильное давление, в сочетании с быстрыми, интенсивными движениями, а перед сном массаж должен быть легким, спокойным, неинтенсивным
5) Плановые физкультурные занятия по развитию двигательных навыков и координации движений у детей. Они проводятся 2 раза в неделю в соответствии с Программой воспитания в детском саду. Помимо общеразвивающей (физическая подготовленность) и специальной воспитательной (выработка волевых качеств) направленности, каждое такое занятие должно стать оздоровительным. С этой целью используют:
• максимально облегченную форму одежды: открытая майка, трусики и на первых этапах (1-2 мес.) тонкие носочки, а затем - хождение босиком на протяжении всего занятия.
• Оптимальный температурный режим в зале. Перед занятием физкультурный зал должен быть обязательно проветрен. Граница «зоны комфорта» при проведении физкультурных занятии или оздоровительно-игрового часа в условиях неподвижного воздуха и 40-60% влажности воздуха лежит в пределах 18-20°, при воздушном душе температурная граница повышается до 20-23° в зависимости от его режима.
Поэтому при физкультурных занятиях верхним пределом теплоощущения должна быть температура не выше 19°ЭЭТ, соответствующая при стандартных значениях подвижности и влажности воздуха температуре 21°, а при воздушном душе -23°.
6)Воздушный душ при проведении эстафет, подвижных игр достигается работой настольных, напольных или потолочных вентиляторов для выработки устойчивости к сквознякам, только для детей дошкольного возраста. Дети не должны находиться под постоянным воздействием воздушной струи. В рабочем режиме вентиляторы используют на протяжении всего занятия, в стационарном - при активном передвижении детей, периодически попадающих в зону воздушной струи. Потолочные вентиляторы должны быть с регуляторами скоростей, так как скорость воздушной струи должна изменяться в зависимости от температуры. Чем выше температура воздуха, тем выше и скорость воздушной струи.
7)Групповые ингаляции из отваров трав, настоев и других биологически активных веществ (БАВ) во время занятия являются профилактическими процедурами. Их преимущество - одновременный охват процедурой всех детей, при этом физические нагрузки вызывают у детей увеличение объема дыхания и вдыхание на этом фоне БАВ и лекарственных препаратов даже в меньшей концентрации, нежели при индивидуальных ингаляциях, становится весьма эффективным.
В условиях ДОУ можно использовать бытовые увлажнители воздуха типа «Ион», «Уют» и др., которые устанавливаются в середине комнаты на высоте 1-1,5 м от пола,создавая хорошее «облако» в зоне дыхания. В лечебно-профилактических целях используются различные настои, отвары,
кислородные коктейли, раздача которых происходит после физкультурных занятий - аппарат «Здоровье» (АЗ-1).
8) Хождение босиком тренирует сосуды кожи стоп, рефлекторно улучшает деятельность сосудов верхних дыхательных путей. Необходимо приучать детей регулярно ходить босиком дома, в летнее время - по грунту (траве, гравию, песку). Начинать приучать детей к хождению босиком лучше в летнее время, в жаркие солнечные дни, постепенно увеличивая как время прогулок босиком (с 2-3 мин до 15-20 и более), так и чередующее воздействие горячей (сухой) и холодной (трава, мокрый песок) поверхности на стопы. Минимальная температура воздуха на улице, при которой детям разрешается ходить босиком, 20-22°.
Можно приучать детей ходить босиком и в переходные к зиме периоды в помещении при температуре пола не менее 18°. Вначале это должны быть кратковременные воздействия щадящего типа (пройти из групповой в спальню и назад; сначала по ковровой дорожке, а потом и по полу; проводить физкультурное занятие сначала в носочках, а затем и босиком и т.д.). К 5 годам дети должны быть обучены хождению босиком настолько, чтобы утренняя гимнастика, физкультурные занятия и оздоровительно-игровой час в зале и групповой проводились только босиком. Надо следить в это время за температурой ног детей, подающих своим поведением признаки их охлаждения, периодически проверяя ноги на ощупь. В этом случае хождение босиком следует немедленно прекратить, провести интенсивное сухое растирание стоп, надеть носочки и продолжить занятие.