- закрепить знания обо всех превращениях родничка;
- воспитать у детей умение слушать себя и других.
Пополнение словаря детей: родник, испарение, пар.
Активизация словаря: туман, вода, замерзшая вода.
Предварительная работа:
- беседа с детьми о разных состояниях воды;
- эксперимент с паром;
- диагностическое обследование каждого ребенка на состояние эмоциональной нестабильности.
Оборудование и материалы:
- магнитофон со звучанием на аудиокассете различных звуков воды, животных, дождя;
- изображение гор, дороги, моста, солнца, корзина с орехами, ленты на резинках голубого цвета, озеро, из камней выложена композиция для родника, тюль белого цвета для облака.
Индивидуальная работа:
- у Карины и Дениса работа с развитием моторики левой руки.
Оформление музыкального зала:
На полу горкой выложены камни, обозначающие родник. Из родника извилистой линией тянется шнур голубого цвета, который заканчивается возле полотна ткани синего цвета, обозначающего (озеро, море).
Необходимые материалы: шнурголубого цвета, синяя ткань и камни для композиции на полу, родничок. Грецкие орехи и ленточки на резинке (для каждого ребенка), тюль белого цвета. Половина обруча. Изображение горы на картоне, изображение дороги на полу.
Ход занятия:
Погружение в сказку.
Вступление
— Сегодня мы отправляемся в сказку, где речь пойдет о воде. Давайте вспомним то, что мы знаем о воде.
А бывает твердая вода? Когда такое случается? (Когда вода замерзает, превращается в снег, лед, град.)
Бывает ли вода легче воздуха? Когда? (Когда вода испаряется, то превращается в пар, туман, облака.)
Где вода встречается в природе? (В реке, озере...)
В нашем зале тоже есть ручей. Давайте найдем его начало. Как называется то место, где начинается ручей? (Родник, ключ, источник.)
Откуда в роднике вода? (Она вытекает из-под земли.)
А теперь посмотрим, где ручей заканчивает свой путь. (Он вливается в реку, или в озеро, или...)
Вот мы и подошли к началу сказки. Для путешествия по сказке необходима особая сила. Эту силу даст нам волшебный ручеек.
Вхождение в сказку
Ведущий включает аудиозапись с журчанием ручья, и дети на носочках идут по голубому шнуру, вслушиваясь в журчание и наполняясь волшебной силой.
Пройдя по ручейку каждый садится на пяточки в позу расслабления.
Наполнились волшебной силой? Готовы к сказке?
Сказка
Живет в нашем лесу Заяц-Коська шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет.
Упражнение 1. Гимнастика для глаз
Дети выполняют движения глазами: а) вправо-влево: б) вверх-
вниз
Движения производятся очень медленно и плавно. Голова при этом совершенно неподвижна, двигаются только глаза.
Бежал как-то Коська по лесу и встретил белку.
— Ты кто такая? Я белка.
А я Заяц-Коська. Пойдем искать где-нибудь чего-нибуд., Узнавать у кого-нибудь что-нибудь.
- Да некогда мне. — отвечает белка. - К зиме готовлюсь.
Упражнение 2 Орешки
Как белка готовится зиме? (Запасает семечки, грибы, ягоды, орехи). Белка прислала для вас орешки.
Ведущий выдает каждому ребенку по одному грецкому ореху.
• дети удерживают грецкий орех поочередно между разными пальцами (указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем) сначала одной, а затем другой рукой.
• дети кладут ладонь на бедро и перекатывают грецкий орех по пальцам руки. Затем то же повторяют с другой рукой.
Дети вращают орех между ладонями, постепенно увеличивая нажим и темп вы полнения.
- Что чувствуют ваши ладони и пальцы? Давайте немного охладим руки, подуем на них.
Упражнение 3. Прохлада
Дети плавно и длительно дуют на руки через слегка вытянутые трубочкой губы, ощущая прохладу воздуха.
— А теперь искупаем ручки в прохладном ручейке, споем песенку водички: с-с-с-с-с-с-с-с…
Бежит Коська дальше. Видит дупло на дереве, а из него выглядывает кто-то.
— Ты кто? — спрашивает Коська.
Я филин Сёмка. У-ху! У-ху! Днем сплю, ночью зайцев ловлю.
Упражнение 4. Страх
Один из детей исполняет роль филина, остальные — роль зайцев. Зайцы прыгают, танцуют. Как только раздается уханье филина замирают на месте изображают испуг [ приоткрывают рот, округляют глаза, поднимают бров, напрягают руки, плечи, шею, съеживаются от страха.
После окончания упражнения дети стоя расслабляются, отпускают страх и напряжение.
Бежал, бежал Заяц-Коська по лесу, вдруг увидел Родничок, а из него ручеек течет.
— Ты кто? — спрашивает Коська,
— Я — Родничок. Вот хочу попутешествовать, посмотреть далекие края.
— Вот здорово, обрадовался Заяц. Побежали наперегонки.
— Побежали, — согласился Родничок.
Бежит Коська, прыгает через кочки и пни. Родничок уже ручейком стал. Бежит ручеек, изгибается, да все впереди зайца.
Упражнение 5. Ручеек
Дети берутся за руки и под музыку цепочкой бегут по залу, преодолевая разные препятствия: пробегают под мостом (обручем), забегают на холм (лесенку), сбегают с холма, перебегают через дорогу (полоса картона), забегают за гору (за занавеску), выбегают из-за горы.
После упражнения дети садятся на пяточки, расслабляются, успокаивают дыхание и отвечают на вопросы ведущего.
— Когдаа на вашем пути встретился мост, что вы сделали’? (Мы пробежали под мостом).
Аналогичные вопросы ведущий задает про другие препятствия.
Прибежали Родничок и Заяц - Коська к берегу реки, а там множество ручейков сливаются воедино.
- Пропал теперь Родничок! Съест его большая река, - забеспокоился Коська. — Эй, Родничок, где ты?
А тут я, — ответил Родничок из реки. — Я теперь с другими родничками вместе. Так веселее, догоняй скорее!
Упражнение 1. Роднички и река
Все дети «роднечки». Они танцуют с ленточками под музыку. То образуя круг, то снова распадаясь.
При соединении в реку ведущий спрашивает детей: «Какие у вас сейчас руки, напряженные или расслабленные. сильные или слабые, мягкие или твердые?»
Теперь разъедините свои руки пусть они свободно свисают. Сейчас они какие: напряженные или расслабленные, мягкие или твердые?
Весь день и целую ночь бежал по лесу Заяц-Коська. Наконец наступило утро.
Смотрит Коська по сторонам, а Родничка нигде нет.
— Эй, Родничок, где ты?
— А тут я! Посмотри наверх, — отозвался Родничок.
Поднял глаза Коська и видит — в небе облачко покачивается.
— Да как же ты туда попал? — удивился Коська.
-А родничок отвечает: «Ночью я туманом стал, а утром меня солнышко пригрело – я в облачко превратился.
Упражнение 8. Облачко
Как двигается облачко. Быстро или медленно? Плавно или резко? Свободно, легко или тяжело?
Вот и вы сейчас будете двигаться как облачко: легко, плавно, свободно и мягко.
Ведущий с ассистентом держат над головами детей полотно белого тюля и передвигают его то вправо, то влево, то вниз, то вверх. Дети плавно передвигаются вслед за движением ткани: приседают, если ткань опускается слишком низко, тянутся пальчиками вверх, если ткань высоко.
- Это я, Родничок, обратно вернулся. Из ручейка в речку превратился, из речки в туман, из тумана в облачко. Потом вверху похолодало, я дождем стал и на землю упал. Скоро дожди кончатся, зима придет, и мы снова встретимся.
Так и случилось. Наступила зима. Зайчик к зиме цвет поменял, из серого белым стал, а Родничок из тучи теперь уже снегом вернулся и до весны в сугроб превратился.
Увражиение 9. Сугробы и солнышко
Один ребенок — солнышко, остальные превращаются в различных снежных животных и замирают..
нежным прикосновением помогает сугробам растаять.
«Растаявшие сугробы»ложатся на пол, растекаются по полу, расслабляются и слушают ощущения в теле.
Итоговая беседа
Сказка закончилась. Давайте припомним все превращения и изменения Родничка и назовем их.
Дети по очереди рассказывают о превращениях Родничка. (Сначала Родничок превратился в ручей. Потом он стал рекой. Затем Родничок поднялся вверх и превратился в облачко. Из облачка Родничок выпал на землю дождем. Зимой Родничок стал снегом.)
— Вы устали? Вам трудно было? Что вам больше всего понравилось.