конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Занятие строится на том, что дети знают уже о камнях и ещё хотят узнать о них. Затем на слайде показаны археологи и дети рассказывают об этой профессии. также дети делают опыты с камнями и делают выводы, что камни твёрдые, их можно нагреть, они тонут в воде. Результаты опытов фиксируют карточками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3.Вызвать интерес к экспериментальной деятельности.
Оборудование: камни, глина, сундучок, стаканы с водой, схемы-алгоритмы проведения опытов, мультимедийный комплекс,
Предварительная работа: рассматривание предметов, сделанных из камня, чтение произведений П.Бажова «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы», рассматривание картин с горными ландшафтами, изготовление схем, индивидуальных карточек,
Методы и приёмы: показ, рассматривание, рассуждение, метод вопросов, игровой приём, метод организации деятельности, оценка, решение проблемной ситуации, прием сравнения, приём индивидуальной беседы, самооценка, художественное слово, метод педагогического требования, экспериментирование.
Ход:
Дети входят в зал.
В-Ребята, давайте встанем в кружок, возьмёмся за руки и подарим друг другу улыбку.
Ребята, а Вы любите сюрпризы?
Д- Да.
В- Я Вам тоже приготовила сюрприз.(Присаживаемся на пол возле сундучка)
В- Как Вы думаете, что здесь может лежать?
Д- Игрушки, листочки.
В- Хотите узнать?
Д- Да.
В- Тогда давайте по очереди достанем и узнаем, что же здесь лежит.
Д-(достают предметы из сундучка и называют их)
В – Как Вы думаете, почему все эти предметы находятся в одном сундучке?
Д- Они сделаны из камня.
В- Правильно! Все эти предметы сделаны из камня.
В- А что Вы знаете о камнях?
Д- Камни твёрдые, разные по цвету и размеру.
В- Чтобы запомнить я предлагаю выставить карточки на первый мольберт. Здесь мы отметим то, что знаем о камнях (Выставляю карточки)
В- А теперь скажите мне, чтобы Вы ещё хотели узнать о камнях?
Д- Кто изучает камни, откуда появляются, из чего состоят.
В- Посмотрите, сколько у нас возникло вопросов. Как Вы думаете, у нас получится найти ответы на эти вопросы?
Д- Да.
В- А поможет нам в этом наша лаборатория.
В - Кто трудится в лаборатории?
Д- Учёные
В- Что они делают в лаборатории ?
Д- Проводят опыты, изучают предметы.
В- И мы сейчас с вами станем настоящими учёными. Проходим, ребята за столы, рассаживаемся поудобнее и начинаем наши опыты.
Откройте салфетки и скажите, с чем мы будем проводить опыты?
Д- С камнями.
В- Правильно! Самыми первыми работают наши глаза. Осмотрите внимательно все камни.
Опыт 1 «Поверхность камня»
В- Теперь по очереди погладьте каждый камень.
В- Погладили?
Д- Да.
В- Расскажите какие камни?
Д- Гладкие и шершавые.
В- Найдите соответствующую карточку и выложите у себя в таблице. Не забываем, ребята, начинаем выкладывать в таблице слева направо.
Д- (Выкладывают карточки в таблице)
В- А я отмечу на третьем мольберте. Здесь мы будем отмечать то, что мы с вами узнали. Посмотрите, правильно ли я отметила?
Д- Да.
В- Ребята, узнали мы ёщё одно свойство камней?
Д- Да.
В- Тогда убираем один вопросительный знак.
Опыт 2 «Определение веса»
В- Сейчас, ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами?
Д- Взвешивают.
В- Возьмите в одну руку большой камень, а в другую маленький. Что Вы скажите?
Д- Один камень тяжёлый, а другой лёгкий.
В- Значит какой вывод можно сделать?
Д- Камни бывают лёгкие и тяжёлые.
В- Находим карточку и отмечаем в таблице. Карточки выкладывайте по порядку. Отметили? Кто желает отметить на мольберте?
Д-(Отмечает ребёнок на мольберте)
В- И ещё одно свойство узнали. Что мы должны сделать?
Д- Убрать вопросительный знак.
Опыт 3 «Определение температуры»
В- Положите, ребята, ладони на стол и быстренько на щёки. Стол какой?
Д- Холодный
В- А щёки?
Д- Тёплые
В- Наша кожа может быстро определить температуру.
Выберите два средних по размеру камня – один положите на стол, а второй возьмите в руки и погрейте.
Теперь возьмите оба камня и приложите к щекам. Что вы чувствуете?
Д- Один камень холодный, другой тёплый.
В- Какой вывод сделаем?
Д- Камни можно нагреть.
В- Отмечаем карточкой в таблице. Отметили? Проверьте, правильно ли сделал сосед, если нет – помогите ему.
В- Отмечаем также на мольберте ещё одно свойство камней. И что делаем с вопросительным знаком?
Д- Убираем
Опыт 4 «Твёрдый - мягкий»
В- Ребята, возьмите кусочек глины в правую руку. Ну – ка, проверим, все ли знают правую руку? А камень в левую руку. Сожмите кулачки. А теперь разожмите. Что у Вас получилось?
Д- На глине есть вмятины, ямки.
В- А на камне?
Д- Ничего нет.
В- Почему?
Д- Потому что камень твёрдый.
В- И какой вывод делаем?
Д- Камни твёрдые.
В- Протрите руки салфеткой. Находим карточку и отмечаем в таблице.
Д- (Отмечают в таблице карточкой)
В- А то, что он твёрдый, мы показали уже на первом мольберте. Убираем вопросительный знак?
Д- Да.
Опыт 5 «Камни тонут в воде»
В- Как Вы думаете, ребята, что будет с камнем, если его положить в воду?
Д- Он утонет.
В- Почему Вы так думаете?
Д- Потому что он тяжёлый.
В- А что нужно сделать, чтобы узнать правду?
Д- Провести опыт
В- Правильно. Поставьте поближе стакан с водой и осторожно опустите камень в воду. Что произошло с камнем?
Д- Он утонул
В- Правы мы с вами оказались?
Д- Да
В- Значит какой вывод делаем?
Д- Камни тонут в воде
В- Находим карточку и отмечаем в таблице. Кто желает отметить на мольберте?
Д- (ребёнок отмечает на мольберте)
В- Ещё одно свойство узнали и убираем вопросительный знак.
Это мы узнали свойства камней. Подойдём к мольберту и повторим их.
(Показываю указкой – дети называют свойства)
В- Ребята, мы на все вопросы нашли ответы?
Д- Нет
В- А кто нам может помочь найти ответы на эти вопросы?
В- Вот сейчас, мы и обратимся к нашему компьютеру за помощью. На сначала немножко отдохнём.
Физкультминутка:
По дорожке мы шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали,
Дальше пошли.
Вот направо мы пошли,
Серых камешков нашли,
Присели, собрали,
Дальше пошли.
Вот мы в горку пошли,
Пёстрых камешков нашли,
А под горку пошли –
Белых камешков нашли,
С собой в садик принесли!
В- Молодцы! Ой, ребята, посмотрите, наш компьютер даёт подсказку. (Слайд 1)
Кто это?
Д- Люди
В- А что они делают?
Д- Рассматривают камни, записывают что – то.
В- Вы знаете, что профессия людей, которые изучают камни, называется геологи. Повтори (имя ребёнка)
Д- (называют профессию)
В- Так кто изучает камни?
Д- Геологи
В- Отметьте, ребята карточкой на мольберте. Убираем вопросительный знак?
Д- Да.
В- Ребята, о чём нам ещё хочет рассказать компьютер? (Слайд 2)
Д- О горах.
В- Хотите послушать историю о горах?
Д- Да.
В- Тогда слушайте внимательно. У планеты, на которой мы живём, есть каменная одежда. Там, где одежда видна – возвышаются каменные горы. Но из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы разрушаются, от них откалываются камни, ветер разносит их повсюду, люди перевозят их на машинах для строительства. Ведь у нас же нет гор, а камни мы встречаем везде.
Находим, ребята, карточку и отмечаем на мольберте.
Нашли ответ на вопрос?
Д- Да.
В- Убираем вопросительный знак. (Слайд 3)
Ребята, а это кто?
Д- Люди
В- Что они делают?
Д- Греются у костра.
В- А костёр они, чем разожгли? Наверное, у них были спички или зажигалка?
Д- Нет.
В- Тогда чем они разожгли костёр, как Вы думаете?
Д- Камнями.
В- Правильно, ребята. Молодцы! Раньше люди добывали огонь с помощью камней. Они ударяли камни, и появлялась искра. Обозначим карточкой на мольберте.
Д- (отмечают на мольберте)
В- Ответили на вопрос?
Д- Да.
В- Тогда убираем вопросительный знак. Ребята, всё, что нас окружает, состоит из маленьких частичек. (Слайд 4)
Эти маленькие частички – человечки изображены на экране.
Посмотрите, как они расположены?
Д- Близко друг к другу
В- Как Вы думаете почему они так близко стоят? Камень какой?
Д- Потому что камень твёрдый.
В- Вот как Вы рядом стоите друг с другом, так и человечки расположены в камнях.
Значит, из чего состоят камни?
Д- Из маленьких человечков.
В- Отметим на мольберте карточкой и убираем вопросительный знак.
Скажите, ребята, на все вопросы мы нашли ответы?
Д- Да.
В- Подойдём, ребята, к первому мольберту. Смотрите – это мы знали о камнях, а вот, сколько нового мы сейчас узнали о камнях. Давайте повторим.
Д-(показывают указкой и называют)
В- Молодцы, ребята. А то, что Вы сегодня узнали о камнях, обязательно расскажите дома родителям. Посмотрите, ребята, у Вас остались карточки. Возьмите свои таблицы и дополните их в группе с другими ребятами.