kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе ознакомления с родным краем

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе ознакомления с родным краем.

 Актуальность темы заключается в том, что современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе ознакомления с родным краем »

МБДОУ детский сад «Аленка»

р.п. Дмитриевка Никифоровского района

Тамбовской области








Педагогический проект



Старшего воспитателя

Мячиной Светланы Викторовны









2015 г.

«Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству».

Д.С.Лихачёв



Тема проекта» Воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе ознакомления с родным краем» выбрана неслучайно.

Актуальность темы заключается в том, что современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение.

Академик Д.С.Лихачёв говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Творческое название проекта: «Край родной навек любимый!»

Паспорт проекта:

Тип проекта: информационно-творческий.

По характеру содержания: ребенок, ближайшее окружение, исторические и культурные ценности родного края.

По количеству участников: групповой.

Участники проекта:

  • воспитанники старшей группы,

  • воспитатели,

  • родители,

  • музыкальный руководитель.

По продолжительности: долгосрочный (сентябрь-май)


Аннотация: Данный проект рассчитан для детей старшей группы. Проект способствует формированию нравственно-патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту родного края.

Помогает воспитать чувство Родины, интерес к общественным событиям родного поселка и нашей страны, уважение к труду.

Знакомит с историческими данными малой Родины, ее значимостью в политической жизни России.


Гипотеза: если в воспитательно-образовательную работу ввести систему мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма.

Основной вопрос: «С чего начинается Родина?»

Проблемные вопросы:

1. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста?

2. Как дошкольник может эти чувства выразить?

3. Каким образом у ребенка формируются представления о родном крае?

4. Какие сведения и понятия о родном крае способны усвоить дети?

5. Какое преимущество имеет детский сад в воспитании у дошкольников любви к Малой Родине?


Цель: воспитание интересов и любви к малой родине на основе ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем.

Дидактические задачи:

  • Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку.

  • Формировать бережное отношение к природе и всему живому.

  • Воспитывать уважение к другим людям, профессиям и труду.

  • Развивать интерес к русским традициям и промыслам.

  • Расширить представления о родном поселке и его особенностях, раскрыть роль р.п. Дмитриевка в истории России.

  • Познакомить детей с достопримечательностями родного края.

  • Воспитывать чувства ответственности и гордости за достижения Малой Родины.

  • Развивать эмоционально – целостное отношение к родному краю.

Методические задачи:

  • Проанализировать педагогическую и методическую литературу.

  • Изучить передовой педагогический опыт по теме исследования.

  • Создать информационные тексты с наглядным дидактическим материалом.

  • Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ и родителей.

  • Организовать проектную и исследовательскую деятельность детей и родителей.

  • Организовать выставки рисунков и фотовыставки.


Ожидаемые результаты:

  • Пробуждение интереса к истории и культуре своего поселка, любви к родному краю.

  • Формирование чувства национального достоинства, ответственности.

  • Расширение кругозора детей через экскурсии в Краеведческий музей, к памятникам, посещение общественно-значимых учреждений нашего района, общение с интересными людьми.

  • Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками.


Какие сведения и понятия о родном поселке способны усвоить дети?

  • Ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

  • Внимание детей нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

  • Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и поселок в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники.


Этапы и сроки проведения


  • 1. Организационно-подготовительный (сентябрь). Проведение диагностики. Анкетирование родителей и педагогов. Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Определение цели и задач проекта. Подбор литературы, пособий, атрибутов. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта. Составление тематического планирования мероприятий. Наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно-образовательный процесс.

  • 2. Аналитический (октябрь). Разработка цикла занятий по темам плана. Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Организация творческой деятельности воспитателей, детей и родителей.

  • 3. Практический (ноябрь -апрель). Организация открытых занятий, совместных экскурсий и мероприятий, создание дидактических пособий, проведение фотовыставки и конкурсов рисунков, участие в общественных событиях поселка (празднование Нового года, Масленица, ярмарка, парад и т.д.)

  • 4.Заключительный (май). Обобщение результатов работы. Анализ деятельности. Презентация. Удовлетворенность всех участников результатами. Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.


Тематическое планирование


Раздел

Задачи

Путешествие в историю

Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление о том, как начиналось создание Бельского городка.

«Вижу чудное раздолье…»

Дать представление о размерах нашей области и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края.

Быт и традиции



Знакомить с жилищем русского человека: с избой из бревен, печью. Дать представление о продуктах питания. Вызвать интерес к русским традициям, гостеприимству, почитанию старших и родителей; выражению приветствия, благодарности, пожелания (здравствуйте, милости просим, мир вашему дому). Дать представление о народных праздниках (Масленица, Новый год, Рождество, Пасха, Вербная и др.)

«Этих дней не смолкнет слава»

Знакомство с героическими боевыми достопримечательностями родного поселка. Дать представление о защитниках Отечества, о службе в рядах Вооруженных сил как долге перед Отечеством.

«Как чуден наш родной язык…»

Знакомство с видами устного народного творчества. Дать представление о писателях, поэтах – земляках.


Руки – не для скуки

Продолжать знакомить с историей возникновения русской народной игрушки. Дать представление о кукле – самоделке. Практиковать в изготовлении предметов декоративно – прикладного искусства.

Работа с родителями

  • Анкетирование «Что я знаю о родном поселке?»

  • Интервьюирование.

  • Беседа за круглым столом «Роль семьи в приобщении к истории и традициям малой Родины».

  • День открытых дверей (посещение занятий)

  • Организация конкурсов и выставок рисунков, поделок народно-прикладного творчества.

  • Консультации, информационный стенд.

  • Дискуссия «Воспитание нравственно- патриотических чувств у дошкольников в семье».

  • Проведение совместных мероприятий, праздников и экскурсий по поселку.


Результативность в работе по теме:


  • У детей появился интерес к изучению культуры родного края.

  • Сформировался необходимый минимум исторических знаний, чувство национального достоинства.

  • Пополнились знания об исторических событиях поселка, его значимости в истории России.

  • Расширились знания о традициях, достопримечательностях, памятниках и лучших людях нашего района.

  • Возросло желание детей изучать историю, природу, культуру и быт русского народа, принимать участие в праздниках поселка.

  • Повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры своего народа.

  • Разработаны методические рекомендации для родителей и воспитателей.

  • Обобщен опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников».


Диагностика












Выводы:

Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.

А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.


Информационные ресурсы:

1. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.-сост. Е.Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007.

2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт.-сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

3. Кугач А.Н. Семейные праздники: рецепт успеха./ А.Н.Кугач, С.В.Турыгина; худож. А.А.Селиванова. – Ярославль: Академия развития, 2006.

4. В мутной водице что будет водиться? Пруд сах. Завода.// Знамя.- 2004.- 16 апреля.

5. Болдырев М. Тихонов Г. Птицы в наших садах. Синицы.// Знамя.-2003.- 31янв.- с.4.

6. Юркова Л. День рождения поселка.// Знамя.- 1 июля.

7. Нишукова Д. Родительский дом: 27 ноября День Матери в России.// Тамбовская жизнь.-2005.- 26 ноября.

8. Беликов Б. Дорога железная, как ниточка тянется (125 лет ж/д) // Знамя, 1994. - № 5 с. 4.

9. Ускова Л.И. И вновь весна…( О сборнике стихов, авторы – никифоровцы) // Тамбовская жизнь.- 2006, 12 апреля.- с. 16.

10. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Родная страна.- СПб.: Паритет, 2006.- 32 с.

11. Никонова Е.А. Чудо – богатыри земли Русской. Учебное пособие.- СПб.: Паритет, 2005.- 48 с.

12. Вишневская В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси»: пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».- М.:АРКТИ, 2004.

13. Волков В.М. Русская деревня. Труд, быт и нравы наших предков. – М.: Белый город, 2005.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мячина Светлана Викторовна

Дата: 19.10.2015

Номер свидетельства: 241415

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Авторский проект по нравственно-патриотическому воспитанию  "Родничок родного края" "
    ["seo_title"] => string(88) "avtorskii-proiekt-po-nravstvienno-patriotichieskomu-vospitaniiu-rodnichok-rodnogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "197463"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428246847"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Статья «Приобщение детей  дошкольного возраста  к истории и культуре родного края»"
    ["seo_title"] => string(91) "stat-ia-priobshchieniie-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-k-istorii-i-kul-turie-rodnogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "307941"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458480089"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Статья «Приобщение детей  дошкольного возраста  к истории и культуре родного края»"
    ["seo_title"] => string(93) "stat-ia-priobshchieniie-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-k-istorii-i-kul-turie-rodnogho-kraia-1"
    ["file_id"] => string(6) "307942"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458480095"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Образовательная программа "Мой край родной""
    ["seo_title"] => string(44) "obrazovatiel-naia-proghramma-moi-krai-rodnoi"
    ["file_id"] => string(6) "262590"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449391392"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "«Развитие патриотических чувств к родной земле Белгородской»"
    ["seo_title"] => string(67) "razvitiie_patriotichieskikh_chuvstv_k_rodnoi_ziemlie_bielghorodskoi"
    ["file_id"] => string(6) "398825"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489089843"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства