Воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе ознакомления с родным краем
Воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе ознакомления с родным краем
Воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе ознакомления с родным краем.
Актуальность темы заключается в том, что современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе ознакомления с родным краем »
МБДОУ детский сад «Аленка»
р.п. Дмитриевка Никифоровского района
Тамбовской области
Педагогический проект
Старшего воспитателя
Мячиной Светланы Викторовны
2015 г.
«Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству».
Д.С.Лихачёв
Тема проекта» Воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе ознакомления с родным краем» выбрана неслучайно.
Актуальность темы заключается в том, что современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение.
Академик Д.С.Лихачёв говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Творческое название проекта: «Край родной навек любимый!»
Паспорт проекта:
Тип проекта: информационно-творческий.
По характеру содержания: ребенок, ближайшее окружение, исторические и культурные ценности родного края.
По количеству участников: групповой.
Участники проекта:
воспитанники старшей группы,
воспитатели,
родители,
музыкальный руководитель.
По продолжительности: долгосрочный (сентябрь-май)
Аннотация: Данный проект рассчитан для детей старшей группы. Проект способствует формированию нравственно-патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту родного края.
Помогает воспитать чувство Родины, интерес к общественным событиям родного поселка и нашей страны, уважение к труду.
Знакомит с историческими данными малой Родины, ее значимостью в политической жизни России.
Гипотеза: если в воспитательно-образовательную работу ввести систему мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма.
Основной вопрос: «С чего начинается Родина?»
Проблемные вопросы:
1. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста?
2. Как дошкольник может эти чувства выразить?
3. Каким образом у ребенка формируются представления о родном крае?
4. Какие сведения и понятия о родном крае способны усвоить дети?
5. Какое преимущество имеет детский сад в воспитании у дошкольников любви к Малой Родине?
Цель: воспитание интересов и любви к малой родине на основе ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем.
Дидактические задачи:
Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку.
Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
Воспитывать уважение к другим людям, профессиям и труду.
Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
Расширить представления о родном поселке и его особенностях, раскрыть роль р.п. Дмитриевка в истории России.
Познакомить детей с достопримечательностями родного края.
Воспитывать чувства ответственности и гордости за достижения Малой Родины.
Развивать эмоционально – целостное отношение к родному краю.
Методические задачи:
Проанализировать педагогическую и методическую литературу.
Изучить передовой педагогический опыт по теме исследования.
Создать информационные тексты с наглядным дидактическим материалом.
Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ и родителей.
Организовать проектную и исследовательскую деятельность детей и родителей.
Организовать выставки рисунков и фотовыставки.
Ожидаемые результаты:
Пробуждение интереса к истории и культуре своего поселка, любви к родному краю.
Формирование чувства национального достоинства, ответственности.
Расширение кругозора детей через экскурсии в Краеведческий музей, к памятникам, посещение общественно-значимых учреждений нашего района, общение с интересными людьми.
Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками.
Какие сведения и понятия о родном поселке способны усвоить дети?
Ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
Внимание детей нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и поселок в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники.
Этапы и сроки проведения
1. Организационно-подготовительный (сентябрь). Проведение диагностики. Анкетирование родителей и педагогов. Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Определение цели и задач проекта. Подбор литературы, пособий, атрибутов. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта. Составление тематического планирования мероприятий. Наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно-образовательный процесс.
2. Аналитический (октябрь). Разработка цикла занятий по темам плана. Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Организация творческой деятельности воспитателей, детей и родителей.
3.Практический (ноябрь -апрель). Организация открытых занятий, совместных экскурсий и мероприятий, создание дидактических пособий, проведение фотовыставки и конкурсов рисунков, участие в общественных событиях поселка (празднование Нового года, Масленица, ярмарка, парад и т.д.)
4.Заключительный (май). Обобщение результатов работы. Анализ деятельности. Презентация. Удовлетворенность всех участников результатами. Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.
Тематическое планирование
Раздел
Задачи
Путешествие в историю
Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление о том, как начиналось создание Бельского городка.
«Вижу чудное раздолье…»
Дать представление о размерах нашей области и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края.
Быт и традиции
Знакомить с жилищем русского человека: с избой из бревен, печью. Дать представление о продуктах питания. Вызвать интерес к русским традициям, гостеприимству, почитанию старших и родителей; выражению приветствия, благодарности, пожелания (здравствуйте, милости просим, мир вашему дому). Дать представление о народных праздниках (Масленица, Новый год, Рождество, Пасха, Вербная и др.)
«Этих дней не смолкнет слава»
Знакомство с героическими боевыми достопримечательностями родного поселка. Дать представление о защитниках Отечества, о службе в рядах Вооруженных сил как долге перед Отечеством.
«Как чуден наш родной язык…»
Знакомство с видами устного народного творчества. Дать представление о писателях, поэтах – земляках.
Руки – не для скуки
Продолжать знакомить с историей возникновения русской народной игрушки. Дать представление о кукле – самоделке. Практиковать в изготовлении предметов декоративно – прикладного искусства.
Работа с родителями
Анкетирование «Что я знаю о родном поселке?»
Интервьюирование.
Беседа за круглым столом «Роль семьи в приобщении к истории и традициям малой Родины».
День открытых дверей (посещение занятий)
Организация конкурсов и выставок рисунков, поделок народно-прикладного творчества.
Консультации, информационный стенд.
Дискуссия «Воспитание нравственно- патриотических чувств у дошкольников в семье».
Проведение совместных мероприятий, праздников и экскурсий по поселку.
Результативность в работе по теме:
У детей появился интерес к изучению культуры родного края.
Сформировался необходимый минимум исторических знаний, чувство национального достоинства.
Пополнились знания об исторических событиях поселка, его значимости в истории России.
Расширились знания о традициях, достопримечательностях, памятниках и лучших людях нашего района.
Возросло желание детей изучать историю, природу, культуру и быт русского народа, принимать участие в праздниках поселка.
Повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры своего народа.
Разработаны методические рекомендации для родителей и воспитателей.
Обобщен опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников».
Диагностика
Выводы:
Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.
А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Информационные ресурсы:
1. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.-сост. Е.Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт.-сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
11. Никонова Е.А. Чудо – богатыри земли Русской. Учебное пособие.- СПб.: Паритет, 2005.- 48 с.
12. Вишневская В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси»: пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».- М.:АРКТИ, 2004.
13. Волков В.М. Русская деревня. Труд, быт и нравы наших предков. – М.: Белый город, 2005.