Просмотр содержимого документа
«Веселый огород на окне»
Тема: Наблюдение за ростом и развитием декоративных томатов в группе.
Программное содержание:
Дать детям представления о выращивании растений из семян, о зависимости их роста от наличия влаги, света и тепла. Закреплять знания о строении растений. Продолжать учить наблюдать изменения в развитии растений, анализировать, делать выводы . Развивать познавательный интерес, способность к анализу и синтезу, к самоконтролю. Продолжать совершенствовать трудовые умения и навыки детей, развивать трудолюбие. Воспитывать интерес к миру растений, накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.
Цель:
-Поиск информации об условиях прорастания семян.
-Выяснить, какие условия нужны для более успешного прорастания семени, формирования и хорошего развития растения
-Изучить материал по теме "влияние света на рост растений".
-Изучить какой именно свет благотворно влияет на рост растений.
-Доказать ,что при отсутствии света невозможен правильный рост растений и вызревание плодов .
-Изучить на примере роста томатов всевозможные варианты развития взращивания растений под разними видами светового излучения.
-Узнать ,что произойдет с растениями без какого либо освещения.
Гипотеза исследования :
Если семена посадить в грунт и разместить под разными видами освещения , то развиваться растения будут по разному, а в отсутствии освещения погибнут.
Время и место проведения наблюдения:
1 месяц (30 дней) наблюдался рост томатов посаженных в группе сорт "На падакконнике"
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому неслучайно перед педагогами встает задача формирования и ознакомления детей с природой. Один из вариантов такого ознакомления это проведения наблюдений за растениями (рост, развитие, уход). Огород на подоконнике в детском саду очень интересная и познавательная деятельность, так как дает возможность наглядно рассмотреть, принять участие в развитии роста растений, способствует развитию роста любознательности у детей, а также дает возможность проведение опытов и экспериментов.
Для наблюдения мы взяли семена томатов специально выведенных для "роста на подоконниках", внимательно рассмотрели их отвечая на вопросы :
Что это ( семена томатов) ? Какие они ( шершавые, очень мелкие, имеют форму напоминающие сердце, золотисто - оранжевого цвета) ? Чем они отличаются от семян обычных помидор которые мы садим летом в огород ? ( Они намного меньше, для сравнения рассмотрели семена помидор другого сорта). Взяли семена и две тарелки в каждую тарелку на дно мы положили свернутый кусочек марли и сверху положили аккуратно семена, накрыли еще одним тонким слоем марли и добавили воды. Тарелки в свою очередь мы пометили разным цветом синим и красным, сделали это для того чтобы выяснить быстрее ли прорастут растения если их постоянно вымачивать в большом количестве воды (синяя тарелка), во второй тарелке смачивали марлю только до состояния влажности (красная тарелка). Каждый день приходя в детский сад Полина добавляла воды в синюю тарелку и промере необходимости в красную. Спустя 7 дней часть семян, которые поливали слишком обильно, не проросли, а погибли (сгнили) в то время как семена, которые поливались умеренно проросли. Из этого наблюдения Полина сделала вывод: что только умеренный полив способствует правильному и быстрому прорастанию. Но на этом наш эксперимент только начинался!
Мы взяли три одинаковых горшка, насыпали в них грунт, пролили землю горячей водой (чтобы погибли возможные вредные для растений, болезнетворные микробы) спустя один день разровняв землю в горшочках ручными садовыми грабельками, сделав небольшие углубления в земле мы посадили проращенные семена, и также пометили их разными номерами , поставив горшки в разные места:
Горшок № 1 поставили на подоконник ,так что бы солнечный свет имел свободный доступ к этому горшку и накрыли горшок стеклом что бы сохранить тепло и влагу.
Горшок № 2 поставили в коробку там где нет доступа солнечного света но есть временное исскуственное освещение ( вечером открываем коробку , чтобы свет от ламп попадал на растения).
Горшок № 3 мыпоместили в плотно закрытую коробку и убрали в подсобку в холод и поливали только при отсутствии света .
Таким образом Горшок №1 получал тепло, природный свет и полив. Горшок № 2 получал исскуственное освещение, полив и тепло. Горшок № 3 не получал ни света ни тепла только полив.
На второй день после посадки проращенных семян в горшке под № 1 появились первые всходы петельки . Полина слегка опрыскала всходы из пулевизатора и поставила снова на подоконник , записав свои наблюдения в дневник рассады. Горшок № 2 открывался и наблюдался вечером при искусственном освещении в этом горшке ростки появились только спустя три дня, но ростки отличались от посаженных в горшке под № 1, они были заметно слабее и имели более светлый окрас .Также на 5 день стали видны ростки и в горшке № 3. В течении следующей недели растения (открывались находящиеся в коробках) поливались, слегка рыхлилась земля и замерялся рост растений. В ходе этих наблюдений Полиной было замечено: что в горшке № 1 земля требовалась в более частом поливе чем в горшке под № 2 , в свою очередь в горшок под № 2 поливался чаще чем горшок № 3 так как земля в 3 была постоянно влажной. По окончании второй недели Полина сделала вывод , что растения в горшке под № 1 требует более частого полива, имеет более яркую окраску и выросло заметнее выше чем в горшке под номерами 2 и 3. Спустя еще одну неделю при постоянном и одинаковом уходе за растениями мы отметили ,что : растения в горшке под № 1 эффективно набирает рост, стебель плотный не высокий имеет яркий четкий окрас, листья у этого растения ровные, красивые имеют правильную форму, в то время как в горшке под № 2 растения ненамного уступают все эти данные растениям из первого горшка, цвет менее яркий , а стебли заметнее длиннее, так как света получаемого от ламп растениям не хватает для полного роста , а в горшке под № 3 растения блеклые , скрученные имеют скрученные листья, и некоторые лежат на земле. Сделав выводы из наблюдений, что для роста растений необходимо свет, тепло и влага продолжили наблюдение . Спустя еще 5 дней растения посаженные в горшке под № 3 погибли. Растения в горшке под № 2 росли но были слабее чем в горшке под № 1 растения в нем были крепкие, имели яркий окрас. Спустя 30 дней с момента замачивания семян Полиной было записано ряд наблюдений при рассмотрении который был сделан вывод :
Живая природа не может существовать без света ,так как солнечный свет является необходимым источником энергии и выработки веществ внутри растений для роста. Получая световую энергию у растений происходит процесс фотосинтеза, который помогает растениям расти. Поэтому освещенность ниже нормы сокращает выработку фотосинтеза и растение тянется к свету, (удлинение стебля) и меняется естественный окрас на более светлый, а отсутствие освещения приводит к неизбежной гибели растения. Естественно ,что растение погибает ни сразу сначала меняется окрас , молодые листья вырастают более мелкими чем обычно, нижние листья желтеют и отмирают и так далее пока растение совсем не погибает.
На этом первая часть нашего эксперимента подошла к финалу....Но начинается второй этап нашего эксперимента наш "Подоконный помидор" мы оставим расти на подоконнике в группе, Полиночка получает домашнее задание на лето вырастить с семечка помидор на грядке, записать все наблюдения о его росте. И осенью после получения плодов от нашего декоративного помидорчика и помидора с грядки мы сравним внешний вид и вкусовые качества этих плодов.