Возраст детей | Длительность утренней гимнастики | Цель | Количество общеразвивающих упражнений (ОРУ) | Структура утренней гимнастики, рекомендации |
Группа раннего возраста (2 – 3 года) | 4-5 минут | «Разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других систем организма, стимулировать работу внутренних органов, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия. Кроме того, утренняя гимнастика обеспечивает организованное начало дня в ДОУ, дает возможность переключить внимание детей на совместные формы деятельности. | 3- 4 | Вводная ходьба, бег. Ходьба должна быть спокойная. Бег должен быть спокойным, легким, достаточно продолжительным: 20-30 сек. - в 1 половину года и 40 сек. – во 2 половину года. Выполняется за воспитателем. Построение на выполнение ОРУ. Наиболее удобно в этом возрасте построение в круг (в начале года - врассыпную) Выполнение ОРУ. Каждое упражнение проводится 4-5 раз. Почти все они носят имитационный характер и проводятся в игровой форме. Вначале выполняются ОРУ на плечевой пояс и руки, затем – спина, живот, ноги. Заканчиваются ОРУ прыжками (чередуясь с ходьбой на месте) – 2 раза по 15 – 20 сек. В конце проводятся дыхательные упражнения. Все ОРУ показывает педагог и выполняет с детьми. Заключительная ходьба – спокойная, на месте или с продвижением вперед, чтобы снизить общее возбуждение организма. Каждые 2 недели комплекс утр. гимнастики меняется. Целесообразно время от времени (через 2-3 мес.) возвращаться к повторению комплексов или брать их за основу для составления комплексов из упражнений с предметами (погремушки, флажки, маленькие кубики) Закончить утреннюю гимнастику следует за 5-10 минут до завтрака, чтобы младший воспитатель успела расставить столы, провести влажную обработку столов, приготовить посуду, накрыть на стол. Помещение должно быть проветрено. Совет: требуется инд.подход к каждому ребенку. Не следует настаивать на непременном участии каждого ребенка в утр. гимнастике. Не беда, если кто – то из детей не сразу начнет выполнять упражнения. Важно, чтобы ребенок делал это добровольно и по желанию. |
младшая группа (3 – 4 года) | 5-6 минут | Та же | 4 - 5 | 1. Вводная ходьба, бег. Ходьба должна быть спокойная, по кругу. Затем используются ходьба с заданиями (см. «Программу…») Бег должен быть спокойным, легким, достаточно продолжительным: 30-40 сек. - в 1 половину года и 50-60 сек. – во 2 половину года. Бег переходит опять в ходьбу и происходит построение на выполнение ОРУ. Выполняется за воспитателем. Построение на выполнение ОРУ. Наиболее удобно в этом возрасте построение в круг Выполнение ОРУ. В 1 полугодие используются ОРУ, разученные в прошлом году. Каждое упражнение проводится 5-6 раз. В начале года они могут носить имитационный характер и проводиться в игровой форме. Вначале выполняются ОРУ на плечевой пояс и руки, затем – спина, живот, ноги. Заканчиваются ОРУ прыжками (чередуясь с ходьбой на месте) – 2 раза по 15 – 20 сек. В конце проводятся дыхательные упражнения (учим правильно вдыхать и выдыхать). Все ОРУ показывает педагог и выполняет с детьми. Заключительная ходьба – спокойная, на месте или с продвижением вперед, чтобы снизить общее возбуждение организма и восстановить дыхание. Каждые 2 недели комплекс утр. гимнастики меняется. Необходимо следить за качеством выполнения ОРУ и принятием исходного положения. Закончить утреннюю гимнастику следует за 5-10 минут до завтрака, чтобы младший воспитатель успела расставить столы, провести влажную обработку столов, приготовить посуду, накрыть на стол. Помещение должно быть проветрено. |
Средняя группа (4 – 5 лет) | 6-7 минут | Та же | 4 - 5 | 1. Вводная ходьба, бег. Ходьба должна быть спокойная, по кругу. Затем используются ходьба с заданиями (см. «Программу…») Постепенно ходьба переходит в бег. Бег должен быть спокойным, легким, достаточно продолжительным: 1 мин. - в 1 половину года и до 1,5 мин. – во 2 половину года. Бег переходит опять в ходьбу и происходит построение на ОРУ. Построение на выполнение ОРУ. В начале года удобно в этом возрасте построение в круг , во 2 половину года – построение в звеньях Выполнение ОРУ. Должны использоваться всевозможные общие исходные положения (стоя, лежа, сидя, на коленях и др.) и разные исходные положения рук ( в стороны, вперед, на пояс, за голову, к плечам и др.). Помимо мелких предметов применяются кегли, мячи, кубы средних размеров. Проводятся ОРУ на разл. пособиях (скамейки, стулья и др.) Каждое упражнение проводится 4-6 раз. Вначале выполняются ОРУ на плечевой пояс и руки, затем – спина, живот, ноги. Заканчиваются ОРУ прыжками (чередуясь с ходьбой на месте). Прыжки разнообразные. Дозировка: 2- 3 раза по 15 – 20 сек. В конце проводятся дыхательные упражнения. Все ОРУ показывает педагог и выполняет с детьми. Заключительная ходьба – спокойная, на месте или с продвижением вперед, чтобы снизить общее возбуждение организма и восстановить дыхание. Каждые 2 недели комплекс утр. гимнастики меняется. Некоторые упражнения по усмотрению воспитателя могут меняться. Необходимо следить за качеством выполнения ОРУ и принятием исходного положения. Не забывайте упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки! Закончить утреннюю гимнастику следует за 5-10 минут до завтрака, чтобы младший воспитатель успела расставить столы, провести влажную обработку столов, приготовить посуду, накрыть на стол. Помещение должно быть проветрено. |