В Концепции модернизации дошкольного образования подчёркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности. Авторы Концепции указывают, что ребёнок, прежде всего, приобщается к вечным общечеловеческим ценностям (красоте, добру, истине).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Условия возникновения и становления опыта»
Домашева Светлана Александровна, старший воспитатель,
ГБДОУ детский сад №45 Невского района Санкт-Петербурга
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Условия возникновения и становления опыта.
Вот уже четвёртый год в своей работе в детском саду я уделяю особое место развитию творческих способностей у дошкольников. Приобщая детей к этому волшебству, я не только передаю им свой опыт, но и создаю у них потребность самим создавать красоту. А в целом – формирую их духовный мир. Ведь человек, знающий радость творческого труда, всегда найдёт способ выразить себя и достичь внутренней гармонии со своей природой. В Концепции модернизации дошкольного образования подчёркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности. Авторы Концепции указывают, что ребёнок, прежде всего, приобщается к вечным общечеловеческим ценностям (красоте, добру, истине). В результате этого у него рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности. В федеральных государственных требованиях к структуре содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделена образовательная область «Художественное творчество», содержание которой направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, через решение следующих задач:
*развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); *развитие детского творчества; *приобщение к изобразительному искусству.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определённых условий, благоприятствующих их формированию
Такими условиями являются:
Большое поле деятельности по привитию детям вкуса к творчеству имеют занятия музыкой, изобразительной деятельности, продуктивными видами труда, ознакомление с художественной литературой, познавательная деятельность, театрализованная деятельность.
Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
Создание обстановки, определяющее развитие ребёнка.
Предоставление ребёнку свободы в выборе деятельности
Умная доброжелательная помощь , а не «подсказка» взрослых.
Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребёнка к творчеству
Сам педагог – творческая личность.
Мотивация.
Так как сама я человек творческий, то и воспитанников я приобщаю к творчеству, предполагая, что подобная работа станет толчком к развитию воображения, творчества, проявления самостоятельности, инициативы и выражения индивидуальности. В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы дети применяли и комбинировали разные техники и способы изображения в одной поделке, и при этом не просто усвоенные способы действий, но и учились думать, самостоятельно решать, какую технику и материал использовать, чтобы тот или иной образ получился более выразительным. В процессе занятий я заметила, что на занятиях с использованием нетрадиционных видов художественного труда дети проявляют большую активность и работоспособность, меньше отвлекаются и работают более сосредоточенно, что становится залогом успешной предпосылки к раскрытию творческого потенциала.
Актуальность опыта.
В современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Следуя концепции личностно-ориентированного образования, результатом последнего должна быть не столь обученность (информированность), сколько становление личности – творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни. И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится развитию творческих способностей, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребёнка.
Обобщение опыта.
« Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но… не опоздайте и, помогая… думайте сами». Б.П.Никитин.
Изменения, произошедшие в системе образования за последнее время, её переориентация на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии, изменили отношение к детям, проявляющим повышенные способности в интеллектуальной, творческой деятельности.
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. Для развития творческих способностей современного дошкольника, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Нам, взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего дошкольного возраста, в своей работе я стала использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Творческий процесс завлекает детей, а малышей особенно! Когда на занятиях я вижу глаза детей, которые блестят от восторга, слышу их смех, вижу, с каким удовольствием дети лепят, рисуют, нарушая все запреты стандартного рисования, то я в восторг! Когда-то видный педагог Е.А. Флерина писала: «Взяв кисть из банки с красной краской, нельзя её класть в другую краску, прорисовав, её нужно положить обратно и взять кисть из другой банки, или же промыть кисть водой и вытереть, нельзя мазать стол, руки, лицо т.п.». А я возражаю, нужно мазать не только пальчики, но и ладошки, носик, ступни, и тогда, наши рисунки «оживут»: и петухи закукарекают, и ножки побегут по дорожке, и листья зашелестят на ветру, и медузы на дне океана затеют игру. Таким образом, чем больше органов чувств задействованы в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте.
Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования, поэтому я углубленно работаю по теме «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста», целью которой является: помочь ребёнку-дошкольнику встать на путь развития изобретательского и исследовательского таланта, взрастить его не только здоровым и крепким, но и – обязательно! – инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Активная жизненная позиция естественна для человека, если он мыслит творчески, видит вокруг возможности для совершенствования. Формы развития творчества:
*ориентация ребёнка на творческое решение;
*снятие преград в отношении проявления инициативы;
*поощрение к выполнению различных творческих задач;
*возможности для размышления и манипуляций с предметами;
*воспитание у ребёнка убеждённости в ценности творческих черт его личности и важности внимания ко всему, что его окружает.
У детей растёт интерес к собственной личности, самопознанию, построению временной перспективы. Воображение – один из механизмов проектирования и моделирования будущего, ребёнок строит воображаемую реальность, в которой удовлетворяет свои потребности, даёт выход настроениям, чувствам. Развивая воображение, я помогаю им понять, «проиграть» свои устремления, что очень важно для развития внутренней жизни. Занятия творческой деятельностью развивает коммуникативную функцию, а общение со сверстниками очень важно детям. Опыт показывает, что совместная работа, свободное изложение своих мыслей, рассуждения – способствуют формированию мотивации дошкольников к получению знаний. Дети с интересом относятся к занятиям, развивается их мышление, формируются коллективные отношения. Развивать способности – это значит вооружить ребёнка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одарённости. Расширяю кругозор воспитанников, способствую формированию гармонически развитой личности. Имею опыт проведения различных утренников, занятий, игровых и практических мероприятий. Работая на свое темой, считаю её актуальной в решении таких задач как формирование людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, смелых в принятии решений. Практикую такие формы работы: игры, театрализованную деятельность, занятия изодеятельностью, лепка, практическое рукоделие. Ведь творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Но через эту пропасть существует много мостов – живопись, музыка, поэзия, наука…
Максимально использую все возможности для развития творческих способностей ребёнка, учитывая интересы каждого. Одному нужна помощь поднять настроение – играем «Нарисуй меня», попутно увлекая остальных, затем рассматриваем вместе; другому помогаю выразительно рассказать стихотворение для утренника и т.д. Взаимодействие с детьми осуществляю на основе принципов педагогики сотрудничества. Обращаю внимание на каждого ребёнка, стараюсь строить свою деятельность так, чтобы каждый оказался вовлечённым в процесс, осознавая свою полезность и значимость. Задания в группе подбираю так, чтобы каждый мог внести свой вклад в работу группы. Постоянно обращаю внимание на поведение, взаимоотношения. Стараюсь формировать и развивать у детей социальную активность, помогаю открывать свои внутренние возможности. Поощряю не только творческую деятельность детей, самостоятельность, но и любые усилия детей, направленные на приобретение знаний.
На моих занятиях присутствует атмосфера сотворчества и сотрудничества. Во время занятий я поддерживаю гуманные, цивилизованные и демократические отношения как с детьми, так и между ними. Считаю, что большую роль играет и воспитание личностью самого педагога. В каждом ребёнке я стараюсь видеть уникальную личность, ищу лучшие качества и опираюсь на них, создаю ситуации, в которых он мог сам проявить себя. Всё это порождает у детей ко мне и друг к другу взаимное доверие, уважение и открытость. Профессиональный долг обязывает принимать решения, преодолевать состояние раздражительности, тревожности с целью обеспечения благоприятного климата на занятиях. Воспитанию творца помогает умение педагога увидеть, рассмотреть, разгадать интересы, наклонности, способности и таланты своих воспитанников и создать возможности для их творческого развития и реализации. Ценным в моих занятиях является то, что разрабатывая занятия, я стремлюсь к развитию у детей творческого воображения, фантазии, возможности полноценно переживать и выражать своё эмоциональное состояние. Я всячески стараюсь поддерживать инициативу ребят и всегда готова изменить ход занятия в соответствии с ней. Именно в процессе художественного творчества дети сразу могут увидеть результат своей работы, причём всегда положительный, а значит у ребёнка появится чувство удовлетворения, желание ещё творить и созидать, доводить начатое дело до конца.
Нет предела творчеству, ибо творчество – это та самая детская игра, которая сумела выжить во взрослом человеке.
Ведущая педагогическая идея опыта.
Заключается в том, что дети являются субъектами творчества, активными участниками процесса развития. Поэтому творчество ребёнка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления.
Трудоёмкость опыта.
Для проведения большинства занятий не нужно специального оборудования. Использование данного опыта не требует материальных затрат (подручный, бросовый материал). Материал доступен для педагогов ДОУ различного уровня.
Доступность опыта.
Опытом своей работы я делюсь с коллегами: провожу открытые просмотры НОД, выступаю на семинарах, принимаю участие в педсоветах, провожу мастер-классы, выкладываю свои материалы на своём сайте в интернете.