Просмотр содержимого документа
««Развитие коммуникативных компетенций учащихся через использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках истории».»
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ
ВЛАДИМИРСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему:
“БУДЬ ПОДКОВАН В СТРАХОВАНИИ”
Проект выполнили:
Задоркина Марина Юрьевна
Крылова Любовь Васильевна
Миронова Елена Вячеславовна
Соломатина Лариса Александровна
Трунникова Наталья Константиновна
Г. ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ
2018
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение
3
2.Общая характеристика занятия
4
3.Педагогическая характеристика занятия
5
4.Заключение
9
5.Список использованных документов и источников
10
6.Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Появление в обществе молодых и энергичных людей с активной жизненной позицией, разбирающихся в финансах и страховании,осознающих свои интересы и знающих, как их защитить, благоприятно отразится на общественном сознании и позволит постепенно заменить пассивное отношение к своей безопасности на осознанное понимание путей и способов её обеспечения. Страхование имеет многовековую историю и относится к таким основополагающим категориям, как финансы, кредит, налоги. На сегодняшний день страхование представляет собой способ компенсации ущерба, нанесенного собственнику материальных ценностей в результате стихийных бедствий, аварий, пожаров, землетрясений, ограблений и т.п.
Необходимость изучения страхования вытекает из случайной, непредсказуемой природы множества факторов, с которыми мы постоянно сталкиваемся. При таких столкновениях часто страдают наши интересы.Эти интересы связаны с сохранением личных (жизнь, здоровье, трудоспособность) и имущественных (имущество, доходы) благ. Эти интересы могут быть защищены, в том числе и с помощью страхования. Но для того чтобы осознать эти интересы, возможности страхования, необходимо понимать, что ничто в жизни не даётся без труда,поэтому обучение основам страховой грамотности целесообразно начинать со школы.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что знание основ страхового дела обеспечит учащимся возможность грамотной защиты своих личных интересов, связанных: с владением, распоряжением и пользованием имуществом; жизнью, здоровьем, трудоспособностью, пенсионным обеспечением; гражданской ответственностью перед любыми третьими лицами, например, за неумышленное, случайное причинение вреда (физического, морального) их личности и нанесение ущерба их имуществу.
Цель учебного занятия – формирование у учащихся навыков использования возможностей страховых продуктов и условий страхования.
Форма занятия: внеклассное мероприятие в форме квеста, которое проводится с целью повышения финансовой грамотности в сфере страхования среди учащихся 10-11 классов.Такая форма проведения занятий расширяет кругозор обучающихся, способствует развитию коллективизма, коммуникативности и логического мышления.
Практическая значимость данной методической разработки заключается в том, что её можно использовать как на уроках по финансовой грамотности, так и на внеклассных мероприятиях. В результате у обучающихся формируются навыки использования возможностей страховых продуктов и условий страхования, овладения основными понятиями по теме «Страхование» и инструментами взаимодействия с участниками страховых отношений, понимания принципов функционирования системы Страхования в России.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ
Название : “БУДЬ ПОДКОВАН В СТРАХОВАНИИ”
Характеристика условий реализации проекта
Объект:
Место: г. Гусь-Хрустальный
Название образовательной организации:
МБОУ “Уршельская СОШ”
МКОУ “Краснооктябрьская СОШ”
МКОУ “ Григорьевская СОШ”
МБОУ “Анопинская СОШ”
МКОУ “Купреевская СОШ”
Участники проекта:
Педагоги:
Задоркина Марина Юрьевна, учитель истории и обществознания
Крылова Любовь Васильевна,учитель биологии и химии
Миронова Елена Вячеславовна, учитель истории и обществознания
Соломатина Лариса Александровна, учитель истории и обществознания
Цель: обучить школьников основам принятия решений по выбору страховых продуктов и взаимодействию со страховыми компаниями с позиции минимизации финансовых рисков.
Задачи:
Научиться основам взаимодействия со страховыми компаниями в процессе страхования личных и имущественных рисков, грамотно действовать при наступлении страхового случая, защитить свои права страхователя и застрахованного в спорах со страховыми компаниями.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей
.
Коммуникативные:
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
.
Предметные:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области страхования;
• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций;
• развитие кругозора
Личностные:
осознавать себя как члена общества и государства
развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки
воспитывать гражданскую компетенцию в области экономических знаний.
Описание учебного процесса
Этап урока
Продолжительность
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организационный момент
(Мотивационно-целевая установка)
3 мин
Вступительное слово преподавателя. Стимулирование мотивации на занятие. Собрать слово из предложенных букв.
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «Страх».
Определяется тема занятия, объясняются правила игры. Учитель подводит учеников к цели занятия.
Приветствуют преподавателя.
Участвуют в квест- игре.
Учащиеся сами формулируют тему занятия.
Этап обобщения знаний
Решение практических задач
35-40
На каждом этапе, объяснение деятельности учеников
Выполняют задания
Работа в командах.
Решают ситуационные задачи.
Заключение (итоги и рефлексия)
5-7
Преподаватель помогает ученикам подвести итоги и предлагает собрать книгу советов.
Оцените наше занятие, опустив свои жетоны в соответствующие коробки: «Понравилось», «Было интересно», «Не понравилось»
Ученики подводят итоги и составляют книгу советов, выражают свое отношение к квесту.
Этап
Метод
Типы заданий контрольно-измерительных процедур
1. Оргмомент. Актуализация знаний. Мотивация, постановка целей
Развивающая технология: словесный, наглядный метод, работа в группах
Жеребьевка. Составление слова. Дети формулируют тему квеста
2. Этап обобщения знаний
Решение практических задач
Игровая технология, групповые методы, наглядные методы
Работа с карточками, решение задач, просмотр видеофрагмента, работа с ситуациями
Заключение (итоги и рефлексия)
Технология критического мышления, развивающие технологии
Составление книги советов
МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ
Перечень методик (технологий, методических приемов), рекомендуемых к использованию:
наглядный метод обучения
метод работы в группах (решение практических задач)
проблемный метод
игровая технология
развивающая технология
технология критического мышления
Методика оценки педагогической эффективности занятия:
Подведение итогов - составляется Книга полезных советов “Будь подкован в страховании”
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема и содержание разработанной квест-игры, являются актуальными, вызывают интерес и живую реакцию со стороны обучающихся.
В ходе Квеста содержание темы «Страхование» обобщается и рассматривается всесторонне, с учетом различных аспектов страховых услуг, предлагаются разнообразные способы работы с материалом, устанавливается эффективное диалогическое и групповое сотрудничество. В ходе мероприятия обучающиеся получают опыт практического решения страховых ситуаций, учатся анализировать и находить возможные пути их решения. Использование квест-игры в ходе обучения способствует активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Таким образом, повышение уровня страховой грамотности, достигается комплексно, имеет высокую степень эффективности и гарантированный результат.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ
Учебно-методическое обеспечение:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 2 (принят Государственной думой 22 декабря 1995 г., в редакции от 28.12.2013 № 416-ФЗ).
2. Закон Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в редакции от 04.06.2014 № 149-ФЗ).
Учебник и/или учебное пособие для учащихся:
1. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10–11 классы об-
щеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 400 с., ил. (Дополнительное образование: Серия
10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов,
Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 48 с. (Дополнительное образова-
ние: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»);
Методические материалы для учителя:
1.Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя.
10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. —
М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 80 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся
разумному финансовому поведению»);
Интернет-ресурсы:
fmc.hse.ru
вашифинансы.рф
хочумогузнаю.рф
Необходимые организационные и технические условия:
подготовка кабинетов
подготовка интерактивных заданий
- распечатка раздаточного материала,
- подключение технических устройств (компьютер, проектор),
Краткая характеристика презентации, необходимой для проведения занятия:
Презентация к квесту «Будь подкован в страховании” наглядно иллюстрирует основные этапы работы на занятии, терминологию, виды страхования, страховые события, страховое возмещение и т.д.
Приложение 1
СЦЕНАРИЙ
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал (приложение)
Участники: ученики 7-8 классов
Ход мероприятия:
Организационный момент
Подготовка к игре: ученикам предлагается на входе в кабинет взять из коробки жетон. Далее ученики проходят к парте и им предлагается из предложенных букв составить слово (Приложение 2. Слово “Страх”).
Учитель:
С чем ассоциируется у вас это слово? (Примерные ответы детей: пожар, смерть, наводнение и т.д.)
Что нужно сделать чтобы это чувство возникало реже, чтобы чувствовать себя уверенно и спокойно, защищенно? (ответы детей)
Да, действительно, застраховаться.
Первая ассоциация, возникающая при слове «страхование» не слишком приятна — страх. Однако верно ли утверждение, что слово «страхование» произошло от слова «страх»? В старину говорили: «принять на страх» , «отдать на страх» , подразумевая глагол «застраховать». Выражение «принять на свой страх» означает ручаться, быть порукою, взять под свою ответственность. Это выражение точно описывает смысл страхования - страховая компания за вознаграждение берет на себя обязательства, ручается за то, что при наступлении оговоренного в полисе события (страхового случая) выплатит клиенту компенсацию за понесенные им в результате этого события убытки. Поэтому слово «страхование» , хотя и содержит в своем корне слово «страх» , по сути, происходит скорее от слов «обязательство» и «ответственность».
Наш квест посвящен теме “Страхование”, эта тема очень важна сегодня, т.к. опасные и рискованные ситуации подстерегают нас постоянно. В результате работы над квестом, на каждом этапе вам будут даваться фрагменты страницы, с советом из которых мы сложим Книгу советов “Будь подкован в страховании”.
Сейчас мы вас попросим сформировать группы по цвету жетона, который вы выбрали при входе
Учащиеся формируют команды. Каждая группа получает маршрутный лист с очередностью этапов прохождения квеста ( Приложение 3. Маршрутный лист)
Команды расходятся по этапам.
1 этап. Страховые риски
Учитель: Вы пришли на первый этап, чтобы узнать о чем пойдет речь, предлагаю вам разгадать ребус (Приложение 4. Ребус)
Учитель: Молодцы! Потребность в страховании обусловлена существованием рисков.
Но не все риски можно застраховать. Давайте вспомним основные признаки страхового риска
Учитель:Сейчас вы должны за 3 минуты решить предложенные задачи и определить, какие риски относятся или не относятся к страховым, и объяснить, почему (Приложение 5).
Справились, молодцы. Ученики получают первый фрагмент страницы с советом.
2 Этап. Участники страхования
Вам предлагается решить кроссворд, и вспомнить участников страхования (Приложение 6).
Выполнив задание, учащиеся получают второй фрагмент страницы совета.
3 Этап. Участники страхования в ситуациях
Учащимся предлагается определить участников страховых отношений в различных ситуациях (Приложение 7). Учащиеся получают третий фрагмент совета.
4 этап. Системы страхования
Учитель: Вспомните какие системы страхования применяют:
*система пропорциональной ответственности;
• система первого риска;
• система предельной ответственности.
Учитель: Вам необходимо решить задачу и определить размер страховой премии.
(Приложение 8). Учащиеся получают итоговый фрагмент.
5 этап.Завершающий
Команды, которые закончили квест, склеивают свои фрагменты и вставляют их в Книгу советов
Рефлексия. В ходе выполнения заданий квеста мы получили советы по страхованию, давайте зачитаем, что у нас получилось:
Четко определи, что ты хочешь защитить и от чего
Уточни в договоре все непонятные термины и условия
Надеемся, что советы, которые получились пригодятся вам в дальнейшем. А сейчас попросим вас выразить свое отношению к квесту. У вас остались жетоны, опустите жетон в ту коробку с надписью, которая в большей степени отражает ваше отношение к игре.
Приложение 2
С Т Р А Х
Приложение 4
Приложение 5
Куплена новая машина - она может быть угнана или повреждена при аварии.
У человека в собственности есть дом, находящийся в аварийном состоянии, который может быть разрушен
Ребенку купили новые варежки, которые он может потерять на прогулке
Сотрудник уволился с работы по собственному желанию и потерял источник дохода.
Приложение 6
6
4
3
5
7
2
1
Вопросы:
физическое или юридическое лицо, которому по условиям страхования предоставлено право на получение страхового возмещения.
6. физическое или юридическое лицо, которое от имени и по поручению страховой компании занимается продажей страховых полисов, т.е. заключает и возобновляет договоры страхования.
это физическое лицо, жизнь, здоровье, трудоспособность которого являются объектами страховой защиты.
организация, имеющая лицензию, принимающая на себя за определенную плату материальные последствия риска страхователя.
какую роль играет Центральный Банк РФ в системе страхования
7. физическое или юридическое лицо, уплачивающее страховые взносы и вступающее в конкретные страховые отношения с передачей риска страховщику
Правильные ответы:
6
а
4
г
с
3
5
р
е
г
у
л
я
т
о
р
з
н
р
а
7
с
т
р
а
х
о
в
а
т
е
л
ь
а
с
2
х
т
с
1
в
ы
г
о
д
о
п
р
и
о
б
р
е
т
а
т
е
л
ь
в
а
р
щ
х
а
и
о
х
к
в
о
а
в
н
о
н
й
о
е
Приложение 7
1. Анна Петрова застраховала себя от несчастного случая в компании «Согласие».
2. Андрей Смирнов работает в компании ООО «Вариант», где ему оплачивают полис добровольного медицинского страхования в страховой компании «Гарантия».Он обратился в клинику «Дента-Стиль» за стоматологической услугой по страховке.
3. Владимир Карпов оформил своей дочери Лене страховку к совершеннолетию на 300 тыс. руб. в компании «Флагман».
4. Катя Фролова купила автомобиль в кредит и застраховала машину в пользу Банка «Южный», выдавшего кредит на эту покупку, в компании «Страховой дом».
Приложение 8.
Имущество стоимостью 800 000 руб. застраховано на 700 000 руб. по системе первого риска. Страховой тариф – 5%, безусловная франшиза – 3 000 руб.
В результате страхового случая ущерб составил 600 000 руб.
Определить размер страховой премии и страхового возмещения.