Просмотр содержимого документа
«Тренинг "От сердца к сердцу: родительская любовь"»
Тренинг «От сердца к сердцу: родительская любовь»
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
Участники: Родителей воспитанников средних групп.
Оборудование: карандаши (по кол-ву участников), фломастеры, аудиозаписи с медленной музыкой, стикеры, вырезанные в форме сердца, клей - карандаш, заранее заготовленный рисунок сердца, магнитная доска, цветные листы (красный, желтый, зеленый), белые листы по количеству участников.
Ход тренинга
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодняшний психологический тренинг -это своеобразная гимнастика для нашей души, разума и тела. Человек усваивает лишь десятую часть того, что услышал, половину того, что увидел, и почти всю информацию, когда действует сам. Поэтому сегодняшняя встреча посвящена активной практической работе.
Наша тема - «От сердца к сердцу: родительская любовь». Будем учиться чувствовать, понимать и бережно относиться друг к другу, укрепляя семейную гармонию и эмоциональную близость.
Материалы: карандаши, авторучки с закрытыми колпачками, аудиозаписи с медленной музыкой
Ход упражнения:
Разбейтесь на пары, расположитесь друг напротив друга на расстоянии примерно 70 сантиметров.
Соедините ладони обеих рук так, чтобы ваши указательные пальцы оказались напротив друг друга.
Положите по одному карандашу горизонтально концами на подушечки указательных пальцев партнёров.
Постарайтесь удерживать карандаши неподвижно, прижимая их пальцами.
Стараясь не выпустить карандаши, выполните движения руками синхронно и аккуратно
поднимите руки, опустить их, вернуть в исходное положение;
вытяните руки вперед, отведите назад;
сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга);
наклониться вперед, назад, выпрямиться;
присесть, встать.
Психологический смысл упражнения: заключается в следующем: успешное выполнение задания предполагает высокую степень согласованности и синхронизации действий партнеров, основанную исключительно на невербальном взаимодействии. Если каждый участник будет ориентироваться только на свои личные усилия, упражнение окажется крайне затруднительным или вовсе невозможным. Ключевым условием успешного выполнения является учет и адаптация собственных движений к действиям партнера, что способствует развитию навыков совместной работы и взаимопонимания.
Вопросы для обсуждения.
- Какие действия должны выполнять участники, стоящие в круге, чтобы карандаши не падали?
- На что нужно ориентироваться при выполнении этих действий?
- Как установить с окружающими необходимое взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?
Основная часть
Ну, а теперь, давайте поговорим о самом важном в жизни каждого человека – о родительской любви. Все считают себя любящими родителями, и это вполне естественно. Мы действительно обожаем своих детей, и лучшее подтверждение этому то, что мы чувствуем в душе постоянную любовь. Но детям важно еще одно – как мы проявляем это чувство.
Общение и отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. Для ребенка взрослые являются образцом во всем. Дети хорошо усваивают то, что представлено наглядно, все хочет познавать на собственном опыте. Запоминает малыш не все, а только то, что его поразило. Они всегда стараются подражать взрослым, что порой опасно. Не умея отличать плохое от хорошего, они стремятся делать то, что взрослые запрещают им, но позволяют себе. В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от таких действий и поступков, которые не могут послужить для них хорошим примером.
Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. В процессе развития коммуникативных навыков ребенка, большое внимание необходимо уделять формированию личностных качеств малыша, его чувствам, эмоциям. Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.
Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть, что она проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу, и ребенок должен чувствовать любовь.
«Счастье – это когда тебя любят и понимают», а это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться».
Упражнение «Самое главное в воспитании»
Цель: определение ожиданий участников от работы в группе.
Психолог: Уважаемые родители! Перед вами стикеры, вырезанные в форме сердца. Запишите на них то, что для Вас является самым важным в воспитании детей. Далее следует озвучить их и прикрепить к плакату.
Упражнение «Погружение в детство» Звучит тихая, легкая музыка.
Психолог: Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию: оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство – в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам три-четыре года. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице. Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, а рядом с вами близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете ее тепло и надежность. Затем вы отпускаете руку и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете глаза и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему, снова берете за руку, идете дальше и вместе с ним смеетесь над тем, что произошло.
А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда будете готовы, вы откроете глаза.
Рефлексия
– Удалось ли окунуться в детство?
– Почувствовали ли вы надежное плечо, сопровождающее вас в детстве?
– Что для вас значит «надежное плечо»?
– Какие чувства у вас были, когда вы потеряли поддержку?
– Что хотелось сделать?
Упражнение «Ролевые игры»
Цель:
Выбирается 2 пары в которых участники распределяют роли родителя и ребенка.
Задание 1 паре: от имени ребёнка расскажите, как умудрились намочить всё, что только было возможно из своей одежды в единственной весенней луже, в тот момент, когда мама разговорилась с неожиданно подошедшей подругой.
И реакция мамы, когда она увидела промокшего ребенка…
Резюме. Я думаю, напоминание об этой возможности взрослых – проникать в мир детей, поможет грамотнее организовывать процесс воспитания, плодотворнее построить взаимодействие в семье.
Задание 2 паре: уважаемые родители! Вы очень спешите, прибежали в детский сад за своим ребёнком. На улице Вас ждёт машина, а дочь (сын) капризничает, не хочет одеваться.
Ваша реакция, действия и т.д.?
Резюме. Данные ролевые игры не только иллюстрируют возможные ситуации, но и позволяют задуматься каждому, а как бы я поступил, реагируя на поведение моего ребёнка, чему бы я смог его научить.
Психолог: Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.
У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей, окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“! Чтобы научить этому детей, родителям самим нужно отлично в этом разбираться.
Упражнение «Запрещаем – разрешаем»
На доску крепятся три цветных листа, соответствующие зонам запрета.
зеленый символизирует зону «Полная свобода»;
желтый – зону «Относительная свобода»;
красный – зону «Запрещено».
Ход упражнения: составьте список возможных действий детей, распределив их по трем основным зонам.
Упражнение «Солнце любви»
Ход упражнения:
Предлагаю следующее задание: возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте большое солнышко. Напишите в середине имя вашего сына или дочери. Затем на каждом солнечном луче перечислите замечательные черты характера вашего ребенка, которыми гордитесь и любите его.
Теперь продемонстрируйте свое творение группе и прочтите вслух написанный вами перечень достоинств.
Заканчивая встречу, прошу забрать ваше солнышко домой. Пусть лучи этого солнечного рисунка принесут тепло и радость в ваш семейный очаг. Дома расскажите малышу о тех прекрасных чертах, которые отметили в нем, окружите вниманием и заботой. До скорой встречи!