Просмотр содержимого документа
«"Свистулька- детская народная игрушка"»
ПРОЕКТ
«Свистулька-детская народная игрушка»
Выполнила: воспитатель
группы раннего возраста
МБДОУ детский сад «Пчёлка»
Мухина Ольга Николаевна
2016г.
Паспорт проекта.
«Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления»
В.Г.Белинский
Тема: Свистулька-детская народная игрушка.
Классификация проекта:
по составу участников – коллективный проект (групповой)
по целевой установке – приобщение детей к культуре родного края
по тематике – творческий проект
I Цель:Вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке; формировать умение передавать свое отношение к игрушке; воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней.
Поддерживать стремление активно вступать в общение, высказываться; побуждать к радостным ощущениям от совместных активных движений; способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности; развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук.
Обогащать словарный запас дошкольников.
Способствовать формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, оказывать им практическую помощь в организации занятий с детьми в кругу семьи. Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал младших дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса.
Достижение поставленной цели возможно, если решить следующие задачи:
Познакомить детей с народной игрушкой;
Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
Осуществлять духовно-нравственное развитие личности ребенка;
Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
Развивать навыки художественного творчества детей;
Создать условия для участия родителей в образовательном процессе;
Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его истории.
План тематического проекта
1. Тема и ее происхождение «Птички-свистульки». В рамках цикла: «знакомство с народными промыслами»
2. Интеграция областей в рамках НОД и совместной деятельности, которые можно изучать в ходе реализации проекта: Художественное творчество (разукрась свистульку), конструирование (построение домиков для птичек), лепка (украшаем птичку), театрализация, физкультурное развитие: утренняя гимнастика, подвижные игры.
В наше время, дети ориентированы на игрушки западных стран и не владеют достаточной информацией о традиционной русской игрушке. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.Я решила помочь своим воспитанникам расширить знания о традициях на примере народной игрушки, проявлять интерес к изготовлению разнообразных игрушек и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
Народная игрушка близка и понятна каждому ребенку, она вобрала в себя опыт многих поколений. Игрушки учат, развивают, воспитывают. Не смотря на внешнюю простоту и незатейливость, народные игрушки пробуждают творческую фантазию, помогают детям знакомиться с окружающим миром.
К сожалению, современные дошколята не всегда могут играть с матрешками, свистульками, деревянными ложками, утрачиваются традиции коллективных народных игр. Родители практически не приобретают своим детям такие игрушки.
Актуальность проекта заключается в решении задач патриотического воспитания в соответствии с образовательной программой детского сада. Играя с матрешками, ложками, свистульками, дети приобщаются к традициям и культуре своего народа, развивают коммуникативные навыки. Содержание расширено за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечение их в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе конкретизация задач патриотическому воспитанию, использование программ воспитания детей на традициях народной культуры.
Основные задачи можно сформулировать так:
1. Выяснить влияние русской народной игрушки - свистульки на эстетическое развитие дошкольника.
2. Учить детей изображать игрушку (в лепке, рисунке, в игре).
Для реализации этих задач используются следующие методы и приемы:
1). Рассматривание и описание детьми свистулек.
2). Рассказ воспитателя о свистульках и ее мастерах. (Сказка о происхождении, рассматривание и описание свистулек)
3). Чтение детям рассказов, стихов, потешек с персонажем - свистулькой.
4). Подвижные игры с участием свистульки.
Работа проходит в несколько этапов:
изучение представлений детей о свистульке (рисование)
ознакомление детей сосвистулькой как с предметом народного творчества (лепка, конструирование)
консультация для родителей «Влияние русской народной игрушки на формирование личности ребенка» (Приложение № 3)
мы такие разные свистульки (совместная деятельность детей с родителями – книжки малышки)
использование детьми свистульки в самостоятельно организованной деятельности детей
лепка свистулек из глины (совместная деятельность детей с родителями)
создание мини-музея «Свистульки»
III Основные этапы проекта
1 ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
1. Изучение и подбор материала об истории происхождения свистульки.
2. Подбор стихотворений и потешек о свистульке. (Приложение №2)
3. Изготовление родителями птичек свистулек.
4. Изготовление родителями книжек-малышек.
2 ЭТАП ОСНОВНОЙ:
1. Беседы об истории возникновения птичек-свистулек. (Приложение №1)
2. Чтение сказок, потешек о свистульке. (Приложение №4)
3. Беседы: «Свистулька-любимая игрушка», «Мы такие разные-свистульки».
6.Конструирование «Домик для птички» (Приложение №7)
3 ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
1. Выставка детских работ «Птички невелички в гостях у ребят».
2.Создание мини-музея «Такие разные-свистульки».
3.Презентация книжек-малышек.
4.Выставка птичек свистулек.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА:
В ходе проекта дети узнали о возникновении народной игрушки-свистульки.
У детей сформировались представления о русском народном прикладном творчестве, народной игрушке.
Реализовался процесс сотворчества родителей с детьми.
Создание мини-музея «Такие разные свистульки».
Приложение № 1
Беседа «История возникновения свистульки»
Расскажите нам, откуда
Появилось это чудо?
Кто придумал эти краски,
Словно взятые из сказки.
С древних времен известна тульская деревня Филимоново. По всей России-матушке и далеко за ее пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Хотите узнать, почему их так называют? Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, любил он очень детей ичто бы их порадовать делал для них различные игрушки. Вот и стали называть сначала игрушки филимоновскими, а затем и деревню назвали Филимоново.
Игрушки в основном делали зимой, когда было свободное время от сельских трудов. Затем продавали их на ярмарках и базарах в городе Туле.
Покупают люди сушку,
А на дивную игрушку
Смотрят долго, не дыша,
До чего же хороша
Поглядите, каковы!
И нарядны, и новы!
Пёстрые, яркие,
Словно подарки!
Ребята, а сейчас я вам расскажу какделают филимоновские свистульки!
Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная и цветная – белая, красная, розовая, желтая, оранжевая и даже черная. Игрушки смешные, причудливые и в тоже время простые по выполнению. Лепят в Филимонове барышень, солдат, коней, птиц, козликов и прочих зверушек. У филимоновской игрушки есть своя отличительная особенность. Какая? Хотите узнать? Все они вытянуты, будто чему-то всегда удивляются, да так удивляются, что все похожи на длинношеих жирафов. И еще, все они не просто игрушки, а свистульки. Посмотрите, у барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат – в гусей. И во все игрушки можно посвистеть.
Лепят мастерицы с добрым сердцем и теплыми, сильными руками. Лепят и приговаривают: «Ух, серьезная какая получилась! Сейчас тебя повеселее сделаем. Давай-ка улыбнись!» вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах, где добывали глину. Игрушки сначала раскалятся до красна, а потом до бела. А когда они остынут, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.
Нас лепили мастера,
Нас расписывать пора
Кони, барышни, барашки –
Все высоки и стройны
Сине-красные полоски
На боках у нас видны.
После обжига игрушки расписывают. Расписывают не кисточкой, а перышком. Краски разводят на молоке. Посмотрите, какими элементами росписи расписаны филимоновские игрушки. Чаще всего украшают игрушки «ветвистой «елочкой», «яркой ягодкой», звездочкой» лучистой или «солнышком». А элементы обозначают следующее: круг – солнце, треугольник – землю, елочки и ростики – символ растительности и жизни. Лица у фигурок остаются белыми и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза и рот.
Для росписи филимоновской игрушки берут краски яркие, летние, солнечные – желтые, красные, малиновые, зеленые, иногда синие и фиолетовые.
Вот такие игрушки мастерят в Филимонове, сохраняя вековые народные традиции. Когда смотришь на филимоновские игрушки собранные вместе, то невольно появляется радостное настроение.
Свистульки – петушки,
Глиняные зайчики,
Кони вороные
Гривы расписные.
Всем по нраву -Глиняные забавы!
Приложение № 2
Стихотворения и потешки
В руки я возьму свистульку
Буду трели выводить
Деревянная свистулька,
Будет громка нам, свистеть.
0й, свистулечка какая,
Глиняная птичка,
Необычная, смешная
Птичка невеличка.
У детей в ладошах птички, С виду птички — невелички, Только птички не порхают. В небеса не улетают.
Дети бережно их носят, Дети их ко рту подносят, Дуют в птичек — те свистят, Всех в округе веселят.
Милые свистульки это, Выкрашены ярким цветом, Деревянные, из глины, Звук у них певучий, длинный.
Он похож на птичью трель, На весеннюю капель, На звенящий ручеек И на солнечный денек.
Ай, дуду-дуду-дуду, Сидит ворон на дубу. Он играет во трубу, Он играет во трубу, Во серебряную. Труба точеная, Позолоченная, Песня ладная, Сказка складная.
Скок,скок-поскок, Молодой дроздок По водичку ходил, Коромысло носил. Да неловко ступил, Сапожок водой залил. Зацепил ногой ведро — Всё вокруг залило. Испугался дроздок И пустился наутек.
С виду дудочка простая, Но звучаньем поражает: В нем небесная лазурь, Солнца лучик после бурь.
В нем звучание лесов Под порывами ветров, В нем последний вальс листвы, Плеск ручья и песнь травы,
Спящих рек, озер дыханье, Встречи в нем и расставанья, В нем томленья грустной ивы, Птиц волшебные мотивы.
Приложение № 3
консультация для родителей
«Влияние русской народной игрушки на формирование личности ребенка»
Традиционная игрушка во все времена оказывала важное и, во многом, определяющее влияние на формирование личности, души русского ребенка.
Воздействие народной игрушки на сознание ребенка, было продуманным и многоплановым, игрушка воздействует на все уровни ощущений - тактильный, визуальный, звуковой. Особое значение имел материал, из которого изготавливались игрушки. К примеру, известно, что тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и "миром больших вещей", воспитывают ласковое, небоязливое отношение к миру. С другой стороны, игрушечные "свистелки", призванные также отгонять от ребенка злых духов, были и первыми "музыкальными инструментами", с которыми сталкивался ребенок.
Послевоенное голодное провинциальное детство было согрето теплом базарных дней и ярмарок. С окрестных сел и деревень стекался народ: купить-продать лошадь, сельскохозяйственный инвентарь, живность или снедь. Конская упряжь, атласные ленты в хвостах, запах лошадей и сена; искристый, хрустящий снег; буйство красок; веселый гомон людей, птиц, животных, и игрушки, игрушки... Деревянные и глиняные, соломенные и тряпичные, берестяные и из лозы - они свистели, трещали, шуршали и тукали. Настоящий солнечный праздник народной смекалки, народного творчества.
Выполненная из натуральных материалов, игрушка с первых дней жизни знакомит ребенка с природой и воспитывает творческое отношение к миру. Но это не только предмет для любования, восхищения и забавы. Игрушка также приобщает малыша к миру абстрактных математических образов, представлений.
В народной игрушке ребенка привлекают не только сами предметы, но и множество звуков, движений, формы, оттенки цветов, узоры и т.д.
Всемирно известные матрешки моделируют, с точки зрения новейшей науки, трансформацию подобия. В детском саду матрешки, как и пирамидки со множеством колец, помогают различать элементы множеств по размеру и выстраивать сериационные ряды. "Ванька-встанька" и "Неваляшка" дают представление об устойчивости. Деревянные кубики с фрагментами рисунков на гранях знакомили не только с пространственной формой и ее характеристиками. Из фрагментов рисунка, как из подмножеств, ребенок составлял множество - общий рисунок (зверек, чашка). Игрушки и изделия народных промыслов и ремесел формировали представления о числе, геометрической форме, ряде, учили ориентироваться на плоскости (когда малыш расставляет игрушечную мелочь на столе) и в пространстве (когда стреляет из лука стрелой).
Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.
Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера… Игрушки-обереги и игрушки-потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки… Дымковские и каргопольские, архангельские и филимоновские. Все это - русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. И, к сожалению, совсем несправедливо забытые нашими детьми. Между тем народная игрушка - это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Лаконичная по форме, но столь выразительная и понятная любому ребенку, она и сегодня может не просто удивить обрадовать малыша, но и успешно справиться сего обучением даже самым серьезным наукам.
Народная игрушка вызывает в русском человеке «взрыв радости и оптимизма». Это – жизнеутверждающие игрушки. В этих игрушках проявляется радование человека своему бытию.
В народной игрушке передается любовь и ласка, веселость и смех, знания и умения – в этом сила ее влияния на ребенка. В народной игрушке много теплоты, которая выражается в заботливом, любовном ее исполнении: брызжущая красками глиняная дымковская игрушка; солнечная деревянная семеновская игрушка; праздничные, яркие, красные городецкие кони. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка своей незамысловатой техникой движения, звучанием, своей сказочной, декоративной трактовкой.
Приложение № 4
Сказка «ЧУДО-СВИСТУЛЬКА»
— Мама, в деревню пришел бродячий торговец, — радостно рассказывал мальчик. — У него полный ящик свистулек. Есть овечки, есть коровки, а больше всего глиняных и деревянных птичек. Стоят всего копейку. — Сынок, у нас нет денег даже на хлеб, осталась одна картошка, — ответила мама. — Тогда я не пойду на праздник весны,—расстроился мальчик. — Все дети будут соревноваться в игре на свистульках, а я не смогу. Победитель получит большой пряник. Мама улыбнулась и хитро спросила: — А как же синичка, которую ты зимой спас от мороза? На празднике все дети будут отпускать птичек на волю, а кто отпустит нашу птичку? — Цвинь-цвинь, — звонко пропела синичка на подоконнике. — Хорошо, — согласился мальчик. — Все покупают птиц у торговца, чтобы на празднике их отпустить, а у меня своя синичка есть. На следующий день был праздник весны. Мама разбудила сына пораньше и вручила ему испеченного из теста румяного жаворонка. — Мама, откуда ты муку взяла? — удивился мальчик. — У соседки заняла, обещала ей летом огород прополоть, — ответила мать. На празднике было весело. Все дети надели своих жаворонков на длинные палочки и с пригорков подбрасывали их как можно выше к солнышку. Потом жаворонков съедали, но не целиком. Головку жаворонка надо было оставить для домочадцев или для домашней скотины, чтобы к ним пришло здоровье и благополучие. Мальчик оставил для своей мамы половину жаворонка. Когда испеченные жаворонки были съедены, а живые птички выпущены на волю, наступила очередь музыкальных состязаний, песен и хороводов. Первыми состязались в игре на свистульках дети. Ярко раскрашенные глиняные и деревянные свистульки нежно звенели и резко свистели. Дети старались подражать птичьим трелям. Мальчик побрел прочь. — Цвинь, цвинь, — вилась над ним его синичка. — Лети в лес, ты теперь свободна, — махнул мальчик рукой. Но синичка не улетела, а села на плечо мальчика. Он хотел взять птичку и подбросить ее в воздух, но вдруг увидел, что в его руке не живая синичка, а глиняная свистулька. Синенькая, с желтым цветком на грудке и с черными глазками. Сбоку на ней, как и положено, было несколько дырочек, а в хвостике отверстие для вдувания воздуха. Крепко зажав свистульку в руке, мальчик побежал обратно на праздник. Вечером он рассказал маме: — Моя свистулька пела, как настоящая синичка. Меня все время просили играть на ней. Дали большой пряник, а еще вот это. Мальчик разжал ладошку и показал медную монетку. — А где же твоя чудо-свистулька? — улыбнулась мама. — Это была не чудо-свистулька, а чудо-синичка. Когда я подошел к нашему дому, глиняная птичка вдруг ожила в моей руке, вспорхнула и улетела. — Синичка отплатила тебе добром за добро, — задумчиво проговорила мама.
Приложение № 5
Конспект комплексного занятия по аппликации
тема: «Птичка-свистулька»
Программное содержание:
Познакомить детей с особенностями духовых музыкальных инструментов. Учить определять духовые музыкальные инструменты по звучанию на слух. Помогать создавать узоры.
Формировать умение работать с пластилином. Словарь: духовые, музыкальные, свистулька. Развивать слух, творчество, чувство ритма в узоре, мелкую моторику. Воспитывать любознательность, интерес к народному творчеству.
Оборудование:
Картинки с изображением духовых музыкальных инструментов, деревянные и глиняные свистульки, детский духовой шумовой музыкальный инструмент, картонные «трубы» для дыхательной гимнастики, формы-заготовки для аппликации, пластилин, клеенки.
Птичка-свистулька, готовая работа
Ход занятия:
Загадка про дудочку:
Очень весело поет, Если дунете в нее, Ду-ду, ду-ду-ду. Да-да, да-да-да! Вот так поет она всегда. Не палочка, не трубочка, А что же это? ... (Дудочка)
Это дудочка. У дудочки есть много братьев и сестер: труба, флейта, и др. (Показ картинок с изображением этих музыкальных инструментов). Все эти музыкальные инструменты называют духовыми. Как по-вашему, почему они получили название «духовые»? (Ответы детей). Чтобы получить звук, в эти инструменты нужно дуть. Именно поэтому они и называются духовыми. А играют на духовых музыкальных инструментах … кто? (Ответы детей). Музыканты. А сможем ли мы с вами взять в руки какой-нибудь из этих духовых инструментов и сыграть? (Ответы детей). Почему же, как вы думаете, у нас это не получится? (Ответы детей). Чтобы стать музыкантом и играть на музыкальном инструменте, нужно учиться. Может быть, кто-то из вас знает, в какой школе учат играть на музыкальных инструментах? (Ответы детей). В музыкальной школе учат играть на музыкальных инструментах.
А сейчас мы поиграем, подуем в трубу.
Дыхательная гимнастика «Я играю на трубе»
Дети берут в руки «трубы» из картона и дуют в них.
Трубы громче звук, сильней Заливается ручей, (Тот же звук, только громе и ниже)
Тише все труба звучит — Ручеек устал и спит. (Постепенное затихание звукоподражания)
Тишина — он видит сон, Замер трубный перезвон.
Но мы с вами пока не умеем играть на музыкальных инструментах. А хочется вам попробовать? Нам на помощь придет игрушка-свистулька. (Показ). Дуть-свистеть в нее сможет даже ребенок. Вот так. (Показ). Хотите попробовать?
Упражнение «Поиграй на свистульке»
У детей в ладошах птички, С виду птички — невелички, Только птички не порхают. В небеса не улетают.
Дети бережно их носят, Дети их ко рту подносят, Дуют в птичек — те свистят, Всех в округе веселят.
Милые свистульки это, Выкрашены ярким цветом, Деревянные, из глины, Звук у них певучий, длинный.
Он похож на птичью трель, На весеннюю капель, На звенящий ручеек И на солнечный денек.
(Дети извлекают звуки из свистулек).
В давние-давние времена, когда человек еще не умел делать музыкальные инструменты, ему все-таки хотелось слышать музыку. Вот и приходилось древнему человеку извлекать звуки, дуя в морскую раковину, в камышовый стебель, в рога животных. Шло время, человек становился все более мудрым и умелым. Он научился делать духовые музыкальные инструменты из дерева и глины. Взгляните на эти две свистульки. Как вы думаете, какая из них сделана из дерева, а какая из глины? Почему вы так решили? (Ответы детей). Часто глиняные свистульки делают в виде каких-нибудь существ. Вот эта свистулька, сделана в виде … кого, как вы полагаете? А эта свистулька? (Ответы детей). Со временем человек научился делать музыкальные инструменты из металла. (Показ картинок). А мы с вами сегодня сделаем аппликацию – украсим узорами птичку-свистульку. Но прежде поиграем.
Динамическая пауза «Жмурки с дудочкой»
Один ребенок берет в руки дудочку и отходит в один из углов комнаты. Остальные дети встают и закрывают глаза. Ребенок с дудочкой начинает издавать звуки. Остальные дети должны повернуться в ту сторону, откуда раздается звучание дудочки, не открывая глаз. Глаза дети открывают после того, как дудочка перестает играть, и проверяют, правильно ли определено место, откуда раздавался звук. Игра повторяется несколько раз со сменой ведущего, играющего на дудочке.
Аппликация «Птичка-свистулька»
Детям предлагаются готовые формы в виде птички, пластилин, дети самостоятельно украшают птичек.
Приложение № 8
Что такое народная игрушка?
История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. Как было малышу не любить такую детскую игрушку? Ведь все, из чего она была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Как будто сама природа давала человеку от щедрот своих, чтобы побудить к творчеству и дать жизнь новому творению.
Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или "потешка", как называли ее наши предки. Самые маленькие получали погремушки или "шаркуны". Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди.
Кроме развлечения, эти игрушки, по мнению родителей, служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. Погремушка или мяч, символизирующие, по мнению предков, небо и небесный мир, как бы соединяли ребенка с миром добра. Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.
Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его. Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающее его пространство. Для этой цели изготавливались различные каталки на палочке. Все гениальное - просто. На палке крепились колесные оси с подвижными деталями.
Игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, ритмичным движением колес - и малыш начинал ходить вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой. Наступала очередь каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь - как символ солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним по пятам, покорный воле хозяина. Таким образом, ребенок впервые мог почувствовать себя сильным и смелым другом для своей игрушки.
Наши предки были прозорливы и умны. Чутко чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.
"А во что же играли деревенские девочки?" - спросите вы. Конечно же, в тряпичных кукол. Мамы ловко мастерили дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.
Какие только тряпичные куклы не изготавливались на необъятных просторах русской земли. Это и вепсские куклы, изготовленные из обрывков изношенной ткани, олицетворяющие замужнюю женщину. Это и "крупенички" - куклы-мешочки, в которых хранили зерна гречихи для нового урожая. Такие куклы делались и для женщин, которые хотели, чтобы у них поскорее появились дети. Сюда же можно отнести и рождественского ангела-куклу, изготовленную из ткани, простую, но, в то же время, необычную. Такими куклами украшали елку в Рождество. Были и куклы-"пеленашки". Такая детская кукла легко умещалась на ладони. Ее подкладывали в колыбельку к новорожденному чаду, чтобы именно она приняла на себя все то зло, что предназначалось младенцу. Позже такая кукла вкладывалась малышу в руку, как своеобразный массажер для пальчиков, а также вставлялась в складочки одежды ребенка. Если приходили гости, то они хвалили куклу, а не малыша, боясь сглазить его. Также были куклы - "московки"(кукла с привязанными к поясу 6 детками - как символ материнской любви и нежности), "столбушки"(кукла на берестяных трубочках) и толстушки-"костромушки"(толстенькая кукла в нарядном платье, символизирующая сытость и богатство в доме). Встречались детские игрушки, характерные для какой-то определенной местности. Такие игрушки сохранились в нашей культуре и по сей день.