Просмотр содержимого документа
««Сотрудничество семьи и ДОУ: традиции и инновации»»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №72», Пермский край, город Березники
воспитатель-Дехтярева Татьяна Алексеевна
«Сотрудничество семьи и ДОУ: традиции и инновации»
ОТ ТОГО, КАК ПРОШЛО ЕГО ДЕТСТВО, КТО ВЁЛ РЕБЁНКА ЗА РУКУ В ДЕТСКИЕ ГОДЫ, ЧТО ВОШЛО В ЕГО РАЗУМ И СЕРДЦЕ ИЗ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА — ОТ ЭТОГО В РЕШАЮЩЕЙ СТЕПЕНИ ЗАВИСИТ, КАКИМ ЧЕЛОВЕКОМ СТАНЕТ СЕГОДНЯШНИЙ МАЛЫШ.
(В. А.Сухомлинский)
Семья – это неотъемлемая часть общества, которая способствует формированию гармоничной личности.
Огромное значение она оказывает на детей, которые в ней проживают. Она помогает определить свои нравственные ориентиры. Несмотря на то, что в садиках, школах, секциях и кружках педагоги стремятся донести до маленького человечка базовые знания, навыки, моральные истины, опыт мамы и папы, их отношение друг к другу играют главную роль в формировании личности малыша.
Родители, бабушки и дедушки закладывают:
умение любить;
понимание своих традиций;
отношение к людям, в том числе и к противоположному полу;
умение ценить помощь и оказывать её самому;
линия поведения в обществе и умение жить в нём гармонично.
Только среди близких и родных человек чувствует себя защищенным. Он чувствует себя нужным и это даёт человеку уверенность в себе. Помогает ему преодолевать трудности, справляться с неудачами.
Семья – это начало всех начал, это – связь между прошлыми поколениями и нынешними. Каждая ячейка общества обладает характерными признаками: наличие брака, детей, ведение общего хозяйства. В ней формируется человек, его взгляды, навыки, духовные ценности. И наша задача – сделать все для её сохранения.
Семья – образец формирование межличностных отношений.
Семья и детский сад, школа традиционные институты воспитания подрастающего поколения, всегда находятся в фокусе внимания науки и общества, что связано, как отмечают исследователи, с вечной проблемой столкновения социальных и биологических детерминант. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) признает первостепенную роль семьи и родителей в деле осуществления заботы, воспитания и защиты детей. С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании ФГОС дошкольного образования» от 23. 12. 2012 года №273-ФЗ возникли предпосылки для равноправного творческого заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Семья вместе с образовательным учреждением создаёт важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. С одной стороны, высока потребность в сотрудничестве двух ведущих систем воспитания, возрос уровень взаимных требований родителей к образовательной организации, педагогов к родителям в тоже время усилился контроль родителей за учебно-воспитательным процессом, формируется практика привлечения родителей к управлению (совет родителей). С другой стороны иногда отмечается некоторое отчуждение между родителями и педагогами. Проблему сотрудничества семьи и образовательной организации отмечают многие современные ученые, педагоги, в том числе заместитель научного руководителя НИУ Высшая ДОУ экономики, доктор экономических наук Лев Любимов: «Роль родителей сегодня — это один из главных провалов сада и ДОУ. Большинство рассматривают учебные заведения как камеру хранения». Назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности общеобразовательного учреждения – как взаимодействие ДОУ с семьей обучающегося.
Мы предположили что воспитательная среда, основанная на сотрудничестве семьи и ДОУ, будет успешной, если будут созданы организационно-педагогические условия сотрудничества, развивающие воспитательный потенциал дошкольной и семейной воспитательной среды.
Основными причинами возникновения проблемы сотрудничества семьи и ДОУ мы считаем:
педагогическая и психологическая неграмотность родителей
ригидные стереотипы воспитания
личностные особенности родителя, педагога, вносимые в общение.
Традиционное просвещение обеспечивало родителей основами психолого-педагогических знаний, но не учитывало эмоциональную и деятельностную составляющие, что, несомненно, снижало качество педагогизации родителей. Современная педагогика активно призывает реализовать компетентностный подход в работе с родителями, который расширяет рамки традиционного просвещения и нацеливает педагога на формирование у родителей практических умений, заключающихся в овладении различными видами воспитательной деятельности, основанной на субъект-субъектных отношениях, характеризующееся доверием, диалогическим общением, направленностью на совместный поиск решения педагогических задач.
В современном обществе взаимоотношения семьи и образовательной организации в вопросах развития и образования личности постепенно переходит в социальное партнерство. Семья начинает проявлять активность в интеграции, объединяясь в сообщества отцов, матерей, бабушек, общению которых способствуют новые информационные технологии.
Педагог в детском саду выполняет роль не только воспитателя, но и еще является партнером родителей для воспитания детей.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагогов. В нашей педагогической практике мы столкнулись с такой проблемой, как взаимодействие педагога и семьи. Поэтому в работе с родителями мы используем как традиционные, так и нетрадиционные формы сотрудничества.
Традиционные формы:
коллективные (родительские собрания, конференции)
индивидуальные (беседа, консультация)
наглядные (день открытых дверей, папки передвижки, стенды, выставки).
познавательные (собрание в нетрадиционной форме, тренинги, практикумы, мозговой штурм)
наглядно информационные (посещение родителями ДО, просмотр видеоматериалов)
В своей работе с родителями мы используем не только традиционные формы работы, но особенно хорошо зарекомендовали себя нетрадиционные формы взаимодействия, так как они позволяют установить неформальны контакт между родителями и педагогом.
Из нетрадиционных форм досуговое направление в моей работе с семьёй оказалось самым привлекательным, востребованным и полезным. В ходе таких мероприятий, устанавливается положительный эмоциональный контакт между педагогом, родителями и детьми. В моей группе ежегодно проводятся: праздники, развлечения, досуги, посвящённые 8 марта, 23 февраля, дню семьи и др., в которых активно принимают участие родители:
спортивное развлечение «Мой папа самый лучший друг»;
досуг ко дню матери «Мамочка моя милая»;
спортивное мероприятие к 8 марта «А ну – ка мамочки»;
Все эти мероприятия проходят в стенах нашего учреждения: спортивном и музыкальном зале, на спортивной площадке и просто на участке.
С большим интересом родители отнеслись к участию в непосредственно образовательной деятельности группы, где они могут самостоятельно подготовить материал по теме, предварительно обсудив его с воспитателем, и организовать интересное образовательное событие для детей. Такая совместная образовательная деятельность очень интересна и родителям, и детям. Например, у нас проходило интересное мероприятие с мамой «Урок вежливости».
Также в нашей работе с родителями мы используем такие нетрадиционные формы работы как мастер – классы, круглые столы, на разнообразные темы, такие как:
круглый стол «Мальчики и девочки – два разных мира»;
мастер-класс «Сенсорное развитие и воображение детей дошкольного возраста в домашних условиях»;
мастер – класс «Объёмная снежинка из бумаги»;
мастер – класс «Новогодние хлопушки».
Находясь в группе в тихой, мирной не формальной обстановке все родители могут окунуться в мир детства, снова почувствовать себя ребенком и осуществить свои нереализованные детские мечты, проявив фантазию и творчество. Во время мастер-классов родители могут поговорить о своих детях, обсудить друг с другом и с воспитателем, интересующие их вопросы.
Так, современная дошкольная образовательная организация и семья, объединяя свой педагогический потенциал, используя новые формы совместной работы, основанные на социальном партнерстве, создает актуальное образовательное пространство для ребенка.
Таким образом, безусловно, дошкольной образовательной организации отводится координирующая роль в организации системы сотрудничества с семьей обучающегося. В последнее время учитель, руководитель ДОУ и родители все больше стремятся работать в творческом союзе. Их отношения становятся демократичными, выходя за рамки «руководитель – подчиненный».
ДОО как общественный институт призвана укрепить воспитательный потенциал, авторитет семьи посредством организации продуктивных педагогических взаимоотношений с родителями своих воспитанников.
Список литературы
«Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе». Доклад экспертной группы // «Вопросы образования». – 2014. — №1. — С. 6-58.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://www. edu. ru/files/discussion/appeal. html (дата обращения: 18. 11. 2015).
Попова М.Н. Сотрудничество семьи и ДОУ как педагогическая проблема //Научное мнение. Санкт-Петербург. – 2015. — №4. — С.72-74.
Прокопьева М.М. Система социально-педагогической самоорганизации семьи: Автореф. дис. докт. пед. наук. — Москва, 2017. — 51 с.
Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви/ Сост. А.И. Сухомлинская. – М.: Молодая гвардия, 2016. – 304 с. 6. Фадеева Е.И. Семья и ДОО: развиваем сотрудничество. Методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2015. – 112 с.