Просмотр содержимого документа
««Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию дошкольников на традициях русской народной культуры»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 37/1» общеразвивающего вида
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАЙОНА
г. БАРНАУЛА
КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
«Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию дошкольников на традициях русской народной культуры»
Подготовила:
Ст. воспитатель Пшеничникова О.В.
«Музейная педагогика в ДОУ»
(консультация для воспитателей)
План консультации
I. Теоретическая часть
1.1. Актуальность
1.2. Результативность музейной педагогики.
1.3. Организация мини-музея в ДОУ
1.4. Особенности месторасположения мини-музеев
1.5. Оформление мини-музеев
1.6. Экскурсионная работа в мини-музее.
II. Практическая часть
2.1. Обсуждение. Цель: определить понимание и актуальность темы.
III. Заключительная часть.
3.1. Подведение итогов консультации.
Цель: Повышение теоретического уровня педагогов по изучаемой теме.
Задачи:
1. Познакомить с теоретическими основами об организации мини-музеев в ДОУ.
2. Помочь в определении тематики мини-музеев.
Предварительная работа: разработка лекции.
Методы: лекция, обсуждение.
I. Теоретическая часть
1.1. Актуальность
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.
Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.
Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.
1.2.Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ.
Заключается в следующем:
У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:
* учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
* формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
* формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;
* развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
* вызывать уважение к другим культурам;
*развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.
На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.
Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам.
Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.
Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.
1.3. Организация мини-музея в детском саду
В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев.
Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.
Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.
1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:
- родительские собрания;
- консультации
- индивидуальная работа.
2 этап. Выбор помещения.
Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.
3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.
4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:
- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;
- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;
- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.
6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики
7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.
8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.
1.4. Особенности месторасположения мини-музеев
В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок, способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в которую так важно для детской психики. Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет возможности.
Помещения
Положительные стороны расположения мини-музея
Отрицательные стороны расположения мини-музея
Групповое помещение
Возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея. Дети по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы к воспитателю, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком.
Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы.
Удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по темам музея.
Родители не имеют полного представления о работе детского сада.
Раздевальная комната
Если позволяет площадь, то вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет такие же преимущества, что и в групповой комнате.
Общение детей с родителями по темам музея
Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы
Помещения для дополнительных занятий
Идеально подходят для размещения некоторых видов мини-музеев. Например, в изостудии уместен мини-музей какого-нибудь вида декоративно-прикладного искусства: дымки, гжели и т.д.
Музей сливается с общим фоном данного помещения.
Требуется проявить большие дизайнерские способности, что музей привлекал к себе внимание детей.
Холлы
Возможность посещать мини-музей в любое удобное время.
Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе индивидуально, со своими детьми.
Мини-музей дает стимул для общения.
Открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов.
1.5. Оформление мини-музеев
Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во – вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью. Также освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:
Размещение материала на настенных полочках;
Использование ширм;
Использование стендов;
Использование мобиле;
Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.
Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы.
Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами.
1.6. Экскурсионная работа в мини-музее
Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:
выявление творческих способностей детей;
расширение представлений о содержании музейной культуры;
развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка.
В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.
II. Практическая часть
2.1. Обсуждение. Цель: определить понимание темы.
Вопросы для обсуждения:
Какие задачи воспитания и развития детей позволит решить педагогу организация мини-музея?
Какой этап организации мини-музея является для Вас самым трудным?
Какую тематику мини-музея Вы бы хотели для себя выбрать? Определите его место, оформление, содержание?
III. Заключительная часть.
3.1. Подведение итогов консультации.
Схема описания экспонатов в каталоге.
Рисунок (фотография) экспоната Название: (Указываются научные, бытовые, народные названия. Можно подчеркнуть, почему именно так называется.) Где собран: (Указывается место сбора, его особенности: например, Урал — горы; страна (если это не Россия); среда: водная (растет в воде), наземно-воздушная (летает), наземная, почвенная.) Кем собран: (Фамилия, имя, отчество «дарителя». Можно выделить семейные экспонаты, указав не только фамилию семьи, но и имена взрослых и детей.) Краткая информация об экспонате: (Где встречается, почему имеет такое название, особенности: например, листья, цветки, плоды у растений; цвет, форма у камней; как используется человеком; проблемы охраны; связи с другими компонентами природы — например, кто питается этим растением, животным, из каких растений сделано гнездо.) Как использовать в работе с детьми: (При изучении каких блоков программы используется экспонат; на что обратить внимание при работе с детьми; какие виды деятельности можно использовать (экспериментирование, рисование, моделирование). Дополнительная литература: (Перечисляется литература для педагогов; литература для детей, в которой описывается этот объект, энциклопедии, справочники, в которых есть иллюстрации с его изображением и с изображением мест его обитания.)
Литература:
1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
5. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
6. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский
«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию» В.М.Бехтерев
Цели: познакомить педагогов с опытом работы по данной теме.
Задачи: обобщение передового опыта, повышение профессиональной компетенции педагогов;
развитие творческой активности педагогического коллектива
Материалы к мастер-классу: соль, картон, бумага, кисти, краски, клей (клейстер)
1. Приветствие.
Настрой на занятие – педагоги приветствуют друг друга.
“С добрым утром!”
Педагоги встают в круг и повторяют слова и движения.
С добрым утром, глазки! Указательными пальцами поглаживаем глазки. Вы проснулись?
С добрым утром, ушки! Ладошками поглаживаем ушки.
Вы проснулись? С добрым утром, ручки! Погладить ручки. Вы проснулись? С добрым утром, ножки! Погладить ножки. Вы проснулись? С добрым утром, солнце! Поднять ручки вверх и посмотреть глазками на верх. Мы проснулись!
2. Тема нашей встречи «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей в младшей группе с использованием фольклора»
Народ - непревзойденный учитель речи. Ни в каких других произведениях кроме народных, не найти такого продуманного по звучанию расположения слов (скороговорки, потешки). А доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок - хорошее средство против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.
Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. Этот возраст характеризуется, как период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Именно в раннем детстве происпроисходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей. Это обеспечивает дальнейшее развитие мышления, памяти, внимания, успешную подготовку к обучению в школе.
Вопрос педагогам: «Что такое сенсорное развитие?». Ответы педагогов.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, запахе, вкусе). С развитием сенсорики (от лат. sensus - ощущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития.
Богатые возможности для сенсорного воспитания и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок раннего возраста приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в увлекательных, доступных малышу формах.
Ранний возраст характеризуется еще и тем, что ребенок начинает ходить, бегать, взбираться на горку, лесенку, овладевает простыми способами действия с предметами. Умение ходить, речевая деятельность расширяет связи ребенка с окружающим миром и оказывает существенное влияние на развитие его центральной нервной системы. Действуя с предметами, дети уже могут хорошо ориентироваться в таких свойствах, как форма, величина, избирательно относится к цвету. Происходит существенная перестройка в характере предметной деятельности ребенка. Он уже не только действует с предметами, но и использует их как средство достижения определенной цели (ложкой кормит куклу, из кубиков строит дом и т.д.). Под влиянием накопленного опыта предметной и игровой деятельности происходит расширение ориентировки ребенка в окружающей действительности, обогащение его сенсорного опыта, развиваются наглядно действительное мышление, речь.
Могучим средством воспитания детей раннего возраста является игра. Недаром этот возраст называют возрастом игры. Игровая форма обучения - ведущая на ступени раннего детства.
Значительное место в процессе обучения и воспитания в моей группе заняли игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которые я использую в обучении детей раннего возраста.
Мелкая моторика.
Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...).
Сегодня всё чаще родители могут услышать от воспитателя детского сада, что у их ребёнка недостаточно развита мелкая моторика. И действительно, в настоящее время отмечается, что у современных детей отстаёт моторное развитие по сравнению с прошлыми поколениями. Ещё буквально двадцать лет назад многое приходилось делать с помощью рук: зашнуровывать ботинки, вручную перебирать крупу, самостоятельно вязать, застёгивать пуговицы на куртке и так далее. Сегодня же практически вся детская обувь на липучках, крупа продаётся уже в чистом виде, вязаные изделия можно без проблем приобрести в магазинах, а пуговицы на куртках сменились липучками и заклёпками. Конечно, всё это очень удобно, но это серьёзный минус для развития мелкой моторики наших детей.
Вопрос педагогам: «Что такое мелкая моторика?». Ответы педагогов.
Что же такое мелкая моторика и почему она так важна для детей?
Если не прибегать к пространным научным терминам и сказать понятно и кратко, то мелкая моторика – это не что иное, как ловкость рук.
Благотворное движение кистей и пальцев на развитие детей было отмечено давно. В фольклоре разных народов можно встретить игры и потешки для самых маленьких, которые сопровождаются движениями рук и пальцев (например, «Сорока-Белобока кашу варила…») Еще в древнем Китае было известно, что упражнения с участием кистей и пальцев рук гармонизирует тело и разум. Русский невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев в своих работах упоминал, что движения руками помогают снять умственную усталость, оказывает неспецифическое тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга. В исследования ученых Института физиологии детей и подростков АПН, проведенные под руководством М.М. Кольцовой, установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от того, насколько у ребенка ловкие руки, т.е. уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
На основе этой взаимосвязи разработан метод, определяющий уровень развития речи детей первых лет жизни. Он состоит в следующем: ребенка просят показать сначала один пальчик, потом два пальчика и три ("сделай вот так" - и показываем, как это надо делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые ("ватные") и не дают изолированных движений, то это - неговорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.
Вопрос педагогам: «Связан ли головной мозг с мелкой моторикой рук?». Ответы педагогов.
Взаимосвязь головного мозга и мелкой моторики
Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за что-то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры головного мозга отвечает за двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной мозга.
Секрет волшебной взаимосвязи мелкой моторики и развития речи состоит в том, что при выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.
Вопрос педагогам: «Когда следует начинать развивать мелкую моторику ребёнка?». Ответы педагогов.
Когда следует начинать развивать мелкую моторику ребёнка?
Чем раньше мы будем развивать двигательные способности пальцев малыша, тем лучше. Начинать можно и нужно с самого рождения, массируя пальчики младенца, его ладони. Такой массаж воздействует на активные точки, которые имеют прямую взаимосвязь с головным мозгом. По мере взросления ребёнка можно использовать пальчиковые игры, которые сопровождаются стихотворным текстом. Далее необходимо приучать ребёнка самостоятельно застёгивать пуговицы, зашнуровывать ботинки. Конечно, это поначалу будет даваться с большим трудом, но с вашей помощью ребёнок быстро этому научится. Даже такие, на первый взгляд элементарные игры с малышами, как «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и «Ладушки» имеют далеко не только развлекательный характер, но ещё и способствуют развитию пальчиков малыша. Очень полезны для мелкой моторики лепка, аппликация, нанизывание бусин, рисование, вырезание и другие виды деятельности, в которых задействованы ручки ребёнка.
Пальчиковые игры
Один из эффективных способов развития мелкой моторики – упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика. Ребенок вместе с взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все.
Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения — и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять. Просто прикасаетесь к пальчику и говорите:
Здравствуй, пальчик, выходи,
На Юлю (называете имя ребенка) погляди.
Вот твоя ладошка — наклоняйся, крошка. (Касаетесь пальчиком ладошки.)
Затем берете следующий пальчик и повторяете то же самое. И так со всеми десятью. (Педагоги вместе с ведущим выполняют пальчиковые упражнения)
Вскоре вы заметите, как ребенок начнет «помогать» вам, подавая следующий пальчик. Это значит, что пальчики малыша становятся «умнее», активизируется речевой центр и улучшается развитие речи.
Такие игры поднимут ребенку настроение, успокоят, если он расшалился, развлекут, когда станет скучно. Вместо уговоров и воспитательных мер мягко постучите по плечу или спинке малыша и спросите:
Тук – тук, тук – тук – тук,
Что за странный перестук?
Это пальчики стучат
Поиграть они хотят
С Сашенькой
(назовите имя ребенка).
Это не просто развлечение, но и полезная зарядка
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки. Можно использовать следующие стихи:
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Тише, тише, не шумите.
Пальчики не разбудите!
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!
Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.
Для малыша двух-трёх лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки.
Умение работать пальчиками приходит к малышам не сразу, поэтому задача воспитателей - превратить обучение в увлекательную игру!
Давно уже необходимость развития тонких движений пальцев признана педагогами, практически в любом детском саду имеются шкафы и стеллажи с надписью "Пособия для развития мелкой моторики".
ПЕРВОЕ. Рассмотрим привычный набор занятий по развитию мелкой моторики. Это конечно же, плетение, лепка, нанизывание на нитку бусин и колец, шнуровка, конструкторы, мозаика. При выполнении всех перечисленных видов деятельности используются в основном движения первых трех пальцев, тех, что постоянно активны в быту, и в общении. Эти три пальца, смежную с ними часть ладони и соответствующее им двигательное поле можно обозначить как социальную зону руки. Два последних пальца -безымянный и мизинец - находятся вне социальной зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны. Оставляя безымянный палец и мизинец вне поля внимания, не используя их в упражнениях, мы более чем на треть снижаем эффективность методики. Это особо значимо для детей 2-2,5 лет.
ВТОРОЕ. Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти рук необходима тренировка всех трех типов составляющих - сжатие, расжатие и расслабление.
По этим принципам построена программа "Пальчиковый игротренинг", Петербургских педагогов, основой которой стали пальчиковые игры различных времен и народов. Наиболее часты случаи, когда интересным, разнотипным движениям пальцев сопутствуют тексты типа:
Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.
Ранее существовало множество народных пальчиковых игр, потешек, сопровождающих детство наших прабабушек и бабушек, игр уже забытых или полузабытых. В течение последнего десятилетия специалисты занимаются поиском, возрождением таких игр. Многие из вновь обретенных игр не устарели и естественно воспринимаются современными детьми.
С народными пальчиковыми играми ребенок встречался уже в колыбели, и на коленях у мамы, бабушки или няни. Это были еще не игры, а потешки и пестушки-забавы взрослого с ребенком. Нынче таких забав осталось совсем мало, мало кто знает, что любимая всеми "Сорока-ворона" не заканчивалась покачиванием бездельника мизинца:
"Ты дров не носил, воды не носил".
Игра имела продолжение. Взрослый говорил:
"Знай наперед: здесь водичка холодненька".
(и поглаживал ребенка у запястья).
"Здесь тепленька"
(поглаживал у локтя);
"Здесь горяченька"
(поглаживал у плеча);
"А здесь кипяток, кипяток!"
(щекотал ребенка под мышкой)
Ведь не только в развитии мелкой моторики смысл этой потешки. Она дает ребенку ощутить радость телесного контакта, прочувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, в конечном счете -сформировать схему тела. Это предотвращает возможность возникновения многих неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самообладания.
Недаром игры, по типу движений аналогичные "Сороке-вороне", встречаются у очень многих народов. Еще в 1873 г. выдающийся немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
Согласно международной классификации игры, совмещающие движения пальцев с короткими ритмичными стишками подразделяются на два типа.
Первый - fendtnplay - собственно пальчиковые игры, сидячие. Второй – action rhyme - игры, в которые помимо деятельности тонкой моторики включены движения всего тела: прыжки, бег на месте, движения рук, ног, головы. («Зайка серенький сидит», «Ветер дует нам в лицо»…) Классификация эта достаточно условна. Но, к какому бы типу не принадлежали игры, главное, что они нравятся детям.
Пальчиковые игры в быту
• Дайте газету, листы бумаги — пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»);
• Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы — пусть перебирает;
• Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки;
• Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.
Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время.
Эти игры просты, не требуется сложных пособий и материалов для их проведения. Но они помогают сделать обычные занятия и прогулки с ребенком полезными и интересными.
Правила проведения пальчиковых игр
•Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик — они самые ленивые).
•Обязательно чередуйте три типа движений: сжатие; расжатие; расслабление.
• Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;
• Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично , особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;
• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми;
• Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре;
• Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру;
• Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи
Заключение
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия её с нижележащими структурами.
В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.
(Приложение 1).
Дай ладошечку, моя крошечка.
Я поглажу тебя по ладошечке.
На ладошечку, моя крошечка,
И погладь ты меня по ладошечке.
Мама гладит ладошку малышу.
Мама протягивает ладошку свою малышу, и теперь малыш гладит мамину ладошку.
Ивану-большому — дрова рубить.
Ваське-указке — воду носить.
Мишке-среднему — печку топить.
Гришке-сиротке — кашу варить.
А крошке Тимошке — песенки петь.
Песни петь и плясать.
Родных братьев потешать.
Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика.
Вот большой, смешной толстяк,
Любит хвастать просто так.
Как дела? — спроси его.
Он подпрыгнет, крикнет: - Во!
Показывают большой пальчик и шевелят им.
Этот пальчик большой -
Это папа дорогой.
Рядом с папой - наша мама.
Рядом с мамой - брат старшой.
Вслед за ним сестренка -
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш -
Это славный наш малыш.
Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
Загибают пальчики поочереди.
По коленкам ударяют.
Этот пальчик хочет спасть,
Этот пальчик лег в кровать.
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика.
Показывают ладошки перед собой с растопыренными пальчиками.
Хлопают.
Мы делили апельсин
Много нас, а он один!
Эта долька для Иринки!
Эта долька для Маринки!
Эту дольку дам Роману!
Эту дольку съел Сергей!
А последнюю - Андрей!
Ладошка плотно сжата в кулачок.
Потрясли кулачком, показали "апельсинку"
Отгибаем мизинец.
Отгибаем безымянный.
Отгибаем средний.
Отгибаем указательный.
Отгибаем большой.
Этот пальчик - маленький,
Этот пальчик - слабенький,
Этот пальчик - длинненький,
Этот пальчик - сильненький,
Этот пальчик - толстячок,
Ну а вместе кулачок!
Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика.
Кто в деревне живет?
Лежебока-рыжий кот.
Маленький теленок,
Желтенький цыпленок,
Белая овечка,
Мышка под крылечком.
Раз, два, три, четыре, пять.
Их не трудно сосчитать.
Загибать пальчики поочереди, начиная с большого.
Где ладошка? Тут? Тут!
На ладошке пруд? Пруд!
Палец большой, гусь молодой.
Указательный поймал,
Средний гуся ощипал,
Безымянный печь топил,
А мизинчик суп сварил.
Показывают ладошку.
Рисуют круг на ладошке.
Загибают пальчики поочереди.
Пальчик – мальчик, где ты был?
С этим братцем - в лес ходил.
С этим братцем - щи варил.
С этим братцем – кашу ел.
С этим братцем – песни пел.
Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика.
Как на горке снег, снег,
И под горкой снег, снег.
И на елке снег, снег,
И под елкой снег, снег.
А под снегом спит медведь,
Тише, тише, не шуметь.
Встают на носочки, руки вверх.Приседают.
Встают, руки в стороны.Обхватывают себя руками.Качаются из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя.Пальчик к губам, шепотом.
Наша елка велика,
Наша елка высока,
Выше мамы, выше папы,
Достает до потолка.
Будем весело плясать,
Будем песни распевать,
Чтобы елка захотела
В гости к нам прийти опять!
Руки разводят в стороны.
Руки вверх поднимают.
Тянутся на носочках высоко.
Ножку на пяточку ставят.
Другую ножку на пяточку.
Хлопают в ладошки.
На дверях висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Мы замочком повертели,
Мы замочком покрутили
Мы замочком постучали,
Постучали, и открыли!.
Пальцы в замочек, слегка покачивать. "замочком" вперед назад.
Повертеть "замочком"
Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.
Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.
Показать ладошки
Стук, стук, постук,
Раздается где-то стук.
Молоточки стучат,
Строят домик для зайчат.
Вот с такою крышей,
Вот с такими стенами,
Вот с такими окнами,
Вот с такою дверью
И вот с таким замком.
Стучат кулачками друг о дружку.
Показывают крышу надо головой.
Ладошки около щечек.
Ладошки перед лицом.
Одна ладошка перед лицом.
Ручки сцепляют в замочек.
Жили-были в домике
Маленькие гномики.
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики,
Стали гномики стирать.
Токи-рубашки,
Пики-платочки,
Лики-штанишки,
Чики-носочки,
Мики-умница был,
Всем водичку носил.
«Домик» над головой из ладошек.
Показывают руками, какие «маленькие».
Загибают пальцы.
Показывают как стирают, трут ладонь о ладонь.
Загибают пальчики.
Тесто ручками помнем
Сладкий тоpтик испечем
Серединку смажем джемом
А верхушку сладким кремом
И кокосовою крошкой
Мы присыплем торт немножко.
А потом заварим чай,
В гости друга приглашай.
Сжимают и разжимают пальчики на столе как будто мнут тесто. Круговые движения указательным пальчиком по столу. Круговые движения ладошками по столу. «Щепотку делают»
Хлопают.
Тесто круто замесили,
Ух-тух, ух-тух.
Сковородки раскалили,
Ух-тух, ух-тух.
Испечем оладушки,
Лады, лады ладушки.
Горячи оладушки!
Пальчики сжимают и разжимают.
Хлопают.
Трут ладошку о ладошку.
Хлопают.
Пекут оладушки.
Дуют на раскрытые ладошки.
Тесто бабушкой катаем,
С мамой лепим пирожки,
Ну, а с папой уплетаем
Пирожки за две щеки.
Движения имитирующие катание теста скалкой.
Лепят «пирожки»
Указательными пальчиками рук на щечки показывать.
Этот пальчик самый большой,
Самый весёлый, самый смешной!
Этот пальчик -указательный.
Он солидный и внимательный.
Этот пальчик - средний,
Ни первый, ни последний.
Этот пальчик - безымянный,
Он не любит каши манной.
Самый маленький мизинчик
Любит бегать в магазинчик!
Большой палец
Указываете на что-нибудь указательным пальцем
Отгибаете средний палец
Согните средний палец, как будто он не хочет каши.
Оттопырьте мизинец, будто он хочет убежать.
Ивану-большаку - дрова рубить,
Ваське-указке - воду носить.
Мишке-середке — печку топить.
Тришке-сиротке — кашу варить.
А крошке Тимошке - песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.
Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика.
«Фонарики»
Хлопают.
Сожми кулак – раскрой ладошку.
Теперь меняй их быстро, крошка!
Опять – ладошка и кулак,
Давай быстрее делать так!
Сжимают и разжимают кулачки.
Солнышко встало, здравствуй, сказало.
Эй! Братец, Федя, разбуди соседей!
Вставай Большак! Вставай Указака!
Вставай Середка! Всавай Сиротка!
И крошка-Митрошка!
Привет, ладошка!
Пальчики растопырены в разные стороны.
Большой палец показывают, и им же задевают все пальчики на ладошке другой руки.
Ударяют ладошкой по ладошке.
Дождик, дождик, кап-кап-кап,
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять.
Мы промочим ножки.
Выйди, выйди солнце.
Выгляни в оконце.
Выйди, выйди солнышко
Мы посеем зернышко.
На ладошку капли.
Пальчиком грозят.
Зовут солнце ладошкой.
Окошко из ладошек делают.
Хлопают в ладошки.
Посадили зернышко,
Выглянуло солнышко.
Солнышко, свети — свети!
Зернышко, расти — расти!
Появляются листочки,
Распускаются цветочки.
Ведущий кладет в ладони всем детям «зернышко».
Кисти сжимаем и разжимаем по очереди.
ладони вместе, руки двигаются вверх.
Ладони соединить, пальцы по очереди соединяются с большим пальцем на двух руках одновременно.
Кисти сжимаем и разжимаем по очереди.
Рыбка плавает в водице
Рыбке весело играть
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла
Сложенные вместе ладони дети изображают, как плывет рыбка.Грозят пальчиком.
Медленно сближают ладони и хлопают.Снова плывут.
Пальчиками шевелят будто «ротик у рыбки».
Ладошки разводят в разные стороны.
В синем небе облака.
Под горой бежит река.
Рано утром из реки
Тянут сети рыбаки.
Много рыбы наловили,
Вкусную уху сварили. Ах!
Встают на носочки, поднимают руки вверх.
Приседают, руки вперёд.
Встают.
Имитируют движение, как бы перебирая руками сеть.
Разводят руки в стороны.
Выполняют круговые движения рукой, как бы помешивая уху в котелке.
Этот пальчик – маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальчики не ссорятся,
Вместе дело спорится.
Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика.
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине
Этот пальчик безымянный
Он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал
Очень ловок и удал!
Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика.
А по морю слёз ходит пароход.
Утирает нос, только нос не тот.
Нос у нас был маленький
Нос у нас был пуговкой,
А теперь вот аленький,
А теперь распух вот он
Только это не беда!
Слезы высохнут когда,
Снова будет нос как нос,
Просто нос не любит слёз!
Утереть слёзы.
Утереть нос.
Дотронуться до носа. Ещё раз.
Поцеловать.
Ещё раз.
Крепко обнять.
Солнышко, покажись.
Красное, снарядись,
Чтобы год от года,
Давала нам погода.
Теплое летечко,
Грибы в Берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка,
И я яблочек немножко.
Пальчики в разные стороны оттопыривают, ладошки сближены друг к другу.
Хлопают.
Загибают пальчики.
Понемножку по ладошке
Наши пальчики идут,
Серединку на ладошке
Наши пальчики найдут.
Чтоб внимательнее стать,
Нужно точку нажимать.
Помассировать по кругу,
А теперь расслабить руку.
Давим,
Тянем,
Отдыхаем.
Мы внимательными станем!
Пальцы одной руки легко стучат по ладони другой.
То же другой рукой.
Нажимать на центр ладони пальцем другой руки.
Круговые движения Указательным пальцем одной руки по центру ладони другой.
Легко пошевелить пальцами.
Крепко сжать кулаки.
Напряженно вытянуть пальцы.
Расслабить кисть.
Скрестить руки на груди.
КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
«Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию дошкольников на традициях русской народной культуры»
Цель: привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, то есть к формированию семейных ценностей.
Задачи:
раскрыть значение понятия «семейные традиции»;
определить роль семьи в формировании ценностей дошкольника;
воспитать желание к соблюдению имеющихся семейных традиций;
формировать повышение статуса семьи в нашем обществе;
способствовать установлению в семье дружеских, добрых отношений;
План-конспект
I часть: Вступительное слово заведующей.
Добрый день, уважаемые родители! Наша сегодняшняя встреча посвящена очень актуальной проблеме – проблеме семейных традиций в современном мире.
Какова современная семья? Считаем ли мы – современные родители – традиции важнейшим средством воспитания в семье?
Прежде чем начать наш разговор, я предлагаю вам интересную разминку.
Игра. Из давних времен до нас дошли, сказки, пословицы и поговорки о семье. Сейчас мы с вами их вспомним, я начинаю, вы – заканчиваете. Итак, начнем:
В гостях хорошо, а (дома лучше);
Не красит изба углями, а (красит пирогами);
Каков на дому, таково и (самому);
Дети не в тягость, а (в радость);
Когда семья вместе и (сердце на месте);
Всякой матери свое (дитя мило);
На свете все найдешь кроме (матери и отца);
Мать кормит детей, как (земля людей);
Нет для человека добрее (отца с матерью);
Нет дороже (отца с матерью);
Семья это (семь я).
Многие ученые говорят сегодня, что в современной семье традиции практически утеряны, что негативно сказывается на воспитании подрастающего поколения.
Готовясь к этому мероприятию, мы провели с воспитанниками беседу на тему: «Наши семейные традиции». Выяснилось, что наши дети не все знают, что у них есть семейные традиции и в каждой семье свои. Можно сделать вывод, что родители в своё время не донесли до своих детей значение слов «СЕМЬЯ», «СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ». А ведь это очень важно для ребёнка! Если в семье царят свои традиции, то ребенок будет чувствовать себя в этой жизни уверенным, защищённым.
Предлагаю вам поразмышлять, а что же означает слово «традиция» (высказывания родителей). На слайде перед вами – определение данного понятия, найденное в словаре. Прочтите и проанализируйте, насколько данное определение совпадает с Вашими представлениями о семейных традициях.
Определение из словаря Даля: Традиция — передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления. Традиция складывается на основе таких форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою значимость и личностную пользу. Когда происходит изменение социальной ситуации развития той или иной общности традиция может разрушаться, трансформироваться и замещаться новой. Традиции служат важнейшим фактором регуляции жизнедеятельности людей, составляют основу воспитания.
А сейчас у меня к вам просьба к тем, кто считает, что сохранение и передача семейных традиций необходима для воспитания подрастающего поколения, поднять руку.… А кто считает, что сегодня вполне можно обойтись и без этого? Попробуйте, пожалуйста, аргументировать свою позицию.
II часть: выступление воспитателя.
Что же это такое — «Семейные традиции»?
Это конечно же, праздники, которые отмечают семьи (день рождения, Новый год и т.д.). Это может быть традиция сажать деревце или выезжать под Новый год за город, чтобы украсить живую елку. Это традиции посещать вместе с ребенком музеи, выставки, театры. Это совместные игры, или поздравления родственников. Это традиционные, прогулки, пикники на природе. Это составление семейных альбомов, родословной своей семьи.
Проводится игра «Солнечные лучи».
Возьмите каждый по солнечному лучику, которые заранее изготовлены для вас и напишите маркером любую семейную традицию, и не обязательно что бы это была ваша семейная традиция. Теперь озвучивая традицию, которую вы написали, прикрепляем наши лучики к солнышку.
Так как в группе есть семьи, в которых еще нет семейных традиций, мы попробуем предложить разнообразие традиций.
Традиция 1. Семейные праздники
- Нужны ли праздники для детей в семье, как вы думаете? (ответы)
Конечно да, ребенку для полноценного развития праздник просто необходим. Для ребенка праздник совсем не то, что для нас взрослых. Праздник — это незабываемое событие в детской жизни. Каждый ребенок считает дни от праздника до праздника, как и мы, свои годы от одного события до другого. «Тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники» /К. Ушинский/.
- А вы устраиваете детские праздники в семье? Как вы это делаете? (ответы)
Нужно запомнить, праздник не для взрослого, а для ребенка. Часто можно наблюдать такую картину: малышу скучно на своем дне рождения (о нем все забыли) или наоборот все внимание на него и ребенок свидетель взрослых разговоров и участник, тогда он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем нескромность, развязность.
Не заставляйте ребенка выступать, если он не хочет. Он должен сам выразить свое желание спеть, рассказать стихотворение.
- Как вы считаете, нужно ли оформлять квартиру к празднику? Для чего это нужно? Что это дает ребенку? (ответы родителей)
- Важно принимать участие всем и детям и взрослым?
Все любят когда им дарят подарки, а особенно дети.
- Вы дарите своим детям подарки? Какие? (ответы родителей).
Подарок должен быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать память, мышление, внимание ребенка. Развивать физически: мячи, скакалки, обручи. Для развития мелкий моторики – карандаши, пластилин. При этом необходимо обратить внимание на то, с каким настроением ребенок принимает подарок и как благодарит за него.
Хорошо если вы будете фотографировать ребенка в кругу семьи в день рождения. Также продумайте программу для развлечений, приобретите для игр — аттракционов разные безделушки, от выдумки и фантазии взрослых зависит успех детского творчества.
Традиция 2.Родословная семьи.
А сейчас предлагаю шуточную разминку. Попробуйте сосчитать, сколько в семье человек.
« Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка.
Сестра, невестки, дочки
А самый младший – я.
Какая же у нас семья?
(6 чел., брат, сестра, их родители, бабушки и дедушка)
С помощью вот такой загадки мы коснулись интересной темы — родственных отношений.
Каждый из нас продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как и корни дерева уходят далеко в старину. И тот род силен, кто помнит своих предков и бережет.
В качестве примера предлагаю родословную семьи, обратите внимание на слайд. Попробуйте составить свою родословную, начните с себя (5мин. задание).
Кто придумал для Вас имя? Откуда родом ваши родители? Дедушки? бабушки? Кто придумал имя для Вашего ребенка?
Будет очень здорово, если вы начнете собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков. Это будет ваша семейная биография о которой можно просто и доходчиво рассказать детям.
Традиция 3. Семейные архивы.
Это не прошлое, это всегда завтрашнее.
Семья обязательно должна иметь свой архив: грамоты, медали отцов, дедов, историю своего рода и фамилии.
Подумайте, а что еще поможет вам сохранить историю семейного рода (семейный альбом).
Конечно же — семейный альбом.
Традиция 4. Семейный альбом.
Это огромное пространство нашей жизни, с одной стороны, просто и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное.
Когда вы листали в последний раз свой семейный альбом?
Рассматривание фотографий, оформление страниц альбома – именно такое общение необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями.
Образ на фотографии всегда ассоциируется каким-либо рассказом из жизни членов семьи, это вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.
Традиция 5. Семейный отдых на природе.
У кого из вас есть такая традиция — выезжать на природу (на дачу) вместе с ребенком?
Природа оказывает на ребенка положительное влияние. Развивает личность дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком. Прогулки на природе благоприятно влияют на здоровье человека, развивают его, учат беречь окружающую природу, знакомится с жизнью растений, животных, птиц, насекомых.
А теперь узнаем, кто же из вас постоянно ездит с детьми в музеи, театры, выставки? (ответы родителей)
Человеку во все времена свойственно стремление к красоте. Как мы знаем, каждый народ имеет свою культуру, обычаи, традиции. Мы взрослые должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты, природы, искусству. Посещение музеев должно стать праздником не только для ребенка, но и для всей семьи.
Традиция 7. Коллекционирование.
Очень хорошо, когда в семье есть традиция. А если же нет, то можно предложить – коллекционирование. Собирать всем вместе какие либо коллекции, особенно после посещения музея появляется выбор (камешки, ракушки, коряги, фантики, бусинки, марки). В результате этого у ребенка пробуждается потребность к сознательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей.
Одна из важнейших наших задач – помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять там достойное место в системе отношений с окружающими людьми.
Традиция 8. Совместные игры с ребенком.
- Какие игры вам нравились в детстве?
- А в какие игры вы играете со своим ребенком?
- Вы знаете, какой вид деятельности является ведущим в дошкольном возрасте?
Мы с уверенностью можем сказать «Детство – игра, игра – это детство».
Детство дано для того, чтобы подготовить ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, пополниться эмоциями, переживаниями. И основная задача подготовки к этому ложится на вас – родителей. Игра – это жизнь ребенка и выбор игр должен стать традиционной в каждой семье. Игр и игрушек много. Следует внимательно подходить к их подбору. Играть надо в различные игры: настольные, подвижные, словесные, развивающие.
Очень хороши игры такого типа: лото, домино, шашки, шахматы. Рекомендуем вам обязательно играть в игры с природным и бросовым материалом. Например: «Угадай с какого дерева фрукт?», «Кто, кем был?», «Что может летать?», «Найди похожее на апельсин».
В ваших силах вырастить детей грамотными, образованными, воспитанными, любящими и почитающими родителей, знающими свою родословную.
III часть: подведение итогов.
Выступление заведующей.
В заключение собрания предлагаю использовать прием «Волшебная копилка». Участникам круглого стола предлагается ответить, что они хотели бы положить в копилку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний.
Заведующая:
Давайте подведём итоги этой встречи. Семейные традиции, безусловно, занимают важное место в становлении личности ребёнка и мы, родители и педагоги, должны уделять должное внимание этой области нашей жизни, чтобы воспитать достойного гражданина нашей страны. Ведь всё начинается с семьи.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(158) "Краеведческий проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Я и моя Родина»"
["seo_title"] => string(80) "kraieviedchieskii_proiekt_dlia_dietiei_starshiegho_doshkol_nogho_vozrasta_na_tie"
["file_id"] => string(6) "450645"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1516204702"
}
}