Просмотр содержимого документа
«Консультация "Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"»
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад № 20 города Свободного
Консультация
«Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».
Разработала и провела:
музыкальный руководитель
высшей категории
Е.Г. Прокопченко
г. Свободный 2019
«Патриотизм – это и есть национальная идея,
которая должна объединять страну» –
Владимир Путин, президент РФ.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Общеизвестно, что дети дошкольного возраста очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений.
Помимо этого, формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется во время непосредственно- музыкальной деятельности. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.
«Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования» - говорил Аристотель.
Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны.
Для ребёнка-дошкольника Родина – это мама, папа, близкие родные люди, окружающие его. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребёнка-дошкольника – это прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.
Песни о маме – самые любимые в детском репертуаре.
Они исполняются как на музыкальных занятиях, так и на праздниках, посвященных женскому дню 8 Марта. Помимо этого, в нашем детском саду стало доброй традицией отмечать День Матери.
Следующим этапом в этом направлении является использование музыки при ознакомлении с образом Родины. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, воспитывается такое же отношение и к образам реальной природы. «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь», Край родной», «Березонька», «Рябинушка» и др. песни.
Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы.
Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотические чувства дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребёнка, ближе ему и легче для его восприятия. сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.
Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы.
Для слушания музыки программой предлагается большой репертуар музыкальных произведений, характеризующая образы природы: П.Чайковский цикл "Времена года", А.Вивальди цикл "Времена года", Э. Григ сюита "Пер Гюнт" и множество других пьес и музыкальных произведений для детей. Великий композитор П.И. Чайковский в своем музыкальном цикле «Времена года» передает всё величие русской природы, что не может оставить равнодушными юные сердца маленьких патриотов.
Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остаётся в памяти ребёнка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке.
От того, какие песни слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему.
Для этого в репертуар включаются народные песни, танцы, игры, народные музыкальные инструменты.
Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества.
Произведения музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем.Фольклорные произведения:
хороводы, песни, танцы русского народа не только вызывают интерес к обычаям, но и помогают воспринять героические образы и лирическое настроение, веселый юмор и задорные плясовые мелодии. Чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания и духовный мир детей.
Соприкосновение с народным искусством, традициями, историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогают нравственно обогатить ребенка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему, воспитать любовь к своей малой родине, привить средствами народного искусства любовь к Родине. Таким образом, приобщая детей к наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство национальной гордости.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, муз. А.Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю.Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов. Детям очень полюбились песни, такие как «День Победы», «Катюша», «Когда ветераны идут на парад»
Ежегодный праздник к 9 мая помогает детям прочувствовать всю серьезность, преданность и любовь российского народа к своей Родине. А разучивание и исполнение Гимна России
на торжественном утреннике, посвященному Дню Независимости России вызывает у детей гордость за нашу великую и могучую Державу.
Совместное решение задач нравственно- патриотического воспитания педагогами всего детского сада, даёт ощутимые результаты: музыка прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни.
В заключении, хочется сказать: музыка способна очень тонко воздействовать на чувства, настроения ребёнка, поэтому она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир, и является сильным средством формирования нравственно-патриотических чувств.
Дети учатся сопереживать, сами не замечая этого.
Музыка — могучий источник мысли.
Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.