kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль семьи в речевом развитии дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль семьи имеет большую роль в развитии ребенка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль семьи в речевом развитии дошкольников»

Л.А.Альмухаметова, воспитатель

муниципального дошкольного образовательного

бюджетного учреждения детский сад «Аленушка»

города Сибай Республики Башкортостан.

Роль семьи в речевом развитии дошкольников

Аннотация: в статье рассматривается роль семьи в речевом развитии ребенка дошкольного возраста. Автор представляет опыт работы в данном направлении и, опираясь на данные проведенного исследования, формулирует практические рекомендации для родителей с целью оказания методической помощи для организации работы по развитию речи детей.

Ключевые слова: развитие речи, дошкольный возраст, работа с семьей, дошкольное образовательное учреждение.

The role of the family in the speech development of preschoolers

Abstracts: the article examines the role of the family in the speech development of a preschool child. The author presents the experience of working in this area and, based on the data of the conducted research, formulates practical recommendations for parents in order to provide methodological assistance for organizing work on the development of children's speech.

Keywords: speech development, preschool age, family work, preschool educational institution

Речь ребенка формируется на основе речи окружающих его взрослых: родителей, бабушек и дедушек, старших братьев и сестер. С рождения и до начала школьного обучения дети впитывают манеру и стилистику речи родителей, что существенно влияет на их речевое развитие. Поэтому роль семьи в этом процессе крайне важна.

Родители играют ключевую роль в развитии речи детей. Они являются первыми собеседниками ребенка, и от того, как они общаются с ним, зависит успешность речевого развития. Важно уделять внимание не только количеству общения, но и его качеству. Родители должны говорить четко, правильно ставить ударение, объяснять значение новых слов и помогать ребенку устанавливать логические связи в речи.

Ограниченность речевого общения со стороны взрослых может негативно сказаться на развитии речи ребенка. Недостаток эмоционального контакта и внимания к речевым потребностям малыша может привести к замкнутости, нежеланию общаться и отставанию в речевом развитии. Статистические данные подтверждают, что дети, выросшие в семьях с тесными эмоциональными связями, чаще вырастают самостоятельными и активными. В то же время, дефицит эмоционального контакта в раннем возрасте может привести к замкнутости и агрессивности в подростковом возрасте.

В современном мире телевизор, компьютер и другие гаджеты часто заменяют живое общение с родителями. Это может иметь негативные последствия для речевого развития детей. Поэтому важно уделять внимание беседам, чтению книг, прогулкам и другим формам общения, которые способствуют развитию речи.

Одним из основных направлений работы дошкольного учреждения является развитие речи детей. Наблюдения показывают, что речь современных детей часто бедна синонимами, дополнениями и описаниями. Это связано с тем, что многие дети проводят больше времени за экранами гаджетов, чем за общением с родителями и сверстниками.

Педагоги дошкольных учреждений уделяют большое внимание развитию связной речи детей. Это включает в себя обучение навыкам логического изложения мыслей, пополнение словарного запаса и развитие образного мышления. Основными средствами развития связной речи являются сказки, потешки, дидактические и театрализованные игры.

Однако для успешного речевого развития необходимо взаимодействие педагогов и родителей. Задача детского сада — вооружить родителей знаниями о методиках развития речи и вовлечь их в педагогический процесс. Это обеспечивает непрерывность педагогического воздействия и способствует полноценному речевому развитию ребенка.

Важным условием успешного взаимодействия семьи и детского сада является установление доверительных отношений между родителями и педагогами. Родители должны быть вовлечены в жизнь детского сада, участвовать в мероприятиях и получать конкретные рекомендации по развитию речи своих детей.

Нельзя забывать, что литература также играет важную роль в обогащении духовного мира ребенка и развитии его речи. Чтение книг, обсуждение прочитанного и привлечение детей к литературным играм способствует развитию их речевых навыков и воображения.

Игра является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре дети учатся новым словам и выражениям, развивают свою речь и воображение. Родители могут поддержать речевое развитие ребёнка, предлагая ему разнообразные игры и упражнения.

Чтение книг и рассказывание сказок является важным аспектом речевого развития. Родители могут выбирать книги, соответствующие возрасту и интересам ребёнка, и обсуждать с ним прочитанное. Это помогает расширять словарный запас и развивать понимание текста.

Развитие мелкой моторики пальцев рук способствует развитию речи. Родители могут предложить ребёнку различные занятия, такие как лепка, рисование, аппликация, которые способствуют развитию мелкой моторики и речи.

Родители могут создать благоприятную речевую среду, где ребёнок будет чувствовать себя комфортно и безопасно. Это способствует развитию речи и уверенности в себе.


Родители могут поддерживать речевое развитие ребёнка, задавая вопросы, обсуждая события дня, поощряя его высказывания и выражения мыслей. Это помогает развивать речь и мышление.



Чтобы речь у детей развивалась хорошо и своевременно, необходимо взаимодействие педагогов и родителей. Задача детского сада – делиться с родителям педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка, а также обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного контакта между семьей и детским садом. И в связи с этим нельзя забывать, что большую роль в обогащении детского мира ребенка играет именно литература. Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств. Ребенка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, анализировать поступки героев, просить пересказать, так как именно во время пересказа идет прямой контакт с ребенком. Чтение, рассказывание сказок, стихов должны стать семейной традицией. Одним из последствий чтения для детей младшего возраста является более быстрое развитие речи. Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день и лучше больше, если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками. Не раздражайтесь, если ребенок просит прочитать ему одно и тоже. Правило повторения – главное в речевом развитии. Когда он слышит одни и те же слова они быстрее войдут в его словарный запас. После прочтения беседуйте с ребенком по содержанию. Старшим детям полезно самим пересказать услышанное. Не говорите быстро, когда разговариваете с ребенком. Учить стихи надо тоже медленно, выговаривая каждое слово. Тогда и ваш ребенок будет говорить медленно и внятно. В обычном общении поощряйте ребенка всегда смотреть на Вас, когда вы говорите. Ребенок не должен при этом прыгать или играть. Тем более не говорите ребенку в спину. Это не способствует развитию речи и тем более воспитанию хорошего поведения вашего ребенка. Проговаривайте вслух все, что вы делаете. И опять ваша речь должна быть медленной, внятной. Сначала вы говорите ребенку — мы наденем колготки, кофту, шапку, а потом уже ребенок говорит вам, что он одевает. Когда вы делаете что – то по хозяйству, пусть и ребенок видит и слышит от вас, что вы достаете тарелку, ложку и будете наливать ему суп. А потом спросите, что ребенок ест, с помощью чего и т.д.

Одной из форм работы с родителями – оформление стенда по речевому развитию. На нём мы разместили информацию по развитию речи в рамках образовательной деятельности, режимных моментах. В наше время, когда информационные технологии завоёвывают всё большую и большую аудиторию, а каждый третий из нас уже не мыслит своей жизни без компьютера, сайт является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развить ребенка. В статье рассматривается влияние семьи на развитие речи детей дошкольного возраста. Автор делится опытом работы в этом направлении и предлагает практические рекомендации для родителей, чтобы помочь им организовать правильное речевое развитие своих детей.

Мы составили рекомендации родителям, как правильно организовать деятельность по развитию речи ребенка в семье:

-эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.

-создавать условия для общения с другими детьми.

-речь взрослого – пример для подражания.

-рассказывать детям об увиденном, делиться воспоминаниями своего детства

-рассматривать и наблюдать с ребенком явления природы в разные времена года

-развивать мелкую моторику руки, это ведет к развитию речи ребенка.

-совместные игры взрослого и ребенка.

-чтение художественной литературы, разучивание стихов.

-ответы на все его «почему», «зачем», «когда».

-совместные выезды на природу, экскурсии, посещение кинотеатров, музеев.

Также проводятся совместные с родителями утренники, экскурсии. Таким образом, благодаря совместной работе педагогов и родителей удастся своевременно и качественно помочь детям преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у дошкольников с речевой патологией уверенность в своих возможностях.

Ограничивайте детей просмотру телевизора, игры в телефонах и гаджетах! Замените его разговорами, интересными играми. Именно это будет стимулировать речь вашего ребенка. С детьми нужно разговаривать как можно чаще и на разные темы.

Помните-только совместная работа детского сада и семьи дает хорошие результаты!

Литература:

Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.

Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет. // Ребенок в детском саду 2002, № 2.

Ельцова О.М. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/ О.М. Ельцова, Н.Н. Горбаческая, А.Н.. Терехова – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем. – М., ООО «ТЦ Сфера», 2005.

Стародубова Н. А. «Развитие речи ребенка». — М, 2003.

© Л.А.Альмухаметова 2025





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль семьи в речевом развитии дошкольников

Автор: Альмухаметова Лилия Адиковна

Дата: 25.03.2025

Номер свидетельства: 667408

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Роль семьи в развитии речи ребенка"
    ["seo_title"] => string(33) "rol_semi_v_razvitii_rechi_rebenka"
    ["file_id"] => string(6) "617269"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1668348197"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста."
    ["seo_title"] => string(54) "rol_semi_v_razvitii_rechi_detei_doshkolnogo_vozrasta_1"
    ["file_id"] => string(6) "638060"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1697391944"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект родительского собрания "Роль семьи в развитии речи ребенка""
    ["seo_title"] => string(65) "konspekt_roditelskogo_sobraniia_rol_semi_v_razvitii_rechi_rebenka"
    ["file_id"] => string(6) "482338"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1540710319"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Консультации для родителей «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста»."
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsii_dlia_roditelei_rol_semi_v_razvitii_rechi_detei_doshkolnogo_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "622256"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1672775867"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Родительское собрание в средней группе «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет»"
    ["seo_title"] => string(80) "roditiel_skoie_sobraniie_v_sriedniei_ghruppie_rol_siem_i_v_riechievom_razvitii_r"
    ["file_id"] => string(6) "428524"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1505656890"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства