Просмотр содержимого документа
«Роль семьи в речевом развитии дошкольника»
Роль семьи в речевом развитии дошкольников
Аннотация: в статье рассматривается роль семьи в речевом развитии ребенка дошкольного возраста. Автор представляет опыт работы в данном направлении и, опираясь на данные проведенного исследования, формулирует практические рекомендации для родителей с целью оказания методической помощи для организации работы по развитию речи детей.
Ключевые слова: развитие речи, дошкольный возраст, работа с семьей, дошкольное образовательное учреждение.
Речь ребёнка подражательна и формируется на основе примера речи родных и близких ему людей: матери, отца, дедушки, бабушки, старших братьев и сестёр. С рождения и до момента перехода во взрослую жизнь ребенок, словно губка, впитывает манеру и стилистику речи своих родителей, вплоть до копирования произношения отдельных звуков, а иногда даже и слов. Поэтому в данный этап формирования речи малышей, роль родителей невероятно значима. Дети усваивают родную речь, подражая разговорной речи окружающих. На речь детей, в первую очередь, влияет семья: мама, папа, бабушки и дедушки. Часто родители думают, что дети, наблюдая за ними, самостоятельно научатся связно излагать свои мысли. Но это не так, ребенку нужно помогать устанавливать логические связи в собственной речи. Именно родители, а не только специалисты дошкольных учреждений, играют большую роль в формировании речи ребенка. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех. Если взрослые не следят за своей речью, то до ребенка многие слова долетают неправильно. Также нужно следить за правильностью постановки ударения. Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Следует объяснять их значение. Поэтому взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Ограниченность речевого общения с их стороны, непременно влияют на личные качества, характер малыша: нежелание самих детей общаться с внешним миром, замкнутость и т.д. Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдался дефицит эмоционального контакта в раннем возрасте ребенка, в подростковом возрасте дети отличались замкнутостью и агрессивностью. Не секрет, что беседы со своими детьми, чтение сказок, прогулки, мамины колыбельные теперь заменяют телевизор, компьютер, видео и все это становится для ребенка собеседником. И это вполне устраивает взрослых: ребенок не пристает, не безобразничает, ребенок как бы занят, узнает что-то новое. Но это занятие не совсем безобидно, так как может иметь последствия для физического здоровья и психического развития и, прежде всего отставание в речи. Следовательно, можно сделать вывод: на несформированность речевых способностей влияет недостаточное внимание или нехватка эмоционального контакта ребёнка с родителями, со сверстниками.
Одним из главных направлений работы дошкольного учреждения является развитие речи детей. Речь современных детей образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями – явление очень редкое. Наблюдения логопедов и педагогов образовательных учреждений, сделанные за последние несколько лет, свидетельствуют об увеличении количества дошкольников с различными речевыми нарушениями. Педагоги нашего дошкольного учреждения, прежде всего, уделяют внимание развитию связной речи детей. Благодаря этому прослеживается положительная динамика в развитии речи дошкольников. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнению его словарного запаса. Основными средствами развития связной речи являются: сказки; потешки; дидактические игры; театрализованные игры.
Однако, чтобы речь у детей развивалась качественно и своевременно, необходимо взаимодействие педагогов и родителей. Задача детского сада – вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка, а также обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом. И в связи с этим нельзя забывать, что большую роль в обогащении духовного мира ребенка играет именно литература. Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств. Ребенка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, анализировать поступки героев, просить пересказать, так как именно во время пересказа идет прямой контакт с ребенком. Чтение, рассказывание сказок, стихов должны стать семейной традицией. Одним из последствий чтения для детей младшего возраста является более быстрое развитие речи. Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день и лучше больше, если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками. Не раздражайтесь, если ребенок просит прочитать ему одно и тоже. Правило повторения – главное в речевом развитии. Когда он слышит одни и те же слова они быстрее войдут в его словарный запас. После прочтения беседуйте с ребенком по содержанию. Старшим детям полезно самим пересказать услышанное. Не говорите быстро, когда разговариваете с ребенком. Учить стихи надо тоже медленно, выговаривая каждое слово. Тогда и ваш ребенок будет говорить медленно и внятно. В обычном общении поощряйте ребенка всегда смотреть на Вас, когда вы говорите. Ребенок не должен при этом прыгать или играть. Тем более не говорите ребенку в спину. Это не способствует развитию речи и тем более воспитанию хорошего поведения вашего ребенка. Проговаривайте вслух все, что вы делаете. И опять ваша речь должна быть медленной, внятной. Сначала вы говорите ребенку — мы наденем колготки, кофту, шапку, а потом уже ребенок говорит вам, что он одевает. Когда вы делаете что – то по хозяйству, пусть и ребенок видит и слышит от вас, что вы достаете тарелку, ложку и будете наливать ему суп. А потом спросите, что ребенок ест, с помощью чего и т.д.
Одной из форм работы с родителями – оформление информационного стенда по речевому развитию. На нём мы разместили информацию по развитию речи в рамках непосредственной образовательной деятельности, режимных моментах. В наше время, когда информационные технологии завоёвывают всё большую и большую аудиторию, а каждый третий из нас уже не мыслит своей жизни без компьютера, сайт является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развить ребенка.
Мы составили рекомендации родителям, как правильно организовать деятельность по развитию речи ребенка в семье:
-эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.
-создавать условия для общения с другими детьми.
-речь взрослого – пример для подражания.
-рассказывать детям об увиденном, делиться воспоминаниями своего детства
-рассматривать и наблюдать с ребенком явления природы в разные времена года
-развивать мелкую моторику руки, это ведет к развитию речи ребенка.
-совместные игры взрослого и ребенка.
-чтение художественной литературы, разучивание стихов.
-ответы на все его «почему», «зачем», «когда».
-совместные выезды на природу, экскурсии, посещение кинотеатров, музеев.
Также проводятся совместные с родителями утренники, экскурсии. Таким образом, благодаря совместной работе педагогов и родителей удастся своевременно и качественно помочь детям преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у дошкольников с речевой патологией уверенность в своих возможностях.
Ограничивайте детей просмотру телевизора, игры в телефонах и гаджетах! Замените его разговорами, интересными играми. Именно это будет стимулировать речь вашего ребенка. С детьми говорить как можно чаще и на разные темы.
Помните-только совместная работа детского сада и семьи дает хорошие результаты!
Литература:
Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.
Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет. // Ребенок в детском саду 2002, № 2.
Ельцова О.М. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/ О.М. Ельцова, Н.Н. Горбаческая, А.Н.. Терехова – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем. – М., ООО «ТЦ Сфера», 2005.
Стародубова Н. А. «Развитие речи ребенка». — М, 2003.