Просмотр содержимого документа
«Роль игры при подготовке ребенка к школе»
Родительское собрание
в подготовительной группе
в форме игротеки
Тема: «Роль игры при подготовке ребенка к школе»
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросу готовности ребенка к школьному обучению через игровую деятельность.
Педагогические задачи:
Обогатить практический опыт родителей по организации игровой деятельности детей в семье.
Способствовать объединению усилий семьи и педагогов детского сада в развитии игровых умений и навыков у детей.
Способствовать созданию позитивной установки на совместную деятельность педагогов, родителей и детей.
Продолжать развивать навыки рефлексии у родителей.
Ход игротеки:
Добрый вечер! Мы рады видеть Вас на нашей сегодняшней встрече! Время летит быстро и очень скоро Ваш малыш пойдет в школу. У многих родителей поступление ребенка в школу вызывает опасение, тревогу. Думаю, и вы – не исключение.
Упражнение «Дорога к школе»
Возьмите фигурку ребенка и поставьте на одну из трех полосок – дорожек, ведущих к школе: красная дорожка означает сильную Вашу тревогу, беспокойство, синяя – умеренное беспокойство, зеленая – нет никакой тревоги. (Родители выполняют упражнение, педагог делает вывод) . Конечно, все Вы волнуетесь, и, конечно, беспокоитесь неслучайно, ведь это переломный период в жизни Вашего малыша: главным станет учеба, он приобретет новое положение в обществе. И от того, насколько готов Ваш малыш к школьному обучению, зависит его отношение к школе, учебе.
Подготовка к школе заключается не в том, чтобы научиться читать и писать. Многие думают, что чем раньше ребенок начнет читать и писать, тем развитее он будет. Но это абсолютно неверное представление. Письмо - это навык, который практически ничего не дает для личностного развития, для мотивации. Лучшая подготовка к школе - это нормально прожитые детские годы. Нам, взрослым, ничего не бывает жалко для наших детей. Мы отдаем им самое вкусное, одеваем во все самое лучшее, защищаем от болезней и напастей. Но вот свое свободное время мы отдаем им неохотнее всего остального. Из средств материального семейного бюджета мы все больше и больше средств расходуем на питание, одежду, обучение, развлечения детей и т. д. А если посмотреть на затраты свободного времени на детей, то окажется, что наши наследники испытывают значительный дефицит родительского общения. Телевизор тут находится в более привилегированном положении, чем родное дитятко.
В результате анализа анкет были выявлены следующие моменты:
72% детей проводят свободное время у телевизора или монитора компьютера за просмотром мультфильмов;
31% родителей затруднились назвать более двух настольных игр, в которые можно играть вместе с детьми.
Педагогов центра насторожило, что 47% родителей предпочитают использовать авторитарные методы во взаимоотношениях с детьми, а 17% опрошенных родителей не знают, какими развивающими играми можно заполнить свободное время детей. В то же время, 86% семей выразили готовность участвовать в клубных формах совместной деятельности.
Дошкольный возраст - замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда, развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Все это происходит в собственной активности ребенка - в игре, рисовании, конструировании, пении, танцах. Игровая деятельность- ведущая для ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок примеряет на себя новые роли, учится жить. Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя. Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить его в игре.
Игра для ребенка - это не только удовольствие и радость. Это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение - необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе.
«Именно в игре проявляются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, - пишет Б.В.Никитин (советский и российский педагог, один из основоположников методики раннего развития, педагогики сотрудничества.) - Чтобы вы ни делали, к чему бы ни стремились, окунитесь в мир детства так, как, по вашим представленьям, купается в нем ваш ребенок. И надо это сделать быстрее, иначе можно опоздать на целую жизнь».
Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке к школе. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка. И в этом ее не заменимое значение. В играх ребенок формируется как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со сверстниками, пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция – важнейшие характеристики свободной игровой деятельности - оказывают неоценимую роль в формировании личности будущего школьника. Если сюжетно - ролевые игры оказывают более широкое общеобразовательное влияние на личность дошкольника, то игры с правилами (дидактические игры) самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх с правилами происходит своеобразное моделирование, проигрывание с ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к учебной деятельности. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребенку следует понять и принять (узнать каких предметов больше, убрать лишние игрушки, найти одинаковые и т.п.); чтобы ее решить, необходимо выполнить определенные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать). Многие игры с правилами, например, настольно-печатные, требуют от ребенка довольно сложных действий, выполнения одновременно нескольких условий, в таких играх развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общения со взрослыми и сверстниками.
Дидактические игры дают много шансов побыть и победителем, и проигравшим, и это тоже важный опыт. Ребёнок видит, как реагирует на проигрыш другой человек, берёт на вооружение успешные стратегии других игроков, учится радоваться успехам других.
А что могут получить от подобных игр родители? С одной стороны, это возможность содержательно провести время вместе со своими детьми и, окунаясь в игру, «вернуться в детство». С другой стороны, это приятная компания и полезный опыт для многих семей. Ведь игры – это взаимодействие с детьми на равных, поскольку во многих играх дети схватывают идею быстрее взрослых. А родителям очень важно бывает увидеть, что их ребёнок отлично соображает, обладает хорошей памятью, вниманием и реакцией! Родителям необходимо видеть успехи детей, чтобы поддержать их, помочь им сформировать правильное представление о своих способностях. Игра у ребенка ассоциируется с удовольствием, положительным настроением и радостью от общения с близкими - родителями, бабушками, дедушками и друзьями. Взрослый, который способен сохранить в себе ребенка - искренний и спонтанный. Родители, которые вместе с ребенком играют в кубики, шахматы, догонялки (какой богатый МИР игр!) - очень талантливы и оптимистичны! Семья, которая придумывает игры, ставит домашние спектакли, путешествует играя, учится, используя игру, имеет огромный потенциал психологического благополучия. В играх нет людей Больших и маленьких, старших и младших. Есть «Вместе», есть пространство общения, совместности и принятия.
Уважаемые родители! Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы этого хотите?
Анкета для родителей «Свободное время моего ребёнка»