Родительское собрание для средней группы "Игра в жизни вашего ребёнка"
Родительское собрание для средней группы "Игра в жизни вашего ребёнка"
Цель: помочь родителям осознать цели и задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста, используя для этого игру; помочь овладеть родителям методами руководства детской игрой, способами обучения ребенка во время игры; осознать роль игры в развитии поведения, положительных взаимоотношений со взрослыми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание для средней группы "Игра в жизни вашего ребёнка"»
Родительское собрание для средней группы
«Игра в жизни вашего ребенка»
«Как рано, поразительно рано проявляются в играх
первые зародыши тех форм поведения, которые много
лет спустя, повергшись усложнениям и превращениям,
определяют ценность данной личности»
Е.А.Аркин
Цель: помочь родителям осознать цели и задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста, используя для этого игру; помочь овладеть родителям методами руководства детской игрой, способами обучения ребенка во время игры; осознать роль игры в развитии поведения, положительных взаимоотношений со взрослыми.
Оборудование: флажок, презентация с фотографиями детей в игре; выставка рисунков «Играем дома», бумага, карандаши.
План родительского собрания
Активизация родителей
А) игра «Вопрос - ответ»
Б) Ситуации
Дискуссия «Зачем ребенку играть?»
Анализ детских анкет
Анализ результатов анкетирования родителей
Практикум «Давайте поиграем»
Подведение итогов, выработка решения
Ход собрания
Родители по цепочке передают друг другу флажок и задают вопросы по теме собрания. (В какие игры вы играете со своим ребенком, что такое игра, как часто вы играете с ребенком, нужно ли заменять живое общение на компьютерное, какие игрушки вы покупаете своему ребенку и др.)
Воспитатель: Уважаемые родители, вы поделились друг с другом опытом воспитания ребенка в игре, а сейчас я предлагаю вашему вниманию педагогические ситуации, которые могут возникнуть на практике.
«Квартира четырехлетней Маши. Игра окончена. Как не хочется после себя убирать игрушки! Каждый раз Маша чуть не со слезами на глазах приводит в порядок свое игровое хозяйство. Как вызвать у ребенка желание убирать игрушки?»
«Наступил вечер и пора ложиться спать, а Саша так увлекся игрой. Что никак не хочет ее заканчивать. Что делать?»
«-Мама, поиграй со мной в «Дочки-матери», просим Катя.
- Катя я очень занята, иди играй одна. У меня еще много своих дел.»
2. Игра — что это такое? (ответы родителей)
Игра — это ведущий вид деятельности младшего дошкольника, в которой формируется его личность. В игре дошкольник узнает, как себя вести в различных ситуациях, какой он есть на самом деле. Игра позволяет ознакомится со многими свойствами и качествами окружающих его предметов.
Помните, что ребенку нужна любовь, нужно, чтобы мама была рядом. Не следует давить на ребенка, надо его понять. «Ты не хочешь это сейчас, давай сделаем с тобой вместе, я тебе помогу». Если мы будем заставлять через силу — возникает непослушание, как месть, как борьба с родителями, которые замучили наказаниями. При этом важно видеть, в каком состоянии находится ребенок, и озвучивать его: тебе сейчас хочется, тебе сейчас трудно. И давать то, чего ребенку не хватает, но вначале выяснить, чего не хватает. Надо подбадривать ребенка. Важно, чтобы ребенок добивался сам. Потребность научиться — это врожденная потребность. Ее надо поощрять.
Нужна ли нашим детям игра? Что она им дает? (высказывания родителей)
Исследователями установлено огромное влияние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и нравственно-волевое развитие.
Если ребенок вовремя не получит определенного игрового опыта, у него впоследствии могут возникнуть трудности в общении. В школьные годы он не сможет выбрать подходящего друга, а в юности — спутника жизни, который соответствовал бы его внутреннему «я», — говорят психологи. Не доигравшие дети в дальнейшем имеют негативные последствия в поведении.
Пока психика у ребенка развивается, он должен играть. В игре у него формируются:
способности к творчеству;
любознательность и способность к экспериментированию;
наблюдательность и воля (доводить начатое дело до конца, умение проигрывать, умение вести себя в группе сверстников);
эстетические чувства и предпочтения;
инициатива и готовность к коллективным действиям;
взаимоотношения между детьми и взрослыми.
Изъятие игры из жизни детей ведет к внутриличностным конфликтам. Без игры в детях формируется чувство страха, низкий уровень притязания, вялость, пассивность. Замечено — чем хуже ребенку в семье, тем больше он играет. Каждый ребенок является отражением, зеркалом происходящего в семье. То, что мы видим в играх наших детей, это отражение мира, который окружает ребенка. Это мы так разговариваем друг с другом, так укладываем их спать, покупаем для них такие игрушки и книги, это мы смотрим такие телепередачи и видеофильмы. И если это отражение нам не нравится, то, как известно, «неча на зеркало пенять». Дети все списывают с нас и повторяют нашу судьбу. И как сказал один мудрый человек: «Дети даны нам на время на хранение, как драгоценность. Затем мы должны их вернуть». Вернуть в общество, в котором мы живем.
Предложить родителям нарисовать любимую игрушку своего ребенка (сравнить с ответами детей «Моя любимая игрушка»).
Так во что же играют наши дети? (высказывания родителей)
Да, в играх детей отражается наша взрослая жизнь. Сюжеты игр меняются в зависимости от того, что смотрят по телевизору взрослые («Дом 2», «Воронины»). На игры влияют и мультфильмы, которые мы разрешаем им смотреть (Шрек, Лунтик). Книги и журналы, которые читаем и рассматриваем с детьми, игрушки, которые их окружают.
Стоит ли давать детям для игр оружие? (высказывания родителей)
В зависимости от того, каким мы ходим воспитать ребенка, такие игрушки необходимо покупать ему и в такие игры играть с ним.
Как Вы относитесь к вседозволенности? (ответы родителей)
Вседозволенность недопустима. Должны быть строгие правила, дети должны знать — это нельзя. И говорить «стоп» необходимо, чем раньше, тем лучше для ребенка. При этом хорошо подойти к нему, обхватить руками, поглядеть в глаза, но ни в коем случае не кричать. В семье должно быть дружелюбие. Малыши остро нуждаются в доброжелательном отношении со стороны взрослого и всегда безошибочно интуитивно чувствуют это отношение.
Детство — это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека, это пора становления будущей личности. Поэтому так важны для дошкольника умные, полезные игры, которые развивают, воспитывают и приучают к здоровому образу жизни.
В какие игры любят играть Ваши дети? (высказывания родителей)
Для дошкольников необходимы развивающие игры, которых сейчас довольно много в продаже. Хороши игры в лото, пазлы, игры-лабиринты, различные мозаики и конструкторы. Важны и сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, игры со строительным материалом, народные игры.
Игры с природным материалом: шишками, камешками, ракушками, песком, снегом, водой — позволяют сохранить и развить любознательность, знакомят детей с окружающим миром, учат их делать открытия, развивают мелкую моторику рук, снимают психическое напряжение.
Помните — игра прекрасный источник укрепления физического, духовного, телесного и эмоционального самочувствия ребенка.
Анализ анкетирования родителей показал, что:
1. родители не всегда представляют правила организации игры.
2. Игрушки детей хранятся в беспорядке, не пересматривается в зависимости от возраста состав игрушек. Сломанные игрушки хранятся вместе с новыми.
3. Критерием приобретения игрушек является яркость, мотив – порадовать ребенка. Игрушки покупаются с учетом гендерной принадлежности.
4. Многие родители не становятся партнерами детей по игре, а только показывают как играть.
Воспитатель: давайте на время станем детьми и окунемся в мир их забав и игр.
Предлагаются игры «Море волнуется», «Следопыты», «Семья».
Воспитатель: Давайте, будем играть вместе со своими детьми как можно чаще дома и детском саду.
Приглашаем Вас к сотрудничеству - принимайте участие в мероприятиях, проводимых в детском саду, приходите играть вместе со своим ребенком.
Просьба принести фотографии ребенка для оформления фотоальбома «Игры наших детей дома».
Воспитатель раздает памятки.
Памятка родителю в семью
Игра научит взрослого говорить с ребенком на его языке.
Игра поможет преодолеть чувство превосходства над ребенком
Игра научит любить ребенка таким, какой он есть
Игра научит доверять друг другу.
Играйте с детьми как можно чаще!
Решение родительского собрания
1. Поощрять дома игры ребенка, выделив для этого определенное место.
2. Включаться в игры ребенка, позволяя себе игровой опыт общения с ним.
3. Оформить альбом «Игры наших детей»
4. Пополнить игровую зону новыми атрибутами для игр.
Приложение 1
Анкета для детей
В какие игры я играю дома?
Принимают ли участие взрослые в твоих играх?
Какая твоя любимая игрушка?
Есть ли у тебя компьютер, видеоигры?
Почему тебе нравиться в них играть?
Что ты предпочтешь: поиграть с родителями или поиграть на компьютере?
Приложение 2
Анкета для родителей
Какие условия созданы в семье для игр ребенка?
Где и как хранятся игрушки? Как вы приучаете ребенка беречь их?
Есть ли у ребенка среди игрушек любимые? Какие это игрушки?
Кто и как часто покупает игрушки? По какому поводу их покупают?
Часто ли ребенок ломает игрушки и как вы поступаете в таких случаях?
Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком? Какие темы игр используются в семье, каковы их сюжеты?
Какие вы применяете методы при руководстве играми детей?
Разрешаете ли вы друзьям приходить к вашему ребенку?
Наблюдаете ли вы как дети играют вместе? Помогаете ли налаживать отношения между детьми?
Приложение 3
Оформление стенда «Советы родителям»
Очень часто родители заботятся о том, чтобы накупить детям можно больше игрушек, и притом сложных, дорогих, всячески разукрашенных. Они думают тем доставить больше удовольствия и способствовать их развитию. Но в этом они ошибаются. Дети ценят игрушки не с той точки зрения, с которой ценят их взрослые. Детям в игрушках дороги побуждения, толчки к собственному творчеству и гибкий материал для выражения их замыслов.
Детям следует приобретать игрушки разных видов: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда и быта), двигательные (различные каталки, коляски, спортивные игрушки), строительные наборы (деревянные объемные геометрические формы), дидактические (разборные башенки, пирамидки, настольно-печатные игры, мозаики и т. п.), игрушки-забавы, полуготовые игрушки, которые можно доделать самому ребенку.
Приобретение игрушек должно зависеть не от бюджета семьи, а от педагогической ценности игрушки. Соблюдайте чувство меры: обилие игрушек не улучшает детские игры, оно рассеивает внимание дошкольника, мешает сосредоточиться на игровом замысле.
Для нравственного воспитания младших дошкольников особенно важны сюжетно-образные игрушки: куклы, мишки и другие животные, Чебурашка, Буратино и т. п. Не следует иметь специально игрушки для мальчиков и девочек. Всем детям одинаково нужны куклы, транспорт, двигательные игрушки и конструктор. Если сын не приучен с ранних лет играть сюжетно-образными игрушками, приобретите ему куклу в образе мальчика, космонавта или матроса, а дочери — техническую игрушку. Отведите удобное малышу место для игр, найдите время поиграть с ним.
Включаясь в игру детей, старайтесь ненавязчиво советовать, подсказывать сыну, дочери, во что и как играть, как выполнять взятую на себя роль
От взрослых зависит, как ребенок обращается с сюжетно-образными игрушками; являются ли они друзьями, партнерами в его играх или малыш остается к ним равнодушен. Участие взрослых в игре и их отношение к кукле, мишке — пример поведения и отношений к ним ребенка.
У сына, дочери должна быть любимая образная игрушка (мишка, обезьяна, кукла, Чебурашка), с которой он гуляет и играет. Такая игрушка может вместе с ребенком участвовать в просмотре мультфильмов, чтении книг, прогулках. В играх с детьми установите правила обращения ребенка с образными игрушками. Она должна иметь место, имя, находиться в определенной позе (сидя, стоя, лежа). Приучайте малыша ухаживать за игрушками: не бросать их, не держать за волосы, за ноги.
Приучайте детей к порядку и бережливости. Для хранения игрушек хорошо иметь открытые полки, еще лучше — отдельный игровой уголок.
Книги, диски, карандаши — не игрушки. Выделите для них особое место для занятий ребенка дома. Эти учебные пособия развивают детское мышление, приучают к систематическим занятиям, усидчивому труду.
Купив новую игрушку, покажите ребенку, как с ней можно играть, подскажите, как ее использовать в сочетании с другими игрушками, покажите разные варианты игр с ней. Например, устройте для куклы комнату, «пригласите» все игрушки на «день рождения». Поиграйте вместе с ребенком, пригласите по возможности сверстников или детей, близких по возрасту. Помогите им распределить игровые роли, составьте простой игровой сюжет, следите за взаимоотношениями детей, учите их правилам общения. Еще лучше, если кто-то из родителей поиграет вместе с детьми. Совместные игры не только обогащают игровой и нравственный опыт детей, но и повышают их эмоциональный настрой. Взрослым игры с ребенком помогают понять его духовные интересы, запросы, потребности, лучше изучить характер складывающейся личности дошкольника.