Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Речевое развитие ребенка в семье"»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«Речевое развитие ребенка в семье»
Цель: повысить уровень педагогической культуры родителей, ознакомить с играми на развитие мелкой моторики, грамматического строя речи, на обогащение словаря ребенка.
План проведения
1.Вступительное слово.
2.Результаты анкетирования.
3.Выступление воспитателя, практикум для родителей.
4.Подведение итогов родительского собрания.
Ход мероприятия
1.Подготовительный этап
1. Проведение анкетирования родителей «Речевое развитие ребенка».
2.Оформление выставки дидактических пособий и игр по развитию речи.
3.Оформление памятки для родителей с советами по проведению игр.
4. Подбор пособий, игр, методической литературы по теме.
2. Этап проведения практикума.
1. Вступительное слово:
Наша встреча носит название «Речевое развитие ребенка в семье». Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознано воспринимать явления окружающего мира. Чтобы ребенок смог получить больше и разнообразнее информации об окружающем, взрослые, должны помочь ему в этом. Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речи.
2. Анализ результатов анкетирования.
По результатам анкетирования видно, что не многие из родителей проводят работу по совершенствованию речи ребенка, следят за тем, как говорит ребенок и не все исправляют ошибки в речи своего ребенка. Но многие из вас хотели бы обсудить некоторые темы по развитию речи ребенка. Поэтому я считаю, что тема нашей встречи актуальна и значима.
3. Выступление воспитателя, практикум для родителей
Может показаться, что речь ребенка развивается как бы сама собой, независимо от участия взрослых. На самом деле как раз наоборот. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Существует неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением.
В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.
В наше современное время дети мало проводят времени в обществе родителей. Все больше времени они проводят у телевизора, компьютера и со своими игрушками.
Размышлялка№1 (вопросы для родителей)
Как вы считаете, сколько времени в день ребенок должен проводить у телевизора? (Не более 30 минут в день)
У многих родителей не хватает времени на работу по совершенствованию речи ребенка. Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, я предлагаю вам «игры на кухне»
«Помогаю маме».
Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина, а малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики. Практикой подтверждено, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении речи ребенка.
Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из крупы.
Крупу нужно укрепить на тонком слое пластилина. Этим упражнением вы развиваете мелкую моторику рук и фантазию ( Нескольким родителям предлагается сделать панно из крупы).
«Приготовим варенье».
Варенье из яблок …(яблочное), варенье из вишни…(вишневое),
варенье из клубники …(клубничное) и т.д.
Эта игра развивает грамматический строй речи.
Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно – печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их – сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей целое, уточнять их знание о предметах, учить их правильно называть.
Размышлялка№2:
Как вы считаете, нужно ли руководить игрой ребенка? (ответы родителей)
Нужно стараться поддерживать интерес ребёнка к игре, поощрять его усилия, направленные на воплощение замысла, помогать ему. Иногда это достигается участием взрослого в игре. Многие родители, купив игру, сразу отдают ее ребенку, а он, не понимая правил, теряет к ней интерес. Вначале родители сами должны познакомиться с игрой, а потом объяснить ее ребенку, поиграть вместе с ним.
Предлагаю вашему вниманию развивающую игру «Подбери слова к рассказу». Эта игра предназначена для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Игра поможет детям развить связную речь и расширить словарный запас, потренироваться в чтении.
В данной игре имеются 12 карточек с картинками и 96 карточек со словами. Карточки с картинками нужно отдать ребенку. Затем вы показываете поочередно карточки со словами. Ребенок читает слова (если ребенок еще не умеет читать, то читаете сами). Ребенок забирает ту карточку, которая подходит по теме к картинке. Когда к каждой картинке будет подобрано 8 карточек, ребенок составляет рассказы, используя эти слова.
Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие речи. Некоторые игры представлены на нашей выставке. Вы можете познакомиться с ними после собрания.
Из-за занятости и невнимания родителей дети редко слушают сказки из уст мамы и папы, а развивающие речевые занятия – это вообще редкость.
Я предлагаю поиграть вам по дороге из детского сада (в детский сад) в игры на обогащения словаря ребенка.
1. «Самый внимательный»
Ребенок и взрослый называют предметы, мимо которых проходят, а еще обязательно указывают какие они. Например: я заметила кошку, она пушистая, а это дерево – оно высокое и т.д.
2. «Говори наоборот»
Взрослый называет существительное, прилагательное, а ребенок называет слово, противоположное по значению. Например: большой – маленький, друг – враг, светлый – темный, день – ночь, высокий – низкий и т.д.
3. «Доскажи словечко»:
Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: Ворона летает, а заяц …(бегает). У кошки котенок, а у собаки …(щенок) и т.п.
С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком имеет особое значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.
Взрослые в разговоре с ребенком выясняют, что интересует ребенка, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике; у них не будет секретов от родителей. Поэтому чаще разговаривайте со своим ребенком.
Когда у Вас появляется свободная минутка, играйте с ребенком в речевые игры. Это можно сделать весело и интересно. Используя обычный мяч, который с древнейших времен в культуре любого народа служил предметом для игр, можно не только играть с ребенком, но и способствовать его речевому развитию.
Игра « Что это? Кто это?»
Бросаете мяч своему ребенку и называете предмет. Ребенок, поймав мяч, должен сказать, как по-другому можно назвать этот предмет. Например: стол – мебель, чашка – посуда и т.д.
Игра «Поймай - скажи».
Бросаете мяч ребенку, называя при этом животное. Ребенок, поймав мяч, возвращает его Вам и называет какое – либо действие этого животного. Например: корова – что делает? Мычит. Кошка - …
4.Подведение итогов: Итак, мы сегодня с Вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились и узнали,что формирование правильной речи ребёнка зависит от окружения. И от того, как вы, родители, говорите, сколько внимания уделяете речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка. В детском саду педагогами создаются все условия для успешного развития речи каждого ребенка. Однако родители так же должны принимать активное участие в решении данной проблемы. Иначе все наши усилия не принесут положительных результатов.
Уважаемые родители, прошу вас оценить продуктивность нашей встречи и положить мне на стол красный смайлик, если собрание для вас было полезным, узнали много нового; зеленый смайлик, если ничего нового для вас не было, время потрачено зря. Желаю Вам успехов в занятиях, радости в общении!
Анкета для родителей “РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА”
1. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка?
Родители
Детский сад
2. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи?
Да
Нет
3. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка?
Да
Нет
4. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок?
Да
Нет
5. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка?
Да
Нет
6. Какие темы по развитию речи ребенка Вы хотели бы обсудить?
Памятка для родителей с советами по проведению игр.
1. Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью ребенка. Однако нельзя выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.
2. Ваше внедрение в мир детской игры – введение туда новых, развивающих и обучающих элементов – должно быть естественным и желанным. Не прерывайте, не критикуйте. Учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела. Добровольность – основа игры.
3.Играть с ребёнком надо, чувствуя себя партнёром, участником игры, радуясь вместе с ним, незаметно помогая ему при затруднениях. 4.Начинать работу над совершенствованием того или иного навыка необходимо с простого, постепенно усложняя задания.
5. Не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Может случиться и так, что вы вообще их не дождетесь! Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение. Самое главное – это те счастливые минуты часы, что вы проводите со своим ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам.
6. Поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети большие фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры.