Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание в средней группе "ПДД"»
роект «Масленица». 2 младшая группа.
Название: Проект «Масленица» Номинация: Детский сад, Методические разработки , Проектная деятельность , 2 младшая группа Авторы: Мишарина Татьяна Леонидовна, Дорошенко Елена Алексеевна Должность: воспитатели первой квалификационной категории Место работы: МБДОУ №83 «Утиное гнездышко» Месторасположение: ХМАО, город Сургут
Тема проекта: «Масленица».
Эпиграф проекта:
Солнце круглое как блин, Улыбаясь, светит. Рады теплой встрече с ним Взрослые и дети.
(Т. Кайзер)
Проблема:
Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. Актуальность проекта:
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, опираясь на Программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами воспитателей, родителей и детей.
Новизна проекта:
Ежегодное проведение развлечения, посвященного празднику Масленица, стало в нашем детском саду уже хорошей и веселой традицией. Данный же проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. Не одномоментное, а более долгосрочное соприкосновение с древнерусскими традициями способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа. И, что немаловажно, данный проект способствует укреплению взаимопонимания и толерантности в жизненной среде нашего ДОУ, собравшего под свое теплое крыло деток разных национальностей. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями. Цель проекта:
– Формировать представление о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица.
– Приобщать детей к традициям и обычаям русского народа.
– Способствовать общему развитию детей и формированию национальной культуры детей и взрослых через воспитание любви и развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны, родного края.
Задачи:
1. Дать, первоначальные представления о русском народном празднике «Масленица», с характерными для него обрядами. 2. Познакомить детей с русскими традициями гостеприимства, с блюдами русской кухни, историей появления блинов. 3. Развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом. 4. Воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.
дети второй младшей группы (3-4 года), воспитатели, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.
План работы для воспитателя:
1.Сбор информации об истории праздника; 2. Подбор картинок с изображением «Масленичных забав», «Масленичных гуляний»; 3. Подготовить папку – передвижку «Рецепты блинов к Масленице». 4. Организовать для родителей выставку детских работ; 5. Организовать фотовыставку «Наша масленичная неделя»;
Формы организации:
1. Беседа, общение. 2. Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные. 3. Моделирование. 4. Экскурсия. 5. Слушание и разучивание фольклорных произведений. 6. Развлечение. 7. Просмотр презентаций и мультфильмов, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, предметов народного быта и декоративно-прикладного искусства. 8. Интегрированная НОД.
9. Совместные мероприятия педагогов, детей и родителей.
10. Консультации.
Виды совместной деятельности воспитателя с детьми:
– Беседа: «Что такое Масленица». – Заучивание стих. «Радость в каждый дом». – Рисование «Испеки блин на сковороде». –
– Заучивание заклички на блины: «Уходи мороз косматый,
– Привлечь родителей к изготовлению куклы – Масленицы; – Консультация для родителей: «Масленица широкая». – Привлечь родителей к приготовлению блинов вместе с детьми и организовать чаепитие в группе. – Порекомендовать посетить Масленичные гуляния в Городском саду в воскресение.
Ожидаемый результат:
– Дети должны получить первичные представления о празднике Масленица; – Получение представлений о народных играх, обрядах; – Получение эмоционального удовлетворения от участия в праздновании Масленицы; – Развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности;
Этапы проекта.
Подготовительный этап: постановка мотивации цели и задач по ознакомлению с традициями празднования Масленицы.
1. Создать условия для формирования интереса к празднику.
2.Помочь детям выбрать активную и посильную задачу на определённый отрезок времени.
3. Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике.
4. Подобрать материал, пособия и литературу по теме (художественное слово, наглядный материал, музыкальный репертуар).
6. Подготовить аглядный и консультационный материал для родителей.
5. Привлечь родителей к участию в проекте.
Основной этап: формирование представления у дошкольников о русской национальной традиции встречи весны.
1. Знакомство с историей, традициями, особенностями праздника Масленица.
2.Заучивание закличек, стихов, русских народных песен, пальчиковых игр.
3.Разучивание хороводных игр. 4.Подготовить папку – передвижку «Рецепты блинов к Масленице».
Заключительный этап: обобщение знаний детей о Масленице.
1.Организовать для родителей выставку детских работ. 2.Организовать фотовыставку «Наша масленичная неделя».
3.Проведение масленичной недели в группе детского сада, опираясь на материалы альбома «Ай, да Масленица!».
4. Организация и проведение музыкально-спортивного праздника «Шуткой и забавой Масленицу встречаем» с последующим чаепитием.
Используемая литература:
1. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.-М.: ТЦ Сфера, 2003. 2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г. 3. Даймедина И.П. Поиграем, малыши – М., Просвещение, 1992 4. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1988. 5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г. 6. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. 7. Павлова П.А., Горбунова И.В. «Расти зд