Родительское собрание "Адаптация ребенка к условиям ДОУ"
Родительское собрание "Адаптация ребенка к условиям ДОУ"
Цель
Обозначить совместными усилиями проблемы, которые возникают в адаптационный период, и выявить их причины; расширить представления родителей об особенностях адаптации ребенка к условиям детского сада, о факторах, влияющих на ее успешное протекание.
Задачи
Определить способы оказания помощи детям в адаптационный период; сформировать у родителей представление об игровых методах и приемах, которые способствуют успешной адаптации и социализации дошкольников; укрепить сотрудничество педагогов и родителей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Адаптация ребенка к условиям ДОУ"»
Родительское собрание на тему «Адаптация ребенка к условиям ДОУ»
Основная часть
Здравствуйте, уважаемые родители, я рада всех вас видеть! Ваш малыш совсем скоро впервые пойдет в детский сад. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет. Вы представляете массу проблем и пытаетесь их разрешить в своем воображении. И для того, чтобы адаптация его к новым условиям прошла как можно спокойнее и быстрее, вы должны знать побольше об особенностях этого сложного периода: с какими реальными проблемами, возможно, придется столкнуться вам и малышу и как сделать процесс адаптации более мягким. Именно об этом мы сегодня будем разговаривать.
Этап 1 «Знаете ли вы своего ребенка?»
10 минут
Эксперт раздает родителям опросник. Они отвечают на вопросы: — какое занятие у вашего ребенка самое любимое? — кто, по мнению ребенка, в семье самый красивый? — что больше всего любит кушать ваш ребенок? — какое блюдо у вашего ребенка самое нелюбимое? — какая любимая сказка или мультфильм? — как зовут лучшего друга или подругу вашего ребенка? Напишите их имена.
Затем ведущий рассказывает о важных факторах адаптации детей к ДОО. Один из них — темперамент ребенка. После небольшого сообщения на эту тему он предлагает родителям определить тип темперамента своего ребенка с помощью анкеты исследования «Тип темперамента»
А
Б
В
Г
Поведение
Эмоциональные переживания
Настроение
Речь
Терпение
Адаптация
Коммуникабельность
Поведение
Отношение к новому
Итого баллов
Родители заполняют анкету, затем подсчитывают количество отметок в каждом столбике. Ведущий им помогает. Тип темперамента, по которому набрано самое большое количество баллов, — основной:
А — холерик;
Б — сангвиник;
В — флегматик;
Г — меланхолик.
Далее ведущий переходит к следующему фактору, который влияет на адаптацию вновь поступивших детей, — психологической компетентности педагогов. Рассказывает родителям о том, что данному вопросу в ДОО уделяется особое внимание. С целью повышения психологической грамотности с педагогами проводятся специальные занятия. Результаты тестирования в конце учебного года показали положительную динамику развития педагогического коллектива в этом направлении.
Педагог-психолог
А сейчас мы с вами поговорим о том, насколько вы знаете своего ребенка.
Дискуссия с родителями по вопросу.
Этап 2. Дискуссия на тему «Что влияет на адаптацию ребенка к условиям ДОО?»
10 минут
Участники выдвигает факторы, которые влияют на адаптацию ребенка к условиям ДОО. Затем вместе с ведущим обсуждают результаты и складывают на доске оптимальную схему с помощью карточек разного цвета.
Педагог-психолог
Многие мамы, приводя малышей в сад впервые, удивляются тому, как легко они заходят в группу и, казалось бы, совсем не переживают из-за их ухода. Но следующие дни показывают, что не все так просто и малыш очень переживает. Конечно, есть дети, которые плачут с первого дня. Встречаются также дети, которые действительно не плачут и радостно бегут в группу как в первый, так и в последующие дни. Но таких детей очень мало. У остальных процесс адаптации проходит совсем не просто. Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения: — четкий режим дня; — отсутствие родных рядом; — постоянный контакт со сверстниками; — необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку; — резкое уменьшение персонального внимания.
Давайте разберемся, какому ребенку адаптироваться легко, а какому труднее.
Дискуссия с родителями по вопросу.
Педагог-психолог
Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение одной–трех недель. Другим несколько сложнее, и адаптация может длиться около двух месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении трех месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога. Так кому адаптироваться легче?
Дискуссия с родителями по вопросу.
Педагог рассказывает, какому ребенку легче адаптироваться к детскому саду.
Педагог-психолог
Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту «тетю» несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом). Детям, физически здоровым, не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт». Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи.
Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.
Дискуссия с родителями по вопросу.
Этап 3 «Успешная адаптация ребенка — обязанность или задача взрослых?»
10 минут
Ведущий просит участников продолжить фразу: «Чтобы адаптация проходила более успешно, надо…» Участники отвечают от имени того, кого они представляют. На выполнение задания дается 5 минут.
Педагог-психолог
Каждая группа участников выдвигает факторы, которые влияют на адаптацию ребенка к условиям ДОО. Затем вместе мы обсудим результаты и изобразим на доске оптимальную схему с помощью карточек разного цвета. Итак, приступаем к заданию.
Приглашается один из участников, который озвучивает, что было самым важным в ответе на оба вопроса.
Этап 4 «Главные воспитатели в жизни ребенка — родители»
10 минут
Ведущий предлагает участникам придумать три способа (стратегический, тактический, фантастический) помощи дошкольникам в адаптации от лица родителей. Затем они вместе обсуждают результаты работы.
Педагог-психолог
Уважаемы родители! Как вы думаете, зависит ли от родителей результат адаптации ребенка к детскому саду?
Дискуссия с родителями по вопросу.
Этап 5 «Анкетирование»
10 минут
Ведущий предлагает участникам сравнить свои ответы с ответами детей. Часто ответы не совпадают. В этом случае ведущий тактично напоминает родителям о том, что нужно больше общаться с ребенком дома, уделять ему внимание, расспрашивать, как прошел день в детском саду.
Педагог-психолог
Воспитатели раздают вам опросники «Знаю ли я своего ребенка?» с ответами детей. Дошкольники отвечали на аналогичные вопросы накануне мероприятия. Давайте сравним, ваши ответы с ответами детей.
Обсуждение ответов.
Заключительная часть
10 минут
Ведущий проводит рефлексию семинара-практикума. Каждый участник записывает свой вариант окончания предложения: «Работая с группой, я понял(а)…» Ответы передают ведущему.
Затем педагоги выходят из комнаты, а родители прикрепляют на «Дерево успеха» вырезанные из цветной бумаги яблоки: — красное: «Семинар понравился, я думаю, что мое участие в нем поможет лучше узнать ребенка и улучшить его адаптацию»; — желтое: «Сомневаюсь, что данный семинар помог мне»; — зеленое: «Жалею, что принял(а) участие в семинаре».
Педагог-психолог
А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи. Выполним рефлексию, то есть отслеживание своих чувств и эмоций по поводу тренинга.
Прошу каждого высказаться о том, что он узнал сегодня, было ли для него это полезно, какие чувства он испытывает в данный момент и испытывал в момент самого тренинга, что он хотел бы еще узнать.