Рекомендации родителям по психологической подготовке ребенка к обучению в школе.
Рекомендации родителям по психологической подготовке ребенка к обучению в школе.
В разработке представленны рекомендации для родителей будущих первоклассников по формированию физической, социальной, мотивационной и интеллектуальной готовности к школе
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рекомендации родителям по психологической подготовке ребенка к обучению в школе.»
Рекомендации родителям: Как помочь своим детям подготовиться к школе?
Физическая готовность.
Очень важно физически развивать ребенка, повышая его выносливость. Обязательно займитесь спортом — это укрепит костно-мышечную систему, повысит иммунитет. Развивайте физические качества ребенка: быстроту, гибкость, меткость, ловкость. Занятия спортом имеют и психологический аспект: дисциплинированность, умение проигрывать, целеустремленность. К тому же слабые и неумелые дети часто становятся объектами насмешек одноклассников, избавьте своего ребенка от этой проблемы.
Советы:
1. Играйте с детьми в спортивные игры.
2. Соблюдайте режим дня.
3. Гуляйте с ребенком на улице независимо от погоды.
4. Следите за правильным питанием ребенка.
5. Выберите спортивное направление для ребенка.
Социальная готовность
1. Если ваш ребенок в детском саду мало с кем дружит, стесняется обращаться с просьбой к старшим, то постарайтесь чаще бывать с ним в многолюдных местах: на детских праздниках, в парках. Учите его взаимодействовать с другими детьми.
2. Давайте своему дошкольнику несложные поручения в магазине, поликлинике, кинотеатре, напомните о необходимости здороваться и благодарить:
- спроси у тети, когда начнется сеанс;
- выясни, кто последний в очереди;
- попроси продавца подать тебе лимонад с верней полки и т.д.
3. Ведите диалог с детьми по дороге домой, учите задавать вопросы, отвечать полным предложением, подбирать аргументы в споре
Мотивационная готовность.
Ребенок должен четко понимать, что такое школа. Здесь важно не «перегнуть палку»: не запугать и не настроить на игру. Настрой ребенка должен быть рабочим: «в школе сложно, но интересно»; «я буду стараться, и у меня все получится». Важно, чтобы родители четко определи свою позицию: мы рядом: всегда поможем, поддержим.
Советы:
1. Приходите в школу на День будущего первоклассника.
2. Изучайте маршрут до школы и обратно.
3. Рассказывая о чем-то интересном, говорите, что в школе ребенок узнает еще много интересного.
4. Настраивайте ребенка на труд — все взрослые трудятся, а школьники —почти взрослые
5. Не стоит запугивать детей тем, что с началом учебы они должны будут отказаться от игр. Во-первых, это неправда, а во-вторых, подобные угрозы могут лишь задержать готовность ребенка к обучению в школе.
Волевая готовность/ саморегуляция
Способность подчиняться требованиям школьной жизни психологи называют волевой готовностью: соблюдать правила, подчиняться требованиям, уметь принимать критику, выполнять последовательные действия. Важную роль в школе играет дисциплина, которая заключается не в умении сидеть тихо, а в строгом соблюдении правил. Умение жить по правилам – важный и полезный навык. 45 минут урок, потом перемена. Завтрак, обед и отдых по часам. В школе нельзя сдвинуть что-то или отменить, нужно уметь принимать действующий режим и вписываться в него. Немаловажным является умение слушать и слышать учителя, работать по заданному плану, соблюдать инструкции. Этому нужно учить заранее.
1. Введите для дошкольника ряд правил, которые обязательно нужно соблюдать:
- убирать на место свою одежду;
- убирать вечером игрушки;
- соблюдать порядок на письменном столе.
2. Хвалите ребенка за успех, но обращайте внимание на недостатки, определяя возможности исправления.
3. Давайте детям несложные инструкции и следите за их выполнением.
4. Не делайте за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам.
5. Необходимо проявить терпение, не стоит нервничать или торопиться,
6. Режим и распорядок дня.
7. Очень важно установить единый подход к ребенку, согласовать воспитательные усилия всех членов семьи.
Интеллектуальная готовность.
1. Не следует целенаправленно готовить ребенка к будущему школьному тестированию. Развивайте ребенка всесторонне: логическое мышление, мелкая моторика руки, звуковой анализ, ознакомление с окружающим.
2. Обратите внимание на звуковую культуру речи и обратитесь к логопеду при необходимости.
3. Ежедневно читайте ребенку книги: стихи, сказки, рассказы, научно-популярные статьи для дошкольников. Это расширит кругозор и пассивный словарь, научит концентрации внимания, разовьет слуховую память.
4. А штриховка, раскраска, лепка, игры с мелкими конструкторами, мозаиками и вкладышами прекрасно готовят руку предстоящей трудной работе.
Что же необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу? Помогут вам в это разобраться наши памятки (родителям вручаются памятки)
Памятка «Что необходимо знать и уметь ребёнку, идущему в школу». 1. Своё имя, отчество и фамилию. 2. Свой возраст (желательно дату рождения). 3. Свой домашний адрес. 4. Свой город, его главные достопримечательности. 5. Страну, в которой живёт. 6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию. 7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года). 8. Домашних животных и их детёнышей. 9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей. 10. Транспорт наземный, водный, воздушный. 11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды. 12. 3нать и уметь рассказывать русские народные сказки. 13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. 14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ и т. д.) 15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке. 16. 3апомнить и назвать 6-10 картинок, слов. 17. Различать гласные и согласные звуки. 18. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков. 19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.) 20. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов. 21. Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10. 22. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут). 23. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
Игровое упражнение «Инструкция». Уважаемые родители! Хорошо, если Ваш ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать Вашу поддержку. «Давай еще раз попробуй; еще чуть-чуть постараешься, и будет намного лучше». Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями. Одной из этих трудностей может стать выполнение словесных инструкций. Данное упражнение поможет вам осознать это и развить у ребёнка умение слышать инструкцию, запоминать её и правильно выполнять.
Итак, «Нарисуйте столько кружочков, сколько человек присутствует на собрании. Обведите каждый 3-й кружочек. Зачеркните 10-й сначала и с конца. Закрасьте столько кружочков, сколько пальцев на руке». Усложняем задание и проговариваем инструкцию полностью и только один раз: «Нарисуйте квадратов на два меньше, чем кружочков, заштрихуйте 2-й, 5-й, 6-й и 9-й». Упражнение «Опять двойка»
Эмоции самих родителей чрезвычайно важны.__________________________________
Предлагаю вам рассмотреть картину «Опять двойка» Как бы вы отреагировали на такое событие? Какие эмоции чувствует родитель?
Обратная связь. Родителям раздаются бланки для обратной связи, где участники тренинга отвечают на вопросы: • Полезной ли была сегодняшняя встреча? • Изменилось ли ваше представление о проблеме готовности ребенка к школе? • Изменилось ли Ваше видение родительской помощи на этапе подготовки ребенка к школе? • Ваши пожелания организаторам?