Просмотр содержимого документа
«Развлечение для детей 4-5 лет "Веселая ярмарка"»
Развлечение для детей 4-5 лет
«Веселая ярмарка».
Цель:
1.Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам. 2.Познакомить с историей возникновения хохломской росписи, появлением матрешки в России.
3.Закреплять знания детей о дымковской игрушке, основных цветах, элементах узора. 4.Побуждать детей к активному общению, учить не стесняясь выступать перед своими товарищами.
5.Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
Материалы и оборудование:
- хохломская посуда, матрешки, дымковские игрушки, картинка с изображением дымковских игрушек, самовар;
1.Организационный момент(слайд 1 – приглашение на ярмарку) Дети входят в зал, воспитатель встречает их в народном костюме. Звучит музыка ‘’Ярмарка‘’. – Ребята, послушайте, какая замечательная музыка звучит. Она приглашает нас на ярмарку! А вы знаете что такое ярмарка? Дети:- Нет.
Воспитатель: - Я сейчас вам расскажу и покажу! Дорогие гости! А также ребятишки, девчонки и мальчишки!
Солнце красное встает, Спешит на ярмарку народ! А на ярмарке товары, продаются самовары! Покупают люди сушки и отличные игрушки! - Ребята, ещё с давних времён у русского народа есть обычай – устраивать ярмарки. На ярмарке можно купить расписную посуду, сладости разные, ткани яркие и даже игрушки. Говорили, что ярмарка поёт и пляшет. Здесь люди не только предлагали свои товары, но и пели, танцевали, веселились. И мы с вами оказались сегодня на самой настоящей ярмарке. Ну что же, давайте посмотрим, что она для нас приготовила. Дети подходят к первому столу, на котором, стоит хохломская посуда. 2.Рассказ воспитателя о хохломской посуде. - Посмотрите, какая красивая посуда на нашей ярмарке. Здесь посуда не простая - золотая, расписная! Скажите, может быть кто-нибудь знает, как называется такая роспись? (Хохломская) (слайд 2) - Ребята, такая роспись называется – хохломская. Узнать её легко по основным цветам: золотой, красный, чёрный, зелёный. А вы знаете, откуда появилась хохломская посуда? Дети:- Нет.
Воспитатель: - Давайте мы сейчас присядем и послушаем. (Дети садятся на стульчики) Эта волшебная сказочная роспись родилась давным-давно в селе, которое так и называется – Хохлома. Жили в этом селе люди, которые любили петь песни, мечтать, любоваться цветением трав и созреванием ягод, наслаждаться свежестью воздуха и дыханием весны. Всё это и отразилось в предметах, которые перед вами. А из Хохломы на ярмарки в разные города посуду развозили и кричали: - Кому посуду для пищи-окрошки, чудо-блюдо, да чашки ложки? А их спрашивали: - Откуда посуда? Мастера отвечали: - К вам приехала сама Золотая Хохлома! Так и прижилось название к посуде. А откуда появился этот удивительный промысел, и почему посуду именно золотыми красками расписывают, даже сказку придумали. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за рекой Волгой мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Любил он пшенную кашу себе варить, да и птицам пшена не забывал посыпать. И прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он и её угостил. Задела Жар – птица крылом чашу с кашей и обронила золотое пёрышко. Поднял мужик пёрышко и стал им посуду расписывать. Вот и получались узоры золотыми. Вот какую интересную сказку придумал русский народ про хохломскую посуду. - Ребята, отличают хохломскую роспись не только по основным цветам, но и по элементам узора. Каждый из них имеет своё название: ‘’ягодки ‘’, ’’завитки ‘’, ‘’усики’’, ‘’травинки ‘’, ‘’кустики’’. ( Воспитатель называет и показывает на посуде соответствующие узоры)
- Каждый элемент дополняет друг друга. В умелых руках мастера создаётся красивая расписная посуда. На нашей ярмарке посуда представлена разная: тарелки, плошки, подносы, ложки. Ребята, скажите, а какую посуду можно использовать, как музыкальные инструменты? Дети: - Деревянные ложки. - А вы на ложках играть умеете? - Да. - А со мною поиграете? - Да. Ребёнок: Съел я кашу из плошки, взял расписные ложки! Плясовую заводите и друзей своих зовите! 3. Исполнение детьми танца с ложками. (Музыкальное сопровождение ‘’Русская плясовая’’) Воспитатель хвалит детей и предлагает им посмотреть, что ещё приготовила ярмарка. 4. Знакомство детей матрёшкой. Дети подходят к следующему столу, стол закрыт салфеткой. - Ой, ребята, а что же здесь? Давайте разгадаем загадку и узнаем, что ещё приготовила нам ярмарка. Здесь игрушки не простые, А волшебно-расписные,
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных В разноцветных сарафанах На столе у нас гостях Как скажите всех их звать? (Матрёшка)
Правильно, ребята, это матрёшка. (слайд 3) Словно репа она круглобока И под алым платочком на нас Смотрит весело, бойко, широко Парой чёрных смородинок глаз. Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока! А внутри секретик есть, Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская матрёшка.
- Ребята, а как вы думаете, какой секретик есть у матрёшки? (Ответы детей) Правильно, внутри матрёшки прячутся её сестрицы – другие матрёшки, каждая меньше первой. (Воспитатель открывает матрёшки и выставляет их на столе)
Дети, появилась матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку – большого деревянного японца – Фукуруму. (Демонстрация картинки с изображением Фукуруму)
Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравился Фукуруму русским мастерам, и захотели они себе такую же игрушку. Сделали мастера деревянную игрушку такую же по форме, но нарядили её в красивый русский сарафан с передником, повязали на голову яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и раскрасили щечки в яркий румянец. Назвали игрушку самым красивым русским именем – Матрёшкой или Матрёной. Так и стали русские мастера вытачивать матрёшек из дерева, да потом расписывать их яркими красками.
Покупали люди матрешек, а потом в разные игры играли, давайте и мы с вами поиграем в игру «У Маланьи, у старушки…». 5. Игра «У Маланьи, у старушки…»
Дети берутся за руки, а взрослый становится в круг и начинает напевать песенку, сопровождая ее выразительными движениями.
Слова
Движения
У Маланьи, у старушки Жили в маленькой избушке Семь дочерей, Семь сыновей, Все без бровей.
Дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки.
С такими глазами, С такими ушами, С такими носами, С такими усами, С такой головой, С такой бородой...
Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза» и «большой нос» и т.п.
Ничего не ели, Целый день сидели, На нее (на него) глядели, Делали вот так...
Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение.
Движения, которые дети повторяют за взрослым, должны быть разнообразными: можно, например, погрозить шутливо пальцем, сделать рожки, помахать рукой, попрыгать, поплясать, покружиться, поклониться, похлопать в ладоши, заложить руки за спину, покачаться на двух ногах и т.д. Они могут сопровождаться звуками или возгласами.
Есть лишь одно ограничение в этой игре: все движения должны быть эстетичными. Нельзя допускать кривлянья детей. Каждое движение должно повторяться несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры. - Ох, молодцы, ребята! А ярмарка приглашает нас дальше. Давайте посмотрим, что она приготовила для нас ещё.
6. Рассматривание дымковской игрушки. Дети проходят к следующему столу, стол накрыт салфеткой. - Ребята, здесь спрятаны игрушки. А какие именно, мы узнаем, если разгадаем загадку. Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней, Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней, Кормилицы и водоноски, И всадники, и ребетня,
Собачки, гусары и рыбы, Отгадайте, что здесь, друзья! Дети: - Дымковская игрушка. Воспитатель: - Правильно, ребята! Это уже хорошо известная нам дымковская игрушка! Называется она так, потому что придумали её в селе Дымково. (слайд 4) Все игрушки не простые, А волшебно –расписные,
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски. Простой казалось бы узор, А отвести не в силах взор. - Ребята, назовите какие дымковские игрушки есть на нашей ярмарке? Дети: - Индюк, кормилица, водоноска, конь, барашек, собачка, олень. - Какие элементы дымковского узора вы знаете? Дети: - Зёрнышко, кружок, точка, солнышко, колечко, клетка.
- А я предлагаю вам поиграть еще в одну игру «Золотые ворота…»
7. Игра «Золотые ворота…» 8. Рассказ о Масленице. - Ярмарки на Руси проводились по праздникам, а вы знаете, в какой праздник проходит наша ярмарка? (Масленица) слайд 5
- Правильно, Масленица, а чем угощались в Масленицу? (блинами). А почему?
- Блины похожи на солнышко, люди блинами угощались, весну зазывали: Приди весна с радостью! А мы с вами песню про блины знаем, давайте ее споем.
Песня «Блины»
8. Заключительная часть. Наша ярмарка большая. И чего в ней только нет! Не видать конца и края - Море сушек и конфет! (слайд 6) Для всех гостей на удивленье! Приготовлены здесь угощенья! звучит музыка ,,Ярмарка’’, воспитатель угощает детей блинами (или сушками).