Развитие потребности речевого общения у детей раннего возраста или как помочь ребенку начать говорить
Развитие потребности речевого общения у детей раннего возраста или как помочь ребенку начать говорить
Второй год жизни – период интенсивного развития всех сторон речи малыша. На данный период особое внимание уделяется развитию понимания речи, умения обобщать, активизации словаря детей, развитию речи как средства общения с окружающими.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие потребности речевого общения у детей раннего возраста или как помочь ребенку начать говорить»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 41 «Сказка» с. Константиновское
Консультация для воспитателей
«Развитие потребности речевого общения у детей раннего возраста или как помочь ребенку начать говорить»
Подготовила:
учитель-логопед
МКДОУ ДС № 41 «Сказка»
с. Константиновское
Теряева Марина Владимировна
20.10.2021 г.
Второй год жизни – период интенсивного развития всех сторон речи малыша. На данный период особое внимание уделяется развитию понимания речи, умения обобщать, активизации словаря детей, развитию речи как средства общения с окружающими. К двум годам речь ребенка становится основным средством общения, что является важным достижением этого возраста. Малыш не только способен отвечать словами, фразами на вопросы и просьбы взрослых, но и инициативные обращения самого ребенка: просьбы (дать что-то, обратить внимание на какой-то объект или результат деятельности), жалобы, сообщения о самочувствии, просьбы о посредничестве и т.п.
Задачи по развитию речевого общения у детей раннего возраста:
1. Развивать речевое общение, побуждать переходить от общения с помощью жестов и мимики к общению с помощью доступных речевых средств.
2. Способствовать развитию потребности детей в общении по средствам речи. Подсказывать им поводы для обращения к взрослым и сверстникам (попроси, поблагодари, предложи, посмотри, кто пришел, и скажи мне и т.д.). Давать образцы правильного произношения слов.
Потребность детей в речевом общении мы совершенствуем в основном в процессе разнообразной совместной деятельности: игры-занятия, чтение художественной литературы, совместная предметно-игровая деятельность, режимные моменты. Во время организованной деятельности мы не только обогащаем словарь детей, упражняем в правильном произношении слов и коротких фраз, но и даем образцы правильной речи.
Развитию потреноти речевого общения детей способствуют такие приемы как:
- прием поручения: «Скажи Кате «Идем гулять» (или «Одень шапочку,») (занятие «Оденем куклу на прогулку»), «Дай Алене салфетку, скажи «На салфетку» (занятие «Кормление куклы»,);
- вопросы: «Куда куколка пойдет? Гулять?» или «Что тебе дать? Машину?» В этом случае ребенку нужно только ответить: «Гулять». «Машину». Позже, в повседневной жизни он сам сможет ответить на подобные вопросы в любой знакомой ситуации.
- прием внезапного исчезновения объекта ставить ребенка перед необходимостью произнести нужное слово ли предложение: «Ляля ушла. Где Ляля?» «Ляля ушла.» или «Нет кисы. Где киса?» «Нет кисы».
В организованной деятельности и в повседневной жизни мы формируем доброжелательное отношение малышей к окружающим: «Пожалей Машу, скажи «Не плач.», «Данилу грустно, пригласи его играть, скажи «Идем играть.», учим вежливому обращению с окружающими («до свидания», «здравствуйте», «спасибо»).
Немалую роль в расширении опыта речевого общения играет совместное чтение книг. На занятиях и в повседневной жизни мы читаем детям сказки, небольшие стихи, потешки. Вместе с малышами рассматриваем иллюстрации, просим назвать нарисованные предметы, обмениваемся впечатлениями. В процессе рассматривания картинок, чтения книг дети проговаривают отдельные слова, фразы, отвечают на понятные вопросы по содержанию, учатся интонационной выразительности. Это способствует не только развитию речевого общения но и речи детей.
Знания и умения приобретенные на занятиях по развитию речи, уточняются и закрепляются на других занятиях и в повседневной жизни. Помогая осваивать бытовые действия, правила гигиены (пользоваться ложкой, расческой, мылом и т.д.), знакомя малышей с правилами использования бытовых предметов, обязательно объясняем смысл каждого действия, показываем правильный способ обращения с предметами, а затем предлагаем самому совершить действие. Детям старшего возраста предлагаем помочь малышам: «Даша, помоги Поле завернуть рукавчики, Поля скажи «Помоги, пожалуйста.». Учим малышей обращаться за помощью к взрослым: «Дима, попроси Любовь Николаевну застегнуть курточку, скажи: «Застегните, пожалуйста.». В повседневной жизни все действия сопровождаем стишками, песенками, потешками ( «Водичка, водичка – умой мое личико…», «Кран откройся – нос умойся…», «Знаем, знаем, да, да, да, где тут прячется вода. Выходи водица, мы пришли умыться», «Меня кормили с ложки. Но я подрос немножко. Смотрите-ка скорее: я кушать сам умею.», «Умница Катенька. Ешь кашу сладеньку. Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.», «Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.») Обязательно хвалим детей за старание и настойчивость, благодарим за помощь, поощряем стремление детей подражать и помогать взрослым. Откликаемся на инициативу детей в общении по поводу предметов, на все их просьбы о помощи. Наша задача вводить действия в культурные рамки, давать ориентиры поведения в мире вещей.
Множество впечатлений и опыт совместных действий обогащает сюжетные игры детей. Эти игры как средство познания окружающего мира способствуют развитию общения детей, учат поведению в определенных ситуациях. Для того чтобы игра возникла и развивалась полноценно, мы вовлекаем детей и организуем их совместные игры. Просим помочь покормить куклу, мишку, распределяем игровые действия: «Давай покормим куклу. Я дам ей кашу, а ты напои ее чаем, скажи: «Пей, Катя, чай». Стараемся ненавязчиво обогащать игру детей, поощряем игровую инициативу. Развитию речевого общения способствуют эмоциональные и подвижные игры, такие как «ладушки-ладушки», «сорока-сорока», «коза рогатая…» Играем с детьми индивидуально и группами. Организуем игры между детьми, помогая водить пальчиком по ладошке другого ребенка, загибать их, повторяя слова присказки. Такие игры способствуют эмоциональному раскрепощению детей, установлению доброжелательных отношений, развитию речи, воображения, произвольности действий, умения координировать действия. Игры-драматизации дают богатые возможности по развитию речевого общения. Разыгрывая сюжет сказки, мы даем образец речи и выражения эмоций. Побуждаем действовать вместе с героями. Слушание с опорой на действие помогает малышу лучше понять речь взрослого, осознать смысл происходящего, переживать вместе с персонажами их чувства, выразить им сочувствие.
Игры-фантазии. Читая детям стихи и рассказы предлагаем изобразить действия персонажей, имитировать их голоса. Например, сначала сами показываем, а потом просим детей показать как «идет бычок, качается», как « наша Таня громко плачет», предлагаем изобразить как петушок машет крылышками, как облизывается кошка, как лает собачка, как скачет лошадка. Организуем игры где ребенок изображает предметы рукотворного мира, живой и неживой природы (снежинки, осенние листочки, самолет, машина и пр.). Для самых маленьких организуем эмоциональные контакты, которые сопровождаются взглядами глаза в глаза друг другу, улыбками, поглаживаниями. Предлагаем вместе попрыгать, потопать ножками, похлопать в ладоши, покружиться показывая образцы действия и задавая ритм движений, сопровождая детским стишком или песенкой. При этом обращаем внимание детей друг на друга, называем по имени, хвалим за то, как они хорошо и дружно играют.
Если в группе царит атмосфера радости, веселья, смена простых движений и их направления, повторяющиеся слова-припевки, приятные телесные ощущения, то это располагает детей к продолжению общения ( в т.ч. и речевого общения), обогащает их коммуникативный опыт.
В ДОУ для развития речевого общения детей раннего возраста в группе создана соответствующая развивающая среда: уголок по развитию речи, сенсорный, музыкальный и театральный уголки, уголок художественной литературы, социальный уголок, уголки для игр с куклами, строительным материалом и машинами. В экологическом уголке организовано место для совместных игр с водой, песком, сухой бассейн. Малыши только начинают учиться общаться с помощью речи и им еще много предстоит освоить - наша задача помочь им в этом.