Просмотр содержимого документа
«Развитие мелкой моторики рук»
Родительское собрание во второй младшей группе
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
Подготовила и провела: воспитатель Ткаченко О. С.
Цель: обеспечить понимание родителями необходимости развития мелкой моторики рук ребенка как необходимой части его жизни.
Задачи:
Обогащать опыт родителей по теме собрания.
Расширять представления родителей о нетрадиционных пособиях для развития мелкой моторики рук.
Вызвать интерес и желание заниматься с детьми пальчиковыми играми.
Презентовать родителям мягкую книгу для развития мелкой моторики рук «Развивай – ка».
Укрепить сотрудничество семей воспитанников и педагога.
Ход мероприятия:
Добрый день, уважаемые родители! Я рада встречи с вами спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
В.Сухомлинский говорил: « Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры как «Ладушки», «Сорока – белобока» и т. п.
После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности. Доказано, что такая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику рук. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные игры.
В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: «Для развития мелкой моторики рук». Многие родители слышали об этом понятии, но как развивать мелкую моторику рук и для чего это необходимо делать, знают далеко не все.
Известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует, о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.
Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего ребёнка.
Учёными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника. У большинства современных детей отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Ещё двадцать лет назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть семейных дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать и штопать, подметать и мыть пол, чистить и выбивать ковры, готовить еду и тому подобное. Сейчас непринято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины – кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии мелкой моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов – ножниц, иголки, лопатки и тому подобное, застегивание и расстёгивание застёжек) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в отставании ребёнка. Вот почему так важно стимулировать работу мелкой моторики рук. Стимулируя мелкую моторику рук мы: развиваем речь ребёнка, внимание, мышление, зрение, готовим руку к письму, влияем на формирование умственных способностей детей.
В дошкольных учреждениях довольно много внимания уделяется развитию моторики рук.
В нашей группе в свободной деятельности детей есть много различных развивающих пособий, дидактических игр, дети в любое время могут взять их и заниматься – это различного вида пазлы, мозаики, конструктор и прочее. В свободном доступе есть всегда карандаши, листы для рисования, пластилин.
Но сегодня мне бы хотелось поговорить о нетрадиционных пособиях и играх и их применении в нашей работе при развитии мелкой моторики рук.
- Уважаемые родители, что на ваш взгляд может развивать мелкую моторику?
- Ответы родителей.
Мелкую моторику рук развивают:
- Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;
- Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);
- Игры, где необходимо что-то брать или вытаскивать, сжимать и разжимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия и прочее;
- Застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний и прочего;
- Одевание и раздевание игрушек;
- Лепка из пластилина и теста, рвать бумагу на маленькие кусочки и скатывать её в шарики для заполнения аппликации.
В настоящее время существует множество пособий, которые призваны помочь родителям. Можно брать в работу их. Также можно организовать работу из « подручных» материалов, тех, которые нас окружают.
Я в своей практике с детьми использую мелки для рисования, когда они ломаются на маленькие кусочки – это тоже польза для пальчиков и не торопитесь их выбрасывать, ребёнку необходимо брать их щепоткой, при этом формируется правильный захват карандаша, ручки.
Детки любят работать с разными трафаретами, дополнительными альбомами, обводить свои ладошки, раскрашивать.
Потихоньку пытаемся подружиться с пластилином – но задача пока сложная, руки у детей слабые, но желание работать с пластилином есть у всех; используем приёмы: щипание маленьких кусочков от большого куска, раскатывание столбиков и шариков. Во всех наших творческих работах – пальчикам детей приходится трудиться.
- Уважаемые родители, а какие методы используете вы дома для развития мелкой моторики рук ваших детей?
- Ответы родителей.
- Как вы думаете, что ещё очень хорошо развивает мелкую моторику рук, крупную моторику, а так же связную речь ребенка, не требуя никаких дополнительных пособий, точнее эти пособия всегда с вами?
- Ответы родителей.
Конечно это пальчиковая гимнастика.
Ещё в прошлом веке Мария Мантессори заметила связь между развитием тонких движений рук и речью детей. Она установила, что если с речью не всё в порядке, в этом наверняка виновата плохо развитая мелкая моторика.
Уже позже было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь. Вот почему психологи и детские педагоги так настойчиво советуют родителям детей чаще играть в игры, развивающие мелкую моторику.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребёнка:
Использование стихов при выполнении пальчиковой гимнастики развивает восприятие и воспроизведение ритма, движения пальцев рук становятся более целенаправленными и скоординированными. Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Попробуйте и вы поиграть дома в такие игры, но для начала, я предлагаю вам поиграть сомной.
Давайте на собственном опыте убедимся во всём выше перечисленном.
Игра с родителями «Расскажи стихи руками»
Сейчас детишки осваивают управление гаджетами раньше, чем начинают читать. Я не буду сегодня рассказывать вам о механизме воздействия гаджетов на организм ребёнка, думаю, каждый слышал о вреде электромагнитного излучения мобильных телефонов, мне хочется назвать возможные последствия взаимодействия их на ребёнка:
- не реагирует на воспитательные меры, устраивает истерики, капризничает;
- беспокоится во сне, просыпается, а потом не может уснуть;
- жалуется на головные боли, головокружение, тошноту по утрам, учащённое сердцебиение;
- не может сконцентрировать внимание, быстро утомляется, у него часто и резко меняется настроение;
- жалуется на болезненные ощущения в суставах кисти;
- часто болеет простудными заболеваниями;
- ухудшается память, снижается зрение, резь и боль в глазах.
Да это очень удобно, когда ребёнок долго играет, а вы уверенны, что при этом он ещё и развивается, ведь вы нашли в интернете ему увлекательную развивающую игру соответствующую его возраста.
Вы уважаемые родители имеете полное право, решать самостоятельно в какие игры будет играть ваш ребёнок и стоит ли давать ему мобильный телефон для забавы.
Я со своей стороны хочу предложить вам альтернативу гаджетам,
рекомендую мягкую развивающую книгу « Развивайка».
Мягкая развивающая книга предназначена для развития детей дошкольного возраста. Благодаря своим интересным и увлекательным заданиям, ярким, красочным аппликациям и симпатичным персонажам – эта книга заинтересовывает детей, делает игры эффективными, увлекательными, разнообразными и продуктивными. Дети не читают, а трогают её, листают, разглядывают и потихоньку начинают привыкать к новой форме информации – книге. Большинство детей обожает читать книги, то есть слушать, как мама читает. А если персонажи ещё и двигаются, предметы крутятся, открываются, то книжка превращается в увлекательную развивающую игру.
На каждой странице книжки сюжет, понятный ребёнку. Здесь использованы изображения предметов, которые малыши часто видят в повседневной жизни: машины, дома, деревья, солнце и тучки и тому подобное. Для того чтобы ребёнок развивался, каждая страница посвящена изучению цветов, фигур, свойств предметов, которые можно изучить осязанием. Разные сюжеты прекрасно иллюстрируют действие, развивают пространственное мышление, фантазию. Страницы « Потрогай и погладь» развивают тактильную память, не менее важную, чем зрительную и слуховую.
Страницы « Отстегнуть и пристегнуть» отлично развивают мелкую моторику рук.
Первое знакомство с книжкой всегда должно происходить с кем - то из взрослых. Тогда занятия не превратятся в банальный поиск спрятанных картинок. Первый раз рассматривая книжку с ребёнком, важно заинтересовать его. Ребёнок должен почувствовать, что перед ним открывается какая – то тайна, совершается чудо. Творческий подход имеет особое значение при изучении книги.
Не менее важно объяснить ребёнку принцип работы с новой книжкой, показать последовательность действий. Дети, как и взрослые, гораздо охотнее делают что – то, если понимают, зачем это нужно. Даже объяснение новых для ребёнка понятий должно быть простым и логичным. Если малыши выучили уже все хитрости книжки наизусть, можно спрятать её на время. Подзабыв немного, он ещё несколько раз с удовольствием поиграет с ней. Ещё один вариант работы с книжкой – поменяться местами. Предложите малышу рассказать вам, что за интересная книжка есть у него. Пусть он объяснит, что нарисовано на картинках, что собирает ёжик, как пройти по лабиринту…
Эта книга охватывает все образовательные области, но главное руки ребёнка всё время заняты, а это значит, что мы способствуем развитию мелкой моторики.
Уважаемые родители, в конце нашего собрания мне бы хотелось предложить вам небольшое домашнее задание: изготовить дома совместно с вашим ребёнком – пособие для развития мелкой моторики рук с использованием подручных материалов.
Образцы пособий.
Подведение итогов собрания.
Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятий, возрастает, если родитель не ограничится заданием и уйдёт в другую комнату, а вместе с ребёнком возьмётся за решение совместной задачи. Стоит помнить, что когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины достигаются быстрее и проще. Также не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики
Рук, тем раньше она начнёт приносить свои плоды, тем проще ребёнку будет овладеть познавательными навыками и умениями, развиваться в окружающей среде.
Помните родители, что ваша наивысшая награда это ваши дети и для того чтобы получить отличный результат постарайтесь не упускать свой шанс участвовать в становлении и развитии ваших детей как всесторонне развитых личностей.