Иллюстрации для задач и заданий. Лист бумаги в клетку, карандаш, лист бумаги с цифрами от 1 от 9 – на каждого ребенка.
Туннель, поролоновые подушки, массажные коврики.
Музыкальное сопровождение – по выбору воспитателя.
Ход занятия.
Дети сидят за столами. Перед ними – дверь с замком.За ней – ширма для кукольного театра с изображением дворца.
Воспитатель:
Много сказок есть на свете,
Сказки очень любят дети, Все хотят в них побывать
И немножко поиграть.
Перед ними в сказку дверь,
Открывай ее скорей!
Но на двери замок. Чтобы его открыть, нужен ключ. И сейчас мы его изготовим.
Графический диктант.
Под диктовку воспитателя в соответствии с заданным направлением и количеством клеток дети вычерчивают на листе бумаги ключ.
Воспитатель.
Дверь мы в сказку открываем,
В мир волшебный попадаем.
Снимает замок и открывает дверь. Затем достает из-за ширмы перчаточную куклу Царя, говорит за него.
Царь. Ой, пропал я! Горе мне, горе…
Воспитатель. Здравствуй, Царь-батюшка. О чем плачешь, горюешь?
Царь. Да как же мне не плакать, пропала моя единственная дочь Марьюшка. Все царство обошли, нигде ее нет. Нашли, вот только это послание, а что в нем – не разберу. (Передает лист бумаги воспитателю).
Воспитатель. Давайте, посмотрим, что же это за послание, от кого оно. (Изучает изображение на листе). Всё понятно: нужно соединить цифры по порядку.
Задание «Соедини цифры по порядку».
Воспитатель раздает детям листы с заданием. Дети проводят карандашом линию, соединяя цифры от 1 до 9. Получается изображение Змея Горыныча.
Воспитатель. Кто же похитил, Марьюшку? (Змей Горыныч)
Царь. Что мне делать? Как царевну выручить? К кому за помощью обратиться?
(Предположение детей).
Воспитатель. Давайте все вместе позовем Иванушку. Достает из-за ширмы перчаточную куклу Иванушку, говорит за него.
Иванушка. Здравствуй, Царь – батюшка! Здравствуйте , дети! Я не ослышался? Вы меня звали?
Царь. Иванушка, помоги! Спаси мою дочь Марьюшку от Змея Горыныча!
Иванушка. Я бы рад помочь, да дороги не знаю к логову Горыныча.
Воспитатель. А мы сейчас ее нарисуем.
Задание «Алгоритм»
Воспитатель показывает изображение дороги. Дети решают примеры и вписывают в круги ответы.
Иванушка. С такими помощниками я не пропаду. До свидания, Царь – Батюшка.
Воспитатель убирает за ширму куклу Царя.
Воспитатель. Отправился Иванушка в дорогу.
На его пути вырос волшебный лес,
Верхушки сосен до небес.
В этом лесу живет Лесовик.
Вообще то он добрый старик,
Но тех, кто его задания не выполняет,
Он в пеньки превращает!
Достает из-за ширмы перчаточную куклу Лесовика, говорит за него.
Иванушка. Здравствуй, дедушка!
Лесовик. Здравствуй, добрый молодец! Куда путь держишь?
Иванушка. Идем с ребятами Марьюшку из беды выручать.
Лесовик. Вы попали в волшебный лес. Обратно вы пройдете беспрепятственно, но сейчас должны мои задания выполнить.
«Узнай и назови фигуры».
В лесу живет чудо-заяц. Посмотрите и скажите, из каких геометрических фигур он состоит? (Дети называют фигуры).
«Поставь нужный знак».
Назовите то, что в моем лесу растет, и поставьте знаки «Больше», «меньше», «равно» между изображением растений и цифрой. (Дети выполняют задание).
«Сравни количество».
Кого больше в моем лесу: зайцев или медведей? (ответы детей).
Лесовик. Молодцы! Справились моими заданиями. Перед умом и сообразительностью даже деревья расступаются. На прощанье потанцуйте с моими зверушками.
Разминка.
Дети исполняют танец «Медведь» (А.И. Буренина «Ритмическая мозаика»).
Воспитатель. Отправляемся с Иванушкой дальше. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Вышел Иванушка к морю синему, а как море переплыть – не знает. Но мы ведь в сказке, а значит, может произойти чудо, только для этого нужно задания волшебные выполнить.
Работа с раздаточным материалом «Сосчитай и напиши цифру».
Дети отвечают на вопросы воспитателя и вписывают в квадратики соответствующие цифры.
-Сколько ног у осьминога?
-Сколько золотых рыбок вы видите?
-Сколько лучей у морской звезды?
Воспитатель. Молодцы! А вот еще задание.
«Составь морскую задачу».
Дети составляют задачи сначала по показанному воспитателем рисунку, а затем по предложенному примеру 6-2=
Воспитатель. И с этим вы справились. Слушайте дальше.
В глубине моря Морской царь сокровища свои взвешивае6т. А чтобы правильно что-то взвесить, весы нужно…
Дети. Уравновесить.
«Уровновесь весы».
Дети рассматривают рисунок и вписывают в изображения гирь нужные цифры.
Воспитатель. Теперь нам надо море переплыть. Давайте построим корабль.
Работа с раздаточным материалом «Собери корабль» (Танграмм»).
Дети собирают изображение корабля из геометрических фигур.
Иванушка. Вот мы и переплыли море. Сойдем на берег и поищем логово Горыныча. Будьте внимательны и осторожны.
Дети с воспитателем проходят через пещеру (туннель), прыгают по кочкам (поролоновым подушкам), идут по лесной дорожке (массажным коврикам). Подходят к логову Змея Горыныча. Звучит музыка. Воспитатель достает перчаточную куклу Змея Горыныча, говорит за него.
Змей Горыныч. Зачем пожаловал, Иван?
Иванушка. Здравствуй, Горыныч! Пришел я за Марьюшкой. Отпусти ее домой.
Змей Горыныч. Ты знаешь наш сказочный закон. Выполнишь мои задания – царевна уйдет с тобой. Нет – навеки у меня останется.
Иванушка. Ну, ребята, не подведите!
Работа с раздаточным материалом «Заполни магический квадрат».
Дети рассматривают таблицу, находят закономерность в изображении фигур и рисуют в пустой клетке нужную.
«Назови число».
Змей Горыныч обращается к каждому ребенку.
Назови число, которое больше 3, но меньше 5; числа, которые больше 5, но меньше 8; числа, которые больше 1, но меньше 5. И т.д.
Змей Горыныч. Ну что ж, я слово держу!
Забирайте Марьюшку и прощайте!
Снова звучит музыка. Воспитатель убирает куклу Змея Горыныча, достает из логова перчаточную куклу царевну Марьюшку, говорит за нее.
Марьюшка. Спасибо, тебе, Иванушка, и вам, ребята! Возвращаемся мы с Иванушкой домой на радость Царю – батюшке.
Воспитатель. (убирает кукол)
И нам, дети, пора возвращаться в детский сад. (Закрывает сказочную дверь и вешает замок).
Понравилась вам сказка? Какие задания вам показались трудными? Задания какого персонажа были самыми интересными? Как можно назвать нашу сказку?
(Дети отвечают на вопросы, предлагают варианты названия сказки).