Создание положительного эмоционального фона занятия. | Организационный момент. На листке герани лежат вырезанные из бумаги капельки воды. Воспитатель осторожно встряхивает лист и на руку падают капельки. Что это? Появляется капелька Капитошка. Что ты здесь делаешь. Капитошка? Я пришла в гости к своим сестричкам- капелькам. Которые живут в вашем детском саду. Дети, покажите Капитошке, где живут ее сестрички капельки. Спасибо, дети, я порадовалась за своих сестричек, что им у вас живется хорошо. Теперь я вас приглашаю вас всех в путешествие. Но посмотрите на меня, какая я маленькая, а вы – большие. Что же делать? А как нам это сделать? Без меня не будет моря, Океана и реки, даже лужицы, в которой Бултыхаются щенки Раз и два Стала капелька сама. | Дети слушают звуковое письмо. Капельки. (Дети водят Капитошкув и показывают те места в группе. Где есть вода Нужно стать такими же маленькими, как капелька. Вспомнить волшебные слова. |
Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно- следственные связи. Формировать представления о круговороте воды в природе. | Ребята, Капитошка приглашает нас в путешествие. Она даже приготовила для нас карту. Подводит детей к картине. Путешествие капельки (круговорот воды в природе). Представьте себе, что мы пришли на берег водоема и дружно прыгнули в воду. А вода у нас состоит из множества таких капелек - сестричек Капитошки. Подойдите, пожалуйста, к столу по 4 человека к каждому. У нас на столах маленькие водоемы. Давайте окунем наши ручки в воду. Посмотрим, как вода у нас переливается. Ребята, а у воды есть цвет? Давайте понюхаем, есть ли у воды запах? У воды есть вкус? Дети, сейчас мы с вами изобразим капельку с подружками. Хотите помочь? Ребята, вы согласны с предложенной моделью. А теперь представьте, что вы маленькие человечки. Покажите нам капельку с подружками. Капитошка: Вот так и Капитошка с сестричками-капельками играл, резвился, но солнце светит ярко, пригревает, и сестрички–капельки по одной начинают отделяться и поднимаются в воздух. Теперь капельки легки, они летят все выше, выше (показывает на картине). Педагог: Дети, давайте посмотрим, как это происходит на самом деле – проведем опыт. А вместо солнышка у нас будет чайник. Наливаю холодную воду в чайник. Что-нибудь произошло? А вы приготовили ушки и глазки. Мы должны не только видеть, но и слышать, что будет происходить. Я включаю чайник, сидим тихо, слушаем и наблюдаем. Чайник закипает, открываю крышку. Дети, что вы слышите? - Дети, а вы что ни будь увидели? Это одно из состояний воды (жидкая, твердая, пар) -Где образуется пар? - У пара есть цвет? - У пара есть запах? - Ребята, а как можно назвать легкую капельку, которая поднялась в небо. Какие человечки помогут нам изобразить капельку – паринку, подскажите мне. Давайте покажем Капитошке, как можно смоделировать пар с помощью «маленьких человечков». Молодцы, ребята. А знаете ли вы, что, когда капельки поднимаются вверх, они не исчезают и не разлетаются по всему небу, ведь высоко от земли воздух не такой теплый, каким мы дышим, а намного холоднее, и капельки собираются вместе снова. Так получаются…. Капитошка хочет, чтобы мы сами догадались, и приготовил нам загадку. 1. Белая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. Облака соединяются вместе, и образуется то, что в загадке спрятано. 2. Кто плывет по небосводу В черной шапке до бровей? Кто по небу носит воду? Подскажите, поскорей! Капитошка: В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать – на землю падает опять (капелька) А кто знает, о чем эта загадка? Давайте проведем опыт, чтобы подтвердить, что загадка составлена правильно. Дети вновь рассаживаются вокруг стола, где проводили опыт по превращению воды в пар. Повторяется первая часть опыта: нагревается в колбе вода, доводится до Капитошка: Посмотрите на картину. Вы видите, что облака стали темными, тяжелыми, из них пошел дождь – это маленькие капельки воды. Упали капельки воды на землю – напоили растения, вымыли листья и дорожки, напоили реки и озера водой. Понесли реки свои воды в море, и снова встретились капельки-сестрички. Это летняя картина, а как же зимой? Только вместо капелек – дождинок, капельки – снежинки. Дети, а вы любите моих сестричек – снежинок? Ребята, а как можно с помощью «маленьких человечков» показать снежинку. Молодцы, ребята. Вы очень порадовали Капитошку. Мне грустно с вами расставаться, но меня ждут сестрички - капельки. До свидания. Дети, вспомните игру «Путешествие капельки», в которую мы с вами играли недавно. Наша капелька побывала кем? Мы путешествовали с капелькой по кругу. В природе это путешествие так и называется круговорот воды. Поэтому в наших реках, озерах и морях вода не исчезает. Она проходит по кругу превращений и снова попадает на Землю. | (нет, вода бесцветная, прозрачная). У воды нет запаха. у воды нет вкуса) Дети вместе с Капитошкой рассматривают, как вода переливается, какая она прозрачная, взяв в ладони, смотрят, как протекает между пальцами.) Трое детей покажут нам капельку и ее подружек. Дети самостоятельно моделируют воду на столе. Нет. Бульканье, вода кипит. из чайника идет дымок, пар. в чайнике, при нагревании вода превратилась в пар. нет, пар бесцветный (нет, у пара нет запаха) Капелька –паринка. Облако Туча. О воде. Дети наблюдают пар, затем в небольшом отдалении от горлышка колбы подносится прозрачное стекло. Наблюдается запотевание стекла (облако), затем стекло убирается от горлышка колбы, и дети наблюдают, как стекло остывает, и капают капли (дождь). Да. Мы знаем много стихотворений про снег и снежинки. (Дети рассказывают стихотворения) Дети становятся плотно друг к другу и берутся за руки. Потом показывают на модели. ребенок у доски показывает маршрут путешествия, рассказывая кем, побывала капелька Капелькой, паринкой, дождинкой, снежинкой. |