Просмотр содержимого документа
«Проект в ДОУ "Вода вокруг нас"»
Экологический практико-ориентированный проект «Юные защитники природы».
Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Проект «Экология .Вода»
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся,
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Н. Рыжова
Вода — основа жизни на Земле, Она необходима всем вокруг: Растениям, животным, человеку, Расходуй ее бережно, мой друг!
Актуальность
Что такое экология? Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. С латинского языка экология переводиться как «наука о доме». Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки.
Обостренное внимание мирового сообщества к экологическим проблемам, от решения которых зависит будущее человечества, да и каждого человека в отдельности, стало причиной, побудившей нас формировать у дошкольников представление о мире, значении воды в жизни человека, об их взаимосвязи и взаимозависимости.
Наш проект мы назвали «Экология воды». Целью разработки стало обучение, но не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы с чистотой водного пространства. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости, не раскрыв всей проблемы, мы воспитаем аккуратного, но бессердечного человека.
Выбрали тему исследования: «Бережное отношение к воде».
Наметили направления в работе с детьми: виды воды, её функции, характеристику, а также влияние воды, как на живую природу, так и на неживую. Изюминка нашего проекта в том, что мы с детьми не будем решать глобальные экологические проблемы, как спасти мир, а постараемся решить хотя бы одну, но не менее важную для их окружающего мира – бережное отношение к воде.
Цель:сформировать у дошкольников элементарные экологические знания и представления, навык бережного отношения к воде; развивать любознательность, логическое и диалектическое мышление и поведение через организацию поисково - познавательной деятельности, в процессе углубления и расширения знаний у детей о воде и ее свойствах, формировать экологическую культуру, бережное отношение к природе.Формировать человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи:
Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.
Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность.
Учить накапливать опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.
Дать детям представление о свойствах воды, о ее формах и видах (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки и т.д.). Дать представления о роли воды в жизни человека и живых организмов. Познакомить с круговоротом воды в природе. Уточнить представления об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
Формировать навыки работы в коллективе, умение и желание согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.
Воспитывать бережное отношение к воде – как основному природному ресурсу. Развивать экологическую культуру.
Вид проекта: познавательно-исследовательский
По предметной области: Познание
По составу – групповой
По продолжительности долгосрочный 1 год
Участники проекта – воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, учителя-логопеды, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, родители.
Предполагаемый результат проекта:
Дети: Сформированная мотивация детей на природоохранную деятельность, первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
Развитие социально-значимых качеств личности.
Ответственное отношение детей к окружающей среде.
Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.
Дети будут иметь достаточно представлений о воде.
Знание особенностей Мирового океана (т.е. Мировой океан –
это океаны, моря, реки… - вода, которая нас окружает)
Дети будут не только уметь называть свойства воды, но и уметь на опытах их доказывать
Понимание взаимосвязи воды и всего живого на Земле
Научатся бережному и экономному отношению к воде – как источнику жизни.
Родители:
Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми через совместные игры.
Педагоги:
Повышают профессиональный уровень.
Формы обучения:
Занятия
Экскурсии
Проведение акций
Продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, видение дневников наблюдений
Чтение художественной литературы, театрализованная деятельность
Наблюдения в уголке природы, на прогулке.
Целевые прогулки на природе
Игры: подвижные, дидактические, настольные
Разные формы бесед: по иллюстрациям, по вопросам, о прочитанном и т.д.
Организация труда в уголке природы, на участке детского сада
Экспериментирование, поисковая деятельность на интересующие вопросы
Работа с календарем природы, дневники наблюдения.
Наблюдения:
За «огородом» на подоконнике, уход за комнатными цветами.
Наблюдения на прогулках за тающим снегом, капелью.
Заучивание стихотворений, отгадывание загадок
Физ.минутки, дидактические и подвижные игры, пальчиковые игры
Информационные листы для родителей
План реализации проекта:
Подготовительный этап проекта:
Создание экспериментальной лаборатории в группе;
рассматривание плакатов, связанных с объектом неживой природы -
водой;
подбор подвижных и речевых игр;
составление конспектов тематических занятий по разным разделам
программы;
составление и создание опытов, экспериментов с водой.
Закружилась наша маленькая экологическая карусель. А с чего начать? Начали с самого простого, но столь важного – жизнь зародилась в воде. Не имея лаборатории и специального оборудования как это объяснить детям, чтобы они поняли. Ведь недаром в одной мудрой китайской пословице говориться: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это стало нашим девизом, основой, на которой была построена вся наша деятельность.
На помощь пришли игрушки-инкубаторы: положили яйцо в воду, понаблюдали, что с ним происходит. Это и стало нашим первым наблюдением. Цель которого: дать детям преставление о том, как зарождалась жизнь, определить место воды в данном процессе.
Учили вести дневник наблюдений, зарисовывая увиденные изменения, делать вывод о происходящем. Воспитывали у детей силу воли к длительному наблюдению
За несколько дней мы вырастили маленькое чудо в банке, что вызвало огромный интерес детей к тому, как жизнь зарождалась в воде. Встал новый вопрос: Какая она? Где ее начало? Дети искали ответы самостоятельно, включая воображение, мышление, память.
Основной этап
Цель: закрепление и углубление знаний о воде.
СЕНТЯБРЬ
Тема: «Роль воды в появлении жизни на Земле».
Задачи: Дать детям представление о том, что планета Земля - это огромный мир. Большая часть земли покрыта водой, (океанами и морями).
Вода - источник жизни. Воспитывать бережное отношение к природе.
Беседа: Просмотр документального фильма ВВС «Планета земля», «Перстная вода», «Великая тайна воды».
Рассматривания с детьми воды на глобусе, географической карте.
Опыты: Экспериментальная деятельность на прогулки «Ручеёк, река, озеро, море».
Чтение художественной литературы: «Океаны и моря».
Задачи: Дать представление о некоторых видах природных водоёмов, рек, морей, озер. Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту. Понятие, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоёмах живут разные растения и животные.
Беседа: Просмотр документального фильма ВВС «Великие озера». «Какие водоёмы на нашей планете ты знаешь?», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?», «Какие свойства воды ты знаешь?».
Опыты: «Фонтан»
Чтение художественной литературы: «Сказки и были о морях и океанах», «Живая вода» (сказки народов Сибири).
Музыка: Слушанье:шум прибоя, шуршание ручья, шум дождя. «Все мы моряки» М. Л. Лядовой, Сл. М. Садовского Диск «Добро пожаловать в экологию», библиотека программы «Детство».
НОЯБРЬ
Тема: «Свойства и формы воды».
Задачи: Ознакомить детей со свойствами: не имеет запаха и цвета, почему течет. Учить детей последовательно излагать свой мысли, правильно строить свою речь, обогатить словарный запас.
Совершенствовать представления о жидком, твёрдом, газообразном состоянии воды.
Беседа: Вода прозрачная и не имеет собственной формы. В состав воды входит кислород.
Опыты: «У воды нет вкуса и запаха», «Прозрачная вода», «Пар тоже вода», «Вода без формы», «Вода бывает холодной, теплой, горячей», «Как убедиться что вода прозрачная».
Чтение художественной литературы: Приключение в капле воды. С.Ю. Афонькин р.н. сказка «Снегурочка. Заучивание стихотворения Н. В. Нуркеновой «Туман».
Художественное творчество: «Кувшин с водой».
Игры: «Тонет, не тонет».
ДЕКАБРЬ
Тема: «Свойства воды - вода растворитель».
Задачи: Выявить вещества, которые растворяются в воде. Познакомить со способами очистки воды - фильтрованием.Развивать наблюдательность, умение сравнивать.
Беседа: Познакомить с процессом растворения краски, сахара в воде. Фильтрования воды с разными веществами.
Опыты: «Очищение воды», «Растворяется, не растворяется», «Где вода быстрее замерзает?», «Получим талую воду».
Чтение художественной литературы: Загадки и стихи. Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
Задачи: Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека, развивать социальные навыки у детей, умение работать в группе, договариваться, доказывать правильность своего мнения.
Беседа: Просмотр документального фильма «Путешествие капельки».
Опыты: «Снег - это вода», «Лёд легче воды», «Сосулька-лед».
Чтение художественной литературы: Рассказ Н. Носова «Горка».
Художественное творчество: коллективная работа – аппликация «Снежинки». Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморозь, иней, сосульки, капель, ручейки и т.д.). «Сосульки на крыше»
Заучивание стихотворения Ф.Тютчева.
Игры: «Ходят капельки по кругу», «Зима, холод, снег», «Круговорот, как я его понимаю».
ФЕВРАЛЬ
Тема: «Жизнь в воде».
Задачи: Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.
Беседа: Чтение энциклопедии «Обитатели моря», «Жизнь в соленой воде».
Опыты: «Живая вода».
Чтение художественной литературы: А.С.Пушкин «Золотая рыбка», Х.Андерсен «Русалочка». Лиман Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».
Художественное творчество: «Рыбы – обитатели водоёмов», «Кто живет в реке» с элементами театрализации.
Конструирование Морские животные, водоплавающие птицы (из геометрических фигур на плоскости) Оригами: рыбка, лодочка, лебеди, лягушка, стаканчик для воды
Игры: «Караси и щука», «Разложи картинки»
МАРТ
Тема: «Вода в жизни животных».
Задачи: Показать значение воды в жизни живой природы. Используя модели закрепить знания детей о воде, как средство обитания некоторых животных.
Беседа: «Жизнь воды и жизнь в воде».
Опыты: «Выращивание коралловых рифов, создание подводного царства». Серия обучающих проектов «Исследуй это».
Художественное творчество: «Берегите природу», «На пруду». «Рыбки в море» «Наш аквариум»
Музыка: Поем А. Верицева «Синяя вода».
Игры: «Мы - водные животные».
АПРЕЛЬ
Тема: «Вода в жизни человека».
Задачи: Расширить знания, что вода необходима для поддерживания жизни и обеспечения человека. Рассказать об использовании воды, о том, что воду нужно беречь. Дать представление как «путешествует» вода, прежде чем попадет к нам в дом. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.
Беседа: «Вода у нас дома», «Сколько человеку нужно воды», «Кому нужна вода». «Зачем человеку нужна вода?», «А еще кому нужна вода?», «Что было бы, если бы с земли ушла вода?».
Опыты: «Соединяющиеся сосуды», «Вода нужна всем», «Растения пьют воду», «У
растения внутри есть вода».
Чтение художественной литературы: К.И.Чуковский «Мойдодыр», Д. Я. Фащук «Лекарство от болезней моря». Чтение произведений Н.А. Рыжовой «История одного пруда», «Как люди речку обидели».
Художественное творчество: Конкурс рисунков по произведению К.И.Чуковский «Мойдодыр».
Игры: «Кто больше назовет съедобной жидкости»
Музыка: «Солнечная капель» м. С. Соснина, сл. И. Вахрушевой
МАЙ
Тема: «Берегите воду»
Задачи: Помочь детям понять: как загрязнение водоёмов влияет на жизнь птиц, рыб и других обитателей. Прививать бережное отношение к воде.
Беседа: Просмотр мультфильма «Берегите воду» (кинокомпания «Триван») и его обсуждение.
Опыты: «Мыльные пузыри».
Чтение художественной литературы: В.Крупин «Живая вода». «Как люди речку обидели».
Художественное творчество: Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря, предметных картинок с сюжетами использования воды. Составление памятки «Правила поведения на воде». Коллективная работа «Озера, реки и моря».
Цель: формировать элементарные исследовательские навыки и умения у дошкольников
Исследовательский этап включает в себя:
Наблюдения
Опыты и эксперименты
Игры и игровые обучающие ситуации
Подтверждение свойств воды:
Текучесть, прозрачность, отсутствие вкуса и запаха.
Растворимость веществ в воде.
Три состояния воды: жидкое, твердое, газообразное
Как сделать воду чистой?
Надо ли беречь воду?
Проблемные вопросы:
Можем ли мы 1 день обойтись без воды?
Как вода попадает в дом?
Почему растениям нужна вода?
Творческие задания:
Создание экологических плакатов
Экологическая акция «Береги воду»
Цель: сформировать у дошкольников первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов на примере бережного использования воды в быту.
Экспериментально – исследовательская деятельность. Свойства воды:
1. Вода – это жидкость.
2. Вода – не имеет вкуса, принимает вкус растворённого вещества (сахар, соль).
3. Вода – не имеет запаха.
4. Вода – не имеет цвета.
5. Вода – не имеет формы.
6. Струя воды может двигать предметы (вращает колесо мельницы)
7. Превращение воды в пар и пара в капельки воды (круговорот воды) «Ходит капелька по кругу» - этот опыт помог понять детям, как происходит круговорот воды в природе и какие факторы на это влияют. Для этого эксперимента были сделаны две «колбы» и помещены в разные условия – на подоконник и рядом с батареей.
8. «Образование родников» был проведен следующим образом: в импровизированную модель земной коры – прозрачный сосуд поместили на дно – глину, далее песок, землю и дерн. Проделали с боков сосуда отверстия. Влили воду и дети увидели, как вода, пройдя дерн, землю и песок, не смогла пройти через глину и стала искать себе выход, вытекла сквозь отверстия. Так в природе образуются родники
9. Наблюдение за свойствами снега
10. Изготовление цветных льдинок.
Изготовление плакатов
«Круговорот воды в природе»
«Где используют воду в д/c?»
Взаимодействие со специалистами
Досуг: «Праздник Нептуна»
Физкультурная деятельность.
Работа с родителями:
Совместная экскурсия детей и родителей на водоем.
Работа детей и родителей с дневниками наблюдений.
Совместные экологические праздники и театрализованные представления.
Создание газет с семейными историями.
Оформление уголка для родителей - информационная копилка: «Вода вокруг нас».
Выставка детских работ.
Конкурс детского творчества «Для чего нужна вода?»
Родительское собрание: «Воспитание юных экологов»
Консультации для родителей
«Эксперимент в детском саду»
«Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
«Развитие исследовательских навыков дошкольника»
5 этап: Презентация проекта
Представление результатов проекта в виде: выставки «Для чего нужна вода?», детских плакатов, (совместно с родителями) фотографий, продуктов детского творчества.
Заключительный этап проекта.
РАЗВЛЕЧЕНИЕ «Бесценная и всем необходимая вода»
Цель: Закрепление знаний детей о воде, ее свойствах и необходимости для жизни всего живого на нашей планете
Создать у детей радостное настроение;
Вызвать желание участвовать в инсценировках и праздничных развлечениях;
Показать огромное значение воды для всех живых существ;
Уточнить представления детей о разных состояниях воды, о природных водоисточниках;
Воспитывать бережное отношение к воде.
Развивать умения отгадывать загадки.
Совершенствовать гигиенические процедуры.
Вручение дипломов и почётной медали юных защитников природы.
Список литературы
1 Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста (текст)-СПб.:-«Детство-Пресс», 2010-496с., ил.- Прил:1 электрон .опт. диск (Библиотека программы «Детство»)
2 Коломина И.В. Занятия по экологии в детском саду-М.:ТЦ Сфера, 2008-144
3 Кравченко И.В.,Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду, Младшая и средняя группы: Методическое пособие/Под ред. Г.М.Киселевой, Л.Н. Понаморёвой. М.,ТЦ Сфера, 2008,-176 с.
4 Листок на ладони: Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников.\Под ред. Л.М.Маневцевой: СПб Детство-ПРЕСС,2003-112 стр.
5. «Юный эколог» С.Н. Николаева. 6. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет». 7. «Беседы о природных явлениях и объектах» Т.А. Шорыгина. 8. Использование ИКТ и интернет ресурсы: «Приборы метеоролога», «Природные явления», «Образование облаков и осадков», «На что похоже облако?», «Растения – синоптики».
ПРИЛОЖЕНИЕ
Стихи:
1. В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лёд,
Растает – и снова в поход.
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьётся,
Дождем обернётся.
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь:
Вас окружает везде и всегда,
Эта Волшебница – наша вода!
2. Гонит капля дождевая,
Ручеек за ручейком
Те бегут не унывая,
В реки быстрые потом,
А потом и синь морская!
А за нею океан
Воду зря не выпуская
Закрывай покрепче кран!
3. Что такое вода?
Минерал не имеющий цвета
Не имеющий запаха, формы,
Но ты оглянись –
Это главное таинство
Главное чудо Планеты,
Это главный исток
Из которого вылилась жизнь.
4. Что такое вода?
Есть чудесная водица,
Без нее нам не прожить,
Не умыться, не напиться
И здоровыми не быть.
Утром только лишь проснешься -
Сразу личико умой.
Будешь чистым и красивым,
Подружись скорей с водой.
Что же это за водица?
Кто ответит на вопрос?
О водичке все мы знаем
И утрем любому нос:
Это дождик и сосулька,
Белый снег и гладкий лед,
Ручеек и речка: Каждый
Пусть запомнит и поймет.
5. ГИМН ВОДЕ
Она прозрачная, без цвета,
Она без запаха всегда.
И мы, конечно, знаем – это
Принцесса жидкостей – вода.
Она рождается из неба,
На землю падая дождём.
Она с земных струиться недр
Хрустальным, тоненьким ручьём.
Ручей бежит вокруг травинок,
Всё расширяя берега.
И, вот, уже, среди равнины
Он называется река.
Она несёт седые волны
В пучину океанских вод.
Мир на две треть водой заполнен.
Он в ней родился и живёт.
И многолика и красива,
А превращаясь в снег и лёд,
Мы видим как мороз под зиму
Её в объятия берет.
Вот в виде пара она дремлет,
В тех облаках, что за окном,
И возвращается на Землю
Туманом, инием, дождём.
Пьют воду птицы, звери, люди.
Мы утоляем жажду в зной.
Водой мы можем мыть посуду,
Уборку делаем водой.
Мы поливаем огороды,
Чтоб была пища на столе.
Воде обязана природа,
И мы обязаны воде.
Вода! Важнее нет на свете.
Тебе мы дарим эту речь.
Тебя за все заслуги эти
Хвалить мы будем и беречь.
6. Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без нее нам не прожить.
7. Вода-вода, кругом вода
И без нее нам никуда.
Цветы полить,
И просто так ее попить.
Мы открываем кран с водой
И наливаем в чайник свой.
Вода кипит, вода шипит,
И скоро чаем угостит.
И в вашей группе вода есть
Ее капелек не счесть.
Сейчас по группе мы пойдем
И много капелек найдем. (Голубева В.А.)
8. Родничок из-под земли
К нам пробился, посмотри,
Это чистая водица,
Из неё ручей родится. (Тюняев А.)
9. Ручеёк в лесу журчит,
И по камешкам стучит
Он бежит к большой реке,
Что течёт невдалеке. (Тюняев А.)
10. Речка водная дорожка,
Будь поласковей немножко,
Я не испугаюсь
Вдоволь накупаюсь. (Тюняев А.)
11. Папа мне сказал, что вскоре
Мы отправимся на море,
Ласты мне дадут и маску,
Посмотрю морскую сказку. (Тюняев А.)
12. Нам знакомый капитан
Рассказал про океан.
На огромной глубине,
Тайны прячутся на дне.
13. - Я Капелька воды
- А зачем ты к нам пришла?
- На огромной планете Земля
Жила скромная чистая капля
Ей вопросы мешали, друзья:
Где живу, какими свойствами я обладаю?
14. Вода наполняет моря, океаны,
И реки, и родники.
Растают над степью седые туманы,
Наполнят весной ручейки.
Вода улетает высоко, за тучи
И кружит всю жизнь напролет:
То станет легчайшей снежинкой летучей,
То дождиком землю польет.
Так кружится, кружится без передышки –
То капля, то иней, то снег, то ледышка.
15. Вы узнали воду?
И сугроб и снегопад –
Белоснежный снегопад,
Капля в чашечке цветка, кучевые облака,
То туман в осенней мгле,
То узоры на стекле,
То сосульки, то капели,
Что весною зазвенели,
Иней хрупкий ледяной,
Что укрыл леса зимой,
В лужице осколки льда –
Это все вода, вода!
16. Какой вода бывает?
Кто, ребята, знает, какой вода бывает?
Горячей, словно кипяток!
Я руку чуть ей не обжог.
Холодной, просто ледяной –
В глубокой проруби зимой.
Вода бывает дождевой,
Отвечу без подсказки.
Бывает мертвой и живой
В старинной русской сказке,
И еще я не сказала,
Что вода бывает талой!
Когда солнышко печет,
Когда тает снег и лед.
Но вот, что интересно:
Вода бывает пресной –
В озере, и в роднике,
И в реке, и в ручейке.
И, конечно, каждый знает,
Что в морях воды без края,
Но пить ее нельзя –
Она соленая, друзья!
Вода бывает чистой
Прозрачной, ключевой
Сверкающей, лучистой,
На солнце золотой!
17. Вода разве это не счастья
В зной прохладу ее ощутить?
Оказавшись у жажды во власти
Силу это воды ощутить.
Когда пылью окутает город
И в полях засыхают хлеба
Каждой каплею дождик нам дорог
Разве это не счастье вода?
Так давайте ценить это чудо.
Чтоб с водою в гармонии жить
А она с благодарностью будет
Нам любовью за это платить!
18. Если утром мама рано ставит чайник на плиту,
То из носика мы слышим почему-то ту-ту-ту.
Если бабушка поставит серебристый самовар,
То оттуда из-под крышки
Вдруг полезет сильный пар,
Пар водица или нет?
Ну-ка дайте мне ответ!
19. В теплую погоду
Тихим ясным вечером
Поит огороды
Маленькая реченька,
Ива серебристая,
Тополь замер чуткий
Дай ведро водицы
Реченька голубка
Бродит по верхушкам,
Тонкий луч заката,
Мы польем укропчик,
Укропчик и томаты
Скоро сумрак ляжет
На поверхность вод
И спасибо скажет
Речке огород.
20. Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг
Снимет грязь с лица и рук
Без чего не может мама,
Ни готовить ни стирать
Без чего мы скажем прямо
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли
Чтоб варились кисели
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без воды.
21. В природе путешествует вода.
Она не исчезнет никогда:
То в снег превратится, то в лёд
Растает и снова в поход!
По горным вершинам.
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождём обернется,
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь
Нас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода.
22. В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться
Не наесться не напиться!
Смею я вам доложить:
Без воды нам не прожить!
Карточки-капельки с загадками
1.Лежало одеяло, мягкое, белое.
Солнце припекло, одеяло потекло. (Снег)
2.Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)
3.Мост, как синее стекло
Скользко, весело, светло. (Лед)
4.У нас под крышей
Белый гвоздь висит.
Солнце взойдет –
Гвоздь упадет. (Сосулька)
5. Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)
6.Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)
7. В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю капает опять. (Вода)
8. Она и в озере, она и в лужице,
Она снежинкою над нами кружится,
Она и в чайнике у нас кипит,
Она и в реченьке бежит. (Вода)
9. Он так бесстрашен и могуч,
Что не боится горных круч-
Привык он с них всю жизнь срываться
И головою вниз бросаться,
И, поднимая тучи брызг,
О камни разбиваться вдрызг!
(водопад)
10. Над лесами, городами,
Над просторами полей
Проплывают караваны
Небывалых кораблей.
Держат путь вокруг земли
Эти чудо корабли.,
(облака)
11. Меня ждали,
Меня звали,
Показался - убежали.
(дождь)
12. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем
Ищем, ищем – не найдем.
(роса)
13. Она и в озере, она и в лужице
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, шумит
Что это?
Правильно, это вода.
14. В речке, море, океане
И у Танечки из крана,
И у папы в чайной кружке,
И у птички на кормушке,
Всем она нужна всегда
Дети что это? (вода)
15. Без досок, без топоров,
Через речку мост готов.
Мост – как синее стекло,
Скользко, весело, свело. (лёд)
16. Одеяло белое, не руками сделано,
Не корилось и не шилось,
С неба на землю свалилось. (снег)
17. Рыбам жить зимой тепло.
Крыша толстое стекло. (лёд)
18. Не снег, не лед
А серебром деревья уберет. (иней)
19. Растет она вниз головою
Не летом растет, а зимою
Чуть солнце ее припечет
Заплачет она и умрет. (сосулька)
Поговорки, пословицы, приметы, потешки о воде.
«Друзья не разлей вода!»
«Молчит, как воды в рот набрал!»
«Не плюй в колодец, придется воды напиться».
«Весна водой богата»
«Рыбы над водою ловят мошек — к дождю».
«Чем меньше капли дождя, тем дольше он будет идти».
«С неба пришел, в землю ушел»
«Апрель с водой, май с травой»
«Первый снежок — не лежок — выпал: да и тает»
«Много снега - много хлеба,
Много воды - много травы».
«Кран откройся,
Нос умойся,
Глаз купайся
Грязь сдавайся!»
«Дождик, дождик лей!
Будет травка зеленей
Дождик, дождик пуще
Будет травка гуще».
Вода разве это не счастья
В зной прохладу ее ощутить?
Оказавшись у жажды во власти
Силу это воды ощутить.
Когда пылью окутает город
И в полях засыхают хлеба
Каждой каплею дождик нам дорог
Разве это несчастье вода?
Так давайте ценить это чудо.
Чтоб с водою в гармонии жить
А она с благодарностью будет
Нам любовью за это платить!
Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Знаем, знаем, да-да-да,
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей -
Катя, умывайся веселей!
Ах, водичка хороша!
Хороша водичка!
Искупаем малыша,
Чтоб сияло личико!
Буль, буль, буль,
Карасики.
Моемся мы в тазике.
Рядом лягушата,
Рыбки и утята.
Вода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода -
С дитя худоба.
Вода книзу,
А дитя кверху.
Вода течет текучая,
Под горою баня топится
Кошка моется, торопится.
Там стоят 12 котят,
Все помыться хотят!
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Водичка-водичка,
Умой Настино личико,
Настя кушала кашку,
Испачкала мордашку.
Чтобы девочка была
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть Настино личико.
Море-морюшко,
Серебряное донышко,
Золотой бережок,
По волнам гони стружок!
Легкое суденышко,
Золотое донышко,
Серебряное весельцо,
Мыщатое деревцо,
Зеленые трали.
Плыви, суденышко, подале!
Мы пойдем купаться
И в воде плескаться,
Брызгаться, резвиться,
Будет Лена мыться.
Мы помоем ножки
Нашей милой крошке,
Вымоем ручонки
Маленькой Алёнке,
Спинку и животик,
Личико и ротик -
Чистая какая
Доченька родная!
Мы проснулись, потянулись,
Маме нежно улыбнулись,
Сели на горшок с утра.
Умываться нам пора!
Волшебная водичка
На розовое личико,
Ручеек из сказки
На носик и на глазки,
Брызги из кадушки
На щечки и на ушки,
Дождичек из лейки
На лобик и на шейку.
Ливень с теплой тучки
На маленькие ручки.
Вот какой чистюля!
(Девочка-чистюля!)
Целуй меня, мамуля!
Загадки
Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Облако) Рассыпался горох на семьдесят семь дорог, никто его не подберет. (Град) Шёл долговяз, в землю увяз. (Дождь) Заря-зоренька ключи потеряла. Месяц пошёл - не нашёл, Солнце пошло - ключи нашло. (Роса) Белые мухи на поле сели. (Снег) Белая скатерть все поле укрыла. (Снег) Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрет, тогда заревёт. (Снег) Лежал, лежал, да в речку побежал. (Снег) На дворе горой, а в избе водой. (Снег)
Пальчиковая гимнастика «Капли» Капли первые упали Пауков перепугали Дождик застучал сильней Птички скрылись средь ветвей. Дождь полил как из ведра Разбежалась детвора. В небе молния сверкает Гром гремит - не затихает Дождь прошел и снова солнце Засияло нам в оконце
Гимнастика для глаз
1. «Дождик»
Капля первая упала – кап!
И вторая прибежала – кап!
Мы на небо посмотрели
Капельки "кап-кап" запели,
Намочили лица,
Мы их вытирали.
Туфли – посмотрите –
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем
От дождя убежим,
Под кусточком посидим.
2. «Снежинки»
Закружились, завертелись
Белые снежинки. Руками делают «Фонарики»
Вверх взлетели белой стаей
Белые пушинки. Руки вверх, следить за ними глазами
Чуть затихла злая вьюга –
Улеглись по всюду. Опустить руки, следя глазами
Заблистали, словно жемчуг
Все дивятся чуду. Развести руки в стороны поочерёдно, следя глазами
Заискрились, засверкали
Белые подружки. Выполнить руками «ножницы»
Заспешили на прогулку
Дети и старушки. Шаги на месте.
3. «Снегопад»
Белых хлопьев белый пух Медленно опустить сверху вниз левую руку, затем правую, следя глазами
Плавно и спокойно
Над деревьями кружит
И над колокольней.
Каждый дом и каждый куст
Греет, одевает. Поочерёдно вытягивать руки вправо, влево, следя глазами.
Снеговая шубка и
Шапка снеговая. Вытянуть руку вперёд и коснуться лба
Белых хлопьев белый пух
С неба валит валом.
Укрывая белый свет
Белым одеялом. Поднимать и опускать руку до пояса
Чтобы слева, впереди,
Позади и справа Указательным пальцем коснуться правого плеча
Сладко спали до весны
Дерева и травы Закрыть глаза руками
4. «Снежки».
(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога).
В руки вы снежки возьмите,
И на них вы посмотрите.
А теперь их поднимите
Вверх, на них вы посмотрите.
Вниз снежки вы опустите,
И опять на них взгляните.
Снежок вправо,
Снежок влево.
«Нарисуйте» круг умело.
Снежок близко, вот вдали,
Ты внимательно смотри.
Вот такой у нас снежок,
Улыбнись ему, дружок.
Быстро, быстро вы моргайте,
А теперь в игру вступайте.
5.«Весна».
Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна. Потягивание
Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей! Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным
разведением рук вверх, в стороны
Справа - первые цветочки появились на лужочке Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором
Слева - быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк. Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором
Мы кораблик смастерили, Соединить ладони перед грудью
В ручеёк пустить решили. Удаление сложенных ладоней вперёд от себя
Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой! Машем ладонями, прощаясь с корабликом
Вот как весело играть и в весенний день гулять! Легкие подпрыгивания на месте
Дышит свежестью земля, подышу «весной» и я!
«Дождь».
Приплыли тучи дождевые: Покачать поднятыми вверх
Лей, дождь лей! руками, посмотреть на них.
Дождинки пляшут, Опустить плавно руки,
Как живые: перебирая пальцами,
Пей, рожь, пей! прослеживая движения взглядом.
И рожь, склоняясь к земле Наклониться, делая мягкие,
Зелёной, пружинистые движения руками.
Пьёт, пьёт, пьёт. Посмотреть вниз.
А тёплый дождь неугомонный Показать указательным
Льёт, льёт, льёт. пальцем движение сверху внизи проследить его взглядом.
7. Дождик, дождик, пуще лей. Смотрят вверх. Капель, капель не жалей. Смотрят вниз. Только нас не замочи. Делают круговые движения глазами. Зря в окошко не стучи.
Д/игра «Что можно, что нельзя»
1. Мы оставим на поляне
У потухшего костра,
Две разбитых нами склянки,
Две разломанных баранки,
Словом гору мусора.
* Отвечайте поскорей: так поступим или нет?
2. Если с папой мы и с мамой
В гости весело придём,
Непременно мы оставим
Кран с включенной водою,
Пусть бежит как можно больше,
Чтоб откуда не возьмись,
Тётя Маша закричала:
«Затопили! Берегись! »
* Отвечайте поскорей: так поступим или нет?
3. Мы на пляже с мамой, папой.
Подождём, пока уснут,
Чтоб тихонько на носочках
В воду весело нырнуть,
И поплыть без остановки,
Непременно за буйки
Очень быстро, чтоб родные никогда нас не нашли.
* Отвечайте поскорей: так поступим или нет?
4. За окошком минус пять,
Точно нам пора гулять,
Мы придем на водоём
Он затянут плотно льдом.
Мы, конечно же, туда,
Топать, прыгать, и бежать,
Надо больше постучать,
Чтобы лёдик стал трещать
Вот веселье, просто класс!
Лёд провалится сейчас!
* Отвечайте поскорей: так поступим или нет?
5. Зимой прозрачные сосульки
Под крышей растут как игрушки-висюльки,
Пойдем погулять во дворе,
Побродим под крышей скорее,
Не боимся, что упадут на макушки,
Серебристые сосульки-игрушки.
*Отвечайте поскорей: так поступим или нет?
6. Если мама рано утром
Вдруг сходила на базар,
И оттуда принесла нам
Красных яблок килограмм,
Непременно нам сейчас же,
Их из сумки надо взять,
Мыть не станем – есть возможность
Больше грязи облизать.
* Отвечайте поскорей: так поступим или нет?
7. Если чайник закипает,
И оттуда пар валит,
Значит надо нам скорее
Крышку ловко приоткрыть.
Чайник ловко взять за ручку
И скорее чай налить.
* Отвечайте поскорей: так поступим или нет?
8. Во двор заснеженный зимою
Выходите погулять,
Если вы проголодались,
Будем вместе снег жевать,
И, конечно – же, сосулькой,
Мы закусим наш снежок,
Ах! Ну как же это чудно,
Ты во двор - обед готов!
* Отвечайте поскорей: так поступим или нет?
Д/игра «Это можно или нет?»
Я сосульку полижу
И снежочком закушу
Дайте дети мне ответ
Это можно или нет?
***
Я по тоненькому льду
На реку гулять пойду
Дайте дети мне ответ
Это можно или нет?
***
А когда наступит лето
Я один пойду купаться
Дайте дети мне ответ
Это можно или нет?
Физкультминутка:
К речке быстро мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись (наклоны вперед)
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Вот так славно освежились (встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс (круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль (поочередно круги руками)
Все, как один, плывем как дельфин (прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой.
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. Звучит музыка, напоминающая дождь, воспитатель произносит волшебные слова, и игра начинается.
Воспитатель говорит, что она — мама Тучка, а ребята — ее детки капельки, им пора отправляться в путь. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.
Воспитатель. Полетели капельки на землю.… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. Капельки составят ручей, взявшись за руки.
Встретились ручейки и стали большой рекой.
Ручейки соединяются в одну цепочку.
Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан.
Дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу.
Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх.
Присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх. Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она по вам соскучилась.
Игра «Капельки и тучи»
На полу разложены круги (из бумаги) на один меньше, чем детей. Это облака и тучи. Все дети «капельки». Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая капелька должна занять любую «тучу». «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась. (2 -3 раза)
Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны).
Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперед)
Это мачты кораблей. (Дети поднимают руки вверх)
Пусть плывут сюда скорей! (Дети машут руками)
Мы по берегу гуляем
Мореходов поджидаем (ходьба на месте)
Ищем ракушки в песке (наклоны)
И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки)
Чтоб побольше их собрать
Надо чаще приседать (Приседание)
Сядем дружно на песок
Снова начался урок. (Дети садятся на стулья)
Пальчиковая гимнастика:
«Берегите воду»
Вода - это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает (пальцы сцеплены в «замок» - сжимать и разжимать пальцы)
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она (расцепить пальцы, ладони врозь, пошевелить пальцами)
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют (поочерёдное сжимание и разжимание кулачков)
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить (пальцы сцеплены в «замок», локти разведены в стороны, волнообразные движения руками)
Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда (показать кулачки)
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит (постукивание кулачком об кулачок)
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь (сложить из ладошек «домик»)
Иначе закончиться может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда (сложить кулачок в кулачок)
«Рыбки» (Ладони сомкнуты, чуть округлены.)
Пять маленьких рыбок играли в реке, (Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Лежало большое бревно на песке, (Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» (Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко». (Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)
А третья сказала: «Мне хочется спать!» (Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать. (Быстро качаем ладонями (дрожь).)
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!» (Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!» (Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (уплывают).)
«Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок, (Дети показывают, как летят снежки.)
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в толстый ком. (Показывают руками перед собой большой ком.)
И станет ком снеговиком. (Ставят руки на пояс, качают головой и улыбаются.)
Его улыбка так светла —(Улыбаются)
Два глаза, шляпа, нос, метла… (Руками показывают на глаза, голову, нос,
поднимают одну руку вверх, раздвинув пальцы («метла»).