kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Театрализованная семья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Соответствует ФГОС. разработан для дошкольников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Театрализованная семья"»

МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик» г. Ядрин










Семейный проект












Выполнила

воспитатель

первой

квалификационной

категории

Никитина

Маргарита

Яковлевна











2016

Структура проекта


I. Анализ ситуации

1.1. Анализ внешней среды………………………………………….….…..3-4

1.2. Анализ внутренней среды………………………………………..……5-10

II. Цель и задачи проекта, ожидаемые результаты………….…………...11

III. Реализация проекта

3.1. Участники проекта ………………………………………………………12

3.2. Ресурсы проекта………………………………………………..………...13

3.3. Этапы реализации проекта …………………………………………..14-17

3.4. Перспективный план работы в театральной мастерской….………..18-23

Заключение………………………………………………………………….…24

Литература………………………………………………………………….….25



I. Анализ ситуации

1.1. Анализ внешней среды

Театр любят все: и взрослые, и дети. Общеизвестно, что театр – мощное педагогическое и психотерапевтическое средство. Специалисты утверждают, что театрализованную деятельность надо рассматривать не как некое эстетическое воздействие на детей, а как форму конструирования жизни. Наверное, в этом и заключается самая большая сложность в работе с дошкольниками. Семейный театр в детском саду может стать связующим звеном между детским садом и семьей, средством воспитания детей и взрослых, гармонизации детско–взрослых отношений, а театральное искусство – ступенью к познанию мировой художественной культуры. Многолетний опыт работы показал, что успешность овладения театрализованной деятельностью детьми во многом зависит от отношения к ней родителей. В последнее время родители стремятся дать ребенку разнообразные материальные блага, развить его интеллектуально через систему дополнительного образования, обеспечить ему здоровый отдых; но очень часто забывают, что только при активном взаимодействии с детьми растет их авторитет, взаимопонимание и взаимоуважение, значительно повышается самооценка ребенка. Все это убеждает в необходимости поиска инновационной формы работы с родителями.

В настоящее время актуально разнообразное использование театрального искусства в воспитательно-образовательном процессе детского сада. Собственно театр, формируясь как культурно-информационное и культурно-образовательное пространство, прежде всего, воспитывает зрителя, т.е. человека, способного стать соучастником в создании художественного образа. Для этого истинному зрителю необходимо понимать замысел драматурга и режиссера, знать средства художественной выразительности, используемые в театре, уметь следить за развитием театрального действия. Именно связь «театр – зритель» позволяет осуществлять эстетический контакт и формировать разнообразные эстетические суждения.

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Большинство ученых (Л.В.Артемова, Л.Г. Стрелкова, Е.Л.Трусова и др.) отмечают особую роль театрализованных игр, как необыкновенно насыщенной в эмоциональном от­ношении деятельности, в которой дети допускают руко­водство взрослого, не замечая его, поскольку желание по­играть в сказку огромно, доставляет радость и удив­ление — истоки творчества (Л.С. Выготский, Т. Рибо). В работах психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованной деятельности. Это обусловлено ее родством с театром – видом искусства, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительную деятельность (Л.С. Выготский, Б.М.Теплов, Д.В. Менджерицкая, Л.В. Артемова, Е.Л.Трусова, Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская и др.).

Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для де­тей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педаго­гики и психологии, связанные с:

  • художественным образованием и воспитанием детей;

  • формированием эстетического вкуса;

  • нравственным воспитанием;

  • развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);

  • воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

  • созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжен­ности, решением конфликтных ситуаций через игру.


1.2. Анализ внутренней среды

МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик» функционирует на основе Устава, зарегистрированного 11.08.2011г. постановлением главы Ядринской районной администрации № 505 и лицензии № 413 от 02.09.2011 г.

МБДОУ находится в кирпичном 2-этажном здании, построенном по типовому проекту. В детском саду функционирует физкультурный, музыкальный залы (совмещенные), методический кабинет, комната коррекции (логопед, педагог-психолог), медицинский и процедурный кабинеты, изолятор.

Режим работы учреждения: с 7.30 до 17.30

Гибкость режима проявляется к детям, посещающим кружок «Малышок» при Доме детского творчества, спортивные секции.

Выходные – суббота и воскресенье

Здание рассчитано по проекту на 12 групп, 220 детей.

Фактический списочный состав 275 детей.

Количество возрастных групп 13, из них 9 групп дошкольного возраста, 4 группы детей раннего возраста. 1 группа раннего возраста – домашний детский сад, в котором осуществляется уход и присмотр.

Два ребенка с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды): один ребенок с альбинизмом, второй – с ЗНПР (дети 4 лет).

Педагогов – 22, из них:

- воспитатели – 17;

- музыкальные руководители – 2;

- воспитатель по чувашскому языку – 1;

- педагог-психолог – 1;

- старший воспитатель – 1.

Сведения о квалификации педагогических кадров

Квалификационная категория

Количество педагогов

Высшая

2

Первая

18

Вторая

1

Не имеют категории

1

Образование

Количество педагогов

Высшее

9

Незаконченное высшее

1

Среднее специальное, педагогическое

12


Детский сад работает по основной общеобразовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик», составленной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2010 г., которая является инновационным общеобразовательным программным докумен­том для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших до­стижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Как технологии используются программы:

Образовательная область

Автор

Программа

Познание

О.Л. Князева, М.Д. Маханева

Н.А. Рыжова

Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Наш дом-природа

Безопасность

Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина

Основы безопасности детей дошкольного возраста

Физическая культура Здоровье

В.Г. Алямовская

Здоровье

Социализация

О.Л. Князева

Я, ты, мы

Коммуникация

О.С. Ушакова



Л.В. Кузнецова (чувашский язык)

Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду

Программа образования ребенка-дошкольника

Художественное творчество

И.А. Лыкова

Цветные ладошки

Музыка

О.П. Радынова

Музыкальные шедевры


Дополнительное образование детей дошкольного возраста является актуальным направлением развития дошкольного учреждения, накоплен определенный положительный опыт его организации. Для дополнительного образования используются образовательные программы и методические пособия:

  • «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой (кружок «Занимательная математика);

  • «Играйте на здоровье» Л.Н. Волошиной (кружок «Школа мяча);

  • «Природа и художник» Т.А. Копцевой (кружок «Палитра»);

  • «Танцевальная мозаика» С.Л. Слуцкой (кружок «Непоседы»);

  • «Первая встреча с музыкой» А.Д. Артоболевской (кружок игры на фортепиано);

  • «Игровая методика обучения детей пению» О.В. Кацер (кружок «Капельки»);

  • «Цветные ладошки. Экопластика» И.А. Лыковой (кружок «Веселая мастерская»)

Была отмечена позитивная динамика использования педагогами ДОУ современных программ и технологий.

Детский сад проводит работу по педагогическому просвещению родителей, воспитывающих детей в домашних условиях (прогулочная адаптационная группа), расширяет контакты с различными учреждениями системы образования (СОШ №3, Дом Детского творчества), культуры (Дом культуры, детская районная библиотека, краеведческий музей), здравоохранения и спорта (поликлиника и ФОК).

Приоритетные направления работы учреждения:

1. Физкультурно-оздоровительное;

2. Интеллектуальное развитие дошкольников;

3. Художественно-эстетическое развитие.

В ДОУ ведется работа по проектам:

художественно-эстетического направления:

  • Проект «Мир цвета» (Давыдова М.А.)

  • Проект «Дети, музыка и я» (Белова Л.Н.)

  • Проект «Веселая мастерская» (Зашляпина Л.А.)

  • Проект «Дети – семья – театр» (Никитина М.Я.)

познавательного:

  • Проект «Экологическая тропа» (творческая группа)

  • Проект «В гармонии с природой» (творческая группа)

  • Проект «Занимательная математика» (Коваль Г.Н.)

  • Проект «Наши чувства» (Яковлева В.З.)

физкультурно-оздоровительного:

  • Проект «Школа мяча» (Тимофеева И.Н.)

ДОУ является экспериментальной площадкой по реализации программ нового поколения. Имеется наработанный положительный опыт.

В 2011-12 гг. детский сад выпустил в школу 68 детей, из них 37% - с высоким уровнем развития по всем направлениям программы; 57% - с достаточным уровнем. Подавляющее большинство детей успешно осваивает содержание программы (94%).

Выпускники детского сада:

- отличники - 18%,

- учатся на «4 и 5» - 68%, неуспевающих нет.

- принимают активное участие в школьных, муниципальных олимпиадах и занимают призовые места,

- продолжают заниматься хореографией, музыкой, вокалом в Доме детского творчества и Детской школе искусств им. А. Асламаса.

Достижения ДОУ за 2011-2012 учебный год

Международный конкурс:

Детский и юношеский конкурс-фестиваль «На крыльях таланта» - дипломанты 3 степени в двух номинациях (танцы).

Всероссийские конкурсы:

- Конкурс рисунков «Вода, вода» - 2011г - 2 место по Приволжскому федеральному округу; 3 место по Приволжскому федеральному округу; 3 место по Чувашской Республике;

- Конкурс рисунков «Паучок и червячок» - 2 место по Чувашской Республике;

- «Радуга танца» - дипломанты 2-3 степени в двух номинациях «Стилизованный народный танец», «Эстрадный танец».

Давыдова М.А. удостоена Золотого сертификата качества добровольной системы сертификации «ССИТ», Яковлева В.З. – Серебряного сертификата качества за активное участие в конкурсах рисунков.

Республиканские конкурсы:

- «Моя любимая книга» -

  • 1 место в номинации «Мой любимый герой»

  • 1 место в номинации «Моя любимая книга»

Муниципальные конкурсы:

- «Воспитатель года - 2012» - 1 место

- Легкоатлетическая эстафета работников детских садов ко Дню учителя – 2 место

- Конкурс «Минута славы» - грамоты, диплом за активное участие

- Конкурсы детских рисунков:

* «Моя любимая книга» - грамоты за призовые места

* «В сказках дедушки Корнея» - грамоты за призовые места

- Конкурсы творческих работ к 85-летию Ядринского района «Родимая сторонка, ты сердцу дорога» - грамоты за призовые места

- Игра-викторина «Самый умный читатель» - грамоты 1,2,3 места

В группах педагоги создают условия для развития у детей театральной деятельности: уголки ряжения, театра. Имеются настольный театр (мягкий, конусный, народной игрушки, плоскостных фигур), пальчиковый и теневой театры, верховые куклы, атрибуты и костюмы к сказкам-драматизациям

Ежемесячно проводятся кукольные спектакли, театрализованные представления с участием детей и воспитателей. Но, потенциальные возможности семьи в развитии театрализованной деятельности не используются.

К тому же, наблюдая за взаимоотношениями в семьях, беседуя с родителями и анализируя результаты анкетирования родителей, я пришла к выводу, что взрослые и дети мало общаются между собой, недостаточное количество времени проводят вместе, и у них нет опыта совместной творческой деятельности. А это никак не способствует объединению семей и улучшению взаимопонимания между родителями и ребенком. Возникла проблема, как сформировать новый семейный опыт совместной творческой деятельности с детьми, содействовать гармонизации отношений между взрослыми и детьми.


II. Цель и задачи проекта, ожидаемые результаты


Цели

проекта


  • формирование нового семейного опыта совместной творческой деятельности с детьми;

  • содействие гармонизации отношений в семье между взрослыми и детьми



Задачи проекта


  • развивать творческое воображение, способность совместно разворачивать игру;

  • развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях, побуждать к проведению режиссерских игр, игр-фантазий, придумывание сказок;

  • побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому суждению между собой; учить строить диалоги, самостоятельно выбрав партнера;

  • обогатить словарь детей, развивать образное мышление, расширить и систематизировать знания взрослых и детей о театре, познакомить с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусства;

  • активизировать познавательный интерес, познакомить с театральными профессиями и атрибутами театрального представления.


Ожидаемый результат


  • Приобретение нового семейного опыта совместной творческой деятельности с детьми.

  • Раскрытие творческого потенциала, артистических качеств детей и родителей

  • Гармонизация внутрисемейных отношений.

III. Реализация проекта

3.1. Участники проекта


Дети:

- участвуют в совместной театральной деятельности,

театральных мастерских;

- участвуют в создании творческих работ (рисунки, аппликации, изготовление костюмов, масок, выпуск стенгазет);

- игры в центрах творческой активности

- участвуют в информационно-исследовательской деятельности по теме







Родители:

- участвуют в спектаклях, праздниках, творческих работах по мотивам просмотренных спектаклей, театральных мастерских;

- участвуют в совместной работе по изготовлению костюмов, декораций, бутафории

- участвуют в информационно-исследовательской деятельности







Воспитатель:

- изучает воспитательные возможности семьи и ДОУ в контексте театральной деятельности;

- организует совместную театрализованную деятельность, встречи в театральной гостиной;

- организует детские игры в центрах творческой активности










Музыкальный руководитель:

- оказывает помощь в постановке спектаклей, театрализованных праздников, в выборе сценариев, песен, музыки



3.2. Ресурсы проекта



Музыкальный

зал


Сцена, занавес, декорации, ширмы, музыкальный центр, музыкальные диски, музыкальные инструменты



Костюмерная

(уголки ряжения)


Театральные костюмы, атрибуты, бижутерия; зеркала, грим, парики



Фонд театральных кукол


Традиционные, из бросового материала, нетрадиционные (перчаточные, вязаные и т.д.)



Театральная библиотека


Подборка соответствующей литературы, открыток, иллюстрированных альбомов, дисков с записями детских спектаклей



Театральные уголки в группах


Коллекции театров разных видов, атрибуты к театральным играм



Мини-музей «Театральный»


Куклы, фото, маски, театральные программки, билеты и т.д.



3.3. Этапы реализации проекта



1 этап

подготовительный


(сентябрь)


  • Организация предметно-развивающей среды.

  • Определение исходного уровня развития воспитательного потенциала семьи:

- Анкетирование родителей («Анкета на выявление уровня педагогической культуры родителей», «Анкета на выявление отношения семьи к совместной культурно-досуговой деятельности», «Любите ли Вы театр?»).

- Беседы, наблюдение в ходе специально организованных театрализованных игр, упражнений.

- игры-этюды на определение творческих способностей.

  • Родительское собрание



2 этап

Основной


(октябрь-апрель)



  • Совместное посещение театров

  • Лечебный спектакль или «куклотерапия»

  • Совместная работа по изготовлению костюмов, декораций, бутафории

  • Совместные театрализованные праздники

  • Участие родителей в спектаклях

  • Работа в центрах активности

  • Работа в театральной мастерской



3 этап Презентационный

(май)


Семейный праздник «Мы все любим театр»




Формы работы

Совместное посещение театров

Дети нашей группы систематически просматривают спектакли республиканского театра кукол, часто на этих спектаклях присутствуют и родители. Затем родителям и детям предлагается выполнить творческие работы по мотивам просмотренных спектаклей, организовать выставку рисунков детей и взрослых, самодельных открыток, поделок.

Лечебный спектакль или «куклотерапия»

Родители самым активным образом включаются в происходящее. Некоторые дети получают сразу несколько ролей, и, наоборот, одну роль мы распределяем между двумя, тремя, а то и четырьмя «артистами». Родители принимают участие в спектакле, и, конечно, их роли разрабатываются так же тщательно, как и детские. Куклы, декорации, костюмы и прочие атрибуты участники представления делают сами. На репетициях мы занимаемся с родителями и детьми актерским тренингом.

Совместная работа по изготовлению костюмов, декораций, бутафории

Важно привлечь родителей к совместной работе по изготовлению костюмов, декораций, бутафории. Для постановки выбирается русская народная сказка. Героев сказки играют дети, а взрослые изготавливают декорации и мастерят костюмы. Каждый из гостей – как ребенок, так и взрослый – имеет возможность сделать себе грим и примерить театральный костюм. Затем взрослым предоставляется возможность посмотреть спектакль. Фотограф делает портреты. В групповой комнате организуется фотовыставка.

Совместные театрализованные праздники

На такие праздники приглашаются дети и их родители. Всем предлагается стать актерами. Дети и взрослые произвольно делятся на три группы и работают под руководством педагога. Каждая группа выбирает для инсценировки сказку или стихотворение, сюжет которых хорошо знаком:

«Теремок», «Лиса и Журавль», «Красная Шапочка», «Золушка».

Взрослые выступают в роли теремка: задают детям-персонажам вопросы, оценивают их поведение.

«Красная Шапочка»

Главные герои – дети. Взрослые «играют» сначала лес, потом избушку бабушки, комментируя происходящие действия. В конце праздника гости расходятся, каждая семья получает напечатанный текст об истории театра.

«Дом, который построил Джек»

Ведущий из числа участников инсценировки получает напечатанный текст. После распределения ролей каждый актер придумывает пластику своего персонажа, заучивает фразы, которые будет произносить.

Участие родителей в спектакле

Как и дети, родители выбирают себе роли по душе. Импровизация по сказке разворачивается на глазах у родителей, которые втягиваются в придумывание диалогов, действий героев, событий, в интересную содержательную игру. Кроме того, пьеса предполагает включение в представление песен и танцев, оно должно быть ярким, зрелищным. Опыт участия в таких спектаклях полезен как для родителей, так и для детей, т. к. развивает творчество. Все роли кукол отдаются детям, а роли старших – взрослым. Изготовлением декораций заняты все.

Конечно, в детском саду нет многого из того, что имеется в настоящем театре. Главное, что нужно для работы – это наша фантазия. А родители могут взять на себя роль помощников, зрителей, гримеров и организаторов спектакля. Совместные переживания, исполнительская деятельность, «сюрпризность», неожиданные выступления взрослых, встреча с любимыми персонажами сказок, веселые игры, изготовление костюмов, декораций вместе с родителями доставляют необычайную радость детям, заставляют волноваться, восторгаться, чувствовать себя счастливыми.

Работа в центрах творческой активности

Центр искусства

1.Мини-музей театральных костюмов (фото, картинки).

2. Выставка театральных кукол.

3. Конкурс стихов русских поэтов.

4. Аппликация совместно с родителями «Мы в театре».

6. Конкурс костюмов из бросовых материалов.

7.Изготовление масок.

Центр строительства

  1. Изготовление домиков для коротышек. Сооружение из картонных домиков города для малышей.

  2. Совместное изготовление декораций.

Центр игры

  1. Игры: «Придумай самый интересный грим», «Самый красочный костюм», «Волшебная шляпа», «Придумай свой финал сказки

  2. Настольный театр «Лиса и Журавль», «Красная Шапочка», «Маша и медведь», «Два жадных медвежонка», «Кот в сапогах», «Колобок».

  3. Игры-драматизации: «Теремок», «Красная Шапочка», «Лиса и Козел», «Лисичка со скалочкой», «Золушка», «Дюймовочка» и др.

Театральная мастерская.

Знакомство с разнообразными театральными куклами, театрами. Обогащение знаний детей и взрослых о театральном искусстве, истории театра.


3.4. Перспективный план работы в театральной мастерской


Тема.

Содержание.

Сентябрь


Адаптационный период для детей и родителей

Организация предметно-развивающей среды

Анкетирование родителей («Анкета на выявление уровня педагогической культуры родителей», «Анкета на выявление отношения семьи к совместной культурно-досуговой деятельности», «Любите ли Вы театр?»).

Родительское собрание «Это чудо - театр»


Раздел «Театр и куклы»

Октябрь

«Знакомство с театральными куклами»

Знакомство с разнообразными театральными куклами, демонстрация кукол. Инсценировка знакомых потешек с помощью театральных кукол.

Ведущий приветливо встречает детей, родителей, рассаживает их в круг, проводит первое знакомство с театральными куклами (куклы с «живой рукой», куклы на гапите, куклы – марионетки, перчаточные куклы, куклы из бросового материала (коробочек, бутылочек, пузырьков), куклы из природного материала и т.д.). Каждую куклу обыгрывает, используя потешки («Идет петушок», «Байки – побайки», «Водичка, водичка», «Пошел котик по лесок», «Идет коза рогатая», «Сорока, сорока» и др.).

В процессе занятия педагог приглашает родителей попробовать себя в роли кукловода, дает возможность инсценировать с помощью кукол потешки. В конце занятия дает родителям рекомендации по домашнему чтению произведений из цикла «Материнская поэзия» (пестушек, потешек, колыбельных песен и т. д.).

В течение месяца.

В детском саду: воспитатель вносит в группу разнообразные театральные куклы, знакомит с ними детей. В семье: через игровую ситуацию «Помоги кукле найти свой домик» дети закрепляют бережное отношение к игрушкам.


«Знакомство с настольным театром».

Знакомство с настольным театром «Красная Шапочка», совместное изготовление персонажей для настольного театра.

Педагог встречает детей и взрослых. Рассаживает их полукругом; представляет сказку Шарля Перро «Красная Шапочка» (настольный театр). После представления знакомит с особенностями изготовления персонажей настольного театра, правилами показа данного вида театра. В процессе занятия педагог включает детей и родителей в совместное изготовление персонажей, мини-декораций к последующим инсценировкам сказок.

В течение месяца.

В детском саду: педагог совместно с детьми изготавливает декорации для настольного театра к сказкам «Колобок», «Кот в сапогах», «Два жадных медвежонка», «Лиса и Журавль». В семье: родители рассказывают детям любимые сказки, совместно просматривают телепередачи с участием кукольных персонажей («Спокойной ночи, малыши», и др.).


Ноябрь

Знакомство с пальчиковым театром»

Знакомство с пальчиковым театром, инсценирование сказки «Репка», изготовление кукол пальчикового театра, разыгрывание этюдов, основанных на фольклорном материале.

Педагог театра встречает детей и взрослых, рассаживает их, предлагает послушать и посмотреть русскую народную сказку «Репка» в исполнении кукол пальчикового театра. По окончании представления знакомит детей и взрослых с особенностями пальчикового театра; разыгрываются этюды «У медведя во бору», «Зайку бросила хозяйка», «Наша Таня громко плачет», «Идет бычок качается» и др. В процессе занятия педагог включает детей и родителей в совместное изготовление персонажей пальчикового театра, мини – декораций.

В течение месяца.

В детском саду: педагог разыгрывает с детьми этюды на выражение основных эмоций, разучивает пальчиковые игры; вместе с родителями (другими членами семьи) оборудуют театральную комнату. В семье: родители (другие члены семьи) привлекают детей к изготовлению новогодних подарков, игрушек.


«Знакомство с театром теней».


Знакомство с театром теней, показ сказки «Зимовье зверей», знакомство с историей теневого театра, особенностями его показа.

Педагог встречает детей и взрослых, предлагает посмотреть русскую народную сказку «Зимовье зверей» в теневом театре силуэтов. По окончании представления разыгрывает перед зрителями этюды с использованием рук; знакомит с историей теневого театра, особенностями показа теневых представлений.

В течение месяца.

В детском саду и в семье: посещение кукольных представлений, инсценирование любимых сказок.


Декабрь

Работа над спектаклем «С Новым годом, теремок!».


Привлечение родителей к изготовлению декораций, костюмов, распределению ролей; музыкального руководителя – к разучиванию с детьми песен и танцев.

Репетиции спектакля. Выступление перед аудиторией (дети и родители).

Январь

«Знакомство с театром марионеток».

Знакомство с историей возникновения кукол-марионеток, освоение кукловождения.

Педагог встречает детей и взрослых с новой театральной куклой – марионеткой. От лица куклы знакомит с историей возникновения марионеток, обучает кукловождению, используя этюды (например, «Я рыжая лиса, я бегать мастерица, я по лесу бежала, я зайку догоняла и в ямку – бух» и т. д.).

В течение месяца. В детском саду: изобразительная деятельность детей на тему «Дорисуй куклу», разыгрывание этюдов на выражение разных эмоций. В семье: совместная художественная деятельность (рисование, аппликация, конструирование) на тему «Театр и куклы».


«Знакомство с напольными куклами».


Знакомство с большими напольными куклами, техникой вождения кукол. Инсценировка русской народной сказки «Гуси – лебеди».

Семьям воспитанников заранее раздают пригласительные билеты в импровизированный театр. Педагог встречает гостей и предлагает занять места в зрительном зале согласно билетам; знакомит с правилами поведения в театре и приглашает посмотреть спектакль «Гуси – лебеди». Спектакль разыгрывают родители воспитанников. После спектакля проводится игра на закрепление правил поведения в театре «Хорошо – плохо».

В течение месяца. В детском саду: совместная детско-взрослая исследовательская деятельность по теме «Где живут театральные куклы?». В семье: изготовление книжки-самоделки «Моя любимая кукла», организация домашних кукольных представлений.


Раздел «История театра»

Февраль

«Волшебный мир театра».

Обогащение знаний детей и взрослых о театральном искусстве.

Педагог театра предлагает всем участникам совершить путешествие в поисках сведений о зарождении театра. Все вместе путешествуют по странам и материкам, опираясь на иллюстративный материал или видеоматериалы.

В течение месяца. В детском саду: совместное изготовление лабиринта: «Откуда взялся театр?». В семье: информационно-исследовательская деятельность «Откуда пришел театр?», организация театрального уголка в детской комнате.


«Античный театр», «Средневековый театр».


Знакомство с историей возникновения античного и средневекового театра, их характерными особенностями.

Занятие проходит в музыкальном зале. Педагог ведет рассказ об античном театре (Древней Греции, Древнего Рима), о великих поэтах античности: Эсхиле, Софокле, Еврипиде, сопровождая свой рассказ показом слайдов. Рассказывает, что античный театр состоял из орхестры (круглая площадка, на которой выступали актеры и хор; вокруг орхестры располагались зрители), зрительных мест и скены (место, где переодевались и откуда выходили актеры). Актерами могли быть только мужчины, они исполняли и женские роли.

Слайд меняется – появляется декорация, изображающая театр Средневековья.

Педагог продолжает рассказ: «Средневековый театр зарождался на площадях и улицах городов. Вершина средневекового театра – мистерия, в ней участвовало практически все население города: в качестве актеров до 300 и более человек, остальные – в качестве зрителей. Представления приурочивались к ярмаркам. Открывались торжественными шествиями. Сюжеты для представлений брали из Библии или Евангелия». Рассказ о театре Средневековья также сопровождается показом слайдов.

В течение месяца.

В детском саду: художественно-продуктивная деятельность – рисование античных театральных масок; организация «гримерной» в групповой комнате. В семье: посещение библиотек, чтение энциклопедий о театральном искусстве; изготовление книжки-самоделки «Что мы знаем о театре?».


Март

«Театр эпохи Возрождения».


«Театральный марафон» (в течение недели), посвященный международному Дню театра: спектакля «Путешествие в сказку», выпуск театральных газет, изготовление афиш, пригласительных билетов, посещение спектаклей кукольного театра.

Знакомство с историей театра эпохи Возрождения.

Педагог театра приглашает детей и взрослых совершить путешествие в один из самых замечательных периодов в истории человечества – эпоху Возрождения. Рассказывает о Лопе де Вега, Шекспире, Сервантесе и др., сопровождая рассказ показом слайдов.

В течение месяца. В детском саду: беседа об истории возникновения театральных костюмов. В семье: посещение библиотек, изготовление газеты «Семейный театр».


Апрель

«История русского театра»


Знакомство с историей возникновения балагана, театра раёк, вертепа, петрушечного театра.

Педагог приглашает участников театральной мастерской в музыкальный зал, в разных углах которого расположены декорации: балаган, раёк, вертеп, петрушечный театр. Переходя от одного к другому виду театра, подготовленные родители рассказывают об устройстве театров.

Балаган строили прямо на площади, и по тому, как он был оформлен, можно было сразу понять, богат или беден его содержатель. Обычно балаган строили из досок, крышу делали из холста или полотна. Внутри были сцена и занавес. Зрители размещались на скамейках. Позже в балагане появился настоящий зрительный зал с партером и ложами, оркестровой ямой. Снаружи балаганы украшали гирляндами, вывесками. Труппа состояла из профессиональных и бродячих актеров. Они давали в день до 5 представлений. На протяжении долгих лет своего существования балаганы видоизменялись, к концу 19 века они практически исчезли.

Раёк. С конца 18 века на ярмарке можно было увидеть ярко одетого человека, который нес разукрашенный ящик (раёк) и громко кричал: «Покалякать здесь со мной подходи, народ честной, - и парни, и девицы, и молодицы, и молодцы… Покажу вам картинки: и господ, и мужиков в овчинке, а вы прибаутки да разные шутки со вниманием слушайте, яблоки кушайте, орехи грызите, картинки смотрите да карманы свои берегите – облапошат». Раёк – это небольшой, аршинный (0,71 м) квадратный ящик с двумя увеличительными стеклами впереди. Внутри перематывается с одного катка на другой длинная полоса с изображениями городов, великих людей, событий. Зрители смотрят в стекла, раешник передвигает картинки и рассказывает присказки.

Вертеп – кукольный театр, ящик, разделенный внутри на два этажа. Сверху ящик заканчивается крышей, открытая сторона обращена к зрителям. На крыше – колокольня. На ней ставили свечу, которая горела во время представления, придавая действию волшебный характер. Кукол для вертепа делали из дерева, тряпок и прикрепляли к стержню. Кукловод был скрыт за ящиком. На верхнем этаже вертепа разыгрывались библейские сюжеты, на нижнем – бытовые. Именно на вертепе родился театр Петрушки

В течение месяца. В детском саду: театральное представление «Скоморошечья ярмарка», внесение в группу новых театральных атрибутов для развития самостоятельной деятельности детей. В семье: изготовление костюмов для представления, дизайн-проекты райков и вертепов.


Театры мира»: английский, итальянский, французский, русский».

Знакомство с мировым театральным искусством.

На занятии педагог (по желанию – родители) рассказывает о знаменитых театрах мира: Ла Скала, «Комедии Франсез», «Пикколо – театр», БДТ, МХАТ, «Современник», Театр кукол С. Образцова и др., сопровождая рассказ показом слайдов.

В течение месяца. В детском саду: организация выставки «Лучшие театры мира». В семье: изготовление театральных масок (любого театра мира), книжек – самоделок «Если бы я был режиссером»; просмотр телепрограмм, посвященных театральному искусству.


Май

Семейный праздник «Мы все любим театр»


Совместный с родителями выбор сценария, распределение ролей, подготовка к празднику, его оформление.


Заключение

В ходе работы над проектом, после изучения соответствующей методической литературы, были разработаны перспективный план совместной театрализованной деятельности в старшей группе, сценарии праздников и спектаклей, изготовлены костюмы, декорации, атрибуты к ним. Накоплен наглядный дидактический материал по теме проекта.

В ходе реализации данного проекта мы достигли определенных результатов. Был создан положительный эмоциональный настрой, родители и дети активно общаются между собой, больше времени проводят вместе; накоплен положительный опыт совместной творческой деятельности. Взаимодействие с родителями детей стало более конструктивным и позитивным.




























Литература


  1. Акулова, О. А. Театрализованные игры / О. А. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4.

  2. Антипина, Е. А. Театральная деятельность в детском саду / Е. А. Антипина. – М.: Сфера, 2003

  3. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л.В. Артемова. – М.: АРКТИ, 1991

  4. Белобрыкина, О.А. Волшебный мир домашнего театра / О.А. Белобрыкина. – М.: Мозаика – Синтез, 1999

  5. Додокина, Н.В.Семейный театр в детском саду / Н. В. Додокина. – М.: Мозаика – Синтез, 2008

  6. Зацепина, М. Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности / М. Б. Зацепина. – М.: ТЦ Сфера, 2010

  7. Конович, А.А. Театрализованный праздник и обряды / А. А. Конович. – М.: Сфера,1990

  8. Кочина, Н.Н. Семейный театральный проект «Дети – семья – театр» / Н, Н. Кочина // Воспитатель ДОУ. – 2009. – № 10.

  9. Мигунова, Е.В. Театральная педагогика в детском саду. Методические рекомендации / Е. В. Мигунова. – М.: ТЦ Сфера, 2009

  10. Николаичева, А. П. Инсценирование литературных произведений / А. П. Николаичева // Дошкольное воспитание. – 1980. – №10

  11. Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр – творчество – дети» / Н. Ф. Сорокина. – М.: АРКТИ, 2004

  12. Чурилова. Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э. Г. Чурилова. – М.: Владос, 2001

  13. Штанько, И.В. Театрализованная деятельность в старшей группе / И.В. Штанько // Воспитатель ДОУ. – 2008. – №2.

  14. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду / А.В. Щеткин. – М.: Мозаика – Синтез, 2007

15




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект "Театрализованная семья"

Автор: Никитина Маргарита Яковлевна

Дата: 19.04.2018

Номер свидетельства: 466888

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Развитие творческих способностей детей с помощью театрализованных игр"
    ["seo_title"] => string(75) "razvitiietvorchieskikhsposobnostieidietieispomoshchiutieatralizovannykhighr"
    ["file_id"] => string(6) "300315"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456689048"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Проект: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей   группе  «Мишутка»  в соответствии с ФГОС  дошкольного  образования»."
    ["seo_title"] => string(156) "proiekt-orghanizatsiia-razvivaiushchiei-priedmietno-prostranstviennoi-sriedy-v-starshiei-ghruppie-mishutka-v-sootvietstvii-s-fgos-doshkol-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "308812"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458667365"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Педагогический проект «Развитие коммуникативной компетентности посредством проблемных методов обучения обучающихся 5 класса» "
    ["seo_title"] => string(145) "piedaghoghichieskii-proiekt-razvitiie-kommunikativnoi-kompietientnosti-posriedstvom-probliemnykh-mietodov-obuchieniia-obuchaiushchikhsia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "107614"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403351237"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Проект ко "  Дню матери " во второй младшей группе."
    ["seo_title"] => string(52) "proiekt-ko-dniu-matieri-vo-vtoroi-mladshiei-ghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "254631"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447781972"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Проект ко "  Дню матери " во второй младшей группе."
    ["seo_title"] => string(54) "proiekt-ko-dniu-matieri-vo-vtoroi-mladshiei-ghruppie-1"
    ["file_id"] => string(6) "254632"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447781982"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства