Игры с песком одна из форм естественной деятельности детей. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Манипуляция с песком – как с мокрым так и с сухим успокаивает импульсивных, чересчур активных детей и при этом раскрепощают скованных, зажатых детей. Такие игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Всё это на прямую связанно с развитием речи, мышления, наблюдательности, внимания, а также на развития воображения и творческих способностей детей. Игры с песком доступны для детей не только на уличной площадке, но и дома либо в детском саду. Ещё более весомым плюсом является возможность многофункционального применение песка с ним можно играть, строить замки, рисовать, сочинять и рисовать сюжеты сказок, может применяться как наглядное пособие по математике(рисование и счёт предметов, больше меньше и т.д). В связи с большим количеством положительных характеристик методики рисования песком, с простой доступностью применяемых материалов для игр с песком весьма актуальным и целеобразным будет введение в практику работы с детьми занятий с использованием с песком.
Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Опыты и эксперименты с песком способствуют формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для этого необходим системный подход, позволяющий ежедневно включать ребенка в поисковую, творческую деятельность. Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений.
Цель проекта:
- ознакомить со свойствами воды и песка;
- развитие мелкой моторики;
- формировать умение экспериментировать с предметами;
- обогащение словарного запаса.
Задачи проекта:
- укреплять физическое и психическое здоровье малышей;
- обеспечивать эмоциональное благополучие;
- расширять кругозор, создавать атмосферу радости и удовольствия;
1.Чтение и рассматривание художественной литературы (потешки, прибаутки, шутки, стихи, загадки).
2.Проведение игр с песком, водой.
3.Проведение игровых занятий.
4. Опытно – экспериментальная деятельность
2 этап -практический
Формы работы с детьми
Программные задачи
Чтение стихотворений Л.Герасимовой «Играем с песком» «Нас сегодня ждёт песочек»
Развивать речь детей, активизировать словарь.
Экспериментальная деятельность «Отпечатки ладошек на песке»
Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности. Учить делать отпечатки ладони, развивать фантазии, творческие способности.
Игра -ситуация «Плывут кораблики»
Развивать речь детей, побуждать к вхождению в роль, учить действовать в импровизации самостоятельно.
Игры с песком «Рисуем пальчиком на песке»
Развивать зрительно - слуховые связи, мелкую моторику, координацию движения творческое воображение.
Наблюдение за мокрым и сухим песком. Из чего удобнее строить.
Закрепить знание свойства песка.
Заучивание потешки «Водичка, водичка»
Развивать умение проговаривать потешку, показывать её при помощи пальчиковой гимнастики.
Рекомендации для родителей «Игры с песком и водой в домашних условиях»
Способствовать физическому развитию ребёнка, развивать мелкую моторику рук, зрительную и двигательную координацию.
3 этап – итоговый
Создание детьми постройки из песка на тему «Песочные фантазии»
Галерея нетрадиционных игр и пособий
Игры с водой и песком.
Открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и разных предметов (теплый- холодный, тонет- плавает и др.)
Центр «Песок и вода» - помогает воспитателю в решении одной из важнейших задач развития ребёнка 2-3-х лет. Речь идет о самостоятельной игре – с экспериментированием, с различными подходящими для этого предметами и природными материалами.
Организуя игры с водой и песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивая мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т.д., а потом разрушать и снова построить.
Для игр с песком нужны совочки, разнообразные формочки, некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, палочки грабельки).
Для игр с водой – набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки рыбок, черепашек, кораблики), сачки, мячики, набор игрушек из разных материалов (для игры «что плавает», «что тонет»?), набор цветных камешков, ракушек.
Игры с водой.
Воспитатель предлагает ребенку экспериментирование с водой:
Тонет не тонет
Мокнет
Горячее, холодное
Растворяется (краска, гуашь)
Вылавливание предметов сочком
Путешествие кораблика
Купание игрушек
Рыбалка
« Переливалочки»
Наша задача - научить малыша переливать воду из одной емкости в другую. Для этого хорошо подойдет набор игрушечной посуды. Предложите ребенку угостить куклу «чаем», налив в чашку из чайничка водичку. Обратите внимание на то, что она не должна переливаться через край. Спросите кроху: почему вода из чайника не С помощью маленькой губки (она должна быть мягкой и небольшой, чтобы помещаться в детской руке) надо переливать воду из одной посуды в другую. Для этого опускаем губку в миску с водой, ждем, когда она впитает в себя жидкость, и переносим ее в другую миску. Там выливаем воду, отжимая губку.
«Водяная мельница»
Еще одна любимая забава детей – водяная мельница. Возьмите ковшик с носиком, зачерпните воды и покажите малышу, что лить надо, стараясь на центр лопасти.
«Разливаем суп»
Покажите ребенку, как с помощью половника можно из одной небольшой кастрюльки перелить воду в другую кастрюлю. Дети очень любят делать все по- взрослому, поэтому с удовольствием работают с половником. А теперь, когда мы уже научились хорошо держать половник, предложите разлить «суп» в пластмассовые тарелочки, не разлив.
«Ловим шарики»
Вам понадобятся маленькое ситечко, 10 теннисных шариков, миска. Предложите малышу выловить шарики при помощи ситечка и положить их в миску.
Стихи про песок.
Нам привезли песок на сад, Я этому – безумно рад! С ним буду целый день играть, Лепить куличек, загорать! Наделаю в песке ходы, Потом налью туда воды. Построю для машин гараж И новый домик, и шалаш! Песочных куличей – не ем, Да что ж я, маленький совсем?!
Н. Хилтон
Я полил песок водой И сложил его горой Папа взял мою лопатку Разровнял на горке грядку Вышел сказочный дворец- Ай да папа молодец!
И. Финк
Песочница, песочница! А в ней песок, песок. Песочница, песочница! Идем играть, дружок. Песочница, песочница! В руках у нас совок. Песочница, песочница! Мы черпаем песок.
А. Орлова
Морскими песками Песочницы полны, Я глажу руками Песочные волны. Песочные воды Заманчиво зыбки, Там плавают плавно Песочные рыбки. В песочных волнах Провести я готов Немало счастливых Песочных часов! И может услышу Как где-то на дне Солёное море Дышит во сне.
Лепить пироги – это очень легко. Дворцы возводить и лачуги совком, А рядом фигурки лепить. Мы едем туда, где ни леса, ни скал, Мы едем туда где простор из песка Под солнцем… и тысячи спин… Рассыпалась башня в бесформенный ком, Так много воды по соседству с песком. Кто только её натаскал? Мы крепость построим, а рядышком — ров. Но ты убегаешь куда-то с ведром. Вода что ли лучше песка?
В. Бредихин
Лежал песок, Скучал песок Сто тысяч лет, наверно. Он был ужасно одинок, И это было скверно. Не в радость были песни гроз, Не в радость - дождь из тучек. Скучал в жару, скучал в мороз - Весь мир песку был скучен... И так ещё сто тысяч лет Хранил бы он унынье, Но был доставлен к нам чуть свет, И не скучает, вовсе нет, В песочнице отныне.
Е. Ярышевская
Я не ем, я не сплю – Я куличики леплю. На песочке у воды Встали ровные ряды. Свежий воздух, море, лето... Жарким солнышком согреты, Вырастают куличи - Крепыши и силачи! Силачей из песка Огромное количество! Это храбрые войска Песочного Куличества!
М. Ершова
Песочница, песочница, В песке вся детвора. Построить домик хочется, Забавная игра. Речной песочек, меленький – Хорош для куличей. Склонился повар беленький Над формочкой своей. А вот Андрюша с Васенькой – Ребята хоть куда. Везут в машинах красненьких Песок туда-сюда. Бывают столкновения – Но это не беда. Ссора – на мгновение, А дружба навсегда. Большая настоящая Кипит работа тут. И люди работящие В песочнице растут.
Н. Шумов
Мы в песочнице играем. Мы копаем, мы копаем. Помогайте, бабушки. Выбирайте камушки. Помогайте, помогайте. Нас с Марусей не ругайте. Пообедаем потом. Нам достроить нужно дом. Дом большущий - с Машу ростом. Ну, а это так непросто. Так что - не до мелочей. Строим дом из куличей. Стройкомпания у нас. Дом построим - высший класс! В доме место всем отыщем. Пусть, жильцов в нем будет тыща! Кукол всех туда поселим. Так, что скоро новоселье! Приходите отмечать. Поздравления кричать!
В. Гвоздев
Раз, совочек! Два, совочек! И ведёрко из пластмассы. Во дворе у нас песочек. Настроение – прекрасно! Мамы вывели играть Сыновей и милых дочек. Хорошо, что к нам опять Привезли во двор песочек! Из песочка куличей Напечём мы самых, самых! – Любят наших малышей! – Говорят друг другу мамы.
Загадки про песок
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже
И в стекле расплавлен даже.
Ответ: Песок
Петя замок строит ловко,
Катя торт печет ведерком.
Здесь, у моря на часок
Всех детей собрал ...
Ответ: Песок
Что-то можно в нем зарыть,
По нему люблю ходить,
И на нем поспать часок.
Угадали что? - ...
Ответ: Песок
Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И играть.
Ответ: Песок
Рекомендации для родителей" Игры с песком и водой в домашних условиях".
Задачи:
1. Способствовать физическому развитию ребёнка (развиваем мелкую моторику рук, а так же зрительную и двигательную координацию).
2. Знакомим ребёнка с окружающим миром (знакомство с основными свойствами воды, песка).
3. Расширяем и обогащаем словарь детей.
4.Снимаем психическое напряжение, агрессии, состояние внутреннего дискомфорта у детей.
Какие игры с водой можно организовать дома?
1. Знакомство со свойствами воды.
* Вода разливается, она жидкая. Её можно собрать тряпочкой или губкой.
* Вода бывает горячая, тёплая и холодная. Попробовать на ощупь.
* Вода не пахнет. У неё нет запаха. Дать понюхать.
* Воду можно переливать. Дать детям возможность самим наливать воду.
* Воду можно окрасить, добавить в неё краситель(чай, кофе, гуашь и т.д.)
2. Переливание воды разными емкостями(ложкой, крышкой, баночкой, кружкой).
3. Наливание воды в разные сосуды (чашку, бутылочку, баночку, кастрюльку...).
4. Весёлая рыбалка(вылавливание ложкой разных предметов из разных по объему ёмкостей).
5. Тонет - не тонет (игры на экспериментирование).
6. Игры с заводными плавающими игрушками.
Играя с песком,дети узнают о его свойствах: сыпучесть, рыхлость, способностьпропускать воду, состоит из мелких песчинок и т.д.
Песок - хорошее психопрофилактическое средство. Он способен"заземлять" негативную психическую энергию и устанавливать стабильное эмоциональное состояние.
Какие игровые упражнения можно делать с малышами?
* Вот какие наши ручки (ребёнок слегка вдавливает ручку в песок, проговаривая о своих ощущениях - песок сырой, сырой, тёплый, холодный и т.д.
* Вот наши кулачки (нажимать на песок кулачками и костяшками пальцев - сравнивать на что похож отпечаток.).
* Пальчики гуляют ("поиграть" одновременно пальчиком левой и правой руки по песку, затем двумя руками одновременно).
* Пальчики играют ("поиграть" одновременно пальцами по поверхности песка, как на пианино).
* Ползают ладошки (зигзаобразные и круговые движения ладошками по песку - едет машина, ползёт жук, крутится карусель..) То же самое ребром ладошки.
* Кто здесь пробегал (Оставлять следы одновременно разным колличеством пальцев. Придумать, кто оставил эти следы).
С помощью таких игр мы не только обучаем детей, но и развиваем тактильно - кинестетическую чувствительность, а также мелкую моторику рук. Формируем у них такие черты характера, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемные ситуации, развиваем воображение и речь.