Просмотр содержимого документа
«Проект "Масленица"»
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурным традициям и обрядам Ярославского края посредством народного праздника»
Введение
Обоснование актуальности проекта
Отторжение молодого поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений -одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа...»,-писал Зеньковский.
При всей неоднозначности происходящих в наши дни событий нельзя не порадоваться постепенному восстановлению прерванных духовных связей поколений, возвращению к нашим корням, традициям.
В вариативной части основной образовательной программы нашего ДОУ есть обязательный раздел «Духовно-нравственное воспитание дошкольников». Его образовательное пространство составляет краеведение. Дети в совместной деятельности со взрослыми (педагогами, родителями, работниками библиотеки, музея) познают целостность и взаимосвязь культуры родного края.
Особую роль в приобщении ребенка к русской народной культуре играют народные праздники-вехи программы, которые составляют годовой праздничный круг: «Святки», «Масленица», «Встреча птиц», «Праздник березки».
Данные праздники реализуются в виде проектов, в которых дети знакомятся не только с музыкально-литературным игровым фольклором, но и предметами декоративно-прикладного искусства (народный костюм, бытовая утварь, и т.п.) Ярославского края.
При реализации проекта мы используем следующие формы работы:
посиделки;
посещение библиотеки им. Ярослава Мудрого;
познавательные беседы;
оформление мини-музея;
творческая продуктивная и игровая деятельность детей;
встречи с интересными людьми.
В данном материале представлен проект празднования «Масленицы», в котором дети знакомятся с русским народным костюмом, промыслами, традициями и обрядами, такими как катание на лошадях, пение коляд, катание с горок, народное гуляние «Столбы», обряды прощеного воскресенья и многое другое.
именно на примере Ярославского края
Цель проекта: формирование представлений о праздновании Масленицы в Ярославском Крае.
Задачи:
Создать условия для активного усвоения детьми представлений о традициях празднования Масленицы Ярославского Края;
вызвать интерес к традициям празднования Масленицы Ярославского края;
привлечь детей и родителей к непосредственному участию в праздничных мероприятиях;
Срок реализации: 1 неделя
Тип проекта: творческо-познавательный
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Возраст: дети 5-7 лет.
Принципы дошкольного образования, реализуемые в данном мероприятии:
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений
Планируемый результат:
Дети:
- знают, рассказывают о традициях празднования Масленицы Ярославского края;
- проявляют интерес к традициям празднования Масленицы (задают вопросы, ищут информацию дома с родителями)
- принимают непосредственное участие в праздничных мероприятиях.
Родители:
- включились в совместное творчество с детьми и педагогами,
- совместно с детьми участвуют в сборе информации,
- приняли участие в празднике.
Воспитатели:
- пополнили РППС (картотеки, игры, сценарии, костюмы).
Форма проведения итогового мероприятия проекта: общесадовый музыкальный праздник.
Название итогового мероприятия проекта: «Масленичный разгуляй»
Продукты проекта:
- для детей
выставка детского творчества - свистульки из пластилина, куклы-обереги, банченные веники – символы весны по традициям Ярославского края,рисунки «Как мы отмечалиМасленицу»
- для педагогов
система работы по приобщению детей к народным традициям Ярославского края на основе Проекта «Масленица»
Этапы реализации проекта
«Ярославская Масленица»
I этап - подготовительный
Участники проекта
Задачи этапа
Средства решения, мероприятия
Дети
Выявить уровень представлений детей о традициях и обрядах Ярославского края при проведении Масленицы
Обсуждение проблемы, вживание в игровую ситуацию.
Проблемная ситуация – метод 3-х вопросов.
Что мы знаем?
На Масленицу пекут блины.
Ее отмечают в начале весны.
В последний день праздника сжигают Куклу-Масленицу
Что мы хотим узнать?
Как отмечали Масленицу в Ярославском крае?
Какие существовали забавы на Масленичной неделе?
Зачем пекут блины?
Для чего нужна куколка-оберег?
Как люди наряжались?
Что для этого необходимо сделать?
Обратиться за информацией к разным источникам и провести проект.
Родители
Познакомить со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей.
Создание Афиши праздника "Ярославская Масленица".
Информация на стенде о праздновании Масленицы в Ярославской крае
II этап – основной
Понедельник
Дети
Дать детям представление о традициях Масленицы
Образовательная область «Познавательное развитие»
Познавательный рассказ воспитателя о праздновании Масленицы в Ярославской губернии. (Приложение №2)
Образовательная область «Речевое развитие»
Разучивание закличек:
Маслена неделя
В Ярославль прилетела,
На пенечек села,
Оладышек съела,
Другой закусила,
Домой потрусила!
Образовательная область «Физическое развитие»
Разучивание народных подвижных игр («Сковорода», «Продавец счастья», «Карусель», «Горшки»). (Приложение №8)
Прогулка. Целевые наблюдения за первыми признаками весны.
-Перед сном воспитатель рассказывает сказку «Солнце и блины».
Вторая половина дня:
Дети рассматривают иллюстрации к русским народным сказкам, обращают внимание на то в какую одежду одеты люди, какой быт в избе.
Устраивают с детьми посиделки и вместе с ними изготавливают масленичную куклу «Марфушечку-Душечку» (Приложение №3).
Вторник
Дети
Дать детям представление о нарядах и костюмах Ярославского края
Образовательная область «Познавательное развитие»
Посиделки в библиотеке им. Ярослава Мудрого «Раскрываем секреты блинов»
Образовательная область «Физическое развитие»
Разучивание народных подвижных игр
На прогулке проводятся игры «Пряничная доска», «Барыня», «Пузырь». (Приложение №8).
Прогулка. Целевые наблюдения за первыми признаками весны.
-Перед сном воспитатель рассказывает сказку «Соломенная Масленица»
Вторая половина дня:
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Дети слушают русские народные мелодии. Изготавливают банченные веники.
Родители
Родители вместе с детьми реализуют проект «Как я пеку блины» (Приложение №11)
Среда
Дети
Образовательная область «Познавательное развитие» рассказ воспитателя о глиняных свистульках
(Ростовских и Даниловских)
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Лепка свистулек из пластилина. (Приложение № 3)
Прогулка: организация традиционных русских забав с использование свистулек как средство подачи сигнала.
-Перед сном воспитатель рассказывает сказку «Как весна зиму поборола»
Вторая половина дня:
Самостоятельная деятельность детей в Центре «Искусство», слушание русской народной музыки.
Родители
Родители вместе с детьми продолжают реализовывать проект «Как я пеку блины»
Четверг
Дети
Образовательная область «Познавательное развитие» рассказ воспитателя о нарядах Ярославской губернии.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рисование нарядов Ярославской области.
Прогулка: Игра «Столбы»
Вторая половина дня:
Сюжетно-ролевая игра «Ателье».
Изготовление русского народного костюма.
Родители
Пятница
Дети
Образовательная область «Познавательное развитие» рассказ воспитателя о куколках-оберегах.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Изготовление куколок-оберегов
Проведение мастер-класса для педагогов и родителей в сон-час «Куколка-оберег». (Приложение №10)
Вторая половина дня: подготовка костюмов и масок для проведения праздника «Масленичный разгуляй»
Родители
Родители готовят масленичные угощения для презентации на празднике, помогают украсить площадку на улице. (Приложение № 6)
III этап - заключительный
Дети
Формировать навыки здорового образа жизни.
Закрепить представления детей о обрядах и традициях Ярославского края
Музыкальный праздник «Масленичный разгуляй» (Приложение № 7)
Родители
Включать родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Заключение
Хочется отметить, что совместные праздники улучшают не только взаимоотношение родителей и детей, но и помогают раскрыться как детям, так и родителям. Укрепляют связь между семьей и детским садом, развивают дружеские отношения в семье. Результатом проведенного мероприятия, являются впечатления детей и родителей, полученных от праздника.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155)
3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А., М. : Мозаика-Синтез, 2013 г.)
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов ДОУ. - М. :Мозаика – Синтез, 2008.-112 с.
5. Гришина Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре / Г. Н. Гришина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. – № 1. – С. 67-73.
6. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: Детство-Пресс, 2008
7. Круглова, И. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры / И. Круглова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 10. – С. 15-17.
8. Парамонова, Т. Прощай, Масленица! / Т. Парамонова, Т. Кремнева // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2007. – N 1. – С. 33-34.
9. http://www.maam.ru/
10. http://nsportal.ru/
11. http://rodnaya-tropinka.ru
12. https://www.youtube.com/watch?v=QB_qNkYbBTk (16 февраля 2016 г.)
13. Традиции Ярославского края. Народный календарь / А.А. Маслова, Ю.В. Маслов; Под общ.ред. В.В. Горошникова. – Рыбинск: Медиарост, 2013. – 108с.