kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Масленица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование представлений о праздновании Масленицы в Ярославском Крае

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Масленица"»








«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурным традициям и обрядам Ярославского края посредством народного праздника»








Введение

Обоснование актуальности проекта

Отторжение молодого поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений -одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа...»,-писал Зеньковский.

При всей неоднозначности происходящих в наши дни событий нельзя не порадоваться постепенному восстановлению прерванных духовных связей поколений, возвращению к нашим корням, традициям.

В вариативной части основной образовательной программы нашего ДОУ есть обязательный раздел «Духовно-нравственное воспитание дошкольников». Его образовательное пространство составляет краеведение. Дети в совместной деятельности со взрослыми (педагогами, родителями, работниками библиотеки, музея) познают целостность и взаимосвязь культуры родного края.

Особую роль в приобщении ребенка к русской народной культуре играют народные праздники-вехи программы, которые составляют годовой праздничный круг: «Святки», «Масленица», «Встреча птиц», «Праздник березки».

Данные праздники реализуются в виде проектов, в которых дети знакомятся не только с музыкально-литературным игровым фольклором, но и предметами декоративно-прикладного искусства (народный костюм, бытовая утварь, и т.п.) Ярославского края.

При реализации проекта мы используем следующие формы работы:

  • посиделки;

  • посещение библиотеки им. Ярослава Мудрого;

  • познавательные беседы;

  • оформление мини-музея;

  • творческая продуктивная и игровая деятельность детей;

  • встречи с интересными людьми.

В данном материале представлен проект празднования «Масленицы», в котором дети знакомятся с русским народным костюмом, промыслами, традициями и обрядами, такими как катание на лошадях, пение коляд, катание с горок, народное гуляние «Столбы», обряды прощеного воскресенья и многое другое.

именно на примере Ярославского края

Цель проекта: формирование представлений о праздновании Масленицы в Ярославском Крае.

Задачи:

  • Создать условия для активного усвоения детьми представлений о традициях празднования Масленицы Ярославского Края;

  • вызвать интерес к традициям празднования Масленицы Ярославского края;

  • привлечь детей и родителей к непосредственному участию в праздничных мероприятиях;

Срок реализации: 1 неделя

Тип проекта: творческо-познавательный

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Возраст: дети 5-7 лет.

Принципы дошкольного образования, реализуемые в данном мероприятии:

  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений

Планируемый результат:

  • Дети:

- знают, рассказывают о традициях празднования Масленицы Ярославского края;

- проявляют интерес к традициям празднования Масленицы (задают вопросы, ищут информацию дома с родителями)

- принимают непосредственное участие в праздничных мероприятиях.

  • Родители:

- включились в совместное творчество с детьми и педагогами,

- совместно с детьми участвуют в сборе информации,

- приняли участие в празднике.

  • Воспитатели:

- пополнили РППС (картотеки, игры, сценарии, костюмы).

Форма проведения итогового мероприятия проекта: общесадовый музыкальный праздник.

Название итогового мероприятия проекта: «Масленичный разгуляй»

Продукты проекта:

- для детей

  • выставка детского творчества - свистульки из пластилина, куклы-обереги, банченные веникисимволы весны по традициям Ярославского края, рисунки «Как мы отмечали Масленицу»

- для педагогов

  • система работы по приобщению детей к народным традициям Ярославского края на основе Проекта «Масленица»
























Этапы реализации проекта

«Ярославская Масленица»


I этап - подготовительный

Участники проекта

Задачи этапа

Средства решения, мероприятия

Дети

Выявить уровень представлений детей о традициях и обрядах Ярославского края при проведении Масленицы

Обсуждение проблемы, вживание в игровую ситуацию.

Проблемная ситуация – метод 3-х вопросов.

Что мы знаем?

  • На Масленицу пекут блины.

  • Ее отмечают в начале весны.

  • В последний день праздника сжигают Куклу-Масленицу

Что мы хотим узнать?

  • Как отмечали Масленицу в Ярославском крае?

  • Какие существовали забавы на Масленичной неделе?

  • Зачем пекут блины?

  • Для чего нужна куколка-оберег?

  • Как люди наряжались?

Что для этого необходимо сделать?

  • Обратиться за информацией к разным источникам и провести проект.

Родители

Познакомить со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей.

Создание Афиши праздника "Ярославская Масленица".

Информация на стенде о праздновании Масленицы в Ярославской крае


II этап – основной

Понедельник

Дети

Дать детям представление о традициях Масленицы

Образовательная область «Познавательное развитие»

Познавательный рассказ воспитателя о праздновании Масленицы в Ярославской губернии. (Приложение №2)

Образовательная область «Речевое развитие»

Разучивание закличек:

Маслена неделя

В Ярославль прилетела,

На пенечек села,

Оладышек съела,

Другой закусила,

Домой потрусила!

Образовательная область «Физическое развитие»

Разучивание народных подвижных игр («Сковорода», «Продавец счастья», «Карусель», «Горшки»). (Приложение №8)

Прогулка. Целевые наблюдения за первыми признаками весны.

-Перед сном воспитатель рассказывает сказку «Солнце и блины».

Вторая половина дня:

Дети рассматривают иллюстрации к русским народным сказкам, обращают внимание на то в какую одежду одеты люди, какой быт в избе.

Просмотр мультфильма «На Масленице»

Родители

Заинтересовать родителей, показать актуальность праздника

Устраивают с детьми посиделки и вместе с ними изготавливают масленичную куклу «Марфушечку-Душечку» (Приложение №3).

Вторник

Дети

Дать детям представление о нарядах и костюмах Ярославского края

Образовательная область «Познавательное развитие»

Посиделки в библиотеке им. Ярослава Мудрого «Раскрываем секреты блинов»

Образовательная область «Физическое развитие»

Разучивание народных подвижных игр

На прогулке проводятся игры «Пряничная доска», «Барыня», «Пузырь». (Приложение №8).

Прогулка. Целевые наблюдения за первыми признаками весны.

-Перед сном воспитатель рассказывает сказку «Соломенная Масленица»

Вторая половина дня:

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Дети слушают русские народные мелодии. Изготавливают банченные веники.

Родители


Родители вместе с детьми реализуют проект «Как я пеку блины» (Приложение №11)

Среда

Дети


Образовательная область «Познавательное развитие» рассказ воспитателя о глиняных свистульках

(Ростовских и Даниловских)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Лепка свистулек из пластилина. (Приложение № 3)

Прогулка: организация традиционных русских забав с использование свистулек как средство подачи сигнала.

-Перед сном воспитатель рассказывает сказку «Как весна зиму поборола»

Вторая половина дня:

Самостоятельная деятельность детей в Центре «Искусство», слушание русской народной музыки.

Родители


Родители вместе с детьми продолжают реализовывать проект «Как я пеку блины»

Четверг

Дети


Образовательная область «Познавательное развитие» рассказ воспитателя о нарядах Ярославской губернии.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование нарядов Ярославской области.

Прогулка: Игра «Столбы»

Вторая половина дня:

Сюжетно-ролевая игра «Ателье».

Изготовление русского народного костюма.

Родители



Пятница

Дети


Образовательная область «Познавательное развитие» рассказ воспитателя о куколках-оберегах.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Изготовление куколок-оберегов

Проведение мастер-класса для педагогов и родителей в сон-час «Куколка-оберег». (Приложение №10)

Вторая половина дня: подготовка костюмов и масок для проведения праздника «Масленичный разгуляй»

Родители


Родители готовят масленичные угощения для презентации на празднике, помогают украсить площадку на улице. (Приложение № 6)

III этап - заключительный

Дети

Формировать навыки здорового образа жизни.

Закрепить представления детей о обрядах и традициях Ярославского края

Музыкальный праздник «Масленичный разгуляй» (Приложение № 7)

Родители

Включать родителей в воспитательно-образовательный процесс.







Заключение

Хочется отметить, что совместные праздники улучшают не только взаимоотношение родителей и детей, но и помогают раскрыться как детям, так и родителям. Укрепляют связь между семьей и детским садом, развивают дружеские отношения в семье. Результатом проведенного мероприятия, являются впечатления детей и родителей, полученных от праздника.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155)

3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А., М. : Мозаика-Синтез, 2013 г.)

4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов ДОУ. - М. :Мозаика – Синтез, 2008.-112 с.

5. Гришина Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре / Г. Н. Гришина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. – № 1. – С. 67-73.

6. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: Детство-Пресс, 2008

7. Круглова, И. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры / И. Круглова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 10. – С. 15-17.

8. Парамонова, Т. Прощай, Масленица! / Т. Парамонова, Т. Кремнева // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2007. – N 1. – С. 33-34.

9. http://www.maam.ru/

10. http://nsportal.ru/

11. http://rodnaya-tropinka.ru

12. https://www.youtube.com/watch?v=QB_qNkYbBTk (16 февраля 2016 г.)

13. Традиции Ярославского края. Народный календарь / А.А. Маслова, Ю.В. Маслов; Под общ.ред. В.В. Горошникова. – Рыбинск: Медиарост, 2013. – 108с.

14.http://rostlib.ru/news/2013/maslenitsa/maslenitsa.html

15.http://vita-colorata.livejournal.com/369093.html

16. Науменко Г.М. « Русские народные детские песни и сказки с напевами» – М.:«ЦентрПолиграф», 2001.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект "Масленица"

Автор: Борисова Валентина Алексеевна

Дата: 22.03.2018

Номер свидетельства: 462939

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Педагогический проект "Масленица""
    ["seo_title"] => string(39) "piedaghoghichieskii-proiekt-maslienitsa"
    ["file_id"] => string(6) "333210"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1465296151"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Краткосрочный проект "Масленица Широкая""
    ["seo_title"] => string(42) "kratkosrochnyi_proekt_maslenitsa_shirokaia"
    ["file_id"] => string(6) "585064"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1628247348"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект краткосрочного проекта "Масленица Широкая""
    ["seo_title"] => string(53) "konspekt_kratkosrochnogo_proekta_maslenitsa_shirokaia"
    ["file_id"] => string(6) "575591"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1615838695"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Творческий проект "Масленицу встречаем - зиму провожаем!""
    ["seo_title"] => string(62) "tvorchieskii_proiekt_maslienitsu_vstriechaiem_zimu_provozhaiem"
    ["file_id"] => string(6) "468788"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1525775227"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Проект "Масленица""
    ["seo_title"] => string(17) "proekt_maslenitsa"
    ["file_id"] => string(6) "540638"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1582274669"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства