Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! Проект «Мир театра» Участники проекта: воспитатели – дети – родители. Тип проекта: Творческий. Срок реализации: с 1 сентября 2015 по 30 мая 2016 Воспитатель: Старостенко А. Ф. МБДОУ Детский сад №15 ст.Новониколаевская
Актуальность проекта:
Развитая речь - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С. Выготский писал: « Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у многих ребят слабо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать короткие литературные произведения. Сегодня вопрос о развитии речевой активности дошкольников стоит особенно остро, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию. - Ухудшение состояния здоровья детей -Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе. - Большое время занимает компьютер и другие средства технического прогресса - Психологи утверждают: дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи, формирование культуры речевого общения. Одно из актуальных действенных средств, для развития речи- это театральные игры, которые являются благоприятной средой для активизации речевой активности детей дошкольного возраста. Дети- дошкольники, как правило, всегда рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие сказки при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прейди к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром, через образы, краски, звуки. Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость… Любимые герои становятся образцами для подражания. Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает их вкус, воспитывает чувство прекрасного. Театрализованные игры помогают воспитателю, любящему своих детей, создавать радостною, непринужденную обстановку в группе. Поэтому, я считаю, реализация проекта позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Изучив опыт работы Сорокиной Н.Ф., Миланович Л.Г. по программе “Театр – творчество – дети”, я сделала для себя следующие выводы: всю работу нужно строить на создании ярких, запоминающихся образов и желании использовать их в своей повседневной жизни. Сказка - одна из самых древних распространенных форм драматического исполнения. “Нельзя забывать, что сказка есть отнюдь не литературный жанр, а литературно-театральный. Она живет живой жизнью в звучании, в исполнении, в устах сказочника, на аудитории. Сказочник обладает целым комплексом приемов: он помогает себе мимикой, жестами, движениями, интонацией, паузами. И чем талантливей рассказчик, тем живее, эмоциональней, выразительнее его исполнение, тем разнообразнее его приемы”. (И. Карнаухов) Цель проекта: Приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей. Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе. Задачи проекта: - Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников - Формирование навыков культуры общения. - Развитие художественного восприятия, интереса и любви к детской художественной литературы через игры драматизации. - Формировать умения инсценировать художественные произведения. - Создавать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближения детей, родителей и педагогов ДОУ. - Формировать в ДОУ художественно-эстетическую творчески развивающую предметную среду. -Расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации. -Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса). - Обеспечить взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструированием. - Приобщать родителей к театрально-культурной жизни ДОУ. Строя свою образовательную работу, я опиралась на рекомендации таких авторов: А.В.Щеткин, Т.Н.Доронова, Н.Ф.Губанова. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г Формы работы с детьми: - интегрированная образовательная деятельность; -драматизация сказок; - презентации разных видов театра; - выставки. Методы и приемы: - творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, --импровизация на детских музыкальных инструментах); - игры-драматизации; - беседы после просмотра сказки - упражнения по дикции; - игры-превращения; - упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы; - репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок. Использование разнообразных средств: театральные уголки в группах, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, DVD, кассеты, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации сказок. Работа с родителями: Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей. Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе. Формы взаимодействия работы с родителями: - устный опрос «Играете ли вы с ребенком в театр» (на начало и конец проекта); - индивидуальные беседы; - наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов; памятки «Организация театральной деятельности в средней группе», «Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности». - посещение театра всей семьей; - выставка – презентация разных видов театра «Поиграйте с нами»; - совместная деятельность; - день открытых дверей, дружеские встречи; - помощь в изготовлении костюмов и декораций. Критерии оценки результативности проекта 1. Диагностика детей группы 2. Анкетирование родителей 3. Фото- и видеоматериалы 4. Анализ проведенных мероприятий 5. Обобщение опыта Предполагаемый продукт деятельности 1. Разработка перспективного плана по теме: «Развитие связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности» 2. Оформление альбома «Театры родного города» 3. Обновление эстетического пространства группы. 4. Разработка методических рекомендаций по содержанию и организации театрализованной деятельности для педагогов и родителей. 5. Организация открытого просмотра драматизации с участием детей, для родителей и воспитанников 1-й и 2-й младшей группы 6. Оформление стенгазеты «Мы – артисты» Работа воспитателей. Ведущая идея – создание системы перспективного планирования для развития театрализованной деятельности в детском саду. Задача – разработать ряд перспективных планов взаимодействующих по разделам: совместная деятельность, игра, работа с родителями. Формы работы: - педсоветы, консультации; - создание картотеки театрализованных игр; - помощь в организации предметно-развивающей среды; - работа с учебными наглядными пособиями; - праздники и развлечения; - выставки, фотоальбомы. Ребенок В основе проекта идея формирования заинтересованности детей в потребности заниматься театрализованной деятельностью не только с педагогами, но и самостоятельно в свободное время. Идея – не навреди Ожидаемые результаты: Для детей: Развитая диалогическая речь. Создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Развитие связной речи, мимики, жестов. Развитие инициативы, активности, самостоятельности. Для воспитателей:. Повышение профессионализма.. Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями. Личностный профессиональный рост. Самореализация. Для родителей: Повышение уровня личностного сознания. Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями. Самореализация. Для группы: 1. Создание качественной предметно-развивающей среды для расширения представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации. 2. Создание системы перспективного планирования по театрализованной деятельности. 3. Создание картотеки театрализованных игр. |