Проект «Времена года глазами великих композиторов и художников»
Проект «Времена года глазами великих композиторов и художников»
В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создаёт обстановку духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному и нравственному развитию.
Необходимо создавать условия для всестороннего развития личности ребёнка, развития его творческих способностей. Наиболее ярко проявляются творческие способности в музыкальной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Участники проекта: Музыкальный руководитель, дети старшего дошкольного возраста, воспитатели.
Актуальность:
В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создаёт обстановку духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному и нравственному развитию.
Необходимо создавать условия для всестороннего развития личности ребёнка, развития его творческих способностей. Наиболее ярко проявляются творческие способности в музыкальной деятельности.
У детей, которые часто соприкасаются с музыкой, более богатый мир чувств, они более отзывчивы на переживания других людей, более жизнерадостны, лучше воспринимают всё новое, хорошо учатся в школе. У каждого ребёнка можно пробудить интерес и любовь к музыке, развить музыкальный слух и голос. Это подтверждается и жизненной практикой и наукой.
Для приобщения детей к музыкальной деятельности в детском саду используются различные формы: занятия, праздники, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность. Проведение проекта по знакомству с мировой классикой поможет решению задач по развитию музыкально-творческих способностей детей.
Цель проекта: Доставить детям радость от общения с классической музыкой великих композиторов и знакомства с картинами великих художников.
Задачи:
- Расширять и обогащать представления детей о временах года посредством музыкально-эстетического воспитания.
- Воспитывать у детей любовь к природе и умение наслаждаться ее красотой.
- Обогащать эмоциональный опыт и образное мышление детей.
- Продолжать закреплять навыки пения и слушания у дошкольников.
- Развивать эмоциональную отзывчивость и музыкальное восприятие дошкольников.
- Развивать умение слушать вокальную и инструментальную музыку.
Методы: - метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; - метод эмоциональной драматургии; - метод интонационно-стилевого постижения музыки; - метод художественного подтекста; - метод создания «композиций»; - метод междисциплинарных взаимодействий; - метод проблемного обучения.
Формы ведения занятий – слушание музыкального произведения, просмотр детских музыкальных аудиозаписей и видеофильмов, работа в малых группах, участвовать в составлении музыкально-литературной газеты, создание творческих рисунков. Привлечение родителей в художественно-творческую деятельность совместно с детьми.
Этапы и сроки реализации:
1 этап – подготовительный Подбор необходимого материала по теме, систематизация и подготовка к применению в рамках проекта.
2 этап – основной Реализация проекта. Расширение знаний детей о классической музыке, знакомство с композиторами и художниками.
3 этап - заключительный. Обобщение опыта работы, анализ эффективности реализации проекта. Проведение «Музыкальной гостиной» совместно с детьми, педагогами, родителями.
Ожидаемый результат:
В результате реализации проекта у детей будет развиваться музыкальная память, будет формироваться умение слушать вокальную и инструментальную музыку, повысится интерес к музыкальной деятельности. У детей расширяется кругозор знаний о музыкальном искусстве, композиторах, живописи, природе.
У детей обогащается, активизируется словарь по лексической теме: Времена года, совершенствуется произносительная сторона речи.
У детей активно развивается зрительное и слуховое восприятие.
У детей формируется художественно-эстетический вкус, восторженное отношение к искусству
В результате творческо-познавательной деятельности, у детей появится стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить и вникнуть в существующие в природе связи и отношения.
В процессе знакомства с музыкой, живописью и литературными произведениями, у детей пополнится словарный запас, они станут более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появится желание самостоятельно заняться творчеством, выражать свои чувства, позитивное отношение к миру. Все это способствует развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.
Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание: дети знакомятся с художественными произведениями данной тематики различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научатся получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, станут более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны. Смогут более умело передавать свои ощущения: мимикой, жестом, в своих рассказах рисунках, в музыкально-ритмических движениях.
Сведения о проекте: Учебные мероприятия 2 раз в месяц: 1- на музыкальном занятии и 1 - во второй половине дня .Занятия носят теоретический и практический характер. Цикл занятий «Времена года»: «Осенние мелодии», «Зимние напевы», «Весенние мотивы», «Музыка лета». Следовательно, отводится 2 занятия на внедрение проектной деятельности в педагогический процесс. В год общее количество дней, отведённых для проекта – 18.
План реализации проекта.
Месяц
№
Тема занятия
Ключевые слова
и понятия
Интеграция музыкальной деятельности с другими видами детской деятельности
В результате реализации проекта дети познакомились с художественными произведениями данной тематики различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии, учились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны. Более умело передают свои ощущения: мимикой, жестом, в своих рассказах рисунках, в музыкально-ритмических движениях. Повысился интерес к музыкальной деятельности.
Материальное обеспечение:
Учебно-методическая литература, аудио, видео записи, музыкально-дидактические игры, детские музыкальные инструменты.
Литература:
Н.А.Ветлугина. « Музыкальное воспитание в детском саду» . Просвещение, 1981
Методика музыкального воспитания в детском саду. Под редакцией Н.А.Ветлугиной., Просвещение 1976