kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект в старшей группе "В гости к цифрам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

орммммммммммммммммммммммммммгнннннннннннннннннннннннннннннннннн

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект в старшей группе "В гости к цифрам"»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ивушка» п. Ударный










Годовой отчет педагога-психолога Яковенко О.В.

за 2021-2022 учебный год















п.Ударный 2021год



Работа педагога-психолога велась на основании годового плана на 2021-2022 учебный год и строилась в соответствии со следующими целями и задачами:

Цель: создание психолого-педагогических условий, способствующих охране и укрепле- нию психического здоровья детей, достижению ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.

Задачи:
  • Содействовать созданию социально-психологических условий для успешного развития де- тей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребёнка и зону его ближайшего развития.

  • Содействовать коллективу дошкольного учреждения в гармонизации психологического кли- мата, благоприятного для развития детей.

  • Оказывать своевременную психологическую консультативную, диагностическую, коррекци- онно-развивающую помощь детям, родителям и педагогам в решении психологических про- блем при подготовке детей к школе.

  • Взаимодействуя с педагогами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение де- тей, имеющих трудности в психическом развитии, ограниченные возможности здоровья, ис- пользуя разнообразные формы психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы.

  • Способствовать личностному саморазвитию и самореализации педагогов и родителей через различные формы психологического просвещения

Деятельность осуществлялась по следующим направлениям:
    1. Психопрофилактика, психологическое просвещение;

    2. Психологическая диагностика;

    3. Развивающая работа и психологическая коррекция;

    4. Психологическое консультирование;

    5. Организационно-методическая работа. Количество охваченных групп – 4 группы.

  1. «Психопрофилактика и психологическое просвещение»

Работа с детьми была направлена на социальную адаптацию детей, развитие познавательных и творческих способностей, эмоциональной сферы и проводилась в форме индивидуальных и групповых занятий.

С педагогами была направлена на предотвращение, профилактику и своевременное разрешение конфликтов в ДОО; содействие в организации конструктивного общения детей в группе; профи- лактику эмоционального выгорания, профессиональный и личностный рост. Вся работа плани- ровалась и проводилась в форме консультаций, тренингов, совместных встреч с родителями и детьми.

В работе с родителями большое внимание уделялось профилактике дезадаптивного поведения в семье, формированию доброжелательных, доверительных отношений с ребёнком. Использова- лись разные формы работы (тренинги, психологические гостиные, круглые столы, консульта- ции).

В течение года использовалась стендовая информация:

Агрессивное поведение ребенка-дошкольника; Игрушка в жизни ребенка;

Если ребенок не хочет идти в детский сад; Адаптационный период в детском саду;

Гиперактивный ребенок;

Психологическая готовность к школе;

Консультации размещались в папках передвижках в раздевалках групповых комнат

В результате просветительской работы было осуществлено повышение психологической компе- тентности педагогов и родителей.

  1. Психологическая диагностика

Диагностическая работа проводилась по намеченному плану, а также в соответствии с запросами администрации, педагогов, родителей. Исследованию подлежали (см. Табл.1):




Таблица 1. Психодиагностика

Категории обследуемых, сроки выполнения

Методика и цель

Дети группы раннего воз- раста (сентябрь-октябрь)

Наблюдение за адаптацией детей младшей группы к условиям дошкольного учреждения

Диагностика всех воспитан- ников (сентябрь-октябрь)

Наблюдение за созданием в группах благоприятных условий

для комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении

Дети старшей группы (ок- тябрь-апрель)

Диагностика психологической готовности к обучению в школе:

«Диагностико-прогностический скрининг за авторством Е.А. Екжановой.

Диагностика всех воспитан- ников по запросу родителей,

воспитателей, в течение года

Диагностика эмоционально-личностной, познавательной сферы детей

Дети старшей группы (ок- тябрь, ноябрь)

Диагностика эмоционально-личностной сферы детей по мето- дикам «Кактус», «Лесенка» (М. А. Панфилова); «Секрет», «Ри- сунок семьи», «Рисунок несуществующего животного», «Стра- хи в домиках» и др.

Диагностика родителей

Диагностика особенностей адаптации ребенка в детском саду

(Анкета)

Диагностика готовности детей старшей группы (Анкета «Готов ли ребенок к школе типов семейного воспитания )

Диагностика педагогическо- го коллектива

Стиль общения с детьми (Анкета)


Результатом данной работы являлось:

Консультирование воспитателей с целью предоставления полученных данных и определения дальнейшей работы;

Заполнение индивидуальных карт воспитанников, адаптационных листов;

Определение рабочей группы воспитанников с целью коррекции и развития; Выступление на родительских собраниях с полученными результатами;

Рекомендации педагогам, родителям и воспитанникам.

Диагностическая работа с воспитанниками

В начале учебного года шло наблюдение за адаптацией вновь прибывших детей) к условиям дет- ского сада. На каждого из них был заведен адаптационный лист. Анализ адаптационных листов показал, что 82% детей имеют высокий уровень адаптации к дошкольному учреждению, 18% - средний уровень адаптации (рис.1).

Рис.1 Распределение степени адаптации к ДОУ

Дети со средним уровнем адаптации часто по болезни или по другим причинам не посещали до- школьное учреждение, в результате чего адаптационный период затянулся. Проведена консуль- тация для воспитателей и родителей «Адаптация детей к дошкольному учреждению», анкетиро- вание родителей. С детьми были проведены адаптационные занятия.



Уровень психологической готовности воспитанников к школьному обучению

Важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике готовности к школьному

обучению, позволяющей взрослому понять, в верном ли направлении он осуществляет подготов- ку детей к школе. Ценность диагностики заключается не в прямом получении конкретных ре- зультатов, констатирующих достижения или проблемы дошкольников. Ее главной функцией яв- ляется выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень разви- тия. На их устранение должны быть направлены усилия педагогов. Результаты диагностики го- товности к школе – это отправные точки индивидуальных образовательных маршрутов для каж- дого ребенка.

Экспресс-диагностика представляет собой комплект из 10 тестов. Используя специальные пси- хологические методики. Можно охарактеризовать интеллектуальные возможности ребенка: мо- тивационная готовность к школе, функциональная зрелость нервной системы: степень «школь- ной зрелости», восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь, развитие мелкой моторики, математические навыки.

Все тесты подобраны таким образом, чтобы сделать срезовое исследование познавательных про- цессов, выявить слабые звенья интеллекта.

В старшей группе был изучен уровень психологической готовности к школе детей с помощью комплексной методики. Результаты представлены в таблице:

Распределение показателей психологической готовности к школе в начале года

Уровень

Старшая группа

Всего

высокий

3

(33%)

средний

4

(45%)

низкий

2

(22%)

В результате обследования возникла необходимость коррекционно- развивающей работы с деть- ми с низким уровнем психического развития и развивающей – со средним уровнем психологиче- ской готовности к школе.

Таким образом, в течение года проводилась коррекционно-развивающая работа по формирова- нию психических процессов, произвольности, тренинговые занятия по подготовке к школе. Были составлены индивидуальные планы работы. С детьми были проведены индивидуальные и под- групповые развивающие игры и упражнения по развитию определенных познавательных процес- сов: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, произвольности. Даны рекоменда- ции воспитателям и родителям, как формировать интеллектуальную, личностную и мотивацион- ную готовность к школе.

В конце учебного года была проведена повторная экспресс-диагностика уровня психологической готовности к школе.

Результаты оказались следующие:

Распределение показателей психологической готовности к школе в конце года

Уровень

Старшая группа

Всего

высокий

5

(56%)

средний

3

(33%)

низкий

1

(11%)

Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуальная и групповая коррекционная развива- ющая работа с детьми, имеющими первоначально низкий и средний уровень развития познава- тельных процессов эффективна, но в данном случае необходима системная психолого-

педагогическая работа воспитателей и родителей. Необходимо постоянно рекомендовать родите- лям детей с низким уровнем развития наблюдать за их достижениями, использовать различные

приемы для развития психических процессов при общении с ребенком дома.

В период с октября - по ноябрь была проведена эмоционально-личностная диагностика детей старших и подготовительных к школе групп по методикам: «Кактус», «Лесенка», «Страхи в до- миках», «Два дома», «Рисунок семьи», «Рисунок несуществующего животного» и др. Обследо- вание проводилось индивидуально. В результате обследования были выявлены дети «группы




риска»: популярные и неблагополучные, тревожные, гиперактивные, агрессивные дети; дети с низкой самооценкой; дети, у которых страхи выше нормы. Дошкольники, которые имеют про- блемы, были включены в список детей для занятий с психологом. С родителями детей «группы риска» были проведены тренинги «Взаимодействие с тревожными, агрессивными, гиперактив- ными детьми», индивидуальные консультации.

Изучение статуса каждого ребенка в старшей группе, характера отношений со сверстниками

осуществлялось с помощью экспресс-социометрии. По результатам обследования выявилось, что характер отношений ребят со сверстниками положительный. Воспитателям были предложены

рекомендации: Воспитателям наблюдать за игровой деятельностью детей: организовать совмест- ную игровую деятельность с ребятами, учитывая их предпочтения. На занятиях и в свободной игровой деятельности акцентировать внимание на успехах «изолированных» детей, хвалить при детях в группе.

Диагностическая работа с педагогами

С педагогами было проведено анкетирование: «Стиль общения с детьми». Выявлено, что у педа- гогов дошкольного учреждения демократический стиль общения с детьми. Педагогам рекомен- дована литература, игры и упражнения по формированию у детей навыков общения.

Вывод:

По результатам проведённых исследований наблюдается динамический рост уровня сформиро- ванности познавательных процессов у детей;

положительная динамика готовности детей к школе. Прогнозируемые результаты дальнейшего обучения в школе всех воспитанников положительные. Произошло завершение в целом периода адаптации, сохранение психологического здоровья вновь прибывших детей и переформирован- ных групп. В целом создается социальный портрет ребёнка, освоившего основную общеобразо- вательную программу. В результате психодиагностики были выявлены проблемы, послужившие причиной обращения за психологической помощью, намечены пути их коррекции и устранения.

  1. Психокоррекционная и развивающая работа

По результатам групповых и индивидуальных обследований, а также по запросам родителей, педагогов проводились групповые и индивидуальные коррекционные и развивающие занятия, направленные на развитие и коррекцию познавательных процессов и эмоционально-волевой

сферы, мотивации обучения, интеллектуальных способностей, сферы межличностных отноше- ний ребенка.

Мероприятия коррекционной и развивающей работы

Направления работы

Виды и формы работы

Развивающая работа в период адаптации к ДОО

Групповые развивающие занятия

Развивающая работа с использованием раз-

вивающих игр и упражнений

Групповые и индивидуальные развиваю-

щие занятия

Развивающая работа в период возрастных кризисов 3 и 7 лет

Групповые и индивидуальные коррекцион- но-развивающие занятия

В развивающей и коррекционной работе использовалась следующая методическая литература:

Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс- диагностика в детском саду» В.Т. Лободин, Г.В. Лавренова «Как сохранить здоровье педагога»;

Е.А. Каралашвили «Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ. Организация работы. О.И. Давыдова, А.А. Майер «Адаптационные группы в ДОУ. Методическое пособие;

Задровская И.А. «Социально-психологическая служба ДОУ при подготовке ребенка к детскому саду»;

Рогалева Н.А. «Психологический клуб для родителей»

А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова «Практический психолог в детском саду» для занятий с детьми 3- 7 лет.

С детьми была организована коррекционно-развивающая работа.

Количество детей, с которыми была организована коррекционно-развивающая работа




Дети

Познавательная сфера

Эмоционально-личностная, коммуникативная сфера


Индивидуаль- ные занятия

Подгрупповые занятия

Индивидуаль- ные занятия

Подрупповые занятия

1-я младшая

(1,5-3 года)



2


2-я младшая

(3-4 года)

1


3


Средняя группа


2



Старшая группа (5-

6 лет)

3

3

2



Выводы: В результате проведённой коррекционно-развивающей работы и по результатам итого- вых диагностических исследований можно сделать следующие выводы: произошла коррекция и устранение проблем у детей, снижение количества страхов до возрастной нормы; формирование адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста; снижение уровня негативных проявлений в эмоционально-личностной сфере; формирование комплекса произвольности в со- ответствии с возрастом; укрепление психологического здоровья ребенка. Со стороны родителей произошло изменение позиции во взаимодействии с ребенком. Нормализовались в достаточной степени детско-родительские отношения, произошло преодоление проблем развития личностной и коммуникативной сфер у детей, нормализация эмоционального состояния педагогов.

Психологическое консультирование

В рамках данного направления проводилось консультирование педагогов, родителей и воспитан- ников по результатам диагностик, по индивидуальным запросам, по возникающим личностным проблемам.(см. Табл. 6)

«Консультации (индивидуальные)»


Тема

Количество

родители

педагоги

1

Психологическое консультирование по пробле- мам трудностей в обучении

4

2

2

Психологическое консультирование по пробле-

мам детско-родительских взаимоотношений

6

4

3

Психологическое консультирование по пробле- мам межличностного взаимодействия в образова- тельном процессе.

2

3

4

Психологическое консультирование по пробле- мам раннего развития

3

2

6

Психологическое консультирование по пробле- мам психологической готовности ребенка к обу- чению в школе

5

1

7

Психологическое консультирование по пробле- мам возрастных кризисов ребенка

6

2

8

Всего

52

26

Мероприятия, проводимые с родителями (памятки, семинары, тренинги, родительские встре- чи, собрания и др.):

  1. Выступление на родительских собраниях (особенности психологического развития детей до- школьного возраста) – 2 встречи;

  2. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – 1 встречи.

  3. Родительская встреча «Психологическое благополучие ребенка»

  4. Групповая консультация «Кризис трехлетнего возраста»



  1. Практикум «Игры, в которые играют ваши дети»

Мероприятия, проводимые с педагогами (семинары, лекции и др.):

  1. Консультация для воспитателей групп раннего возраста «Адаптация детей к дошкольному учреждению. Современный подход»

  2. Консультация: «Индивидуальные и возрастные особенности ребёнка дошкольного возраста».

  3. Консультация «Организация предметно-развивающей среды по ФГОС»

  4. Практикум «Профилактика стрессов у педагогов».

  5. «Подготовка ребенка к школьному обучению с учетом его индивидуальных особенностей»

Вывод:

В результате проделанной работы произошли существенные изменения, а именно: повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания детей педагогов и родителей; достижение взаимопонимания о причинах возникновения проблем и путей их преодоления.


Задачи на следующий год:

Цель: обеспечение охраны, укрепления и развития психологического здоровья детей в детском саду.

Задачи педагога-психолога:
  1. Развитие индивидуальных особенностей и личности каждого ребенка.

  2. Создание благоприятного для развития детей микроклимата в детском саду.

  3. Оказание своевременной психолого-педагогической помощи, как детям, так и их родителям, воспитателям.

  4. Распространение психолого-педагогических знаний среди педагогов и родителей.








































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Проект в старшей группе "В гости к цифрам"

Автор: Дарья Викторовна Степаненко

Дата: 21.09.2024

Номер свидетельства: 656546

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока литературного чтения "Мудрость ценят все народы" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-mudrost-tsieniat-vsie-narody"
    ["file_id"] => string(6) "125138"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414920033"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "конспект с презентацией по русскому языку 3 класс "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-s-priezientatsiiei-po-russkomu-iazyku-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "104142"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402671122"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства