Просмотр содержимого документа
«Проект в старшей группе "В гости к цифрам"»
Муниципальноебюджетноедошкольноеобразовательноеучреждение детский сад «Ивушка» п. Ударный
Годовой отчет педагога-психолога Яковенко О.В.
за 2021-2022 учебный год
п.Ударный 2021год
Работа педагога-психолога велась на основании годового плана на 2021-2022 учебный год и строилась в соответствии со следующими целями и задачами:
Цель: создание психолого-педагогических условий, способствующих охране и укрепле- нию психического здоровья детей, достижению ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.
Задачи:
Содействовать созданию социально-психологических условий для успешного развития де- тей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребёнка и зону его ближайшего развития.
Содействовать коллективу дошкольного учреждения в гармонизации психологического кли- мата, благоприятного для развития детей.
Оказывать своевременную психологическую консультативную, диагностическую, коррекци- онно-развивающую помощь детям, родителям и педагогам в решении психологических про- блем при подготовке детей к школе.
Взаимодействуя с педагогами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение де- тей, имеющих трудности в психическом развитии, ограниченные возможности здоровья, ис- пользуя разнообразные формы психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы.
Способствовать личностному саморазвитию и самореализации педагогов и родителей через различные формы психологического просвещения
Деятельность осуществлялась по следующим направлениям:
Психопрофилактика, психологическое просвещение;
Психологическая диагностика;
Развивающая работа и психологическая коррекция;
Психологическое консультирование;
Организационно-методическая работа. Количество охваченных групп – 4 группы.
«Психопрофилактика и психологическое просвещение»
Работа с детьми была направлена на социальную адаптацию детей, развитие познавательных и творческих способностей, эмоциональной сферы и проводилась в форме индивидуальных и групповых занятий.
С педагогами была направлена на предотвращение, профилактику и своевременное разрешение конфликтов в ДОО; содействие в организации конструктивного общения детей в группе; профи- лактику эмоционального выгорания, профессиональный и личностный рост. Вся работа плани- ровалась и проводилась в форме консультаций, тренингов, совместных встреч с родителями и детьми.
В работе с родителями большое внимание уделялось профилактике дезадаптивного поведения в семье, формированию доброжелательных, доверительных отношений с ребёнком. Использова- лись разные формы работы (тренинги, психологические гостиные, круглые столы, консульта- ции).
В течение года использовалась стендовая информация:
Агрессивное поведение ребенка-дошкольника; Игрушка в жизни ребенка;
Если ребенок не хочет идти в детский сад; Адаптационный период в детском саду;
Гиперактивный ребенок;
Психологическая готовность к школе;
Консультации размещались в папках передвижках в раздевалках групповых комнат
В результате просветительской работы было осуществлено повышение психологической компе- тентности педагогов и родителей.
Психологическая диагностика
Диагностическая работа проводилась по намеченному плану, а также в соответствии с запросами администрации, педагогов, родителей. Исследованию подлежали (см. Табл.1):
Таблица 1. Психодиагностика
Категорииобследуемых, сроки выполнения
Методикаицель
Дети группы раннего воз- раста (сентябрь-октябрь)
Наблюдение за адаптацией детей младшей группы к условиям дошкольного учреждения
Диагностика всех воспитан- ников (сентябрь-октябрь)
Наблюдение за созданием в группах благоприятных условий
для комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении
Дети старшей группы (ок- тябрь-апрель)
Диагностика психологической готовности к обучению в школе:
«Диагностико-прогностический скрининг за авторством Е.А. Екжановой.
Диагностика всех воспитан- ников по запросу родителей,
воспитателей, в течение года
Диагностика эмоционально-личностной, познавательной сферы детей
Дети старшей группы (ок- тябрь, ноябрь)
Диагностика эмоционально-личностной сферы детей по мето- дикам «Кактус», «Лесенка» (М. А. Панфилова); «Секрет», «Ри- сунок семьи», «Рисунок несуществующего животного», «Стра- хи в домиках» и др.
Диагностика родителей
Диагностика особенностей адаптации ребенка в детском саду
(Анкета)
Диагностика готовности детей старшей группы (Анкета «Готов ли ребенок к школе типов семейного воспитания )
Диагностика педагогическо- го коллектива
Стиль общения с детьми (Анкета)
Результатом данной работы являлось:
Консультирование воспитателей с целью предоставления полученных данных и определения дальнейшей работы;
Определение рабочей группы воспитанников с целью коррекции и развития; Выступление на родительских собраниях с полученными результатами;
Рекомендации педагогам, родителям и воспитанникам.
Диагностическая работа с воспитанниками
В начале учебного года шло наблюдение за адаптацией вновь прибывших детей) к условиям дет- ского сада. На каждого из них был заведен адаптационный лист. Анализ адаптационных листов показал, что 82% детей имеют высокий уровень адаптации к дошкольному учреждению, 18% - средний уровень адаптации (рис.1).
Рис.1 Распределение степени адаптации к ДОУ
Дети со средним уровнем адаптации часто по болезни или по другим причинам не посещали до- школьное учреждение, в результате чего адаптационный период затянулся. Проведена консуль- тация для воспитателей и родителей «Адаптация детей к дошкольному учреждению», анкетиро- вание родителей. С детьми были проведены адаптационные занятия.
Важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике готовности к школьному
обучению, позволяющей взрослому понять, в верном ли направлении он осуществляет подготов- ку детей к школе. Ценность диагностики заключается не в прямом получении конкретных ре- зультатов, констатирующих достижения или проблемы дошкольников. Ее главной функцией яв- ляется выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень разви- тия. На их устранение должны быть направлены усилия педагогов. Результаты диагностики го- товности к школе – это отправные точки индивидуальных образовательных маршрутов для каж- дого ребенка.
Экспресс-диагностика представляет собой комплект из 10 тестов. Используя специальные пси- хологические методики. Можно охарактеризовать интеллектуальные возможности ребенка: мо- тивационная готовность к школе, функциональная зрелость нервной системы: степень «школь- ной зрелости», восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь, развитие мелкой моторики, математические навыки.
Все тесты подобраны таким образом, чтобы сделать срезовое исследование познавательных про- цессов, выявить слабые звенья интеллекта.
В старшей группе был изучен уровень психологической готовности к школе детей с помощью комплексной методики. Результаты представлены в таблице:
Распределение показателей психологической готовности к школе в начале года
Уровень
Старшая группа
Всего
высокий
3
(33%)
средний
4
(45%)
низкий
2
(22%)
В результате обследования возникла необходимость коррекционно- развивающей работы с деть- ми с низким уровнем психического развития и развивающей – со средним уровнем психологиче- ской готовности к школе.
Таким образом, в течение года проводилась коррекционно-развивающая работа по формирова- нию психических процессов, произвольности, тренинговые занятия по подготовке к школе. Были составлены индивидуальные планы работы. С детьми были проведены индивидуальные и под- групповые развивающие игры и упражнения по развитию определенных познавательных процес- сов: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, произвольности. Даны рекоменда- ции воспитателям и родителям, как формировать интеллектуальную, личностную и мотивацион- ную готовность к школе.
В конце учебного года была проведена повторная экспресс-диагностика уровня психологической готовности к школе.
Результаты оказались следующие:
Распределение показателей психологической готовности к школе в конце года
Уровень
Старшая группа
Всего
высокий
5
(56%)
средний
3
(33%)
низкий
1
(11%)
Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуальная и групповая коррекционная развива- ющая работа с детьми, имеющими первоначально низкий и средний уровень развития познава- тельных процессов эффективна, но в данном случае необходима системная психолого-
педагогическая работа воспитателей и родителей. Необходимо постоянно рекомендовать родите- лям детей с низким уровнем развития наблюдать за их достижениями, использовать различные
приемы для развития психических процессов при общении с ребенком дома.
В период с октября - по ноябрь была проведена эмоционально-личностная диагностика детей старших и подготовительных к школе групп по методикам: «Кактус», «Лесенка», «Страхи в до- миках», «Два дома», «Рисунок семьи», «Рисунок несуществующего животного» и др. Обследо- вание проводилось индивидуально. В результате обследования были выявлены дети «группы
риска»: популярные и неблагополучные, тревожные, гиперактивные, агрессивные дети; дети с низкой самооценкой; дети, у которых страхи выше нормы. Дошкольники, которые имеют про- блемы, были включены в список детей для занятий с психологом. С родителями детей «группы риска» были проведены тренинги «Взаимодействие с тревожными, агрессивными, гиперактив- ными детьми», индивидуальные консультации.
Изучение статуса каждого ребенка в старшей группе, характера отношений со сверстниками
осуществлялось с помощью экспресс-социометрии. По результатам обследования выявилось, что характер отношений ребят со сверстниками положительный. Воспитателям были предложены
рекомендации: Воспитателям наблюдать за игровой деятельностью детей: организовать совмест- ную игровую деятельность с ребятами, учитывая их предпочтения. На занятиях и в свободной игровой деятельности акцентировать внимание на успехах «изолированных» детей, хвалить при детях в группе.
Диагностическая работа с педагогами
С педагогами было проведено анкетирование: «Стиль общения с детьми». Выявлено, что у педа- гогов дошкольного учреждения демократический стиль общения с детьми. Педагогам рекомен- дована литература, игры и упражнения по формированию у детей навыков общения.
Вывод:
По результатам проведённых исследований наблюдается динамический рост уровня сформиро- ванности познавательных процессов у детей;
положительная динамика готовности детей к школе. Прогнозируемые результаты дальнейшего обучения в школе всех воспитанников положительные. Произошло завершение в целом периода адаптации, сохранение психологического здоровья вновь прибывших детей и переформирован- ных групп. В целом создается социальный портрет ребёнка, освоившего основную общеобразо- вательную программу. В результате психодиагностики были выявлены проблемы, послужившие причиной обращения за психологической помощью, намечены пути их коррекции и устранения.
Психокоррекционная и развивающая работа
По результатам групповых и индивидуальных обследований, а также по запросам родителей, педагогов проводились групповые и индивидуальные коррекционные и развивающие занятия, направленные на развитие и коррекцию познавательных процессов и эмоционально-волевой
сферы, мотивации обучения, интеллектуальных способностей, сферы межличностных отноше- ний ребенка.
Мероприятия коррекционной и развивающей работы
Направления работы
Виды и формы работы
Развивающая работа в период адаптации к ДОО
Групповые развивающие занятия
Развивающая работа с использованием раз-
вивающих игр и упражнений
Групповые и индивидуальные развиваю-
щие занятия
Развивающая работа в период возрастных кризисов 3 и 7 лет
Групповые и индивидуальные коррекцион- но-развивающие занятия
В развивающей и коррекционной работе использовалась следующая методическая литература:
Н.Н.Павлова,Л.Г.Руденко«Экспресс-диагностикавдетскомсаду» В.Т. Лободин, Г.В. Лавренова «Как сохранить здоровье педагога»;
Е.А.Каралашвили«Медико-психолого-педагогическаяслужбавДОУ.Организацияработы. О.И. Давыдова, А.А. Майер «Адаптационные группы в ДОУ. Методическое пособие;
А.Н.Веракса,М.Ф.Гуторова«Практическийпсихологвдетскомсаду»длязанятийсдетьми3- 7 лет.
С детьми была организована коррекционно-развивающая работа.
Количество детей, с которыми была организована коррекционно-развивающая работа
Дети
Познавательная сфера
Эмоционально-личностная, коммуникативная сфера
Индивидуаль- ные занятия
Подгрупповые занятия
Индивидуаль- ные занятия
Подрупповые занятия
1-я младшая
(1,5-3 года)
2
2-я младшая
(3-4 года)
1
3
Средняя группа
2
Старшая группа (5-
6 лет)
3
3
2
Выводы:В результате проведённой коррекционно-развивающей работы и по результатам итого- вых диагностических исследований можно сделать следующие выводы: произошла коррекция и устранение проблем у детей, снижение количества страхов до возрастной нормы; формирование адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста; снижение уровня негативных проявлений в эмоционально-личностной сфере; формирование комплекса произвольности в со- ответствии с возрастом; укрепление психологического здоровья ребенка. Со стороны родителей произошло изменение позиции во взаимодействии с ребенком. Нормализовались в достаточной степени детско-родительские отношения, произошло преодоление проблем развития личностной и коммуникативной сфер у детей, нормализация эмоционального состояния педагогов.
Психологическое консультирование
В рамках данного направления проводилось консультирование педагогов, родителей и воспитан- ников по результатам диагностик, по индивидуальным запросам, по возникающим личностным проблемам.(см. Табл. 6)
«Консультации (индивидуальные)»
№
Тема
Количество
родители
педагоги
1
Психологическое консультирование по пробле- мам трудностей в обучении
4
2
2
Психологическое консультирование по пробле-
мам детско-родительских взаимоотношений
6
4
3
Психологическое консультирование по пробле- мам межличностного взаимодействия в образова- тельном процессе.
2
3
4
Психологическое консультирование по пробле- мам раннего развития
3
2
6
Психологическое консультирование по пробле- мам психологической готовности ребенка к обу- чению в школе
5
1
7
Психологическое консультирование по пробле- мам возрастных кризисов ребенка
6
2
8
Всего
52
26
Мероприятия,проводимыесродителями(памятки, семинары, тренинги, родительские встре- чи, собрания и др.):
Выступление на родительских собраниях (особенности психологического развития детей до- школьного возраста) – 2 встречи;
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – 1 встречи.
Мероприятия,проводимыеспедагогами(семинары, лекции и др.):
Консультация для воспитателей групп раннего возраста «Адаптация детей к дошкольному учреждению. Современный подход»
Консультация: «Индивидуальные и возрастные особенности ребёнка дошкольного возраста».
Консультация «Организация предметно-развивающей среды по ФГОС»
Практикум «Профилактика стрессов у педагогов».
«Подготовка ребенка к школьному обучению с учетом его индивидуальных особенностей»
Вывод:
В результате проделанной работы произошли существенные изменения, а именно: повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания детей педагогов и родителей; достижение взаимопонимания о причинах возникновения проблем и путей их преодоления.
Задачинаследующийгод:
Цель:обеспечение охраны, укрепления и развития психологического здоровья детей в детском саду.
Задачи педагога-психолога:
Развитие индивидуальных особенностей и личности каждого ребенка.
Создание благоприятного для развития детей микроклимата в детском саду.
Оказание своевременной психолого-педагогической помощи, как детям, так и их родителям, воспитателям.
Распространение психолого-педагогических знаний среди педагогов и родителей.