Актуальность: Зима – это самое любимое время года для многих ребят, ведь она готовит столько забав и развлечений. Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействует человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга.
Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года, познакомить с зимними праздниками, особенностями их празднования; исследовать разные состояния воды и снега. Содействовать развитию партнёрства и сотрудничества между специалистами и родителями в процессе совместной работы с целью педагогической поддержки членов семьи в воспитании детей.
Проблема: Дети в недостаточной степени имеют представление о характерных явлениях зимней погоды; о свойствах снега, почему ведут себя по-разному животные и птицы. Дети не видят взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Не умеют составлять описательный рассказ, так как у них бедный словарный запас прилагательных и глаголов. Не умеют видеть красоту зимнего пейзажа.
Участие детей в проекте поможет максимально обогатить знания и представления детей о зиме, свойствах снега, природных явлениях, развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.
Цель: поддерживание активного интереса детей к окружающей природе, ознакомление с особенностями сезонных явлений природы.
Задачи:
●Формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование с водой и льдом.
●Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в селе и о безопасном поведении зимой.
●Знакомство детей с зимним пейзажем, дать детям представление о разных видах пейзажа (городской, сельский, горный и т. д.)
●Учить видеть красоту природы, зимнего леса, родного края.
●Вызывать желание играть на улице в зимние виды игр, воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам как к живому объекту, бережное отношение к птицам желание помогать им в зимних условиях, уважение к чужому труду.
●Учить детей отражать полученные знания в рассказах и продуктивных видах деятельности.
Ожидаемый результат:По окончанию проекта дети смогут устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе. Бережно относится к природе. Расширить знания о зимней природе. Познакомятся с зимними видами спорта. Расширят представления о зимних играх и забавах.
Беседы: «Для кого зима бывает грустным временем года?» «Каково лесным жителям зимой?», «Что бывает зимой?» (стало холодно, идет снег, вода замерзла, реки сковало льдом) «Как люди заботятся о птицах зимой?», «В какие игры вы играете зимой?», «Что можно строить из снега и льда?», «Какие вы знаете зимние виды спорта?»
Дидактические игры: «Что изменилось?», «Так бывает или нет?», «Правильно – неправильно», «Что забыл нарисовать художник?», «Какой, какая, какое», «Когда это бывает?»
Подвижные игры: «Будь внимателен», «Передай рукавичку», «Шире шагай», «У ребят порядок строгий», «Волк и зайцы», «Будь внимателен»
Сюжетно-ролевая игра «Семья. Собираемся на прогулку»
Цель: закрепление умений развивать сюжет, самостоятельно брать на себя роли.
Рассматривание иллюстраций «Времена года». Рассматривание картинок с зимними видами спорта.