Проект "Развитие речи детей посредством фольклора"
Проект "Развитие речи детей посредством фольклора"
В ходе работы по реализации проекта, дети познакомятся с фольклорными произведениями. Можно использовать в работе с детьми среднего дошкольного возраста
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Развитие речи детей посредством фольклора"»
Проект Развитие речи детей
посредством русского фольклора
Тип проекта
По доминирующей в проекте деятельности: творческо-поисковый.
По содержанию: социально - педагогический.
Участники проекта: дети группы, воспитатель группы, родители.
По времени проведения: долгосрочный.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Одним из действенных средств воспитания такого человека и его полноценного развития является устное народное творчество.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Проблема:
Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют пословицы, поговорки, а ведь в них заключается суть разрешения практически любого конфликта.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, накопления, положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет.
гипотеза проекта:
Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способностей детей.
Цель проекта:
развитие навыков свободного общения с взрослыми и детьми;
развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.
задачи проекта:
Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно -развивающими событиями;
Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Методы и формы проекта:
ФОРМЫ:
Занятия, досуги, консультативная работа с воспитателями и родителями и родителями, свободно-самостоятельная деятельность ( индивидуальная работа с использованием дидактических материалов).
Ожидаемый результат
Познакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
Обогатить социальный быт дошкольников, расширится их кругозор;
У детей повысить интерес к устному народному творчеству. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
Воспитать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
У детей сформируются представления о нравственно-ценных нормах и правилах поведения;
Сформируется коммуникативная и социальная компетентность детей;
У родителей сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;
Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:
Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам. Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я использую этот богатейший материал словесного творчества народа. С колыбельными песнями начинают знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи. Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению. Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора. Русские народные, хороводные игры привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры. Мною отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук. На основе фольклорных произведений составила комплекс закаливающей гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста, который применяется каждый день для укрепления и сохранения здоровья детей, поддержания интереса к занятиям физическими упражнениям. Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. В соответствии с этим разработала цикл развлечений художественно-эстетического цикла. Подготовила консультации по данной тематике для родителей и педагогов, отражающие актуальные вопросы развития речи ребенка в ДОУ и семье. Совместно с родителями в группе собрана детская библиотека русских народных сказок. Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие. Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.
Содержание работы на 2016-2017 учебный год
сентябрь
Анкетирование детей и родителей .
Результаты анкет
сентябрь
Создание картотеки дидактических игр на развитие речи.
Картотека
октябрь
Работа с загадками, составление загадок.
Картотека
октябрь
Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок».
Показ сказок
ноябрь
Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.
Рассказывание
ноябрь
Знакомство с народной куклой.
Изготовление куклы «Пеленашки»
декабрь
Совместные рисунки детей и родителей к любимым потешкам.
Выставка рисунков
декабрь
Настольный театр «Маша и медведь»
Показ сказки
январь
Сочиняем сказку сами.
Сказка «Колобок-великан»
январь
Инсценирование сказки: «Теремок (на новый лад)»
Показ сказки
февраль
Создание библиотеки русских народных сказок
Выставка сказок
февраль
Консультация для родителей: «Формирование ребёнка как личности в процессе знакомства с народными играми»
Папка-передвижка
март
Рисуем скороговорки вместе с родителями.
Выставка рисунков
март
Знакомимся с предметами русского быта.
апрель
Игра-викторина: «Знаем ли мы русские народные сказки?»
Конспект
апрель
Создание альбома с иллюстрациями «Альбом пословиц и поговорок, народных примет о временах года»