Просмотр содержимого документа
«Проект "Радуга поведения" с детьми старшего дошкольного возраста»
Актуальность проблемы
В настоящее время в обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, материальные ценности преобладают над духовно-нравственными. Происходит снижение многих показателей качества жизни современного детства в сфере психического, нравственного и духовного здоровья, критериями которого являются гармоничное и позитивное отношение ребенка к миру, субъективное психоэмоциональное благополучие, оптимистичная картина мира. Все это привело к искажению нравственного сознания детей, к эмоциональной, волевой и духовной незрелости.
Нравственное развитие ребенка – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти свой процесс нравственного воспитания.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества, этот возраст является наиболее благоприятным для формирования основ духовно-нравственного развития ребенка.
Отмечу, что проблемы регуляции поведения детей в детском саду стоят очень остро. В группе часто происходят конфликтные ситуации, которые характеризуются столкновением детских инициатив, когда каждый ребенок настаивает на своем варианте поведения; дети не всегда могут договориться между собой, помочь друг другу; не умеют радовать окружающих хорошими поступками; не всегда обладают необходимой культурой общения; не выполняют установленные нормы и правила поведения. Проект «Радуга поведения» направлен на изменение данной ситуации.
Цель проекта
Изучение аспектов социально-нравственного поведения ребенка.
Задачи проекта
Формировать основы духовно-нравственного поведения ребенка; совершенствовать умение осознавать свое поведение, исправлять ошибки.
Развивать интеллектуальные, познавательные и речевые способности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
Вырабатывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
Способствовать развитию волевых качеств: уметь ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели.
Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям; совершенствовать культуру общения.
Побуждать к выражению своего отношения к окружающей действительности, формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.
Создать условия для формирования самооценки своих поступков, адекватно оценивать поступки других людей.
Обогащать словарь формулами словесной вежливости.
Оформить выставку-стенд детских рисунков: «Цветные истории».
Характеристика проекта
Участники проекта: дети и родители подготовительной к школе группы.
Продолжительность проекта: 1,5 недели.
План реализации проекта
I. Подготовительный этап
1. Определить тему, цель, задачи, продумать содержание и результативность проекта.
2. Изучить отношение родительской общественности к предлагаемой деятельности в рамках проекта (анкетирование) и возможностей по поддержке образовательного процесса.
3. Скоординировать действия педагогов и родителей по формированию у детей в детском саду и дома социально-нравственных качеств личности.
1. Этическая беседа «Самый дорогой на свете человек»
2. Проблемная ситуация «Мама пришла с работы»
3 день-
желтый
(отзывчивый)
Гуманное отношение к родным и близким
Эмоциональная отзывчивость, сопереживание
1. НОД «Друг в беде не бросит»
2. Дидактическая игра
«Дружба дружбе рознь...»
4 день-
зеленый
(уравновешенный)
Дружеские взаимоотношения между детьми
Умение договариваться, помогать друг другу
1. Дидактическая игра
«Вежливые слова»
2. Сценка
«Ежели, вы вежливы...!»
5 день-
голубой
(вежливый)
Словесная вежливость
Речевой этикет
1. Сюжетно-ролевая игра
«Семья»
(«Катя подметает пол»)
2. Игра-импровизация
«Озорной двойник»
6 день-
синий
(настойчивый)
Выражение своего отношения к окружающей действительности
Умение спокойно отстаивать свое мнение
1.Рассматривание сюжетных картин «Друг и в радости, и в горе всегда рядом»
2.Заучивание стихотворения С. Михалкова
«Хорошие товарищи»
7 день-
фиолетовый
(мудрый)
Самооценка своих поступков
Адекватная оценка поступков других людей
III, Заключительный этап
Создать выставку-стенд детских рисунков «Цветные истории»: детям дается задание - дома, вместе с родителями, создать рисунок в определенном цвете в зависимости от содержания изображения, опираясь на опыт, полученный в ходе проекта. Например, если ребенок изображает доброго мальчика, который внимательно относится к своим близким, то рисунок изображается в оранжевом цвете и т.д. Цвет дня должен совпадать с нравственным качеством, изучаемым в тот день.
Все рисунки детей воспитатель располагает на стенд в виде цветов радуги, после чего проводится обсуждение рисунков и награждение победителей грамотами за 1, 2 и 3 место, остальным детям -поощрительные призы.
В дальнейшем, дети могут самостоятельно обновлять стенд, добавляя новые рисунки, тем самым оценивая и анализируя свое поведение.
Список используемой литературы
Алябьева Е.А. " Нравственно – этические беседы с дошкольниками" – М.: ТЦ Сфера, 2003.