Просмотр содержимого документа
«Проект "Мы и космос"»
МБДОУ ДС «Зоренька» г. Волгодонска
Проект
«МЫ И КОСМОС»
Проект «Мы и космос»
Автор проекта – Аболтынь Анна Сергеевна, воспитатель подготовительной группы №3 «Солнышко» МБДОУ ДС «Кораблик».
Продолжительность проекта – краткосрочный
Тип проекта – Познавательный, творческий.
Участники проекта – воспитатели, работники детской библиотеки, дети подготовительной группы, родители.
Возраст детей – 5 – 6 лет (старшая группа).
Актуальность проекта – “Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”. К. Циолковский. Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект-
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
Цель проекта –
формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Уточнить, расширить и систематизировать знания детей о космосе и космонавтике.
Уточнить, расширить и активизировать словарный запас по теме проекта.
Совершенствовать детей в правильном использовании грамматических форм русского языка для точного выражения своих мыслей.
Развивать связную речь детей.
Развивать и совершенствовать творческие способности, психические процессы, общую и мелкую моторику.
Продолжать формировать у детей интерес к чтению художественной, познавательной, справочной литературы.
Продолжать учить сотрудничать и взаимодействовать в группе.
Воспитывать патриотизм и чувство гордости за советских и российских космонавтов, за нашу страну.
Задачи проекта:
для детей:
Развивать поисково-познавательную деятельность детей: способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор; находить разные способы решения проблемных ситуаций.
Расширять представления детей о многообразии космоса.
Развивать логическое мышление, умение на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения.
Познакомить с первым летчиком-космонавтом Ю.А.Гагариным.
Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое.
Воспитание у детей навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.
для педагогов:
Повышение профессионального уровня педагогов по вопросам организации работы по ознакомлению дошкольников с окружающим миром.
Разработка методических материалов по теме «Космос» (картотека игр, методы и приемы работы, конспекты занятий, бесед, досугов и других мероприятий).
Внедрение в педагогическую практику разнообразных форм и методов работы для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей.
для родителей:
Привлечение родителей к созданию поделок на тему «Пришельцы из космоса».
Поддержка и стимулирование творческой самореализации семьи.
Форма проведения итогового мероприятия проекта – Викторина «Полет в космос», выставка работ детского творчества.
Продукты проекта:
для детей и родителей:
Выставка творческих работ (рисунки, поделки).
для педагогов
Картотека дидактических игр, конспекты занятий, выставка творческих работ (рисунки, поделки).
Ожидаемые результаты по проекту:
для детей:
Владеют понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски» и др.
Имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида; знают о взаимосвязи с другими обитателями.
Составляют описательный рассказ о морском обитателе.
Имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.
для педагогов:
Подведение итогов проектной деятельности в форме презентации «Подводное царство – богатое государство».
Пополнение предметно-развивающей среды детского сада дидактическими и методическими материалами по ознакомлению дошкольников с окружающим и формированию экологических представлений, систематизация материалов.
для родителей
Выявление мнения родителей о прошедших мероприятиях «Ваше мнение».
Помощь родителей в поисках нужной информации и создания выставки поделок «Пришельцы из космоса».
1 этап - подготовительный
Мероприятия
Цели
Ответственные
Предварительная беседа с детьми
Выяснить, какие знания и представления имеются у детей по теме «Космос»; какие книги им читали о космосе; выявить базовый словарный запас по теме.
Воспитатели.
Беседа с родителями об актуальности создания проекта «Мы и космос»
Сформировать интерес у родителей к проекту, обсудить его важность, цели, задачи, привлечь к плодотворному сотрудничеству.
Воспитатели.
Подбор литературы
Подобрать художественную, научно-популярную, энциклопедическую литературу по теме проекта.
Подготовка мультимедийных пособий (презентаций) по теме проекта
Создать демонстрационные пособия с целью уточнения и расширения знаний по теме проекта
Воспитатели.
Подготовка литературного досуга «Путешествие в космос»
Договориться с работниками библиотеки о подготовке и проведении литературного досуга по теме проекта.
Работники библиотеки
Просмотр мультипликационного фильма «Тайна третьей планеты»
Посмотреть и обсудить с детьми мультфильм.
Воспитатели.
Подготовка атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Космическое путешествие»
Привлечь детей и родителей к поиску и изготовлению атрибутов для игры.
Родители,
Воспитатели.
этап – основной
Мероприятия
Цели
Ответственные
Посещение детской библиотеки, участие в литературном досуге «Путешествие в космос»
Вызвать у детей познавательный интерес, уточнить и обогатить знания, расширить и активизировать словарный запас по теме.
Работники библиотеки,
воспитатели.
Поиск и художественное оформление песен, загадок, рассказов, сказок, стихотворений о космосе и космонавтике
Обогатить и активизировать словарный запас. Развивать связную речь детей. Совершенствовать грамматический строй речи.
Воспитатели,
Родители.
Просмотр мультимедийных пособий по теме проекта
Расширить знания детей о космосе; познакомить с космическими объектами, историей развития космонавтики, с основной космической техникой; расширить и активизировать словарный запас.
Воспитатели.
Проведение познавательных занятий по теме проекта
Уточнить, расширить и активизировать словарный запас. Совершенствовать грамматический строй речи.
Развивать связную речь.
Воспитатели.
Создание рисунков по теме «Космос»
Стимулировать развитие творческих способностей детей, мелкой моторики пальцев рук.
Воспитатели.
Чтение художественной литературы, разучивание стихотворений по теме проекта
Вызвать у детей познавательный интерес, желание слушать литературные произведения. Развивать память и интонационную выразительность при разучивании стихотворений.
Развивать мелкую моторику пальцев, творческие способности
Воспитатели,
родители.
Поиск, выбор и прослушивание песен о космосе
Развивать музыкальные, эстетические способности детей, расширять словарный запас.
Воспитатели.
Составление творческих рассказов, сказок на темы: «Если бы я полетел в космос», «Моё космическое путешествие» и др.
Развивать творческие способности, связную речь детей.
Воспитатели.
Сюжетно – ролевая игра «Космическое путешествие»
Совершенствовать навыки сюжетно-ролевой игры. Учить применять полученные знания в игре.
Воспитатели.
3 этап – заключительный
Мероприятия
Цели
Ответственные
Конкурс загадок
Развивать мышление, связную речь детей.
Воспитатели.
Выставка детских рисунков о космосе.
Повышать мотивацию к творческим занятиям. Вызвать чувство гордости за собственный и коллективный успех.
Воспитатели,
родители.
Коллективная выставка работ, составленная детьми, родителями и педагогами по теме проекта
Организовать совместную творческую деятельность детей, родителей и педагогов.
Воспитатели,
родители.
Выставка художественной, познавательной и справочной литературы о космосе.
Развивать познавательный интерес к чтению познавательной, справочной и художественной литературы
Воспитатели,
родители,
работники библиотеки.
Викторина – развлечение
«Полёт в космос»»
Подвести итоги проектной деятельности, обобщить знания по теме проекта. Развивать умение заниматься в единой команде, сопереживать успехам и неудачам других детей. Развивать психические процессы, все стороны речи.
Воспитатели, работники библиотеки.
Оформление фотостенда
(папки-передвижки)
«Мы изучаем космос»
Наглядно отобразить участие детей, родителей и педагогов во всех этапах проектной деятельности.
Воспитатели.
4 этап. Анализ деятельности.
В процессе проживания темы проекта дети проявили активный познавательный интерес. Постепенно проект из познавательного превращался в социально-личностный; дети стремились поделиться полученной информацией. Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду. Принесение детьми из дома своей литературы для чтения, самостоятельно нарисованные рисунки о космосе. Обыгрывание в детском саду сюжетно–ролевой игры «Полёт в космос». Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе. Организация в группе выставки изобразительных работ ко Дню космонавтики: «Полёт Юрия Гагарина в космос!» и выставки поделок «Пришельцы из космоса».
Список использованной и рекомендуемой литературы
Николаева О.В., Дьяковская М.А. Создание детско-родительских проектов в начальной школе. Логопед. 2011. № 3.
Энциклопедия для детей. Космонавтика. Т. 25 М., 2005.
Энциклопедия для детей. Астрономия. Т. 8 М., 2004.
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Астрономия. М., 2005.
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Космос. М., 1999.