В данной работе представлен опыт работы по проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Моя фамилия". В разработке предлагаются различные формы работы по исследованию детьми совместно с родителями своей семейной родословной: составление генеалогического древа семьи, создание семейного герба и семейного талисмана.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Моя фамилия"»
Проект
«Моя фамилия»
МДОУ «Детский сад № 31»
г. Ярославль, 2022 г.
Разработчики проекта: воспитатель высшей квалификационной категории Соколова Л.Н.
Актуальность:
Основы духовно-нравственных ценностей и социально-личностных качеств ребенка закладываются в дошкольном детстве. Семья в данном вопросе играет ведущую роль, так как именно семейные традиции, обычаи, увлечения, общение с родными и близкими, пример отца и матери оказывают огромное влияние на развитие личности ребенка. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому…» (С.Брант) В настоящее время во многих семьях связи между поколениями родственников ослаблены, и дети, и часто сами родители не интересуются жизнью бабушек и дедушек, предыдущих поколений, не знают своих корней.
Составление генеалогического дерева расскажет ребенку историю его семьи, воспитает в нем гордость за то, что он принадлежит к этому роду, к этой фамилии. Изучая свой род и своих предков, ребенок захочет стать достойным продолжателем своего рода.
Тема проекта открывает для детей возможность исследовать историю своего рода и поделиться со сверстниками своими семейными традициями и обычаями. Привлечение родителей к исследованию поможет не только ребенку, но и его родителям осознать ценность семьи и глубже понять важность семейной сплоченности, окажет положительное влияние на формирование личности ребёнка, будет способствовать укреплению и развитию детско-родительских отношений.
Тип проекта: педагогический
Срок реализации проекта: краткосрочный
Участники проекта: педагоги, дети и родители подготовительной (6-7 лет) группы
Принципы ФГОС:
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых;
- сотрудничество Организации с семьей.
Планируемый результат:
1. Дети имеют представления об истории происхождения своего рода (семьи), семейных традициях и реликвиях, с достоинством рассказывают о своей семье, общих семейных занятиях и увлечениях.
2. Дети проявили активный интерес, творчество, самостоятельность, исследовательские способности при изучении своей родословной.
3.Дети испытывают чувство гордости за свои семьи, уважительно относится к семейным обычаям и традициям своих сверстников.
4. Пополнена РППС группы.
5. В проектной деятельности приняли участие 70% родителей.
Проблема:
Как привлечь внимание детей к истории рода, сохранению семейных традиций и обычаев?
Цель: расширение представлений дошкольников о своей семье, ее истории, традициях, жизни предков.
Задачи:
1.Расширить представления детей об истории происхождения рода (семьи), семейных традициях и реликвиях, общих семейных занятиях и увлечениях.
2.Способствовать формированию у детей чувства семейной сплоченности, доверительных отношений между родителями и детьми, уважительного отношения к семейным обычаям и традициям своих сверстников.
3.Способствовать развитию исследовательских и познавательных способностей, творческого воображения, коммуникативных навыков.
4.Внести изменения в РППС группы.
5.Обратить внимание родителей на важность для ребенка общения с родными и близкими людьми, исследования истории своего рода, уважительного отношения к старшему поколению, наличия и понимания семейных реликвий и традиций.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
Разработка проекта: определение целей и задач проекта, анализ имеющихся ресурсов, содержания развивающей предметно-пространственной среды, прогнозирование результатов, сбор материалов, составление плана работы над проектом. Мотивация детей.
Мотивация детей:
Рассказ педагога из личного опыта о своей семье, используя фотографии из личного архива.
Привлечение семей воспитанников к участию в проекте.
Плакат-объявление о проектных мероприятиях (в группе и социальной сети интернет ВКонтакте в группе «Кораблик»).
Основной этап:
№
Мероприятия
День 1
ООД «С чего начинается семья?»
Рисование ««Мама, папа, я – дружная семья»»
День 2
ООД «Мое замечательное имя»
Аппликация «Мой первый документ»
День 3
Ситуация общения «О чем рассказала семейная фотография» (девиз семьи)
День 4
ООД «Семейное имя»
Обрывная аппликация «Родословное древо»
День 5
ООД «Как жили наши предки»
День 6
ООД «О чем может рассказать семейный герб»
Рисование «Герб моей семьи»
День 7
Ситуация общения «Семейная реликвия»
Лепка из соленого теста «Семейный талисман»
Завершающий этап:
Подведение итогов проекта. Размещение фотоматериалов для родителей в соц сети ВКонтакте.
Совместная образовательная деятельность
Чтение художественной литературы, детской энциклопедии, обсуждение пословиц, рассматривание иллюстраций на тему «Семья», «Семейный герб».
Общение по материалам созданных семейных творческих работ дома.
Создание условий для самостоятельной деятельности
Атрибуты, костюмы, игрушки, предметы-заместители для сюжетно-ролевых игр на тему «Семья».
Настольные игры – лото, пазлы, разрезные картинки.
Подборка раскрасок и материалов для раскрашивания, рисования и аппликации, конструирования.
Взаимодействие с семьей
Выставки детского творчества: рисунки «Моя семья», «Герб семьи», «Мой первый документ».
Выставки совместного детско-родительского творчества «Моя родословная», фото газета «Моя семья»,
Буклет «Герб семьи», «Как составить родословную».
Итоговое мероприятие:
Изготовление семейного талисмана.
Оснащение РППС:
Атрибуты, костюмы, игрушки, предметы-заместители для сюжетно-ролевых игр на тему «Семья».
Настольные игры – лото, пазлы, разрезные картинки.
Подборка раскрасок и материалов для раскрашивания, рисования и аппликации.
Выставки детских работ, фото газета.
Продукты проекта:
Портфолио проекта, фото отчет в соц. сети ВК.
Информационные ресурсы:
1.Нуждина Т.Д. Мир людей. Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду. – Ярославль: Академия развития, 2000.
2. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 406 лет: Пособие для практических работников детских садов / Автор-составитель И.А.Пазухина – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008.