Формирование основ личностной культуры дошкольника через познание истории, культуры, природы, традиций и обычаев родного края в процессе воспитательно – образовательной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект «Мой любимый край»»
Проект «Мой любимый край»
Актуальность проекта.
В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности.
В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации говорится: «Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества».
Особое место в правительственных документах последних лет уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране, государству, родному месту, где живет человек, начинается с детства.
Важно донести до сознания дошкольников образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к семье, родному селу, району, республике, традициям и культуре народов, которые его населяют.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано очень много, поскольку обращение к культуре народа зарождает основы нравственного воспитания, но не всегда это учитывается. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы нравственного воспитания не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Но для того, чтобы начать работу с дошкольниками по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан и сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности.
Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной край, а значит стать созидателем своей малой Родины.
Работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем, Дагестаном и в частности с родным Хивским районом представлена в виде образовательного проекта, что отвечает современным целям деятельности педагога. Важным моментом опыта является систематизация методов ознакомления детей с окружающей действительностью, что позволяет добиться положительного результата в реализации цели проекта.
Цель проекта: формирование основ личностной культуры дошкольника через познание истории, культуры, природы, традиций и обычаев родного края в процессе воспитательно – образовательной деятельности.
Задачи проекта:
знакомство детей с культурным прошлым и настоящим малой родины;
вызвать интерес детей к жизни наших предков;
систематизировать полученные ранее знания о родном крае;
познакомить с творчеством дагестанских поэтов и писателей;
расширять знания детей о флоре и фауне родного края;
Проживая в Республике Дагестан, мы не только не посещаем уникальные места, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, известных не только в республике. Они приобретут знания об истории республики, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех людей, кто прославил край. Если дети начнут проявлять интерес к событиям жизни края и отразят свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Ожидаемые результаты:
В группе будут созданы необходимые условия по ознакомлению детей с родным краем.
У воспитанников:
появится интерес к поисковой деятельности;
сформируются представления о родном крае и родном селе, о традициях народов Дагестана, об обычаях и культуре разных национальностей, об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик села; знание названий улиц села; умение видеть красоту родного края и села, радоваться ей;
получат знания о прекрасных места, известных всему миру;
сформируются элементарные представления детей о людях, прославивших свой край, воспитается чувство признательности, благодарности, уважения к знаменитым людям нашей Республики Дагестан - Дагестан.
У родителей:
Повысится интерес к работе ДОУ.
Повысится активность участия в конкурсах, выставках.
Оборудование: Альбомы, энциклопедии, рассказы и стихи о родном крае, сказки и легенды, предметы быта, национальный костюм.
Основные формы реализации проекта: Беседа, рассматривание альбома, слушание аудиозаписи, загадывание загадок, рисование, чтение произведений.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный
Изучение интереса детей для определения целей проекта.
Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.
2 этап. Основной
Организационно-практический.
3 этап. Заключительный
Развлечение «Мой край родной - Дагестан»
План мероприятий
Образовательные области
Мероприятия
Познавательное развитие
Цикл экскурсий по родному селу: Центр традиционных культур народов России, краеведческий музей
Беседы:«Моя малая Родина»,
Встречи с почетными людьми Хивского района
Занятия: «Ознакомление с народными промыслами Дагестана», «Что интересного есть в нашем селе и районе»,
Д/игры: «Разрезные картинки», «Узнай здание по силуэту», «Где находится эта достопримечательность в селе», «Собери картинку»,«Бабушкин сундучок», «Собери костюм горянки и горца» (разрезные картинки), «Обустроим саклю» (наборное полотно).
Речевое развитие
Составление рассказа из личного опыта «Почему я люблю свое село».
Чтение: фольклор «Люлечка, качайся» (дарг), «Шерсть чесать – руки болят» (считалка), произведения дагестанских авторов – «Чабан Рабадан» Н.Юсупова, «Гончар из аула Балхар» Р.Рашидова, «Умный Балхарец», «Повариха» Ф.Алиевой, «Земля родная» Я.Абидов, «Родня» Х.Тагирова
Заучивание отрывка из стихотворения Р.Гамзатова «Мой Дагестан»
Разучивание пословиц и поговорок.
Художественно-эстетическое развитие
Рисование:«Самое красивое здание на моей улице», «Мое любимое место отдыха».
Аппликация: «Украсим национальный костюм»,«Табасаранский ковер».
Организация мини-музея «Моя республика, мой район».
Просмотр мультфильмов: «Сладкий родник», «День рождения».
Физическое развитие
Дагестанские народные игры:
«Бег к реке», «Джигитовка», «Подними платок», «Достать шапку», «Выбей из круга»,«Цику-ция», «Слепой медведь».
Работа с родителями
Анкетирование и опросы родителей
Родительское собрание «Воспитание юного патриота в семье»
Памятки:
«Известные люди о воспитании любви к родному краю».
«Воспитание любви к родному краю в семье и детском саду».
Консультации:
«Вместе с ребенком смотрим телепередачи о родном крае».
«Символы Хивского района. Что нужно знать детям».
Заключение:
Таким образом, в ходе данного проекта, с выполнением исследовательских и творческих заданий у детей расширятся и систематизируются знания о родном крае: дети узнают много нового о Республике Дагестан, о его достопримечательностях, о жизни коренных жителей, об их обычаях и традициях; у детей сформируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю. В игре и труде между детьми улучшатся дружеские взаимоотношения. Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни.