Данный проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. Соприкосновение с древнерусскими традициями способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ. Особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями. Интерактивный режим взаимодействия педагога ДОУ с семьями воспитанников не исключает традиционные формы работы, а обогащает и дополняет их с учетом реалий современной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Новизна проекта:
Данный проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. Соприкосновение с древнерусскими традициями способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ. Особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями. Интерактивный режим взаимодействия педагога ДОУ с семьями воспитанников не исключает традиционные формы работы, а обогащает и дополняет их с учетом реалий современной жизни.
Цель проекта:
– Формирование представления о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица.
Задачи:
1. Дать, первоначальные представления о русском народном празднике «Масленица», с характерными для него обрядами. 2. Познакомить детей с русскими традициями гостеприимства, с блюдами русской кухни, историей появления блинов. 3. Развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом. 4. Воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.
5 вовлечение семей воспитанников в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения посредством информационных и коммуникационных ресурсов Интернета.
Участники проекта:
Дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
План работы для воспитателя:
- определение цели и задач проекта;
- сбор информации об истории праздника;
- подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;
- составление сценариев развлечений, конспектов НОД, консультаций для родителей;
- подбор библиотеки с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами художественной литературы русского народа;
- создание предметно-пространственной развивающей среды, связанной с тематикой проекта;
- информирование родителей о предстоящем мероприятии;
- индивидуальные консультации родителей по участию в ходе реализации проекта и заключительном праздничном мероприятии;
- Организовать для родителей выставку детских работ;
- Организовать фотовыставку «Наша масленичная неделя»;
Работа с родителями:
– Привлечь родителей к изготовлению куклы – Масленицы;
– Консультация для родителей: «Масленица широкая».
– Привлечь родителей к приготовлению блинов вместе с детьми и организовать чаепитие в группе.
-Привлечь родителей к совместному изучению потешек, колядок, народных игр.
– Порекомендовать посетить Масленичные гуляния в городском саду в воскресение.
Ожидаемый результат:
– Дети должны получить первичные представления о празднике Масленица; – Получение представлений о народных играх, обрядах; – Получение эмоционального удовлетворения от участия в праздновании Масленицы; – Развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности;
Этапы проекта.
Подготовительный этап: постановка мотивации цели и задач по ознакомлению с традициями празднования Масленицы.
- Создать условия для формирования интереса к празднику.
-Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике.
- Подобрать материал, пособия и литературу по теме (художественное слово, наглядный материал, музыкальный репертуар).
- Подготовить наглядный и консультационный материал для родителей.
Основной этап: формирование представления у дошкольников о русской национальной традиции встречи весны.
- Знакомство с историей, традициями, особенностями праздника Масленица.
-Заучивание закличек, стихов, русских народных песен, пальчиковых игр.
-Разучивание хороводных игр.
Заключительный этап: обобщение знаний детей о Масленице.
-Организовать для родителей выставку детских работ. -Организовать фотовыставку «Наша масленичная неделя».
-Проведение масленичной недели в группе детского сада, опираясь на материалы альбома «Ай, да Масленица!».
- Организация и проведение праздника «Шуткой и забавой Масленицу встречаем» с последующим чаепитием.
День недели
Понедельник
«Встреча!»
Содержание работы
Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Активизировать родителей для участия в интерактивном конкурсе «Масленица из подручных материалов».
Работа с детьми
Беседа «Что за праздник Масленица?»; Презентация «История Масленицы»; Поговорки про масленицу; Заучивание стихотворения «Радость в каждый дом»; Загадки о зиме и весне. Подвижная /игра «Пирог».
Рисование
«Испеку блин на сковородке».
Работа с родителями: интерактивный конкурс «Масленица из подручных материалов».
На первом этапе конкурса родителям нужно было зарегистрироваться по адресу: https://vk.com/event179872853
II этап. Регистрация в сети https://vk.com/event179872853, желающих принять участие в конкурсе.
III этап. В назначенный день, 24 февраля, выкладывается задание для детей и родителей: «Кукла масленица из подручных материалов» Сроки проведения конкурса Работы принимаются24 февраля2 020года, с 19:00 до 21.00 часов; Результаты конкурса: 28 февраля 2020года.
Требования к работам: Материалы работы должны содержать фотографии подробного процесса изготовления; Фотографии (не менее 5 штук), пошагово демонстрирующие весь процесс изготовления работы; Работу необходимо направить в группу VK https://vk.com/event179872853.
IVэтап. Реализация задания. Отправка организаторам конкурса совместных продуктов.
V этап. Подведение итогов
Желающих поучаствовать в конкурсе было много. Мы были приятно удивлены такой активностью родителей. Все работы очень достойные . Победителя выбрать было очень сложно.
Вторник
«Заигрыш»
Продолжать знакомить детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвящённым концу зимы.
Музыкальный мультфильм «Масленица!»
Разучивание
народной песни:
«Блины».
презентаций «Быт русского народа». Д/и «Масленичный стол», «Накрой стол», «Угадай, для чего». Творческая мастерская: ярмарка посуды, выставка «Посуда на Руси».
Принести из дома предметы русского быта для оформления ППРС на Масленичную неделю.
Работа с родителями: Осведомить родителей в соц. сети о том, что на дворе вторник «Заигрыш».Предложить родителям дома организовать совместное развлечение с детьми «Катание на санках» и «Построение снежных городков» с последующей публикацией фотографий в социальной сети.
Среда
«Лакомка»
«Милости просим!»
Формировать представления о быте русского народа, воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа.
- презентация «Русская изба»
- экскурсия в мини-музей «Русская изба»
- разучивание подвижных игр:
«Валенки»
- разучивание хороводных игр
- разучивание масленичных закличек, песни «Веснянка»
Работа с родителями:Осведомить родителей в соц. сети о том, что на дворе среда «Лакомка». Предложить поделиться в соц. сети своими фирменными рецептами блинов и опубликовать фотографии совместного приготовления блинов с детьми.
Четверг
«Масленица это весело!»
«Мы красиво нарядились, петь, плясать, играть пустились!»
Познакомить с историей русского костюма; обогащать лексику словами, обозначающими названия одежды и головных уборов
Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.
- презентация «Русский национальный костюм»
- д/ и «Наряди куклу»
-разучивание подвижных народных игр
- разучивание хороводных игр
«Хоровод с бубнами»
Работа с родителями: «Учить вместе веселее, дело спорится быстрее!» Опубликовать в соц. сети потешки, заклички и народные игры для Масленицы. Предложить выучить их вместе с детьми. Индивидуальные консультации по изготовлению костюмов для проведения финального развлечения
Пятница
«Мы гостей встречаем, вкусно угощаем!»
Создать радостную атмосферу праздника.
Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.
«Масленица гуляет, всех на праздник созывает»
- итоговое развлечение «Масленица пришла, Весну позвала, свет и радость с собой принесла»
Работа с родителями: Совместное чаепитие с блинами. Награждение победителя конкурса «Масленица из подручных материалов».
Оформление материала «Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои!»
Приложение. Пальчиковая игра «СОЛНЫШКО-ВЕДРЫШКО»
- Солнышко-вёдрышко! (Руки поднять вверх и развести в стороны). Взойди поскорей, Освети, обогрей (Руки развести перед собой). Телят да ягнят, (Пальчиками правой руки «пробежаться» по левой руке снизу вверх). Ещё маленьких ребят (Пальчиками левой руки «пробежаться» по правой руке сверху вниз).
Игра-забава «Валенок» Две команды по 6 человек, у первых игроков в руках детские валенки, по сигналу, бросают кто дальше. На место падения валенка ставиться конус. Если следующий ребёнок кинет валенок дальше, то конус переставляется, если нет, остаётся на месте.
Игра Пирог Игроки становятся в две шеренги друг против друга. Водящий приседает в центре, он — пирог. Играющие поют и показывают движения. Экий он высоконький, Руки поднимают вверх. Экий он широконький, Руки в стороны. Экий он мягонький. Руками гладят живот. Первый в каждой шеренге бежит и дотрагивается до пирога. Кто первый коснулся — уводит его к себе в шеренгу, кто опоздал — становится пирогом. Игра продолжается, пока интересно играть. По окончании можно посчитать в какой команде больше игроков.
Подвижная игра «Веселый бубен» Дети образуют большой круг. Передают бубен из рук в руки по кругу и проговаривают слова: Ты катись веселый бубен, Быстро, быстро по рукам, У кого остановился, Тот сейчас станцуем нам! Подвижная игра «Солнышко». Все группы. По считалочке выбирают водящего — солнышко. Остальные дети встают в круг. Солнышко (Весна) стоит посредине круга, все поют: Гори, солнце, ярче! Лето будет жарче, А зима теплее, А весна милее! На первые две строчки дети водят хоровод, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к солнышку. Оно говорит: «Горячо!» — и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребенок замирает и выбывает из игры.
Хоровод «Как на тоненький ледок» (идут по кругу, поют и выполняют движения по тексту) Как на тоненький ледок Выпал беленький снежок. Соберёмся все в кружок, Все потопаем, все потопаем. Будем весело играть, Будем ручки согревать, Все похлопаем, все похлопаем. Если холодно стоять, Мы похлопаем опять По коленочкам, по коленочкам. Чтобы стало нам теплей, Будем прыгать веселей, Все попрыгаем, все попрыгаем.
Песня «Веснянка» Ой, бежит ручьём вода, Нету снега, нету льда. Ой, вода, ой, вода, Нету снега, нету льда. Прилетели журавли И соловушки малы. Журавли, журавли, И соловушки малы. Мы весняночку поём, Весну красную зовём. Ой, поём, ой, поём, Весну красную зовём.
Стихотворение для разучивания:
Радость – в каждый дом! Встанем утром рано, Напечём блинов
С творогом, сметаной, С мёдом. Будь здоров! С маслом и вареньем, Вот Вам угощенье!
Закличка на Масленицу:
Уходи мороз косматый,
Слышишь, старый, или нет.
А над садом, а над домом
Голубой весенний свет.
«Трынцы-брынцы, пекитесь, блинцы. Мажьтесь масленее — будет повкуснее».