Проблема. недостаточные представления детей о зимующих птицах, дети среднего дошкольного возраста не достаточно знают названий птиц, обитающих на территории своего края, особенностей их существования и необходимости им помогать.
Актуальность. в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время
Что мы знаем про это?
Что мы хотим узнать?
Как мы узнаем?
что птицы летают
что у них есть перья, крылья.
какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;
как различить птиц по окраске;
какие корма предпочитают птицы.
спросим у родителей
прочтем в книге.
Наблюдение за
птицами.
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи:
Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
Расширить знания детей о зимующих птицах.
Формировать элементарные экологические знания.
Продолжать формировать у детей бережное ответственное отношение у миру природы.
Учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы.
Привлечь родителей воспитанников в изготовление кормушек для птиц, их подкормке.
Воспитывать внимательное и бережное отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.
Этапы реализации проекта.
1.Подготовительный этап.
Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями;
Создание необходимых условий для реализации проекта;
Перспективное планирование проекта;
Разработка и накопление методических материалов по проблеме;
Создать развивающею среду для игровой, продуктивной и творческой деятельности детей;
Подобрать художественную литературу;
2. Основной этап.
№
Образовательная область
Непосредственная образовательная деятельность
1.
Социально коммуникативное развитие.
Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор»,
Дидактические игры:
Разрезные картинки.
Домино - «Птицы».
Подвижные игры:
«Снегири»
«Воробушки и автомобиль»
«Зимующие и перелётные птицы»
«Собачка и воробей»
«Вороны»
«Воробушки и кот»
2.
Изобразительная деятельность.
Рисование. Тема:«Снегирь », «Зимующие птицы» .
Лепка. Тема: «Птички прилетели на кормушку сели и клюют зернышки»
Аппликация. Тема: «Снегири на ветке»
3.
Развитие речи.
Чтение: И.Тургенев «Воробей», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г.Серебрицкий «Берегите птиц», загадки и стихи. Л.Квитко «Смелые воробьи», М.Горький «Воробьишко», В.Левин «Воробьиное купание», Ю.Казаков
Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».
4.
Познавательное развитие.
Беседы:
«Что ты знаешь о зимующих птицах»,
«Трудно птицам зимовать»,
«Пользу или вред приносят птицы?»,
«Кто заботится о зимующих птицах».
Дидактические игры:
«Угадай птицу по описанию»,
«Каких птиц зимой не увидишь».
НОД по ФЭМП:
«Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»,
«Четвёртый лишний»,
«Один – много».
Наблюдения:
-Наблюдение за птицами на кормушке.
-Наблюдение за синичками.
-Наблюдение за воробьями.
-Наблюдение за вороной.
-Наблюдение за голубями.
-Наблюдение за птичьими следами на снегу.
5.
Физическое развитие.
Подвижные игры: «Снегири», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль».
Работа с родителями.
1.Консультации:
«Как и из чего можно сделать кормушки»
«Формирование у дошкольников бережного отношения к природе»
«Воспитание у детей любви к природе»
2.Совместно с детьми изготовить кормушку для птиц.
3.Рассмотреть вместе с детьми птиц на прогулке, на картинках, иллюстрациях.
4.Просмотр мультфильмов.
5.Беседы с детьми по теме.
6.Заучить с детьми стихотворение А.Яшина «Покормите птиц зимой»
3. Заключительныйэтап .
Оформление результата проекта в виде альбома с фотографиями.
Организация и участие родителей в конкурсе «Лучшая кормушка для птиц».
Проведение акции «Покормите птиц зимой».
Выставка рисунков детей на тему « Мои пернатые друзья»
Приложение 1
Загадки к проекту «Зимующие птицы»
Со спины черным-черна. Брюхо белое по плечи, Тарахтенье вместо речи. Хоть кого увидит – вмиг Поднимет стрекот – крик!
(сорока)
Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая! (сорока)
Днем молчит, Ночью кричит. (сова)
На голом суку сидит, На весь двор кричит: "Кар-кар-кар!" (ворона)
Ты с модницей этой, Конечно, знаком: Вертушке на месте Никак не сидится — Все хвастает Синим своим сюртуком И шапочкой синей Гордится... (синица).
Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдет приют: Не боится он простуды, С первым снегом Тут как тут! (снегирь)
Серых перьев комок На морозе продрог, Скачет по дорожке, Собирает крошки. (воробей)
Чик-чирик! К зернышку прыг, Клюй, не робей, Кто это? (воробей)
Непоседа, невеличка, Желтая почти вся птичка, Любит сало и пшеничку, Кто узнал ее? (синичка)
Выпал снег, а эта птица Снега вовсе не боится. Эту птицу мы зовем Красногрудым... (снегирем).
От простуд он не страдает, Не страшится злобных вьюг И к зиме не улетает На далекий знойный юг. Пусть покроют снега груды И пригорок, и пустырь — Раз красавец прилетел к нам, Житель севера... (снегирь).
Северные гости Клюют рябины грозди. Так нарядны и ярки, На головках хохолки! (свиристели)
Приложение 2
Дидактические игры
«Кто как голос подает?» Цель: пополнить активный словарь детей по теме «Зимующие птицы». Воспитатель: Я предлагаю вам дети превратиться в птиц и рассказать от имени птицы, как она голос подает. Дети: Я ворона: кар-кар-кар. Я умею каркать. Я сорока: стр-стр-стр. Я умею стрекотать. Я сова: ух-ух-ух. Я умею ухать. Я синица: тинь-тинь-тинь. Я умею тинькать. Я голубь. Я умею ворковать. Я снегирь. Я умею свистеть. Я воробей я умею чирикать.
«Сосчитай птиц» Цель: закрепить умение согласовывать количественные прилагательные с существительными. Один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т.д. «Один – много» Цель: уметь образовывать формы множественного числа существительных. Одна ворона – много ворон, Один воробей – много воробьев и т. д.
«Угадай по описанию» Цель - научить составлять описательный рассказ. Дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее.
«Четвертый лишний» Цель: учить знать и отличать зимующих птиц от перелетных. Воробей, грач, сорока, синица. Голубь, дятел, снегирь, ласточка.
Пальчиковая гимнастика "Кормушка". Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимают и разжимают кулачки). Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых крылышках. Всем хватило зернышек.
Подвижная игра «Собачка и воробьи».
Цель - закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса. Ход игры: Один ребенок: «собачка», все остальные – «воробьи». Скачет, скачет воробей (дети скачут). Скок-поскок! Скок-поскок! Кличет маленьких детей (повторяют: «Чив! Чив! Чив!») Чив! Чив! Чив! Чив! Чив! Чив! Киньте крошек воробью, Я вам песенку спою: Чик-чирик! (повторяют: «Чик-чирик!») Чик-чирик! Вдруг прибежала «собачка» и громко залаяла. «Воробьи» разлетаются.
Физкультминутка «Воробышки как проснутся Очень любят потянуться Обязательно зевнуть Ловко хвостиком махнуть», а теперь мы галки «Галка скачет, ловко пляшет Галка крылышками машет И взлетает без оглядки Это Галкина зарядка».
Приложение 3Поэтическая страничка к проекту
«Зимующие птицы»
Синица
Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится. Прыг-скок, прыг-скок, Завертелась как волчок. А. Барто
Снегири Выбегай поскорей, Посмотри на снегирей! Прилетели, прилетели! Стайку встретили метели, А Мороз Красный Нос Им рябинки принес. А. Прокофьев
Покормите птиц
Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — И не страшна Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.