kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Приобщение детей дошкольного возраста к казахским национальным традициям и обычаям».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение особенностей родного края в дошкольном образовании, есть не что иное, как важное средство связи учреждения с жизнью. В самых увлекательных формах (экскурсии, походы, подготовка экспонатов для выставок, создание музеев и т.д.) воспитатель дает возможность приобщить дошкольников к культуре и традициям, флоре и фауне своей «малой родины».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Приобщение детей дошкольного возраста к казахским национальным традициям и обычаям».»




«Приобщение

детей дошкольного возраста к казахским национальным традициям и обычаям».

 

Изучение особенностей родного края в дошкольном образовании, есть не что иное, как важное средство связи учреждения с жизнью.

Культурной традицией казахского народа является бережное отношение к уже имеющимся знаниям по истории, природе и быту своего края, а также приобретению нового опыта. В самых увлекательных формах (экскурсии, походы, подготовка экспонатов для выставок, создание музеев и т.д.) воспитатель дает возможность приобщить дошкольников к культуре и традициям, флоре и фауне своей «малой родины».

Особенно сильным и действенным средством воспитания являются прогрессивные национальные традиции и обычаи. Они выступают в виде принципов, норм, правил, идеалов, которые регламентируют жизнь человека. Многонародных традиций, обычаев, установок, регулирующих поведение детей,способствующих формированию положительных качеств личности. Среди них особоеместо у бурят занимает устойчивая традиция культа предков, старших, родителей.

Люди справедливо отмечают, что человек, оторванный от своего народа, не

впитавший его культуру, подобен дереву, которого лишили корней.

Петь, плясать, рисовать, мастерить, разгадывать

загадки - все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.

Привлекателен и языковой аспект. Произведения фольклора дают нам образцы красивой, образной и поэтической речи.

Изучение народной культуры не только способствует

развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения.

Приобщение детей дошкольного возраста к казахским и русским национальным традициям икультуре будет успешным, если:

     1.Усвоение

традиций у детей дошкольного возраста будет реализовываться через педагогическуюорганизацию работы с дошкольниками, обеспечивающую актуализацию жизненногоопыта и активизацию детей на всех этапах приобщения к традициям, взаимодействиев системе «Педагог - Ребенок - Родитель».

     2.Приобщение дошкольников к казахским национальным традициям будет

реализовываться при опоре на народный фольклор, обрядовые  и праздничные

традиции.В соответствии с целью и гипотезой можно

выделить следующие задачи  исследования:

       1.Изучить психолого-педагогическую, философскую и специальную  литературу потеме исследования.

       2. Определить критерии и уровни представлений о казахских  традициях

 и обычаях дошкольников.

       3. Разработать серию занятий, направленных на приобщение детей  дошкольного возраста к казахским национальным

традициям и культуре.

Процесс формированиячеловеческой личности есть процесс «вхождения» в культуру, условие наследованиязнаний, умений, норм общения, социального опыта. Бесспорно, что в современныхусловиях знание, переработка и осмысление духовной педагогической культурыпрошлого могут способствовать решению сложных проблем воспитания детейдошкольного возраста. Сама жизнь требует использовать в воспитании детейсредства народной педагогики, традиции семейного воспитания, народные традиции,устное народное творчество, музыкальное наследие. Единство и взаимноеобогащение педагогической науки и народного опыта воспитания являются сегодняне только необходимым, но и закономерным процессом. 
Специфика этнопедагогики любого народа выражается в практике воспитания в детяхчувства патриотизма, искренней преданности и любви к своему народу и Родине,

способствует воспитанию на ценностях национальной культуры народа. Г.Н.Волковпишет: «Золотое правило этнопедагогики: без памяти (исторической) – неттрадиции, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, безвоспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности(исторической) – нет народа». 

Период дошкольного детства исключительно важен в становлении личности, поэтомуприобщение детей этого возраста к этнической культуре имеет неоценимоезначение. Включение ребёнка в определённую этносоциокультурную среду, началоформирования интереса и привычек к этнокультурным традициям народаосуществляется через организацию национальных праздников, эстетическоевоспитание средствами музыкального наследия Казахстана. 

У каждого народа в воспитании потомков есть национальные особенности. Задачасегодняшнего времени – брать на вооружение замечательные традиции казахскогонарода и широко использовать их в воспитательном процессе. Чем больше и глубжеребёнок будет чувствовать своё родное искусство, быт, культуру, тем лучше онпоймёт искусство других народов. 

Казахстан – многонациональная страна. Формирование таких качеств, как

сознательность, ответственность, уважение к историческому прошлому, воспитаниепатриотизма, внутренней культуры, чувства собственного достоинства, гордости засвою Родину, гражданином которой человек является – залог гражданскогостановления личности. В Послании народу Казахстана («Казахстан на путиускоренной экономической, социальной и политической модернизации») ПрезидентРеспублики Н.А. Назарбаев подчеркнул, что: «Необходимо продолжить реализацию

программы «Культурное наследие» и через осмысление прошлого развивать культурунастоящего времени». 

Приобщение детей к сокровищам отечественной культуры, формирование эстетическихвзглядов через восприятие истинно художественных образцов национальнойказахской музыкальной культуры, воспитание глубокого уважения к народномутворчеству и музыке благородная и почётная миссия каждого педагога. Опираясь натребования сегодняшнего дня, цели и задачи нового стандарта был разработанучебный курс «Музыкальное наследие Казахстана» для детей дошкольного возраста.

Что является основополагающим в программе данного курса? 

Во-первых, понимание и принятие музыкального сокровища, доставшегося

дошкольникам в наследство. 
Во-вторых, привитие интереса и любви к музыкальной культуре Казахстана. 
В-третьих, следование требованию времени и возрождению национальной культурыказахского народа. 

Успех такого подхода – формирование целостной личности, обладающей широким

кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, без которых не возможноорганичное существование человека в окружающем нас мире. 

Целью курса «Музыкальное наследие Казахстана» является создание условий дляприобщения детей к музыкальному наследию Казахстана, формирование основгражданственности и патриотизма. 

В процессе реализации учебного курса решаются задачи: формирование навыков восприятиявыразительных возможностей казахских народных произведений; развитие интереса илюбви к национальной музыке; воспитание нравственно-эстетических чувств удошкольников. Содержание строится с учётом возрастных особенностей детей,

уровня их музыкального и интеллектуального развития. 

Предлагаемый учебный курс носит развивающе–обучающий характер, которыйопределяется ведущими методическими принципами. 

Принцип деятельности. Ребёнок находится в постоянном процессе открытия новыхзнаний. Действие (игра) – способ познания, переживания, сопричастности. Принцип вариативности. Меняется музыкальный материал на аналогичный, еслигруппа в силу каких-либо обстоятельств не справляется с предложенным. В своюочередь ребёнку всегда предоставляется возможность для оптимальногосамовыражения. 

Принцип креативности. Педагог провоцирует и поощряет творческую активностьдетей, создавая ситуации, в которых каждый ребёнок может реализовать своётворческое начало. 

Принцип непрерывности. Процесс нравственно – эстетического развития не

заканчивается на занятии, а продолжается на прогулке, в группе, в семье. 

Принцип гуманности. Любовь к жизни, любовь к музыке, любовь к ребёнку! Безэтого триединства невозможно формирование личности, невозможно созданиетворческой атмосферы в организованной учебной деятельности, каждая из которойдолжна стать для ребёнка единственной и неповторимой. 

Таким образом у современного дошкольника есть возможность изучать наследиеказахской музыкальной культуры, делая его своим духовным достоянием. Уже вмладшем возрасте в организованную учебную деятельность вводятся элементыэтнопедагогики, дети поют несложные песенки на казахском языке, играют внародные игры, воспринимают кукольные постановки по казахским народным сказкам. 

Казахский народ богат песнями. Хорошая песня ценилась дороже отар овец и

косяков коней. Прививать любовь к казахской народной песне одна из задач

учебного курса «Музыкальное наследие Казахстана». Малыши, исполняя мелодичные

песенки («Балапан», «Тәй-тәй», «Әлди-әлди») не только приобщаются к народномутворчеству, но и закрепляют знания казахского языка. Пройдя через такоеэлементарное знакомство с казахским творчеством, бытом и культурой к старшемудошкольному возрасту дети уже готовы к восприятию казахской инструментальноймузыки. Богатое творческое наследие композиторов Казахстана предлагает большоймузыкальный материал. 

Среди неисчислимых сокровищ казахского музыкального фольклора одно из главныхмест принадлежит народной инструментальной музыке – кюям. Дошкольники ктретьему году обучения по учебному курсу знают, что казахская инструментальнаямузыка делится на несколько видов: домбровыекюи, кобызовые и сыбызговые. 

Старшие дошкольники слушают не только домбровую музыку, но и произведенияказахских композиторов в исполнении оркестра казахских народных инструментов. 

Музыкальные произведения разнообразны по своему социально – образному

содержанию. Трудно передать словами всю гамму переживаний человека, выраженнуюв различных музыкальных произведениях, дети чувствуют выразительностьмелодических интонаций, насыщенность музыкальной фактуры в произведенияхгероического склада, передающих чувство любви к Родине. Дошкольникиэмоционально отзываются на лирический характер музыки, проникаясь им, онисопереживают тем событиям и чувствам, которые переданы в музыке. В репертуареучебного курса используется народная, классическая и современная музыкакомпозиторов Казахстана, различная по своему стилю и эмоциональному содержанию. 

Представленный в учебном курсе материал построен по системе взаимосвязи

образовательных областей и разделов программы: казахского языка, этнографии,музыки и изобразительного искусства. В программе учебного курса предусмотренаразнообразная по организации учебной деятельности работа, направленная навоспитание глубокого уважения к прошлому своего народа, родному языку,народному творчеству и музыкальному наследию Казахстана. 
Взаимосвязь образовательных областей способствует более глубокому развитиюхудожественного восприятия детей, воспитанию интереса к истории и культуреродного народа, что помогает усвоить его нравы и обычаи. Например, ворганизованной учебной деятельности по теме: «Мир народных образов», детямстаршего возраста предлагается не только послушать звучание домбры, но ипринять участие в создании своего индивидуального инструмента с помощьюказахского орнамента. Таким образом, дошкольники приобщаются одновременно и кмузыкальному и к художественному наследию казахского народа. Та же темаотражается, и в разделе казахского языка, где дети совершенствуют своёпроизношение и пополняют словарный запас, и в разделе изобразительноеискусство. 

В целях повышения эффективности всего процесса обучения ведётся контроль наддинамикой усвоения учебного курса дошкольниками. Это даёт возможностьнаправлять ход деятельности детей, в случае необходимости вносить изменения идополнения в программу учебного курса. 

К концу третьего года обучения по учебному курсу дошкольники хорошо разбираютсяв жанровом разнообразии музыкального наследия Казахстана, знают о творчествекобызистаКоркыта, композитора – кюйшиДаулеткерея; имеют навыки исполненияэлементов казахского танца «Сәлем беру», «Жалын», «Фонтан» и других; могутрассказать о многих обычаях и традициях казахского народа. 
Таким образом, приобщение дошкольников к миру национальной  культуры способствует формированию такихкачеств, как сознательность, уважение к историческому прошлому, воспитаниепатриотизма, гордости за свою Родину, гражданином которой является, а это ничто иное, как залог гражданского становления личности.

 

 

 

 

 

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
«Приобщение детей дошкольного возраста к казахским национальным традициям и обычаям».

Автор: Урузбаева Асель Жанбазаровна

Дата: 19.04.2019

Номер свидетельства: 507688

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Статья на тему: "МУЗЕЙ КАК КРЕАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ""
    ["seo_title"] => string(89) "stat-ia-na-tiemu-muziei-kak-krieativnoie-prostranstvo-kul-tury-v-doshkol-noi-organizatsii"
    ["file_id"] => string(6) "273324"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452184977"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Воспитание этнокультурной компетентности у младших школьников "
    ["seo_title"] => string(67) "vospitaniie-etnokul-turnoi-kompietientnosti-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "198671"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428429996"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства