Просмотр содержимого документа
«Презентация для педагогов "Кластер - активный метод обучения"»
Кластер -активный метод обучения
Клат Н.А.
Емельянова Т.Б.
МБДОУ 27 «Родничок»
Кластер
пришел к нам из ИКТ и обозначает объединение нескольких однородных элементов, которые могут рассматриваться как самостоятельные единицы, обладающие определенными свойствами.
Кластер – (в переводе с англ.
скопление, гроздь, пучок)
Метод кластера
позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в текст или тему.
Он может применяться на этапе
вхождения или погружения в тему
для систематизации имеющейся информации
выявления областей недостаточного знания.
Метод кластера
для дошкольников
Прием кластера
развивает системное мышление
учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения
учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и полученных знаний
развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций
развивает способности к творческой переработке информации .
Достоинства метода кластера
• он позволяет охватить большой объем информации;
• вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
• дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
Преимущества метода кластера
Благодаря этому методу работы, формируются и развиваются следующие навыки:
• умение ставить вопросы;
• выделять главное;
• устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
• переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
• сравнивать и анализировать;
Последовательность действий при составлении
кластера :
1 этап – посередине чистого листа пишется ключевое слово, которое является «сердцем» идеи, темы.
2 этап – вокруг слова записываются все то, что вспомнилось им по поводу данной темы – выражающие идеи, факты, образы («мозговой штурм», подходящие для данной темы (модель «хаос»)
3 этап – осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).
4 этап – по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
Метод
кластера
Кластер может быть использован как способ организации работы во время образовательной деятельности, и в качестве индивидуального задания.