Программное содержание: продолжать учить детей правильно переходить улицу; закрепить умение называть знакомые дорожные знаки, регламентирующие движение пешеходов, а также значение сигналов светофора; закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Развивать творческую инициативу, быстроту мыслительных действий в условиях дорожного движения, эмоциональную отзывчивость на музыку. Воспитывать коллективизм, умение сопереживать, самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Виды деятельности: игровая (игры «По дороге Петя шёл», «Светофор»), коммуникативная (беседа о правилах дорожного движения, безопасного поведения на дорогах, чтение стихотворений), музыкально-художественная (песни «Светофор», «Курица на улице», «Пусть бегут неуклюже», танец «Зелёный свет»).
Планируемые результаты: знает и называет знакомые дорожные знаки, значение сигналов светофора; умеет самостоятельно пользоваться полученными знаниями о правилах дорожного движения в повседневной жизни; принимает активное участие в играх; эмоционально реагирует на музыкальное произведение; проявляет творческую инициативу.
Действующие лица: дорожные знаки – дети (5), курица и цыплята – дети (3); Шапокляк, Незнайка – взрослые.
Предварительная работа: знакомство с дорожными знаками, экскурсия по улице города, рассматривание дорожных знаков, книг, иллюстраций, дидактические игры, рисование.
Содержание образовательной деятельности.
(Звучит музыка А. Пугачевой «Папа купил автомобиль». Дети входят в зал и рассаживаются на стульчики.)
Воспитатель: Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Вот она, азбука, над мостовой
Знаки развешены над головой.
Азбука улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
У нас сегодня необычное развлечение. Сегодня мы с вами поиграем. А поиграем в очень важную игру, которая научит вас беречь свою жизнь. В последнее время очень часто дети и взрослые попадают в дорожно – транспортные происшествия. Чтобы не попасть в беду, мы повторим то, что знаем, а также, узнаем о новых правилах дорожного движения.
Ребенок: Правил дорожных на свете немало –
Все бы их выучить нам не мешало!
Но основное из правил движения
Знать как таблицу должны умножения.
Дети вместе: На мостовой не играть, не кататься,
Если ты хочешь здоровым остаться!
(появляется Незнайка)
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Насилу до вас добрался!
Воспитатель: Что с тобой случилось, Незнайка? Чем ты так напуган?
Незнайка: Попав в большой и шумный город,
Я растерялся, я пропал…
Не зная знаков светофора,
Чуть под машину не попал!
Кругом машины и трамваи,
то вдруг автобус на пути.
Признаться честно – я не знаю,
Где мне дорогу перейти.
Ребята, вы мне помогите,
И, если можно, расскажите,
Дорогу как переходить,
В больницу чтоб не угодить!
Воспитатель: Наши дети уже знакомы с самыми главными правилами дорожного движения. Они тебе расскажут и покажут, как вести себя на улицах города. А поможет нам наш друг – постовой – регулировщик.
Ребенок: Здесь, на посту, в любое время
(постовой) Дежурит ловкий постовой,
Он управляет ловко всеми,
Кто перед ним на мостовой!
Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.
Игра: «По дороге Петя шел» муз. В. Карасевой
Все участники встают в круг, регулировщик – водящий с жезлом – в центре. Дети движутся по кругу, исполняя песню «По дороге Петя шел». На проигрыш дети останавливаются, водящий движется подскоком внутри круга. С остановкой музыки он останавливается и указывает жезлом ребенку, рядом с которым остановился, на центр круга. Выбранный ребенок должен выйти на середину, сказать правило дорожного движения. Сделав это, он становится водящим и получает жезл регулировщика (игра повторяется).
Вопросы к игре:
На какие части делится улица?
По какой части улицы должны ходить пешеходы?
Где нужно ждать автобус, троллейбус?
Где пешеходы должны переходить проезжую часть?
Для чего предназначены проезжая часть и тротуар?
Расскажите о правилах поведения в общественном транспорте.
Кто главный помощник на проезжей части?
Воспитатель: Правильно. Глядит, в упор
На нас трехглазый светофор –
Зеленый, желтый, красный глаз,
Он каждому дает приказ.
Выполняй закон простой:
Красный свет зажегся –
Дети (все): Стой!
Воспитатель: Желтый вспыхнул –
Дети: Подожди!
Воспитатель: А зеленый свет –
Дети: Иди!
Воспитатель: А теперь, Незнайка, мы проверим, насколько ты внимателен.
Игра «Светофор»
Ведущий показывает сигнал светофора.
Красный – дети приседают, хлопая по коленям.
Желтый – хлопают в ладоши.
Зеленый – шагают на месте.
Незнайка: спасибо вам, ребята! Я теперь обо всем могу рассказать своим друзьям, вот только как бы мне чего не забыть, да не перепутать!
Воспитатель: А мы тебе и твоим друзьям подарим вот такой светофор, он будет вам напоминать о правилах дорожного движения. А еще споем песню, которая так и называется – «Светофор».
Песня «Светофор» муз. С. Филипповой
(Незнайка благодарит и уходит)
(Раздается сигнал машины, звучит музыка, входит Шапокляк. В руках у нее руль, на груди – плоскостное изображение кабины машины.)
Шапокляк: Здравствуйте! Кто я? Ну – ка, угадайте- ка! Как зовут меня?
Дети: Шапокляк!
Шапокляк: Приобрела машину я, буду ездить в ней, друзья! Давайте скорей, садитесь ко мне, прокачу с ветерком!
Воспитатель: Шапокляк, а с правилами дорожного движения Вы знакомы?
Шапокляк: Ну, вот еще! Я и так все знаю! Последний раз спрашиваю, кто едет со мной?
Воспитатель: Никто!
Шапокляк: Ну и не надо! Я еду одна!
(Звучит музыка, путь Шапокляк преграждает светофор)
Ребенок: Стоп! Впереди дороги нет!
(светофор) Смотри, у светофора
Зажегся красный свет!
Шапокляк: Как это, дороги нет? Куда же она делась? Все эти цветные огоньки – е – рун - да! (начинает путь, светофор свистит в свисток)
Ребенок Стоп, машина! Стоп мотор!
(светофор) Тормози скорей, шофер!
Красный глаз горит в упор
Я очень строгий светофор.
На красный свет – дороги нет!
На желтый – подожди!
Когда горит зеленый свет –
Счастливого пути!
Воспитатель: Послушай, Шапокляк, что может случиться с теми, кто не знает правил дорожного движения.
Песня «Курица на улице» муз. Л. Арутюнова
Шапокляк: Ваши головы забиты настоящей ерундой,
Вы про правила забудьте, вот совет простой.
Советы Шапокляк:
1.Мяч бери – и на дорогу, и в футбол там поиграй.
Там машин бывает много, ты машине пас подай!
2.Если с горочки зимой хочешь покататься,
На дорогу выезжай, знаешь, клево братцы!
3.Эй, девчонки и мальчишки! А к прицепу прицепится,
С ветерочком прокатится, кто-то пробовал из вас?
Нет?! Да это просто класс!
Воспитатель: Все Шапокляк, больше твои советы слушать не желаем, от них, в лучшем случаи, можно оказаться – в больнице. Оказывается, ты совсем не знаешь правил дорожного движения.
Шапокляк: Как не знаю? Да я сейчас без ошибки отвечу на любой ваш вопрос. Проверяйте! (выходят дети – знаки)
Воспитатель: Много разных знаков вам встречаются в пути,
А кто из них позволит дорогу перейти?
(Шапокляк ходит, рассматривает, замечает знак «Движение пешеходов запрещено»)
Шапокляк: Вот в кружке человечек, что же это может быть?
Всем понятно, здесь дорогу можно мне переходить. Ля, ля, ля…
Ребенок (знак): Я всех предупреждаю здесь старательно:
Коль видишь ты меня – то будь внимательным!
И не вздумай здесь дорогу перейти
Здесь хода нет, здесь нет пути!
Воспитатель: Я хочу спросить про знак, нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята со всех ног бегут куда-то.
Шапокляк: На дороге эстафета, надо ж детям бегать где-то …
Воспитатель: Но боюсь, однако, смысл другой у знака.
Ребенок (знак): Саша с Настенькой в тревоге:
Где же перейти дорогу?
Не смотрите грустным взглядом,
Помощь близко, помощь рядом!
Меня знают все на свете:
Дети (все): Осторожно! Дети!
Шапокляк: А вот еще какой – то знак (выходит вперед знак – «Гостиница)
Раз на знаке есть кровать, значит всем здесь надо спать.
(«засыпает» возле знака)
Воспитатель: Эй, красавица, проснись! Поднимайся!
Шапокляк: Отцепись! Знак велел мне здесь поспать.
Иль не видите кровать?
Ребенок (знак): Нет, гостиница здесь рядом.
Кто в пути совсем устал –
Знак дорогу указал!
Воспитатель: Круглый знак, а в нем окошко,
Не спеши тут сгоряча.
А подумай – ка немножко,
Что здесь?
Шапокляк: Свалка кирпича!
Ребенок (знак): Этот знак вам всем знаком
Он зовется «кирпичом»!
Что же означает он?
Дети (все): Въезд сюда запрещен!
Воспитатель: Что такое на дороге нарисовано вот тут?
Здесь не видны руки, ноги,
А все зеброю зовут.
Разве место зебры здесь?
Шапокляк: В зоопарк ее отвесть!
Ребенок (знак): Нет! Зеброю зовет народ пешеходный переход!
Где зебру встретишь на пути –
Дорогу можно перейти.
Дети (знаки) по очереди:
1.Всем кому даны колеса, передайте наш совет:
2.Пусть у нас сначала спросят, можно ехать или нет?
3.Мы поможем, мы расскажем честь по чести, что и как.
4.Мы дорогу всем укажем, уважайте каждый знак!
5.Самый малый знак дорожный здесь стоит не просто так –
Вместе: Будьте, будьте осторожны, уважайте каждый знак!
Песня «Пусть бегут неуклюже» муз. В. Шаинского
Воспитатель: Шапокляк, теперь – то ты поняла, для чего нужны знаки и что они обозначают?
Шапокляк: Да, теперь поняла. Я думала – это так…картинки всякие! Обещаю, больше не буду хулиганить. А на память я хочу вам подарить книжку о правилах дорожного движения. Правила из этой книжки нужно знать не понаслышке, и учить их не «слегка», а всерьез, наверняка.