kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практикум для педагогов "Речь и веселый мяч"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель практикума: актуализация и совершенствование знаний педагогов и накопленного опыта по развитию содержательности и связной речи дошкольников.

Задачи:

-в игровой форме систематизировать теоретические знания педагогов по развитию содержательности и связной речи у дошкольников, 

-развивать у педагогов умения применять игровые методы и приёмы для развития речи дошкольников,развивать кругозор,

-повысить интерес педагогов к вопросуразвития содержательности и связной речи дошкольников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практикум для педагогов "Речь и веселый мяч"»

МБДОУ «Тотемский детский сад №7 «Солнышко»


Практикум для педагогов «Речь и веселый мяч»


Подготовили: старший воспитатель С.И. Шихова

Учитель-логопед Е.В. Рычкова

29.01.2019 г.


Цель практикума: актуализация и совершенствование знаний педагогов и накопленного опыта по развитию содержательности и связной речи дошкольников.

Задачи:

- в игровой форме систематизировать теоретические знания педагогов по развитию содержательности и связной речи у дошкольников, 

- развивать у педагогов умения применять игровые методы и приёмы для развития речи дошкольников, развивать кругозор,

- повысить интерес педагогов к вопросу развития содержательности и связной речи дошкольников.

1. Введение в тему. Затруднение.

Экспресс-опрос для определения компетентности воспитателей

(игра с мячом в кругу)

· Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)

· Речь одного собеседника, обращенная к слушателям (монолог)

· Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)

· Рассказ, сюжет которого развертывается во времени (рассказ повествование)

· Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи — педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)

· Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине (образец воспитателя)

· Ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы педагога)

· Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)


ФГОС  ДО определяет «Речевое развитие» как приоритетное направление. Неслучайно мы выбрали одно из основных направлений работы на этот учебный год «Развитие содержательности и связной речи дошкольников».

Для ребёнка образцом является РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ. Поэтому наша с вами речь должна быть красивой, богатой, содержательной, образной! Задайте себе вопрос: может ли ВАША речь быть образцом для ребёнка?

Прежде чем  обучать  детей   связной  речи, необходимо, чтобы в активной речи ребёнка присутствовали разнообразные слова: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, фразеологические обороты, сравнения, метафоры и т. д.

         Например слово снег

         Однокоренные слова   снежинка, снежный, снегоход, снеговик,

         Антонимы дождь

         Синонимы лёд

         Ассоциации        зима, холод, мороз, санки, лыжи, коньки, горка

Продолжаем работать с этим словом.

Снег какой? (подобрать как можно больше прилагательных)  Белый, холодный, мокрый, блестящий, сверкающий, красивый, грязный, талый…

Что со снегом можно делать?  (глаголы) Копать, лепить, подбрасывать, ловить (снежинки), растопить, строить (горку, постройки).

С чем можно сравнить снег? (сравнения)  С пухом,  одеялом, покрывалом и т.д. 


Постановка темы и цели практикума

Как вы думаете, какова цель практикума сегодня?

(педагоги садятся за столы, делясь сразу на 2 команды)


Для успешного овладения грамотой и письменной речью в школе ребёнок должен полноценно владеть речевыми звуками (правильное произношение звуков, умение различать звуки на слух, иметь достаточный словарный запас, должна быть достаточная сформированность грамматических систем, владеть связной речью.

Связная речь высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки детей к школе.

Речь считается связной, если для неё характерны:

-содержательность (хорошие знания предмета, о котором говорится);

-точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний наиболее подходящих к данному содержанию);

-логичность (последовательное изложение мыслей);

-ясность (понятность для окружающих);

-правильность, чистота, богатство (разнообразие).

Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развёрнутого изложения.

Сегодня на практикуме мы затронем развитие артикуляционной моторики, развитие мелкой моторики, развитие фонематического слуха и восприятия, грамматический строй речи и выйдем на развитие связной речи.

Как вы думаете, почему именно в такой логике построен практикум? Ответы педагогов.

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь.

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую и смысловую оболочку слова.

Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем речи, тормозит развитие связной речи.


Участники практикума, делятся на две команды

«Говоруньи» и «Болтуньи». За правильный ответ команда получает жетон.

I. Развитие артикуляционной моторики.

Ведущий (учитель-логопед) предлагает в качестве разминки выполнить всем участникам артикуляционную гимнастику «Денискина зарядка»

Конкурс 1

Знание органов артикуляции.

Ведущий задаёт командам вопросы по очереди.

- Назовите главный артикуляционный орган (язык)

- Назовите части языка (кончик, спинка, корень, боковые края)

- Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков (язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосовые связки, носовая полость).

- Как образуется голос? (в гортани смыкаются голосовые связки)

Знание артикуляционных упражнений.

Представители команд получают от ведущего картинки к определённым артикуляционным упражнениям («Заборчик»«Вкусное варенье»«Лошадка»«Чистим зубы»«Грибок»«Чашечка»«Маляр»«Барабан»)

Команды должны назвать упражнения, показать, как они выполняются и для постановки каких звуков нужны.

II. Пальчиковая гимнастика.

Знание упражнений пальчиковой гимнастики.

Командам предлагается показать по одному упражнению из пальчиковой гимнастики (желательно с речевым сопровождением).

III. Развитие фонематического слуха и восприятия.

Называние слов на заданные звуки.

Ведущий говорит каждому члену команды по очереди звук (гласный, твёрдый согласный, мягкий согласный) - нужно назвать слово, начинающееся на этот звук.

Придумывание рифмы к словам.

Представители команд выходят к мольберту, на котором - перевёрнутые обратной стороной картинки. Участники команд по очереди переворачивают картинки, называют их, а команды подбирают рифмы к этим словам. Например, кошка - окошко, улитка - калитка, корзина - картина, жучок – паучок, погремушкаватрушка, почкакочка, дочка, точка, звездаборозда, тамада, глазабирюза, стрекоза.

Подбор слов к трёхзвуковым схемам.

Ведущий обращает внимание участников на мольберт, на котором 5 вариантов трёхзвуковых схем (гласные звуки обозначены красным цветом, твёрдые согласные - синим, мягкие согласные - зелёным).

Командам даётся задание подобрать как можно больше слов к этим схемам. Слова должны быть названиями предметов из растительного и животного мира. (примеры слов: лес, мак, пень, сад, тис, вяз, дуб, бук, лён, рис, лук, чай, луг, мох, рак, тля, вошь, пёс, сом, пёс, лось, лис, вол, бык, кот, кит, мул, як, лев, лещ, язь, сыч, мышь, чиж, жук, гусь, ёж, рысь, оса).

Подбор слов с наибольшим количеством букв.

Командам выдаются чистые листы бумаги и маркеры. Даётся задание придумать самое «длинное» слово, написать его и подсчитать количество букв в названии. Например, слова: самоуничтожение, газонокосилка и т. п.

Определение места звука в словах (динамическая пауза).

Участникам команд даётся задание: если звук «л» будет стоять в начале слова (ведущий произносит ряд слов) - нужно поднять руки вверх и потянуться; если в середине слова - поставить руки на пояс; если же звук «л» будет стоять в конце слова - нагнуться и поставить руки на колени.

Ведущий произносит слова: лампа, кулак, стол, колба, осёл, ласточка, дятел, волосы, полка, лыжи, лопата, палатка, футбол, лошадь, молоко.

Шутки — минутки. Участникам практикума зачитываются строчки из стихов, в которых намеренно заменены буквы в словах. Педагоги на слух находят ошибку в стихотворении и исправляют её:

Хвост с узорами,

сапоги со шторами.

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин том.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

Божья коробка,

Улети на небо,

Принеси мне хлеба.

IV. Грамматический строй речи

Задание 1. Игра«Похожие слова»

Подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.

Есть сладкое слово – конфета,

Есть быстрое слово – ракета,

Есть слово с окошком - вагон.

Есть кислое слово – лимон!

А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!

Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).

Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).

Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).

Задание 2: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.

Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).

Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа).

Задание 3. Игра «Волшебная палочка»

Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать, все что вы захотите.

Итак, первая команда будет рассказывать о том, чтобы они хотели увеличить, а другая уменьшить.

Хочу уменьшить зиму, увеличить лето.

Хочу увеличить конфету до размера холодильника и т. д.

Задание 4. Игра соревнование«Кто больше придумает родственных слов?»

1 команда –от слова хлеб

2 команда – от слова Родина.

Задание 5. Игра «Нелепицы»

Педагогам раздаются черно-белые картинки и цветные карандаши. Задание: найти и закрасить нелепицы. Кто быстрее и больше их назовет.

V. Связная речь

Работа с пословицами.

Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки с заданиями по пословицам.

Карточка № 1.

1. Продолжить пословицы:

- С волками жить. (по-волчьи выть)

- С миру по нитке. (голому рубаха)

- Всяк сверчок. (знай свой шесток)

- Дружба крепка не лестью, а (правдой и честью)

2. «Перевести» пословицу на русский язык.

- Сын леопарда - тоже леопард. (Африка) Яблоко от яблони недалеко падает.

- Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан) Шила в мешке не утаишь.

- Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) В тихом омуте черти водятся.

3. Назвать аналогичную русскую пословицу.

- Старость – тяжелая плата. (Старость – не радость)

- Слишком много — вредно для здоровья. (Что не в меру, то во вред)

4. Назвать одну или несколько пословиц про дружбу.

- Друг дороже денег.

- Человек без друзей, что дерево без корней.

- Хорошую дружбу и топором не разрубишь.

- Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду скажет.

- Друзья познаются в беде.

- Старый друг лучше новых двух.

Карточка № 2.

1. Продолжить пословицы:

- Двое пашут -. (а семеро руками машут)

- Кончил дело -. (гуляй смело)

- Гром не грянет -. (мужик не перекрестится)

- Гору разрушает ветер,. (людскую дружбу – слова)

2. «Перевести» пословицу на русский язык.

- Молчаливый рот - золотой рот. (Германия) Слово - серебро, а молчание - золото.

- Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) Язык до Киева доведёт.

- Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция) Обжёгся на молоке, дует и на воду.

3. Назвать аналогичную русскую пословицу.

- Всяк купец свой товар хвалит. (Всяк кулик своё болото хвалит)

- И у искусного ткача хоть раз да порвется нить. (И на старуху бывает проруха)

4. Назвать одну или несколько пословиц про труд.

- Человек славен трудом.

- Терпение и труд всё перетрут.

- Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.

- Труд человека кормит, лень портит.

- Скучен день до вечера, коли делать нечего.

- Каков работник, такова ему и плата.

Мнемотехника

Задание составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения:

1 команда:

Есть на новом платье у меня кармашки.

На кармашках этих вышиты ромашки

Ромашки, ромашки, будто луговые

Ромашки, ромашки словно как живые.

2 команда:

Мы купили кошке,

К празднику – сапожки.

Причесали ей усы,

Сшили новые трусы.

Только как их надевать,

Хвостик некуда девать.

Ведущий объявляет об окончании практикума и подводятся итоги.

Все участники практикума получают методические рекомендации.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Практикум для педагогов "Речь и веселый мяч"

Автор: Шихова Светлана Ивановна

Дата: 26.04.2019

Номер свидетельства: 508472

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Семинар- практикум для родителей "Хорошая речь слаще мёда" "
    ["seo_title"] => string(68) "sieminar-praktikum-dlia-roditieliei-khoroshaia-riech-slashchie-mioda"
    ["file_id"] => string(6) "113799"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1411052973"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Повышение речевой культуры и коммуникативных навыков педагогов"
    ["seo_title"] => string(72) "povyshieniie-riechievoi-kul-tury-i-kommunikativnykh-navykov-piedaghoghov"
    ["file_id"] => string(6) "276422"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452713422"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства