kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Познавательный проект "Цветущая весна"

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Обязательной составной частью любого тематического образовательного проекта является презентация его результатов, своеобразный отчет детей и взрослых о проделанной работе. По своей сути это познавательный досуг.

       Мы с вами помним – проект продолжается до тех пор, пока к нему не угас интерес детей и пока мы не использовали с максимальным эффектом весь его образовательный потенциал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Познавательный проект "Цветущая весна"»

«Цветущая весна. Травы».

I часть проекта. Организация «точки удивления», возбуждающей интерес детей и создающей мотивацию для познавательной активности. Для формирования интереса детей используем систему наблюдений за травянистыми растениями.

А поводом для наблюдения может стать простой вопрос воспитателя, обратившего внимание детей на тот факт, что одуванчик перед дождем или после захода солнца, когда воздух становится более прохладным и влажным, одуванчик закрывает свой цветок. Почему это происходит?

Наблюдение будет длительным, пролонгированным, чтобы мы смогли наблюдать разные стадии развития растения. При длительном наблюдении важно отмечать какими-либо метками (табличками) наблюдаемые объекты.

Детей также привлекает внешняя атрибутика: лупы, блокноты для зарисовок, цветные карандаши, сумочки, в которые они все это складывают и берут с собой на прогулку. Правильно созданный воспитателем настрой детей на важную, ответственную, «взрослую» работу исследователей, наблюдателей за миром природы, которую дети будут делать на прогулке, мотивирует интерес детей, заставляет их глаза загореться предвкушением новых интересных открытий, которые они сделают самостоятельно.

Важно! Перед тем как дети приступят к наблюдению – часто самостоятельному, не сопровождаемому воспитателем, – нужно провести «инструктаж по технике безопасности», а точнее, напомнить им правила безопасного поведения в природе. Дети должны неукоснительно их соблюдать:

  • Не торопись брать руками незнакомое тебе растение, ведь некоторые из них могут быть ядовитыми, могут уколоть или обжечь – например крапива.

  • Сначала нужно внимательно рассмотреть внешний вид растения, не дотрагиваясь до него, сравнить с другими, известными тебе, попросить совета у взрослого – и только после этого ты можешь сорвать его.

  • Если ты понял, что растение не принесет тебе вреда и ты можешь сорвать его, подумай – зачем ты это хочешь сделать. Если нет особой причины – не срывай растение.

  • Не торопись срывать и брать в рот незнакомые ягоды, посоветуйся со взрослыми, можно ли употреблять их в пищу.

  • Во время наблюдения не стоит подходить близко к трухлявым деревьям, они могут быть опасными.

  • Попробуй нарисовать то, что узнал и увидел, что показалось тебе интересным.




Итак, для организации наблюдения детей за одуванчиками целесообразно предложить такой план:

  1. Как правило, на участке детского сада можно найти растения в разных стадиях развития. На первом этапе наблюдения мы выбираем одуванчик в начальной стадии развития. Пусть дети рассмотрят листья одуванчика, почку – зародыш будущего цветка, понаблюдают за ростом стебля. Целесообразно отметить табличками (какими-то другими метками) объекты наблюдения, тогда мы вместе с детьми сможем проследить, на какой день у одуванчика появляется почка, когда начинает расти стебель, поднимаясь к солнцу, когда впервые распускается цветок, на какой день после зацветания образуются семена.

  2. Внешний вид растения. Лучше выбрать для наблюдения цветущий одуванчик. Дети рассматривают (может быть, с помощью лупы) и зарисовывают листья, стебель, цветок одуванчика. Пышное соцветие состоит из тоненьких лепестков, их очень много. Пыльца у одуванчика такая же желтая, как и окраска цветка. (Будьте готовы к тому, уважаемые коллеги, что после наблюдения у всех детей будут желтые носы!) Попробуем сделать первые выводы: яркий желтый цвет привлекает к цветку насекомых. Тонкие лепестки позволяют насекомым легче добывать нектар из серединки цветка. Добывая нектар, насекомые опыляют одуванчик, без опыления у него не могли бы образоваться семена.

  3. Корень одуванчика. Сначала его пытаются выдернуть дети, затем воспитатель, приходят к выводу, что лучше воспользоваться лопатой и откопать корень. Важно подвести детей к выводу – такой длинный корень, прочно сидящий в земле, позволяет одуванчику добывать влагу из глубины, поэтому он может расти и неплохо себя чувствовать в засушливом месте. Кроме того, этот корень делает очень трудной борьбу с одуванчиками на клумбах или газонах, грядках с овощами: если не удастся вырвать или выкопать корень целиком, то вскоре из той частички, которая осталась в земле, вновь вырастет одуванчик. Корень, глубоко спрятавшийся в земле, помогает одуванчикам перезимовать; и по весне, как только солнышко начнет пригревать, они одними из первых вылезают из земли.

  4. Почему одуванчик утром раскрывает цветок навстречу солнцу, а вечером закрывает его? Потому что любит свет и тепло. Весной, когда погода еще очень переменчива и ночью могут быть заморозки, одуванчик сжимает свои лепестки и закрывает бутон, чтобы не замерзнуть, когда солнце клонится к закату. Пусть дети понаблюдают за одуванчиком в дождливую погоду – бутоны тоже закрыты. Одуванчик сберегает свои тонкие нежные лепестки и от влаги – иначе они слипнутся и насекомые не смогут опылить цветок. Эти выводы должен сделать ребенок самостоятельно, воспитатель лишь направляет его вопросами, подталкивает к самостоятельным выводам.

  5. Одуванчики теплолюбивы и светолюбивы – это подтверждается наблюдением за тем, как растут цветы на солнце и в тени. «Теневые» одуванчики ниже ростом, их цветок, как правило, меньше, чем у брата, растущего на солнце, и зацветают они позже.

Будет полезно зарисовать результаты наблюдений.

  1. Устроив пролонгированное наблюдение, попросите детей посчитать, на какой день своего цветения одуванчик «переоденет» яркое желтое платье на белое, пушистое, состоящее из «парашютиков».

  2. Семена одуванчика – отдельная тема для наблюдения. Пусть дети рассмотрят «парашютик» с помощью лупы. Почему у него именно такое строение? Оно помогает семенам летать по воздуху. Был бы одуванчик так распространен, если бы не его летучие семена?

  3. Пусть дети сравнят «парашютики» одуванчика с «пушком» мать-и-мачехи. Семена отличаются друг от друга.

Наблюдения за одуванчиком помогут заинтересовать детей, придать импульс их познавательной инициативе, которая позволит детям сформулировать заинтересовавшие их вопросы и даст возможность и повод для начала проекта.

II часть проекта. Планирование. Воспитатель фиксирует вопросы детей, на которые они хотели бы получить ответы в ходе реализации проекта, они совместно планируют, каким образом постараются получить ответы на эти вопросы – или в совместной работе с воспитателем, или во взаимодействии с родителями, или в процессе самостоятельной деятельности детей. Среди форм работы могут быть продолжение наблюдений и сделанные при наблюдениях выводы, создание гербариев, рассказы воспитателя, придумывание сказок, игры, детско-родительские проекты, беседы с детьми, разнообразная продуктивная деятельность.

III часть проекта. Реализация запланированных мероприятий

  1. Продолжение целенаправленных наблюдений за растениями.

  2. Рассказы воспитателя о свойствах знакомых детям растений, их использовании в быту, медицине, промышленности. Содержание рассказов может быть посвящено широко распространенным и хорошо известным детям растениям – клеверу, полыни, лопуху (репейнику), подорожнику, крапиве, борщевике, другим растениям. Важно, чтобы рассказы воспитателя сопровождали самостоятельные наблюдения детей за растениями.

  3. Создание коллекций травянистых растений – гербариев. Гербарий– это коллекция засушенных растений, оформленная и снабженная этикетками. Для создания гербария нам понадобятся, во-первых, приспособления для засушивания растений, во-вторых, альбомы, в которые мы поместим высушенные растения. Сбор и засушивание растений может стать своеобразным ритуалом, интересным для детей. Высушенные растения дети с помощью воспитателя прикрепляют к листу альбома или к отдельному листу картона (лучше с помощью толстых нитей или тонких тесемок, которые выводятся на обратную сторону листа и закрепляются клеем или скотчем. Также на лицевой стороне листа картона необходимо разместить этикетку, на которой указано название растения и другие данные, например информация, где, когда и кем оно было собрано. На оборотную сторону листа можно наклеить карточку с кратким рассказом о свойствах растения или с интересными историями, сказками, которые придумали дети.

Если задействовать такую форму работы, как придумывание детьми рассказов и сказок о растениях (например, «Как подорожник стал подорожником», «Сказка о доброй матери и злой мачехе», «Желтый наряд одуванчика», «О чем прозвенел колокольчик», «Как лопух стал репейником» и т.п.), то для рассказов и сказок, сочиненных детьми, может быть выделено несколько листов, следующих за растением. Сюда же можно поместить и рисунки детей. Можно посвятить одному растению целый альбом и на итоговом мероприятии презентовать его в качестве результата работы всей группы.

В такой альбом можно поместить и фотографии детей, исследующих растение на участке детского сада.

Вместо альбомов могут быть отдельные листы картона, к которым прикрепляются высушенные растения и перечисленные выше данные. В картоне с помощью дырокола проделываются отверстия, и весь набор листов помещается в большую картонную папку.

  1. Беседы с детьми по теме проекта.

  2. Разнообразная продуктивная деятельность детей – лепка, аппликация, рисование, творческое конструирование. Вся продуктивная деятельность детей проводится в организационной форме мастерской, предусматривающей совместную работу воспитателя и детей за одним столом, подгруппами не более 10 человек, в хорошую погоду – на участке детского сада – в шатре, на веранде. В мастерской можем нарисовать с детьми батик «Одуванчики», «Фантастические цветы» в технике ниткографии, сделать аппликацию «Цветущий луг» и барельеф «Маргаритки» в технике пластилинографии с использованием бросового материала.

  3. Игровая деятельность может представлена:

  • дидактическими играми «Пройди по цветочному лугу», «Счет по кругу» или «Сколько лепестков у цветика-многоцветика», «Какой лепесток оторвался», «Цветочный орнамент», «Недостающий цветок»(логическая таблица), «Сколько не достает до 10?» на развитие элементарных математических представлений; «Найди слово с таким звуком», «Составь схему слова» на развитие фонематического слуха и формирование основ грамоты; «Четвертый лишний» на развитие логического мышления; «Слово – фраза – предложение» для развития быстроты мышления и речевой активности; «Кузовок» для развития внимания, мышления, сообразительности; активизации словаря; «Расскажем сказку вместе»1– игра для развития коллективного творчества детей; развития речи, умения придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании; другими играми;

  • настольно-печатными играми «Лото для малышей», «Растительное лото», «Домино из растений и цветов», «Что где растет»;

  • театрализованными играми, или играми-драматизациями, например по содержанию сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»;

  • сюжетно-дидактическими играми (которые затем, по мере освоения, включаются в самодеятельную детскую игру) «Цветочная аптека» или «Больница в Цветочном городе»: в процессе этих игр дети узнают о полезных свойствах растений, их использовании в медицине.

IV часть проекта. Взаимодействие с семьями детей

Участие взрослых в познавательно-исследовательской деятельности детей не исчерпывается только воспитателем, другими педагогами. Необходимо привлечь к этому родителей. Для этого мы подготовим информационные листки, которые постараемся размножить и вручить каждой семье накануне выходных, предваряющих нашу тематическую неделю и тематический образовательный проект.

Кроме того, вручая информационные листки родителям, воспитатель находит время для того, чтобы поговорить с некоторыми из них – наиболее открытыми к общению, совместной деятельности, откликающимися на просьбы воспитателя. Таким родителям мы предлагаем вместе с ребенком реализовать свой собственный проект (по исследованию различных растений, по их выращиванию на своем дачном участке). Интересы у всех разные, быть может, среди родителей именно ваших воспитанников есть страстные садоводы, обожающие тюльпаны (примулы, крокусы), выращивающие их на своей даче, отбирающие сорта, даже создающие свои собственные сорта.

Например, дедушка одного из детей, с которыми я работала, был страстным «сирениеводом». Он с удовольствием пришел в детский сад, показал фотографии цветущих кустов, принес живую сирень, распустившуюся к тому времени. Папа мальчика на основе имеющихся фотографий сделал красочную презентацию. Не могу описать, насколько интересно было послушать его рассказ и детям, и взрослым. Мы провели эту презентацию в зале, пригласили детей старших и подготовительных к школе групп, всех педагогов, других сотрудников, родителей. Попутно и дедушке рекламу сделали – число покупателей рассады его сирени резко возросло.

Кстати, бабушка в этой семье дивно пела, она, в сопровождении дедушкиного рассказа, исполнила несколько песен и романсов. Папа с мамой и ребенок декламировали стихи, представили нарисованный ими плакат в защиту природы. Эта семья принесла даже старинную вышивку, сделанную еще прапрабабушкой нашего мальчика в XIX веке и хранившуюся в семье. Было видно, что и родители, и старшее поколение увлеклись этим проектом, им было приятно увидеть одобрение и педагогов, и детей, и приглашенных родителей. Они смогли на собственном опыте убедиться в том, насколько интересно может быть для взрослых что-то делать вместе со своим ребенком. Вы прекрасно понимаете, насколько счастлив был ребенок: этот день стал для него буквально звездным!

Мы не ограничились взаимодействием только с этой семьей. Безусловно, их презентация была системообразующей, она стала центральным событием нашего мероприятия, но было несколько родителей, которые тоже захотели рассказать о своих мини-проектах – поделках, связанных с цветами и другими растениями, нарисованных совместно цветах (в том числе и букетов сирени), плакатах. Один из родителей сделал презентацию «Сирень на картинах русских художников» и вместе с ребенком представил свою исследовательскую работу.

Пример этой семьи стал позитивным для других. Они стали сами проявлять инициативу, предлагать сотрудничество.

Но для презентации нам подойдут не только весенние цветы, но и те, которые расцветают летом, – розы, пионы, астры, георгины. Главное, чтобы в семейных архивах сохранились фотографии, фиксирующие участие и детей, и родителей, и, возможно, дедушек с бабушками в совместной деятельности.

Сразу скажу – родителям трудно решиться на такие подвиги во славу образования детей, но, раз попробовав, они уже не смогут остановиться. Важно, чтобы вы так же, как и при организации занятий с детьми, сформулировали тему, близкую их интересам, то есть учитывали их личностные особенности и старались к каждому найти индивидуальный подход.

V часть проекта. Итоговое мероприятие

Обязательной составной частью любого тематического образовательного проекта является презентация его результатов, своеобразный отчет детей и взрослых о проделанной работе. По своей сути это познавательный досуг. Для его проведения понадобится большая организационная работа со стороны педагогов: нужно будет спланировать мероприятие, опросить родителей о возможности участия в нем, согласовать с родителями темы презентаций (желательно презентовать и исследовательские, и созидательные, и творческие проекты), сделать выставки детских работ (может быть, организовать тожественное дарение детьми родителям результатов своей продуктивной деятельности), помочь детям подготовить их презентации о проектной работе в группе (по возможности включить в них стихи и песни), организовать чаепитие (вновь с активным участием родительской общественности). Самое важное: необходимо, чтобы в итоговом мероприятии приняли участие все дети группы.

В то же время не нужно излишней «заорганизованности», которую иногда можно наблюдать на детских утренниках: педагоги уж так стараются, уж столько репетируют вместе с детьми, что детям сам праздник становится уже не в радость. На итоговом мероприятии должны быть и детские игры, и викторины, и конкурсы, и презентации – все в меру. Если «материала» набирается слишком много, активность детей и родителей очень высока – можно продолжить работу и на следующей неделе организовать еще один досуг. Ведь мы с вами помним – проект продолжается до тех пор, пока к нему не угас интерес детей и пока мы не использовали с максимальным эффектом весь его образовательный потенциал.




1 Игра, разработанная Е.В. Рылеевой, автором программы «Открой себя».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Познавательный проект "Цветущая весна"

Автор: Тагирова Зейфат Гадаевна

Дата: 02.04.2019

Номер свидетельства: 505668

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Разработка урока по технологии на тему "Цветоводство - отрасль растениеводства" "
    ["seo_title"] => string(82) "razrabotka-uroka-po-tiekhnologhii-na-tiemu-tsvietovodstvo-otrasl-rastieniievodstva"
    ["file_id"] => string(6) "167714"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423132712"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Методическая разработка по внеурочной деятельности "Мы и окружающий мир"  1 класс "Комнатные растения""
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaia-razrabotka-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-my-i-okruzhaiushchii-mir-1-klass-komnatnyie-rastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "304461"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457716521"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) ""Экологические акции в ДОО как одна из активных форм работы по формированию экологического сознания дошкольников""
    ["seo_title"] => string(80) "ekologicheskie_aktsii_v_doo_kak_odna_iz_aktivnykh_form_raboty_po_formirovaniiu_e"
    ["file_id"] => string(6) "507492"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1555527196"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства