Тема: "Цветоводство – отрасль растениеводства"
Тип урока: усвоение новых знаний
Форма урока: урок конкурс
Цель урока:
Образовательная: Познакомить с цветочно-декоративными растениями и формами цветочных насаждений.
Развивающая: Развивать интерес к творческой деятельности, познанию профессий, занимающихся в цветоводстве.
Воспитательная: Воспитание эстетического вкуса, любви к родной природе; аккуратности, внимания.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, флипчарты, маркеры, цветная бумага, ножницы.
Ход урока
1.Организационная часть.
Психологический настрой. Тренинг – презентация (с целью создания благоприятной обстановки)
Вызов.
Красота спасёт мир!
Беседа по закрытым и открытым вопросам.
- Какие ассоциации вызывает у вас это предложение?
- Нужны ли нам цветы в жизни?
- Какова роль цветов?
- Зачем мы садим цветы?
- Скажите, пожалуйста, какие цветы вы знаете?
- Какие цветы вы выращиваете дома?
- А какие песни вы знаете о цветах?
2. Сообщение темы урока и познавательных сведений.
Тема нашего урока “Цветоводство – отрасль растениеводства”.
Сообщение цели урока.
Сегодня мы с вами познакомимся с цветочно-декоративными растениями и формами цветочных насаждений.
Осмысление.
Показ презентации учителем по теме
Беседа по просмотренной презентации:
-Назовите растения закрытого и открытого грунта;
Закрытого: ирис, нарциссы, флоксы, пионы
Открытого: глоксиния, фиалка, цинерария.
-Какие формы насаждений вы уже знаете?
-На какие группы делятся цветочные растения по отношению к длине дня?
Краткодневные, длиннодневные, нейтральные.
В каждой школе должно быть внутреннее озеленение и озеленение около школы. В нашей школе мы выращиваем цветы как комнатные, так и в открытом грунте.
Обязательным элементом любой школы является внешнее и внутреннее озеленение, среди которого значительное внимание уделяется цветникам. У нас на школьном участке были использованы различные формы цветочных насаждений: ступенчатая клумба, прямоугольные клумбы, бордюры, грядки, рабатки.
Цветники возле школы вызывают радостное настроение не только у учащихся и учителей, но и родителей.
3.Практическая работа « Озеленение около школы»
Каждую школу надо превратить в цветущий сад. Для этого надо составить план озеленения школьного двора, собрать семена цветочных растений, разбить цветники и приступить к выращиванию растений.
Объявляется конкурс на лучшее озеленение школьного двора.
Образование групп методом Джиксо (учащимся раздаются пазлы, они должны собрать 4 картинки с цветами)
Задание: разработайте план озеленения школьного двора, который мы могли бы осуществить весной.
Группам раздаётся информация о цветах, клумбах, для самостоятельного изучения, так же флипчарты, маркеры, карандаши. Учащиеся должны продумать и показать свой план озеленения на флипчартах.
Разработать критерии оценивания.
Критерии оценивания проекта
1.Дизайн 2
2.Оригинальность 2
3.Актуальность 1
4.Цветовая гамма 1
5.Доступность средств 1
Критерии защиты проекта:
1. Выступающий рассказывает, а не читает 1
2. Выдерживание регламента 1
3. Хорошо слышно выступающего 1
«5» - 10-8
«4» - 7-5
Табличка с критериями даётся каждой группе
Критерии
самооценка
1.Дизайн
2.Оригинальность
3.Актуальность
4.Цветовая гамма
5.Доступность средств
Критерии защиты проекта
1.Хорошо слышно выступающего
2.Выдерживание регламента
3.Выступающий рассказывает, а не читает
Кретериальное оценивание (учащимся раздаются таблички с критериями, на которых они отмечают баллы)
4. Закрепление.
Рефлексия.
Презентация (тесты)
5. Домашняя работа.
Принести семена цветов, перчатки
6. Итог урока.
Рефлексия (учащимся раздаю рефлексивные листочки и прошу оставить отзывы: что было интересно на уроке, что было сложно, что было легко, что узнали нового).
Раздаточный материал:
Большое значение в цветоводстве имеет подбор цветочных растений, особенно по климатическим зонам. Декоративные растения по-разному реагируют на продолжительность светового дня. По отношению к длине дня цветочные растения делят на три группы.
1. Короткодневные (растения короткого дня), как правило, происхождением из тропиков и субтропиков. Цикл развития этих растений проходит примерно при одинаковой продолжительности дня и ночи. В летний период умеренных широт продолжительность дня достигает 16...17 часов. К ним относятся георгина, канна, космея, настурция, хризантема, сальвия и др.
2. Длиннодневные. Растения длинного дня обычно выходцы умеренного пояса и более северных широт, которые при продолжительном световом дне лучше растут и обильно цветут. К длиннодневным растениям относятся: астра, бальзамин, гладиолус, дельфиниум, ирис, календула, левкой, цинерария и многие др.
3. Нейтральные растения. К ним относятся: лилия, нарцисс, тюльпан, циния и др. Нейтральными они называются потому, что могут цвести и нормально расти при любой продолжительности дня.
В зависимости от назначения и биологических особенностей выращиваемых растений различают цветоводство открытого и защищенного грунта. В открытом грунте возделывают цветочные культуры, приспособленные к местным условиям. Например, ирисы, нарциссы, тюльпаны, флоксы, пионы и др. можно выращивать в садах, приусадебных участках, парках, скверах в открытом грунте. А такие растения, как глоксиния, фиалка, цинерария и многие другие комнатные растения могут хорошо расти в защищенном грунте (теплицах, оранжереях).
По продолжительности жизни растения открытого грунта делят на летники, двулетники и многолетники.
К летникам относятся астры, календула, немезия, бархатцы, василек, вискария, конопля, кохия, мак однолетний, каллиопсис, кларкия, космея, скабиоза и др. Эти растения являются типичными однолетниками, т. е. заканчивают цикл развития в течение одного сезона и размножаются семенами.
Кроме указанных, в садоводстве используют как летники культуры, но своей природе многолетние, но вымерзающие в открытом грунте. Если их осенью выкопать из грунта и поместить на зиму в помещении или теплице, они живут несколько лет, но цветение многие дают более слабое, чем на первом году жизни (гвоздика Шабо, лобелия, львиный зев, бегония, вербена, агератум, гелиотроп, колеус, петунья). Эти растения способны размножаться семенами и черенками.
Двулетние цветочные растения — виола, колокольчик, гвоздика Гренадин, маргаритка, незабудка, гвоздика турецкая. По природе это многолетники, но поскольку они на втором году жизни дают наиболее обильное цветение, то их и культивируют кар; двулетники.
Многолетники делят на группы по морфологическим особенностям:
корневищные многолетники — люпин, флоксы, гемерокалис, ирисы, аквилегия, мак восточный, мак альпийский, солидаго, ландыш, пионы, гелениум;
луковичные — лилии, гиацинты, нарциссы, тюльпаны, фритиллярия, сцилла, птицемлечник, декоративные луки;
клубнелуковичные — гладиолус и монтбреция;
клубневые — георгины, бегония клубневая, глоксиния, цикламен.
По использованию цветочные культуры можно разделить на:
ковровые — гвоздика дельтоидес, гвоздика перистая (плюмариус), гвоздика каезиус, церастиум Биберштейна, седумы, альтернантеры, колеус, гнафалиум, ирезине, гелиотроп, бегония семперфлоренс, бегония индиана, фуксия золотистая, мезембриантемум, сантолина, седум карнеум;
бордюрные — лобелия, виола, агератум (низкий), левкой карликовый, астры карликовые, пиретрум золотистый, иберис, маргаритки;
вьющиеся — душистый горошек, ипомея, дикий виноград, хмель (многолетний и японский), калистегия, клематисы, пассифлора (кавалерийская звезда), бобы турецкие (фазеолус);
массивно-декоративные — конопля, кукуруза, клещевина, чемерица, подсолнечник, амарантус;
ампельные (с ниспадающими стеблями) — пеларгония плющелистная, аспарагус шпренгери, бегония клубневая, колокольчик майский, традесканция, актинидия.
По декоративным признакам цветочно-декоративные растения разделяют на красивоцветущие, лиственно-декоративные, растения с ароматными и красивыми цветами, растения с декоративными плодами, растения с декоративным общим видом.
Защита проектов (с каждой группы выходит ученик и защищает свой проект). Группы оценивают по выработанным критериям.