В данном материале описываются методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста составлению рассказа по картине. Материал применяется в практике логопедического сада и способствует достижению более эффективных результатов в развитии речи детей старшего дошкольного .возраста.А именно: 1)Обогащение активного словаря; 2) Использование диалогической речи; 3) Употребление в речи качественных, относительных прилагательных, что делает речь детей более образной; 4) Развитие творческих способностей, воображения; 5)умение работать как индивидуально, так и в коллективе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Посмотри, придумай, расскажи. »
ОБУЧЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ
Н.В. Шестакова, г.Северодвинск
В школе ребёнок часто сталкивается с трудностями в работе, требующей речевого творчества (в написании сочинений, творческих докладов). При изложении своих мыслей на уроках ученики зачастую не могут подобрать необходимые слова, чувствуют себя скованно; в дальнейшем не проявляют интереса к любому творческому самовыражению. Всё это негативно сказывается на их успеваемости и самооценке. Мы полагаем, что умение самостоятельно составлять рассказ по картине в дошкольном возрасте является одним из эффективных способов преодоления школьных трудностей, делает речь детей более красивой, образной, правильной; что в свою очередь помогает ребёнку в общении с окружающими.
Обучение детей составлению творческих рассказов по сюжетной картине является одним из требований всех без исключения программ воспитания и обучения дошкольников, рекомендуемых Министерством образования России.
Часто от воспитателей можно слышать, что данный вид деятельности проходит довольно скучно, однообразно, не вызывает большого интереса у детей, страдает организация. Особенно остро проявляются эти проблемы в работе с детьми старшего возраста, имеющими общее недоразвитие речи.
Причины в следующем:
1) Дошкольники с ОНР значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыков связной речи. Для них характерным является позднее появление речи, резко ограниченный словарный запас. Затруднительным является понимание даже простых предлогов в, на, под, за и т. д.. Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечисление увиденного. Дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета и обеднять его содержательную сторону.
2) Следующим фактором данной проблемы являются малоэффективные, на наш взгляд, методические рекомендации по обучению составления рассказов по сюжетной картине. Так, например, одним из методических рекомендаций к выполнению этой задачи является использование образца рассказа воспитателя, до того, как ребёнок сам составил текст по картине. Рассказы детей в последующем, фактически становятся вариантами этого образца, причём далеко не лучшими. Таким образом, детям с ОНР, и без того со слабым вниманием и быстрой утомляемостью, приходится слушать однообразные истории друг друга.
В своей работе по обучению детей составлению рассказов по сюжетной картине, мы попытались усовершенствовать применение некоторых методов и приёмов, как нам кажется, очень успешно.
Начальным этапом нашей деятельности стало обогащение активного словаря детей существительными, прилагательными и глаголами.
Большую роль в этом играет дидактическая игра. Например, при подборе прилагательных мы использовали игры: «Какой, какая, какие?» («Какой заяц?», «Какая кукла?» и т.д.), «Придумай слово», «Похвали Мишку», «Собери ромашку». ( см. приложение № 1).
Изначально, самыми распространёнными прилагательными наших детей, например, к слову «снег» были - «хороший», «красивый»; в лучшем случае ещё назывался цвет. Благодаря систематической работе, дети всё чаще стали использовать качественные, притяжательные, относительные прилагательные. Например: «Снег пушистый, холодный, белый, мягкий, липкий, волшебный, сверкающий, искристый, мокрый и т.д.» По окончанию каждой игры выявлялся победитель: тот ребёнок, который больше набрал фишек. Этот момент поддерживает интерес к игре и активизирует всех детей.
В работе по подбору глаголов, помимо аналогичного приёма, мы использовали приём вхождения в картину. Например, сюжетная картина «Зимние забавы». Воспитатель говорит: «Дети, представьте, что это каждый из вас изображён на картине. Что ты делаешь?» Детям этот приём очень нравится, они живо придумывают слова-действия. ( см. приложение № 2).
В работе с существительными, кроме подбора синонимичного ряда (например: «мальчик-малыш-ребёнок») мы предлагали дать персонажу имя своего друга, на которого он похож. Это так же вызывает эмоциональный отклик у детей, поддерживает интерес к работе с картиной. Далее, при рассматривании отдельных эпизодов, мы просим подумать, о чём могут разговаривать герои картины, т.е. развиваем диалогическую речь. Все одновременно принимают в этом участие. Вариантов, как правило, бывает много. Воспитатель добавляет свои варианты после того, как дети высказались. Также используем разговор по ролям. Например: «Коля, что ты крикнул?...А ты, Саша, что ответил?». Этот приём способствует развитию воображения, речевого творчества. (см. приложение № 2).
Параллельно с работой над словарём мы учим детей правильно использовать предлоги. Проводим дидактические игры « Где спрятался Гномик?», «Найди игрушку» и т.д. Используем обыгрывание художественных произведений, например: «Маша-растеряша», «Усатый-полосатый», где на практике уточняется использование предлогов в, на, за, под. (см. приложение № 3).
Не секрет, что дошкольники затрудняются придумывать название к картине.
Н-р, после минутного рассматривания картины «Зимние забавы», детям был задан вопрос: «Как бы вы назвали эту картину?». Варианты ответов были такие: «Снег падает», «Деревья», «Зима», « Мальчик едет на санках». (см. приложение № 2).
Мы видим, что названия не отражают сути картины, т.к. дети не могут выделить главное в предложенном изображении.
Мы использовали д/игру «Найди главное». Детям предлагалось выделить в картине главный персонаж ( предмет). Работа проводилась в два этапа.
1-этап: Сначала дошкольникам предлагалось придумать название к иллюстрации, где изображён один предмет или персонаж. ( см. приложение №4). При выполнении этого задания детям трудно было ошибиться, т.к. они называли то, что видели. Нам оставалось только написать название картинки. Далее ребятам предлагалось подобрать название к картине (иллюстрации) с очень простым и понятным сюжетом, сопровождающим ту или иную известную сказку (рассказ).
Всего 10% детей могли правильно выделить главное в картине, остальные затруднялись. Поэтому нами был использован следующий игровой приём: Если ребёнок выделял незначительный элемент в картине, мы закрывали листочками бумаги всё остальное, кроме предмета, названного ребёнком, сопровождая показ словами из соответствующей сказки (рассказа).
Н-р, в иллюстрации к сказке «Колобок», мальчик главными персонажами назвал птичек. Мы закрыли всё кроме птичек и прочитали текст: «Катится Колобок, катится, а навстречу ему Заяц». Что же здесь главное, Саша? О чём говорится в сказке?». Таким образом, дети видели, что главные в картине: Колобок и Заяц, а не птички. Вслед за этим появлялось название к иллюстрации: «Как Колобок встретил Зайца», «Колобок и Заяц». ( см. приложение № 5).
2-этап: Аналогичная работа проводилась с использованием незнакомых картин, причём, как в индивидуальной форме, так и фронтально. ( см. приложение № 6).
Нужно отметить, что обязательным условием в обучении детей придумыванию названия к картине является принцип последовательности, переход от простого к сложному. А именно: сначала детям предлагаются картины с одним предметом (персонажем); далее – картины с простым сюжетом; далее более сложный сюжет с несколькими равнозначными персонажами.
Очень важную роль в восприятии сюжетной картины, а в дальнейшем в составлении рассказа, играет умение дошкольника всматриваться в картину; замечать более мелкие, второстепенные детали, которые придают рассказу наибольшую выразительность.
Детям с диагнозом ОНР трудно даются такие задания, т.к. им свойственно слабое внимание, воля; неумение сосредотачиваться.
Для решения данной задачи мы придумали и использовали такие д/игры, как «Вспомни-назови», «Самый внимательный», «Фотографы».
Детям предлагается в течении одной минуты рассмотреть сюжетную картину. Затем картина закрывается, после чего задаются вопросы на развитие памяти.
Н-р, вопросы к сюжетной картине «Новогодний праздник»:
- Какого цвета шуба у Деда Мороза?
- Кем нарядились дети?
- Чем украшена ёлка? и т.д. (см. приложение № 7).
Самым внимательным вручались призы.
Очень важной и неотъемлимой частью в работе по обучению детей составлению рассказов по сюжетной картине является работа с родителями. Известно, что в школьные годы родителей и учеников ждёт систематическая, совместная творческая работа по написанию сочинений, составлению описательных рассказов, докладов. Зачастую взрослые затрудняются оказать помощь ребёнку, потому что не знают, как это делать.
Нами было проведено ряд открытых занятий, родительских собраний на тему «Составление рассказов по сюжетной картине». Особенно интересно проходили занятия-консультации, где родителям предлагалось быть в роли детей. Данная игровая форма работы очень эффективна, т.к. взрослые на себе могут почувствовать проблемы, которые испытывает ребёнок в той или иной деятельности, в том числе и при составлении рассказов. На тематических собраниях родители пробовали придумывать и зарисовывать схемы, упрощающие рассказ ребёнка. В ходе работы, мы выяснили, что самым сложным для пап и мам оказалось сформулировать вопросы, по которым ребёнку предстояло составить рассказ. Важным было научить родителей при формулировке вопроса использовать те слова, которые мы хотим услышать в ответе детей.
Чтобы убедиться в результативности нашей совместной работы, мы предлагали родителям дома с детьми составить несложные рассказы по индивидуальным картинкам, иллюстрациям. Результаты нас очень порадовали. Мы отметили, что взрослые умело используют данный опыт при подготовке любого домашнего задания: придумывали и рисовали схемы при заучивании стихов; описательных и творческих рассказов по картине.
Очень интересно прошло занятие, посвящённое 75-летию города Северодвинска. Дети составляли творческие рассказы о достопримечательностях острова Ягры, используя фотографии, сделанные родителями. Вызывало удивление и большое удовлетворение то, что ребёнок с диагнозом ОНР, первого года обучения может составить осмысленный рассказ на, вобщем -то, не простую тему. (см. приложение № 8).
Самым главным и ценным в работе по обучению составления рассказов по картине, как мы считаем, является то, что педагог не торопится навязывать детям собственный образец рассказа, как предлагает методика. После совместного, эмоционального обследования картины, воспитатель предлагает составить рассказ трём-четырём детям об эпизоде, понравившемся им. И только в конце представляет образец рассказа, используя, в том числе самые удачные речевые высказывания детей.
Рассказы наших воспитанников по сюжетной картине еще нельзя назвать самостоятельным качественным речевым продуктом, но результаты проводимой работы несомненно заметны:
Дети научились всматриваться в картину, «вживаться» в нее;
Заметно увеличился активный словарный запас детей;
Появилось более точное употребление предлогов;
При составлении рассказов, дети стали использовать диалогическую речь;
Детские произведения еще коротки и бедны по сюжету, но они не стереотипны, не повторяются, т.к. воспитателем не навязывается образец рассказа.
А главное, у ребят сохраняется интерес к данному виду деятельности, что в будущем поможет в решении других образовательных задач.
Мы уверены, если ребёнок в дошкольном возрасте научится передавать через речь полученные впечатления (в том числе и от сюжетной картины), то в школе он избежит многих проблем, связанных с речевым творчеством и будет успешен.
Задача воспитателей заключается в том, чтобы любой вид деятельности, даже самый сложный и неинтересный, превратить в увлекательный, подбирая для этого наиболее эффективные методы и приёмы.
Литература .
Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М.,1984.
Глухов В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР // Дефектология. 1990. № 6.
Леонтьев А.А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности М.,1974.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2001.
Основы логопедии / Т.Б.Филичёва Н.А.Чевелёва Г.В.Чиркина.-М., 1989.
Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А.Сохина М.,1984.