kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Портфолио по экологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспекты занятий,загадки,пословицы, стихи,поговорки,сценарий экологического досуга.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Портфолио по экологии»

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Волгодонский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ВПК»)






ПОРТФОЛИО


по междисциплинарному курсу (МДК 03.03)

«Теория и методика экологического образования дошкольников»


Студентки ДЗ – 4.3


Специальность 44.02.01 Дошкольное образование


Чуплаковой Галины Алексеевны


















г.Волгодонск

2017 г.



Содержание


1. Сценарий экологического праздника

2. Сценарий экологического досуга

3. Дидактические игры для дошкольников(Экологические игры)

4. Пословицы и поговорки об осени

5 Пословицы и поговорки про лето

6.Пословицы и поговорки про весну

7. Пословицы и поговорки про зиму

8. Пословицы и поговорки  о птицах русского народа

9. Пословицы и поговорки народов мира о птицах

10. Пословицы и поговорки русского народа про явления природы

11.Загадки об объектах природы

  • Загадки о грибах

  • Пословицы о грибах

  • Загадки о деревьях и кустарниках

  • Загадки о птицах

  • Загадки о временах года

  • Загадки об африканских животных .

  • Загадки о животных русские народные

  • Загадки о диких животных .


12.Конспект занятия по экологии первично-ознокомительного типа ( старшая группа)

13.Конспект занятия по экологии обобщающего типа( старшая группа)

14.Конспект занятия по экологии углубленно-познавательного типа (в старшей группе )

15. Конспект занятия по экологии комплексного типа (в старшей группе)













государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Волгодонский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ВПК»)
















Сценарий экологического праздника



«Волшебная сказка дремучего леса» (старшая группа)


Выполнила студентка группы ДЗ-4.3 Чуплакова Г.А.
















2017г


Действующие лица:


Лесная Фея;

Старичок – Боровичок;

Красный, синий, жёлтый, зелёный Гномы;

Девочки цветы: Подснежник, Земляника, Незабудка, Маргаритка;

Девочка ягодка Земляника;

Мальчики цветы: Одуванчик, Колокольчик.


Декорации:

Деревья, пеньки, трава, цветы, лесная полянка, кузовки с грибами и ягодами.

Мультимедийный комплекс.


Лесная Фея:

Есть одна планета – сад в этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят, птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут в речку смотрят удивлённо…

Шумит листва, шуршит трава, не умолкают птицы,

Родник в траве журчит едва,

Спеша на свет пробиться…

Слышится пение птиц: кукушки, дятла, сороки, дрозда. В зале появляется Старичок – Боровичок, с белой, длинной бородой, в лаптях из лыка, в руках держит волшебный посох.

Старичок – Боровичок:

Спешите в лес! Спешите в лес! –

Как будто шепчет ветер, -

Там чёрный дрозд, лесной певец, вас песенкою встретит..

Как будто всё, что есть в бору, собралось на опушке:

Здесь и лучи, и тень в жару, и пение кукушки…

С песней «Вместе весело шагать» на сцену выбегают гномы с кузовками в руках.

Красный Гном:

Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре, весь в росе, как в сентябре?

Что в глуши твоей таиться? Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи. Ты же видишь – мы свои!

Жёлтый Гном:

Мимо кучи муравьиной мы войдём в дремучий бор.

Там стоит, как зонтик длинный в красной шапке мухомор.

Дети собирают грибы.

Синий Гном:

А под ёлкой, а под ёлкой кто-то спрятался в иголках.

В тёмной шапке набекрень боровик укрылся в тень.

А лисички и волнушки – те подальше от опушки водят яркий хоровод.

Кто увидит, тот возьмёт.

Зелёный Гном:

А весёлые ребята – тонконогие опята –

Притаились возле пня и кричат: «Ищи меня!»

Все вместе лесные Гномы:

Нам и лето, нам и осень чудеса всегда приносят, но грибы, что дарит лес, - это чудо из чудес!

Красный Гном:

Тропинкой неширокою люблю бродить я тут.

И веточек не трогаю: пускай себе растут!

Жёлтый Гном:

Вот взлетела стрекоза, как фары у неё глаза.

Вот нектар весь собрала и прочь летит, жужжит пчела.

Зелёный Гном:

На меня ползёт козявка, будто я какая травка,

И садится мотылёк, будто я какой цветок.

И кузнечики на майке скачут, будто на лужайке,

И шмели ко мне летят, будто мёд найти хотят.

Синий Гном:

Привела нас всех тропинка под зелёный потолок.

Мы нашли в лесной ложбинке самый тихий уголок.

Под берёзовым навесом будем слушать сказки леса!

Лесные Гномы с кузовками присаживаются на «пеньки».

На сцене появляются «Цветы»: подснежник, одуванчик, земляника, незабудка, маргаритка, колокольчик, земляника – ягодка.

Подснежник:

Я из-под снега спешу пробиться,

Скорее солнышку поклониться.

Я – первый вестник тепла и света,

Весны ровесник, весны примета!

Одуванчик:

Уронило солнце лучик золотой –

Вырос одуванчик, первый, молодой.

У меня чудесный, золотистый цвет:

Я – большого солнца маленький портрет.

Земляника:

Я – капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица.

Незабудка:

Мы незабудками зовёмся, а потому,

Что остаёмся надолго в памяти людей,

Мы – даже неба голубей!

Как будто оторвали от неба лоскуток,

Чуть-чуть поколдовали и создали цветок!

Маргаритка:

Не снежинки в поле тают –

Маргаритки расцветают,

На пригорке веселятся,

Как монетки серебрятся.

Лепестки белы и тонки, словно ушки у зайчонка.

Старичок – Боровичок (показывает на гвоздику):

А вот этот цветок похож на зажжённый зарёю восток…

Не сорви, и не толкни его сильной своей ногой,

Он ведь хрупкий такой, он как все вокруг - живой!

Колокольчик:

Пробудился колокольчик на заре,

В глуши лесной, умывался он росою,

Стоя в травах под сосной.

Редко встретишь тот цветочек

В поле, в роще, у реки.

Не срывай же колокольчик, охраняй и береги!

Все цветы:

Не рвите цветы, не рвите!

Пусть будет нарядней Земля!

И вместо букетов дарите

Маргаритка: Васильковые,

Незабудка: Незабудковые

Одуванчик: И ромашковые поля.

Все «Цветы» ребята, взявшись за руки, исполняют весёлый танец и поёт песню «Выглянуло солнышко». Цветы убегают, ребята остаются в зале.

Старичок – Боровичок:

Что для нас значат наши леса?

Чащу, где бродят барсук и лиса.

Лист, на который ложится роса.

Свежесть лесную и влагу, и тень.

Мятой душистой настоянный день!

Все вместе дети и Старичок – Боровичок:

Тебе спасибо, наш волшебный лес,

И вам, берёзки, дубы, ели!

За кроны, что взметнулись до небес,

За звуки соловьиной трели!

Чтец 1:

Без леса мы б не знали никогда,

Что в мире есть фиалка и подснежник.

И ландыш не дарил бы нам тогда

Свой аромат, задумчивый и нежный.

Чтец 2:

От суховеев сохла бы земля

И стала бы она пустыней голой,

Когда бы лес ни защищал поля,

Не созывал к ним дождиков весёлых! (дети присаживаются).

Лесная Фея:

Когда по тропинке идёшь ты лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой:

Одно «Почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей,

Другое – пчела забралась в цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеёк.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит «отчего» на зелёном листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…

Вопрос за вопросом, и так – целый день…

Старичок – Боровичок предлагает поиграть в музыкально-дидактическую игру «Про зелённые и лесные чудеса». Далее Белка – Летяга проводит викторину «Сундучок загадок». Дети отвечают и за правильные ответы получают от белки сладкие орехи, грибы и ягоды.

Загадки загадывает лесная Фея:

Шёл я в лес через болото,

Вдруг тревожно свиснул кто-то.

Огляделся я зверёк

Встал у норки как пенёк.

Я не стал взводить курок –

Пусть живёт себе ….(сурок).


Горбоносый, длинноногий

Великан ветвисторогий.

Ест траву, кустов побеги

С ним тягаться трудно в беге,

Коль такого довелось

Встретить, знай, что это … (лось)


В густом лесу под ёлками,

Осыпанный листвой,

Лежит мешок с иголками,

Колючий и живой…

Кто же это? Ты поймёшь?

Ну, конечно, это … (ёж)

На кусточке, под листочки

Кто-то бусы бросил, -

Вся поляна в красных точках

У зелёных сосен.

Что за ягода созрела, погляди-ка!

Ну конечно, это … (земляника).


Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

И не мал, и не велик…

Ну, конечно … (боровик).


Хоть и не молоток,

А по дереву стучит.

За каждой малой щёлкой

Внимательно следит.

Ходит в шапке красной,

Акробат прекрасный,

Деревьям всем приятель.

Кто же это? Ну конечно …(дятел).


Весной веселит,

Летом холодит, осенью питает, зимой согревает.

Растёт он до небес. Вы узнали? Это … (лес).

Лесная Фея приглашает в центр зала: детей, Гномов, цветы, Старичка –Боровичка, Белку – Летягу. Вместе исполняют «Гимн леса».

Лесная Фея .До новых встреч в вол шебном дремучем лесу!





















государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Волгодонский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ВПК»)


















Сценарий экологического досуга


«Берегите лес!»


Выполнила студентка группы ДЗ-4.3Чуплакова Г.А.














2017г.


Цель: уточнить представление детей о значении леса в жизни людей, вспомнить животных и птиц, живущих в лесу, расширить представление детей о правилах поведения в лесу, воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: картины природы, животных и птиц, живущих в лесу, обручи, деревья из картона и листья из цветной бумаги для игр, шоколадные медали для награждения детей.

Ход занятия:

Под музыкальное сопровождение в зал входит Царица Леса и здоровается с детьми.

- Здравствуйте, ребята, я – Царица Леса и пришла к вам сегодня в гости не случайно. Несколько дней назад наша страна отмечала праздник – День Леса. Ведь лес – это самое замечательное богатство нашей страны, наш зеленый друг.

Царица Леса: Ребята, кто мне может сказать, что такое лес?

Дети: Лес - это место, где растет много разных деревьев.

Царица Леса: Вспомните, какие деревья растут в наших лесах?

Дети: В наших лесах растут береза, клен, дуб, рябина, осина, сосна и др.

Царица Леса: Правильно, ребята, молодцы! Почему же всегда говорят, что лес нужно беречь? Для чего он нам нужен?

Дети: Люди используют деревья для строительства домов, дач. Из деревьев делают мебель: столы, стулья, шкафы, кровати, музыкальные инструменты, книги и тетради, карандаши и линейки.

Царица Леса: Совершенно верно, ребята. А знаете ли вы, что леса называют легкими страны. И чем больше растет лесов, чем больше деревьев в наших городах и дворах, тем чище в них воздух. А это значит, что вы растете здоровыми и крепкими, потому что дышите чистым воздухом. Вот почему очень важно беречь наши леса от пожаров и не загрязнять их. Недаром люди придумали такую пословицу:

Много леса – не губи,

Мало леса – береги,

Нет леса - посади

Царица Леса: А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Наряди дерево».

Описание игры: на ковре лежат силуэты деревьев, вырезанных из цветного картона, вокруг них вперемешку разбросаны бумажные листья деревьев разных пород (береза, клен, дуб), на каждом дереве в качестве образца приклеено по одному листочку.

Перед вами три дерева, на которых осталось по одному листочку. Ваша задача: собрать листочки и правильно нарядить деревья. Для этого необходимо разделиться на три команды. Каждая команда наряжает свое дерево.

Под музыкальное сопровождение дети играют в игру «Наряди дерево».

Царица Леса: Вот наши деревья и оделись в листву. А сейчас я проверю, справились ли вы с заданием?

Царица Леса: Как называется дерево, которое наряжала первая команда?

Дети: Клен.

Царица Леса: Как называется дерево, которое наряжала вторая команда?

Дети: Береза.

Царица Леса: Как называется дерево, которое наряжала третья команда?

Дети: Дуб.

Царица Леса: Правильно, ребята, с заданием вы справились. Все деревья оделись в свою листву и стали очень нарядными. Садитесь на свои места.

Ребята, вы, конечно, знаете, что леса являются еще и домом для очень многих животных и птиц и когда люди вырубают леса без необходимости и устраивают пожары, то от этого страдают наши братья меньшие - лесные птицы и звери. Давайте вспомним, какие животные живут в наших лесах.

Дети: В наших лесах живут белки, лисы, волки, медведи, зайцы, ежи, олени, лоси, бобры.

Царица Леса: Вот как много животных вы назвали. А теперь я вам загадаю загадки про животных, и посмотрю, сумеете ли вы их отгадать.


*Живет в дупле, прыгает и летает по деревьям,

Но не птица. (Белка).


*Есть на речках лесорубы в серебристо-бурых шубах,

Из деревьев, веток, глины строят прочные плотины. (Бобры).


*За деревьями, кустами промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло-пробежало – нет ни дыма ни пожара. (Лиса).


*Кто на своей голове лес носит? (Олень, лось).


*Живу в лесу и на лугу, я порчу в огороде грядки,

И удираю без оглядки. (Заяц).


*Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.


Напугал зверят тех...(Волк)

*Бурый, косолапый

По лесу бредёт.

Любит "одолжить" он

У лесных пчёл мёд. (Медведь)


*Лежала под елками подушка с иголками.

Лежала, лежала да вдруг побежала. (Еж).


Царица Леса: Молодцы, ребята и с загадками вы справились. А теперь мы с вами поиграем в игру «Волки и зайцы». 

Правила игры очень простые: сейчас мы разделимся на две команды. «Волки» должны переловить всех «зайцев». «Волку» достаточно коснуться «зайца» рукой. Пойманные «зайцы» садятся на свои стульчики.

Под музыкальное сопровождение дети играют в игру «Волки и зайцы».

Царица Леса: Вот какие молодцы «волки», всех «зайцев» поймали! Ребята, мы с вами знаем, что кроме животных в лесах живут еще и разные птицы. Поэтому у меня для вас еще одно задание: я вам буду показывать фотографии птиц, а вы мне все вместе должны их назвать, договорились?

Демонстрация цветных фотографий птиц, проживающих в лесах средней полосы России: ястреб, сова, грач, синица, дятел, цапля, сорока, воробей и др.

Царица Леса: Ребята, вы и с этим заданием справились отлично. Сразу видно, что это подготовительная группа. Очень много знаете. А теперь давайте с вами поиграем в игру «Займи свой домик».

Описание игры: на ковре разложено несколько обручей, которые выполняют роль птичьего домика. Вы будете птичками. В то время, пока будет играть музыка, вы будете летать, как птички, а как только музыка стихнет, вы должны занять свой домик. Кто останется без домика – выбывает из игры и садится на место.

Под музыкальное сопровождение дети играют в игру «Займи свой домик».

Царица Леса: Полетали немножко, а теперь давайте отдохнем. Ребята, мы с вами сегодня много говорили о бережном отношении к лесу. А знаете ли вы правила поведения в лесу? Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Можно - нельзя».

Я вам буду задавать вопрос, а вы дружно будете отвечать, можно это делать или нельзя.

*Ломать деревья и ветки, обрывать листья? (Нельзя)

*Сажать деревья в лесу? (Можно)

*Ходить и топтать на полянках траву? (Нельзя)

*Ходить по тропинкам? (Можно)

*Рвать большие букеты цветов? (Нельзя)

*Любоваться цветами? (Можно)

*Оставлять в лесу мусор? (Нельзя)

*Разжигать костер в лесу? (Нельзя)

*Беречь лес от пожара? (Можно)

*Разорять птичьи гнезда (Нельзя)

Царица Леса: Молодцы, ребята! И в этом задании на все вопросы ответили правильно. Теперь, я надеюсь, вы знаете, что можно делать в лесу, а что нельзя. И в заключении я хочу вас познакомить со специальными знаками, которые напоминают людям о том, что в лесу делать нельзя.

Царица Леса. – Дорогие ребята, мне очень понравилось у вас в гостях. Теперь я уверена, вы будете настоящими защитниками леса. И на память о нашей встрече я хочу вас наградить специальными сладкими медалями «Защитник леса». До свидания!














Дидактические игры для дошкольников

Экологические игры



«Что было бы, если из леса исчезли…»

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:
- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

«Какого растения не стало?»

На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

«Где что зреет?»

Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.

Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

«Угадай, что в руке?»

Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.

«Цветочный магазин»

Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.

Вариант 1. 
На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2.
Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.

Вариант 3.
Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.
Игра-сказка «Фрукты и овощи»

Наглядный материал: картинки с изображением овощей.

Воспитатель рассказывает:
- Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к ней горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: «Много желающих оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышаться такие же звуки, что и в моём пооммиидоорр».
- Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв?
Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь, карртоофель, репа, огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору.
Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: «Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моём».
- Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся?
Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора.
- Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают.
- Как помочь им. Ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско?
Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышаться одинаковые звуки (лук, свекла)». Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах – названиях овощей, сравнить их звуковой состав.
- Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! – заключает воспитатель

Распределение плодов по цвету

Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое – с жёлтым, а третье – с зелёным. Игровой персонаж (например, Вини-Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста), ярко-красный (помидор) и т.д.

Распределение плодов по форме и вкусу

Воспитатель предлагает детям разложить плоды иначе, по форме: круглые – на одно блюдо, продолговатые – на другое. После уточнения даёт детям третье задание: распределить плоды по вкусу – на одно блюдо положить плоды сладкие, на другое – несладкие. Вини-Пух радуется – он любит всё сладкое. Когда распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к себе: «Я очень люблю мёд и всё сладкое!» «Вини-Пух, разве это хорошо всё самое вкусное брать себе? – говорит воспитательница. – Дети тоже любят сладкие фрукты и овощи. Идите мыть руки, а я разрежу фрукты и овощи и угощу всех»

«Вершки-корешки»

Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле – кисти рук опускают вниз.

«Узнай и назови»

Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете. Назовите место, где растёт (болото, луг, овраг) И наша гостья, Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей)

«Где снежинки?»

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д.
Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять.
Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор.

Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.

Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.

Материал: голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга.

Описание: детям показывают маленькую рыбку (игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза.
«Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают.

«Назовите растение»

Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

«Волшебные экранчики»

Цель: развитие у детей умений упорядочивать предметы по свойству, понимать условность обозначений, анализировать, сравнивать предметы.

Материал: «Экран» с тремя «окнами прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств. Ленты – полоски с изображением предметов с разной степенью выраженности свойств (например, яблоко большое, среднее и маленькое),
Правила и ход игры: воспитатель или кто-либо из детей вставляет изображение предмета в первом «окне». Предлагает подобрать «семейку» - построить упорядоченный ряд.

Например: большой круг, затем средний, маленький; тёмное пятно – светлое, совсем светлое и т.д.
В начале освоения игры содержание конструируется специально: выбирается свойство, подбираются картинки с ярким проявлением данного свойства. В дальнейшем можно использовать изображения с несколькими свойствами. Например, в первом «окне» красное яблоко, во втором и третьем «окнах» - разные по форме, цвету, размеру яблоки. Дети обсуждают, как построить ряд, какое свойство выбрать.

«Четвёртый лишний»

Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»

  1. заяц, ёж, лиса, шмель;

  2. трясогузка, паук, скворец, сорока;

  3. бабочка, стрекоза, енот, пчела;

  4. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

  5. пчела, стрекоза, енот, пчела;

  6. кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

  7. таракан, муха, пчела, майский жук;

  8. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

  9. лягушка, комар, жук, бабочка;

  10. стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

Игра в слова

Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану).
Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Вариант игры: какие слова подходят к овощу (фрукту и т.д.)

«Земля, вода, огонь, воздух»

Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры.

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.
Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать. 
Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.











































Пословицы и поговорки об осени

Батюшка-сентябрь не любит баловать.

В ноябре зима с осенью борются.

В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.

В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.

В ноябре снег надует — хлеба прибудет.

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет.

В осень и у вороны копна, не только у тетерева.

В осень и у кошки пиры.

В сентябре огонь и в поле, и в избе.

В сентябре одна ягода, и та — горькая рябина.

В сентябре синица просит осень в гости.

В сентябре шуба за кафтаном тянется.

Весна красна цветами, а осень — снопами.

Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна.

Вешний дождь растит, осенний гноит.

Всем бы октябрь взял, да мужику ходу нет.

Вяжи воз — вой, а поедешь — песни пой.

Готовые хлеба хороши, а на лето по-старому пашню паши!

День прозевал — урожай потерял.

Держись за землю-матушку — она одна не выдаст.

Добрая отава — к озими.

Знать осень в октябре по грязи.

Ива рано инеем покрылась — к долгой зиме.

Лен две недели цветет, четыре недели спеет, а на седьмую семя летит.

Пословицы и поговорки про лето

Август — густарь, страды государь.

Август — разносол, всего вдоволь.

Август крушит, да после круглит.

Август-ленорост припасет холст.

Бог с рожью, а черт с костром.

В августе мужику три заботы: и косить, и пахать, и сеять.

В августе серпы греют, вода холодит.

В июле на дворе пусто, а в поле густо.

В июле солнце без огня горит.

В июле хоть разденься, а все легче не станет.

В июне день не меркнет.

В июне заря с зарей сходится.

В летнюю пору заря с зарей сходится.

В цвету трава — косить пора.

Дважды лета в году не бывает.

День летний — год кормит.

До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается.

До Ильина в сене пуд меду, после Ильина — пуд навозу.

До Ильина дни дождь — в закорм, а после Ильина дни — из закорма.

Дождливое лето хуже осени.

Если гроза — сена будет за глаза..

Знойный июнь — на рыбалку плюнь.

Июль — краса лета, середка цвета.

Июль — макушка лета, декабрь — шапка зимы.

Июнь — конец пролетья, начало лета.

Июньские ночи воробьиного носа короче.



Пословицы и поговорки про весну

Ай, ай, месяц май, тепл, а голоден.

Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.

Апрель обманет, под май подведет.

Апрель с водой, а май с травой.

Апрель спит да дует — бабе тепло сулит; мужик глядит: что-то еще будет.

В апреле земля преет.

В апреле ясные ночи кончаются заморозками.

В марте день с ночью меряется, равняется.

В марте мороз скрипуч, да не жгуч.

В марте-апреле зима спереди и сзади.

В поле свез навоз — с поля хлеба воз.

Весенний дождь растит, осенний гноит.

Весенний лед толст, да прост; осенний тонок, да цепок.

Весна — зажги снега, заиграй овражки.

Весна да осень — на дню погод восемь.

Весна днем красна.

Весна и осень на пегой кобыле ездят.

Весна-красна пришла — на все пошла.

Весна красна цветами, а осень — пирогами.

Весна красная, а лето страдное.

Весна отмыкает ключи и воды.

Весна пришла — на все пошла.

Весной — ведро воды, ложка грязи; осенью — ложка воды, ведро грязи.

Весной что рекой прольет — капли не видать осенью ситцем просеет — хоть ведром черпай.

Весною день упустишь — годом не вернешь.

Весною оглобля за одну ночь обрастает.

Пословицы и поговорки про зиму

Береги нос в большой мороз.

Будет зима, будет и лето.

В чужие края зиму не пошлешь.

Все зимой сгожается, что летом урожается.

Готовь зимой телегу, а летом — сани.

Два друга — мороз да вьюга.

Декабрь-стужайло на всю зиму землю студит.

Декабрь глаз снегами тешит, да ухо рвет.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.

Деревья в инее — небо будет синее.

Заковал мороз реки, но не навеки.

Зима — не лето, в шубу одета.

Зима — хранительница полей.

Зима без мороза не бывает.

Зима без трех подзимков не живет.

Зима лето пугает, а все равно тает.

Зима лето строит.

Зима лодыря морозит.

Зиме и лету перемены нету.

Зиме и лету союзу нету.

Зимний ветер морозу помощник — пуще холодит

Зимний денек — воробьиный скок.

Зимой без шубы не стыдно, а холодно.

Зимой всяк рад тулупу до пят.

Зимой льдом не дорожат.

Зимой солнце светит, да не греет.

Зимой солнце сквозь слезы улыбается.

Зимой холодно, а летом оводно.

Пословицы и поговорки  о птицах русского народа

❧ Где птица ни летает, а свое гнездо знает.

❧ Журавль летает высоко, да видит далеко.

❧ Орел хоть и страшен, но остается птицей.

❧ Не учи орла летать, а соловья петь.

❧ Ласточка день начинает, а соловей кончает.

❧ Не нужна соловью золотая клетка,

Лучше зеленая ветка.

❧ Соловей с вороной в одном лесу живут,

Да по-разному песни поют.

❧ Соловей поет месяц,

А ворона каркает круглый год.

❧ Старый ворон не каркнет впустую.

❧ Здоровое дерево дятел не долбит.

❧ Всяк кулик на своей кочке велик.

❧ Поет петух, да не по-соловьиному.

❧ Есть крылья и у курицы,

Да не лететь ей дальше своей улицы.












Пословицы и поговорки народов мира о птицах

❧ Сколько ворона ни каркай,

Не быть ей соловьем. (Калм.)

❧ Ястреб в небе не добыча. (Груз.)

❧ Без корма курица яйца не несет. (Арм.)

❧ Для птицы крылья не в тягость. (Азерб.)

❧ Журавль на засохшем дереве

Гнезда не свивает. (Япон.)

❧ Когда улетают дикие гуси,

Улетают и голуби. (Япон.)

❧ Истинную цену розе знает лишь соловей. (Азерб.)













Пословицы и поговорки русского народа про явления природы

◆ Случается такой год, что в день по семь погод.

◆ Мороз не велик, да стоять не велит.

◆ Береги нос в большой мороз.

◆ Два друга — мороз да вьюга.

◆ В рукавицу ветра не изловишь.

◆ Хороший снежок урожай сбережет.

◆ Рано затает — долго не растает.

◆ Без дождя и трава не растет.

◆ Утренний дождь не долог.

◆ Будет дождичек — будут и грибки.

◆ Как роса упадет, так и след пропадет.

◆ Коси, коса, пока роса; роса долой — и ты домой.

◆ Не та гроза страшна, которая прошла.

◆ Туча летуча, а дождь бегун.

◆ Как ни гремит гром, а все замолчит.

















Загадки об объектах природы






























Загадки о грибах

Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой.
(Гриб)

Пока дети — каждый в берете.
Повзрослели — шляпы надели.
(Грибы)

Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
(Гриб)

Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошел,
Красну шапочку нашел.
(Гриб)

Подсосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть — нет головы.
(Гриб)

И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят.
(Грибы)

Подберёзовик

Не спорю - не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще.

В роще у берёзки
Повстречались тёзки!

 

Боровик

Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три - и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду.

Груздь

Зашёл мужик в сосняк,
Нашёл слизняк,
Бросить - жалко,
Съесть - сыро.

Мухомор

Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный.

Опята

Нет грибов дружней, чем эти, -
Знают взрослые и дети -
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.

Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой?
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой.

Лисички

Золотистые ... -
Очень дружные сестрички.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.

























Пословицы о грибах

Бобы не грибы: не посеяв, не взойдут.

Бояться волков, быть без грибов.

Будет дождик, будут и грибки; а будут грибки,
будет и кузовок.

Возле леса жить — голодному не быть.

В карете цугом по грибы не ездят.

В лесу шуметь — только грибы распугивать.

Всяк грибок знает свой срок.

Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб
в кузов кладут.

Выдранный гриб навек погиб, срезанный под корешок —
дает приплода мешок.

Где один гриб, там и другой.

Гриб не хлеб, а ягода не трава.

Грибные приметы и зимой живут.

Грибы растут в деревне, а их и в городе знают.

Грибы на одной ножке, не придут сами в лукошко.











Загадки о деревьях и кустарниках

Украшает их народ

Каждый раз под Новый год.

Вместо листиков — иголки.

Назови деревья! (Елки)

 

Желто-красная одежка,

Каждый листик, как ладошка.

Осенью всех ярче он.

Догадались? Это... (клен)

 

Деревца в лесу стоят,

Даже в тихий день дрожат.

Вдоль извилистой тропинки

Шелестят листвой... (осинки)

 

Гроздь красна, да не рябина.

Лист резной, да не калина.

Ядовитая она.

Это, братцы,... (бузина)

 

Тонет куст в цветах махровых,

Словно в облачках лиловых.

В яркий теплый майский день

Глаз наш радует... (сирень)

 

Белый низ, зеленый верх —

В летней роще краше всех!

На стволах полоски.

Хороши... (березки)

 

В мае грелась, зеленела,

Гроздья осенью надела.

В алых ягодках — горчинка.

Что за деревце? (Рябинка)

 

Он в лесу, как витязь, встанет,

Желудями в срок одарит.

И лесник, и лесоруб

С ним знакомы. Это... (дуб)

 

 



























Загадки о птицах для детей

 

Он весной поет красиво:

Звонко, весело, игриво!

Угадай-ка поскорей:

Что за птичка? (Соловей)

 

Очень трудная работа -

О семье весной забота -

Строить в доме этажи!

Кто строители? (Стрижи)

 

Высоко под облаками,

Над полями и лугами,

Рано выпорхнув спросонок,

Кто поет нам? (Жаворонок)

 

Тук-тук-тук - с утра весь день

Как стучать ему не лень?

Может, он немного спятил?

-Тук-тук-тук - в ответ нам... (дятел)

 

Кто в лесу у нас гадает,

Про судьбу и жизнь все знает?

Прокукует - подсчитаешь -

Сколько жить тебе, узнаешь! -

Птичка, серая подружка,

А зовут ее... (кукушка)

 




Серый маленький комочек:

Чик-чирик - замерз он очень!

Солнце, выгляни скорей!

Кто тепла ждет? (Воробей)

 

И зимой ей не сидится:

Над моим окном кружится,

Хлебных крошек и пшеницы

Просит к завтраку... (синица)

 

Болтлива птичка - спору нет,

Расскажет новость и секрет!

Красива с виду, белобока

Кто? - Длиннохвостая... (сорока)

 

Задавака и пижон,

Своим хвостом гордится он,

Распустит перья для смотрин,

А как зовут его? (Павлин)

  

Отступили снега и метели,

Птицы с юга домой прилетели.

Кружат, трели разводят певцы.

Кто весну прославляет? (Скворцы)









Загадки о временах года



Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит девица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрылось серебром. (Зима)

* * *

Пришла, улыбнулась —

Утихли метели.

Позванивать стал

Колокольчик капели.

Река пробудилась,

Растаяли льды,

Наряд белоснежный

Надели сады. (Весна)

* * *

Оно за весною

К нам в гости идёт,

С собою приносит

Немало забот.

Горячие, долгие

Дарит деньки,

Чтоб зрели скорей

На полях колоски. (Лето)

* * *

Прошла по лугам, по лесам, по полям,

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: «За мною нагрянет зима». (Осень)

Загадки об африканских животных .

Царь зверей раскатисто рычит, 
Всех зверей собрать спешит,
На камень грациозно сев,
Скажите, кто же это?... 
(Лев). 
 
Уж очень вид у них чудной:
У папы - локоны волной,
А мама ходит стреженой.
За что она обижена?
Недаром часто злится
На всех мамаша ... 
(Львица). 

В зоопарке, 
Верь - не верь,
Проживает чудо-зверь.
У него рука во лбу!
Так похожа на трубу! 
(Слон). 



У этого зверя огромный рост, 
Сзади у зверя - маленький хвост.
Спереди у зверя - хвост большой.
Кто же это? Кто же это? Кто такой?
Ну конечно это он!
Ну конечно это ... ! 
(Слон). 















Долговязый и пятнистый - 
На деревьях щиплет листья.
Как бы только не упасть - 
Самому тогда не втать! 
(Жираф). 

 



На носу он носит рог 
И зовётся ... 
(Носорог). 












Рот похож на чемодан, 
Сам большущий, как диван. 
Вон купаться он идёт - 
Толстокожий 
(Бегемот).

Львёнок шёл на водопой. 
Осторожно, львёнок, стой! 
Хоть вкусна в реке водица, 
Кто зубастый в ней таится? 
(Крокодил). 







Загадки о животных русские народные.

Не прядёт, не ткёт, 
А людей одевает. 
(Овца) 










Хвост крючком,
А нос пятачком. 
(Свинья, поросёнок) 

Не пахарь, не столяр, 
Не кузнец, не плотник, 
А первый на селе работник. 
(Лошадь) 


Мягкие лапки, 
А в лапках цап-царапки. 
(Кот, кошка) 

 

Не говорит, 
Не поёт,
А кто к хозяину,
Она знать даёт
. 

(Собака) 









С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык, 
Доят, а не корова, 
Лыко дерёт, а лаптей не плетёт. 
(Коза) 
 






Сер, но не волк; 
Четыре ноги, но не корова. 
Уши длинные, но не заяц; 
Есть копыта, но не конь; 
Мал, но силён. 
(Осёл) 












Быстрый прыжок,
Тёплый пушок, 
Красный глазок. 
(Заяц) 

Летом наедается, 
Зимой высыпается. 
(Медведь) 


Зубовато, серовато,
По полю рыщет,
Телят, овец ищет. 
(Волк) 
 
Хвост пушистый, 
Мех золотистый. 
В лесу живёт, 
Кур крадёт. 
(Лиса) 

Не ёлка, а колка;
Не кот, а мыши боятся. 
(Ёж) 













Маленький шарик, 
Под лавкой шарит. 
(Мышь) 

Корова сера, 
Дома не любят, 
А на базаре не купят. 
(Крыса) 















Длинна, а не нитка;
Зла, а не ведьма;
Черна, а не ворон. 
(Змея) 

Выпучив глаза, сидит, 
По-французски говорит, 
По-блошьи прыгает, 
По-человечески плавает. 

(лягушка)





Сапожник не сапожник, 
Портной не портной,
Держит во рту щетинку,
А в руках ножницы. 
(Рак) 













Ног нет, а движется; 
Перья есть, а не летает;
Глаза есть, а не моргает. 
(Рыба) 


























Загадки о диких животных .

По веткам скачет, да не птица, 
Рыжая, а не лисица. 
(Белка)
 

Через поле напрямик 
Скачет белый воротник. 
(заяц)
 

Зимой беленький, 
Летом серенький, 
Никого не обижает, 
Сам всех боится. 
(заяц)


Огромная кошка по лесу скачет, 
В ушках серёжки она не прячет.
Ей не скажешь брысь,
Потому что это - ...! 
(рысь)


 

В птичник повадилась -
Жди беды.
Рыжим хвостом
Заметает следы. 
(лиса) 








Рыжая хозяюшка 
Из лесу пришла, 
Всех кур пересчитала 
И с собою унесла. 
(лиса)


Серовато, 
Зубовато, 
По полю рыщет, 
Телят, ягнят ищет. 
(волк)







Кто зимой холодной, 
Ходит злой, голодный? 
(волк)


Снизу камень, 
Сверху камень, 
Четыре ноги, 
Да одна голова. 


Маленькие зверьки,
Серенькие шубки,
Длинные хвосты,
Чёрненькие глазки,
Остренькие зубки. 
(мышь)
 
Стройный, быстрый, 
Рога ветвисты, 
Пасётся весь день, 
Зовётся... 
(олень)


государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Волгодонский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ВПК»)





Конспект занятия по экологии первично-ознокомительного типа ( старшая группа)


"В гостях у белки"











подготовила студентка группы дз-4.3 Чуплакова Галина Алексеевна
















г. Волгодонск2017 г.

Тема:"В гостях у белки"

Цель: Расширить и уточнить знания детей о белках.

Задачи:

1.Познакомить детей с белкой. Уточнить их знания об образе жизни белки, ее повадки (где живет, как передвигается, чем питается, о ее врагах).

2.Вызвать у детей интерес к жизни диких животных, закрепить знания детей о зиме, ее приметах;

3.Развивать память, внимание, мышление;

4. Совершенствовать речь, активировать словарь по теме;

5. Воспитывать бережное отношение к природе, животным. Видеть красоту родной природы.

Материалы и оборудование:

Игрушечная белка, зимний лес на фланелеграфе, конверты с изображением белки и картинки, на которых нарисовано то, что белочка ест и что не ест, корзинка, еловые шишки, таблицы: «Времена года, приметы зимы».

Ход занятия:

В: Дети, какое сейчас время года?

Дети: Зима.

В: У зимы, как и у ее сестер Осени, Весны, Лета тоже три месяца. А как они называются, мы с вами узнаем, прочитав стихотворение.

У зимы же, посмотри -Вытягивают по очереди руки вперед

Дети есть, их тоже три -Поднимают три пальца

Декабрь, Январь и Февраль - Загибают по очереди пальцы

Одели все в снежную шаль. - Поднимают руки вверх и постепенно их опускают, делая легкие движение кистями рук.

В: Так какие же месяцы у зимы?

Дети: Декабрь, Январь, Февраль

В: ребята, а давайте вспомним приметы зимы.

Дети: Выпадает снег, замерзают лужи, стоят морозы...

В: Правильно. А животные? Они же, тоже часть природы, значит и с ними происходят изменения. Какие?

Дети: Заяц меняет шубку на белую, медведь спит в берлоге.

В: Ребята, а хотите отправиться в зимний лес в гости к белочке?

Дети: Да, хотим.

В: Ребята, но в лесу много снега намело, большие сугробы. А на чем можно легко передвигаться по снегу?

Дети: На лыжах.

В: Ну, что же. Я предлагаю всем встать на лыжи. Давайте расскажем стихотворение.

Выпал снег, первый снег.

Дети поднимают руки и опускают

вниз, делая движения кистями (идет снег)

Всюду шум, всюду смех

Хлопают в ладоши.

Я встаю на лыжню Всех сейчас обгоню.

Делают скользящие движения ладоней, друг о друга.

В: Молодцы, а теперь все встают за мной, и едем на лыжах в лес. (имитируя ходьбу на лыжах, все добираются до леса, изображенного на фланелеграфе).

В: Вот мы и добрались до леса, посмотрите, кто нас встречает?

Дети: Белочка.

В: Ой, посмотрите, на елке сидит еще одна белочка! Ребята, а вы знаете, как называется белкин домик?

Дети: дупло.

В: Правильно. А еще белка иногда сплетает себе гнездо. А посмотрите, что я нашла под елкой!

Дети: Шишки.

В: Давайте их рассмотрим. Посмотрите, одна шишка странная. Почему она такая?

Дети: Белочка искала в ней семена.

В: Если в лесу уродилось много шишек, то другой еды белке не надо. Это еще

самое любимое лакомство. А на этом дереве грибы. Откуда они взялись здесь?

Дети: Белочка, еще осенью повесила сушить.

В: А чем еще белочка питается, что она любит?

Дети: Желуди, орехи, ягоды.

В: Видите, какая белочка хорошая хозяйка, запасы на зиму сделала, сама сыта и деток накормила. А как называют белочкиных деток.

Дети: Бельчата.

В: Ребята, а вы знаете, что не так легко живется белочке, ведь у нее много врагов. Приходится ей прятаться от ястреба, филина, совы. А на земле от лисы, от куницы.

В: Дети, а хотите поиграть?

Дети: Да.

В: Я предлагаю вам поиграть в игру «Ястреб летит». Вы все превращаетесь в белочек, прыгаете грызете орешки. А я буду ястребом. Как только я скажу, ястреб летит, вы приседаете и замираете. А по команде ястреб улетел, опять начинаете резвиться.

(Игра проводится два, три раза).

В: Молодцы белочки, какие шустрые. Никого ястреб не поймал. Белочки от ястреба прятались, устали, проголодались. Давайте сядем на пенек и поиграем в игру «Накорми белочку».

(Дети садятся на ковер, воспитатель раздает конверты с белочкой и карточками с рисунками того, что белочка ест и, что не ест).

В: Достаньте каждый свою белочку и рядом с ней выложите картинки, на которых нарисовано, что белочка любит есть.

В:Молодцы! Все справились с заданием. А теперь давайте положим в корзинку

угощение для белочки и подарим ей.

Ну, все ребята, нам пора возвращаться назад.

(Дети садятся за столы).

В: Понравилось вам в гостях у белочки?

Дети: Да, понравилось.

В: А давайте вспомним, где белочка живет?

Дети: В лесу на дереве.

В: Как называется ее домик?

Дети: Дупло, гнездо.

В: А, кто у белочки враги?

Дети: Филин, ястреб, лиса, сова.

В: А что белочка любит кушать?

Дети: Орехи, грибы, шишки, желуди.

В: Молодцы! Белочка очень довольна, что вы так много о ней знаете.

И приготовила для вас подарок.

(Воспитатель раздает детям шоколадные грибочки).






государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Волгодонский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ВПК»)








Конспект занятия по экологии обобщающего типа

(в старшей группе)

«ПТИЦЫ — ПЕРЕЛЕТНЫЕ И ЗИМУЮЩИЕ»








подготовила студентка группы дз-4.3 Чуплакова Галина Алексеевна















г. Волгодонск

2017 г.





Тема: «Птицы — перелетные и зимующие»

Цель: формирование элементарных экологических знаний, мышления и поведения;

Программное содержание:

1. Продолжает закреплять и систематизировать знания о птицах.

2.Расширять представления детей о жизни птиц в зимний период.

3. Познакомить детей с понятием «кочующая птица».

4. Развивать интерес к жизни птиц, зрительное внимание, мышление и память, речь детей.

5. Воспитывать доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям.

6. Формировать желание заботиться о птицах.

7. Воспитывать любознательность, сочувствие.

Материалы и оборудование: мяч, разрезанные карточки птиц, рисунки птиц: перелетных (скворец, грач, ласточка,) зимующих (синица, сорока, снегирь, голубь, кочующих (ворона)

Организационный момент 

Воспитатель: Встали. Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись.

Руку правую подали, руку левую пожали.

И друг друга мы обняли.

Отошли и поклонились.

Вы готовы заниматься?

Дети: Да, готовы заниматься.

Очень будем мы стараться! (позаимствовано у Гатауллина М. А. Богдан В. И)

Ход занятия:

В: Дети, посмотрите в окно, кто к нам заглянул в гости? (на шторке прикреплены рисунки птиц: с одной стороны перелетные, с другой зимующие).

В: Давайте поговорим о них, но разговаривать будем в игровой форме. (Воспитатель бросает мяч ребенку задавая вопрос, тот возвращает мяч, отвечая на вопрос).

- Название птицы

- Чем она отличается от других

- Чем питается

- Посмотрите внимательно на птиц. Может кто-то знает, почему птицы распределены по разным стайкам? (Если они затруднятся ответить, то им необходимо помочь: Как называют птиц, которые на зиму улетают в теплые края? (перелетные). А птиц, которые остаются с нами? (зимующие) .)

(показать рисунок вороны) Скажите, что эта за птица? К какой стайке мы её присоединим?

В: Ребята эта птица с секретом – она на самом деле и зимующая и перелетная. (прикрепить рисунок вороны к стайке с перелетными птицами) . Как наступает осень, молодые птицы улетают в теплые страны, а на их место прилетают другие с севера. (второй рисунок вороны прикрепить к стайке с зимующими птицами) . Её еще называют кочующая птица. Ворона от грача отличается своим крупным размером. Клюв острый и сильный, чёрного цвета, а у грача сероватый. Оперение чёрное, с синеватым или зеленоватым отливом. Когти сильные, загнутые. Ворон — осторожная птица. Умеет хорошо передвигаться по земле. Перед тем как полететь, ворон делает несколько прыжков. Давайте попробуем сделать так же как ворон. (Встаем в круг, делаем три прыжка, бежим по кругу размахивая руками)

В:Давайте посмотрим, какие птички прилетели к нашим кормушкам. (Смотрим в окно на улицу) . Скажите, а для чего мы повесили кормушки. (беседа)

- Сейчас мы с вами разделимся на две команды: «Зимующие птицы» и «Перелетные птицы» и выполним задание. (Раздаю разрезанные карточки с рисунками птиц. Одной команде – зимующих птиц, другой – перелетных. По птице не правильно кладу. Необходимо их собрать и выяснить, не «заблудилась» ли какая птичка.)

Физминутка: подвижная игра “Зимующие и перелетные птицы”

- Ребята, давайте поиграем, если я назову зимующую птицу – приседайте, если перелетную птицу –“машите крыльями”.

(Когда я сказала «ворона» несколько детей сообразили, что нужно приседать и «махать крыльями» одновременно)

Итог занятия:

Вы молодцы! Справились со всеми моими заданиями

– Что нового узнали на занятии?

– Чем больше всего запомнилось занятие?

– Что вызвало затруднение?

Встали. Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись.

Руку правую подали, руку левую пожали и сказали «Молодец».





государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Волгодонский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ВПК»)







Конспект занятия по экологии углубленно-познавательного типа (в старшей группе )

«ЖИВОТНЫЕ РЯДОМ С НАМИ»







подготовила студентка группы дз-4.3 Чуплакова Галина Алексеевна




















г. Волгодонск

2017 г.

Тема:«Животные рядом с нами»

Цель: Углублять и расширять представления о жизни черепахи.

Задачи:

-Расширять представления о черепахе: ее внешнем виде, типичном поведении (медлительная, неповоротливая, при опасности прячется под панцирь).

-Учить устанавливать связь между строением панциря, его качествами и назначением, а также особенностями передвижения черепахи.

-Дать знания о месте обитания черепахи на воде и суши, учить создавать в уголке природы аналогичные условия.

-Учить ухаживать за черепахой, вызвать интерес и заботу к животным.

-Воспитывать у дошкольников заботливое, бережное отношение к животным, чувство ответственности за нее.

Планируемые результаты: развитие интегративных качеств «любознательный, активный», «эмоционально-отзывчивый», «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных представлений, соблюдающий правила поведения»

Предварительная работа: наблюдение за жизнью животных, уход за ними, рассматривание картин, беседы, рисование

Ход занятия

В начале занятия раздается стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то стучится в дверь.

Незнайка: Здравствуйте ребята! Вы узнали меня? Я пришел к вам в гости с черепахой. Сообщает детям, что черепаха будет жить в уголке природы. А вы, ребята, знаете, как ухаживать за черепахой? Дает возможность рассмотреть черепаху. Воспитатель обращает внимание на то, чем покрыто тело черепахи, что еще есть у черепахи. Предлагает погладить животное детям, рассматривая узор на ее панцире, слегка нажимая на панцирь. Дети убеждаются, что он твердый. Воспитатель сообщает, что можно узнать, сколько лет черепахе. Для этого предлагает посчитать детям количество кругов на пластинках панциря: сколько кругов, столько и лет черепахе. Если до головы или ног слегка дотронуться палочкой, можно узнать еще одну особенность черепахи. Она спрячет голову и ноги. Панцирь спасает черепаху от хищников. Черепахи медлительны и неповоротливы на земле. Но не все черепахи одинаковы. Одни живут только на суше, хотя умеют и плавать. Это наземные черепахи. Другие живут в воде, в море или в пруду, а на землю иногда выходят погреться на солнышке. Это водные черепахи. Все черепахи потомство выводят на суше. Они выкапывают в песке ямку, в эту ямку откладывают яйца и засыпают их песком. Солнце согревает в песке яйца, и через некоторое время из яиц вылупляются маленькие черепашки. Малыши водных черепах, едва появившись на свет, тут же устремляются к воде. Там легче спрятаться от врагов. Наземные черепашки зарываются в песок и остаются там зимовать. Черепахи –мирные, спокойные животные. Они едят траву, листья одуванчика и подорожника, водоросли, рыб, лягушек. Черепахи могут долго обходиться без пищи, но совсем не переносят холода. В холодное время года они впадают в спячку. После этого рассказа воспитатель выясняет, что нужно сделать в нашем уголке природы, чтобы черепахи жилось хорошо? Ответы детей: нужно держать в ящике или террариуме, на дно которых насыпают песок или опилки. Нужно поставить миску с водой, кормить яблоками, тертой морковью, листовым салатом, капустой, одуванчиками. Кормить надо в одно и то же время. Если черепаха отказывается от пищи, значит ей холодно, надо поместить ее в теплое место.

Музыкальная пауза: песня «Черепашонка» и произвольные движения, согласно тексту песни.

Дидактическая игра. Придумай как можно больше слов. Какая у нас черепаха? Что любит, что она умеет делать. Воспитатель подчеркивает, что обращаться с любыми животными нужно очень осторожно, чтобы не нанести им вреда. Воспитатель спрашивает дошкольников, почему мы считаем, что все животные - это живые существа. Ответы детей: они, как и мы, дышат, двигаются, питаются. У них появляются детеныши. Молодцы, ребята!

Далее, воспитатель предлагает для закрепления знаний, поиграть детям в настольную –экологическую игру. Давайте, ребята, позовем Незнайку с нами поиграть.

Незнайка: Спасибо, ребята! Я согласен.

Педагог выкладывает перед детьми карточки, на которых изображены капелька воды, воздух, земля, песок, трава, солнце, человек. Незнайка выкладывает набор карточек с животными. Дети по очереди берут карточки и говорят, нужно ли то, что на них изображено для жизни черепахи, хомячка, попугайчика, морской свинки.

Например: водой животное поят, травой оно питается, солнце дает им свет и тепло; человек ухаживает, заботится о них.

Педагог поощряет детей за правильные ответы. Незнайку благодарит за участие в игре.

В конце занятия педагог вместе с детьми формулирует правила поведения в живом уголке.

В заключение Незнайка подтверждает: «Правил не должно быть много и все они должны реально соблюдаться! Я так много узнал интересного у вас на занятии. Но пора прощаться, до свидания, ребята! »







государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Волгодонский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ВПК»)








Конспект занятия по экологии комплексного типа

(в старшей группе)

«НАСЕКОМЫЕ»












подготовила студентка группы дз-4.3 Чуплакова Галина Алексеевна
















г. Волгодонск

2017 г.

Тема: «Насекомые»

Цели: Расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых.

Задачи:

-расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках;

    -обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении условиям жизни;

-уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека;

-учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения;

-учить отвечать на вопросы; продолжать учить группировать предметы по основным признакам;

- активизировать память и внимание детей; обогащать словарный запас;

-развивать связную речь и логическое мышление, звукопроизношение;

-воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

Материал: картинки с изображением леса; предметные картинки, иллюстрации насекомых, цветов; шапочки насекомых; цветная бумага, ножницы, клей.

Предварительная работа: наблюдение за насекомыми на прогулке; знакомство с моделями существующих признаков насекомых; рассматривание иллюстраций.

Ход занятия:

Кинезиологическое упражнение «Перекрестные шаги»

-Ребята, сегодня мы отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:

«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, через веточки, пенечки.

Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал? »

Беседа: Что мы видим вокруг?

- Назовите лесные цветы. Какие они? На что похожи? Кого привлекают?

-Для чего нужны цветам насекомые?

-Угадайте о каких насекомых я буду говорить:

Загадки

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза.

Называем ее … (стрекоза)

Сок цветов душистый пьет,

Дарит на и воск и мед,

Людям всем она мила

А зовут ее…. (пчела)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь. (жук)

Не зверь, не птица,

Нос как спица;

Летит-кричит,

Сядет-молчит.

Кто его убьет,

Тот свою кровь прольет. (комар)

Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (муравей)

Она легка, красива,

Изящна, легкокрыла,

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (бабочка)

Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки,

Черненькие точки. (божья коровка)

- По каким признакам можно определить, что это насекомые?

-Назовите полезных насекомых?

-Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравьи?

-Назовите вредных насекомых? Какой вред они приносят? (муха, комар, таракан)

Игра «Четвертый лишний»

Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедится, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру.

1) заяц, еж, лиса, шмель;

2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) оса, стрекоза, волк, пчела;

6) таракан, муха, пчела, майский жук;

7) кузнечик, воробей, комар, божья коровка;

8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9) лягушка, комар, жук, бабочка;

10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

Игра в слова

А сейчас я хочу поиграть еще в одну игру. Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью, шмелю, пчеле, таракану.

Слова: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, вредитель, летающий цветок, соты, жужжит, хвоинки, чемпион по прыжкам, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница.

Игра «Разложи бабочек на группы»

-Посмотрите, какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить их по группам (форма, цвет, размер)

Физкультминутка «Превращение»

-А теперь ребята мне хочется поколдовать. У меня есть волшебный цветок, который поможет нам. Закройте глаза и повторяйте за мной «Нам цветочек помоги, в насекомых преврати! » Вот мы с вами и превратились в насекомых и полетели по лесной полянке. (дети порхают, рыгают и издают характерные звуки).

Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Появляется гусеница, ворчит: «Сами превращаетесь, а про меня забыли? »

- Нет, гусеница, не забыли. Мы тебе поможем превратится в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку.

-Что сначала откладывает бабочка? (бабочка откладывает яйца)

-Кто появляется из яиц? (из яиц появляется гусеница)

-Что делает гусеница? (она питается листьями и растет)

-В кого она превращается? (гусеница превращается в куколку)

-Кто выходит из куколки? (из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, а потом начинает летать) .

-Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по картинкам.

Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом, (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)

Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна. (грозят пальцем)

Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

Рассказ детей по картинке.

Итог занятия Д. и. «Хорошо-плохо»

Мы отдохнули на полянке в лесу, и пришло время возвращаться в детский сад. Но прежде чем вас расколдовать, я хочу узнать, хорошо или плохо быть насекомым? Что произойдет с лугом, лесом, с нашей природой, если исчезнут насекомые?

Дети приходят к выводу, что если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять.

Раз, два, три, четыре, пять – вот и дети вы опять.

-Вам понравилось быть насекомыми?

-Какая игра вам больше всего понравилась?

-Вы все сегодня были молодцы!

И я предлагаю пройти за столы и сделать бабочек из бумаги, а потом их украсить.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Портфолио по экологии

Автор: Чуплакова Галина Алексеевна

Дата: 23.04.2018

Номер свидетельства: 467434

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Портфолио химико-биологического (медицинского) класса. "
    ["seo_title"] => string(59) "portfolio-khimiko-biologhichieskogho-mieditsinskogho-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "217867"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1433500389"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Реализация введения ФГОС НОО "
    ["seo_title"] => string(34) "riealizatsiia-vviedieniia-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "165140"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422777171"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Индивидуальный проект по внедрению инновационных методов и технологий повышения эффективности образовательного процесса. "
    ["seo_title"] => string(137) "individual-nyi-proiekt-po-vniedrieniiu-innovatsionnykh-mietodov-i-tiekhnologhii-povyshieniia-effiektivnosti-obrazovatiel-nogho-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "225841"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439917680"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа по окружающему миру ( УМК "Планета знаний") "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "232574"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442860124"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Жалпы білім беретін мектепте өзін-өзі тану пәнін психологиялық - педагогикалық тұрғыда қамтамасыз ету"
    ["seo_title"] => string(80) "zhalpy_bilim_bierietin_miektieptie_ozin_ozi_tanu_p_nin_psikhologhiialyk_piedagho"
    ["file_id"] => string(6) "353579"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1477850881"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства